Компьютер и его влияние на психику человека. Положительное и отрицательное влияние компьютера на психику человека

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах . Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Все вышеперечисленные недуги безусловно отразятся и на Вашем психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игромания.

Прежде всего необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями.

Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, знакомьтесь в Интернете , удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Собственно все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Кстати сказать, огромное заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетозависимыми родственниками, в том, что вышеперечисленные качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к этическим нормам. Но, еще раз повторюсь, это заблуждение. Эти люди больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера.

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В последние годы человечество столкнулось с глобальной компьютеризацией всех видов человеческой деятельности. Персональный компьютер стал нашим спутником и дома. Без компьютера не обходятся и дети. ГИПОТЕЗА Сейчас прожить без компьютера практически невозможно. Интернет, чаты, форумы - эти слова давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но вместе с ними в нашу жизнь вошли и такие новые понятия как «Интернет- зависимость», «игромания». Увеличилось число людей, больных «типично компьютерными» болезнями - ухудшением зрения, искривлением позвоночника и другими неприятными заболеваниями. Но всё же компьютер приносит не одни беды, иногда он очень помогает, и мы хотим показать «обе стороны медали».


Главным образом выражается в двух основных формах: интернет - зависимость (интернет - аддикция) чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой: Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. Физические симптомы: сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ТЕРМИН «ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Впервые научный подход к изучению феномена «интернет-зависисости» продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.


ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре. Аддикты постоянно находятся в состоянии сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией. Что происходит с ними во время игры более менее объективно выявить сложно, так как любое отвлечение от игры – это выход из виртуальной реальности. В процессе игры их настроение существенно улучшается, присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир. Большинство аддиктов – люди, имеющие ряд семейных проблем, проблемы на работе, учебе. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире – виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта – он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.


ПСИХОЛОГИЯ ГЕЙМЕРА "Геймерами" называют людей, которые используют компьютер в большей степени только ради игр. Многочисленные исследования показывают геймеры крайне редко смотрят телевизор и почти не читают газет и журналов. Аудитория геймеров далеко не малочисленна. Ядро составляют люди в возрасте от 20 до 44 лет.Второй по численности группой геймеров является молодежь в возрасте от 10 до 19 лет. Исследования показали, что 44% игроков имеют высшее образование.


В КАКИЕ ИГРЫ ИГРАЮТ ПОДРОСТКИ? Условно всю совокупность игр можно разбить на несколько основных видов. Наиболее распространенными видами являются 3D Action (обычно это всевозможные "бродилки", "мочилки", "леталки", "гонки") и Logic ("аркады", "квесты", "стратегии"). Вообще-то, игровых стилей намного больше, но 3D Action и Logic являются наиболее яркими и любимыми. Любой игровой стиль по-своему интересен и развивает определенное мышление игрока. Первоначальный смысл игр заключался в своеобразном отдыхе от монотонной будничной жизни. Но иногда этот отдых перерастает в психологическую зависимость от компьютера. На научной конференции в Голландии, посвященной компьютерным играм, ученые отметили, что у геймеров наблюдается повышенная активность в тех же зонах мозга, что у наркоманов и алкоголиков.


Компьютерные игры, использующие технологию VR (виртуальная реальность), можно назначать детям с тяжелыми ожогами как дополнительное болеутоляющее средство, сообщает BBC News. Австралийские медики из госпиталя Аделаиды считают, что погружение в мир монстров и пришельцев помогает побороть боль у таких пациентов. Семи обожженным в возрасте от 5 до 18 лет предлагалось играть в VR-игры во время длительной процедуры смены повязок. При этом дети, которым давались и традиционные обезболивающие, гораздо легче переносили перевязку. В качестве "игрового" обезболивания использовались закрепленные на голове два миниатюрных компьютерных экрана и специальный сенсор, который позволял детям двигаться внутри виртуального мира и отстреливать монстров. Медики объясняют подобный эффект тем, что дети, переключаясь на переживания внутри игры, перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях. Исследователи считают, что можно подобрать игры, которые будут максимально эффективны в той или иной возрастной группе. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ, КАК БОЛЕУТОЛЯЮЩЕЕ СРЕДСТВО


Федеральная посредническая служба Соединенных Штатов предлагает расширить стандартную обучающую программу младших классов специальным курсом, который поможет научить детей решать конфликты мирным путем. Согласно статистике, собранной американскими аналитиками, каждый третий учащийся начальной школы жалуется на негативное отношение и издевательства со стороны сверстников. В качестве основного элемента нового обучающего курса предлагается использовать компьютерную игру под названием «Хорошая школа, в которой действуют мирные законы». В этой игре с анимированными персонажами и "ожившими" предметами детям предлагается находить выходы из конфликтных ситуаций, выбирая один из четырех возможных вариантов развития событий. После того, как ребенок сделает свой выбор, ему демонстрируются последствия принятого решения. В настоящее время игра Cool School: Where Peace Rules является экспериментальным проектом. Однако Федеральная посредническая служба США уже ищет частных инвесторов для того, чтобы распространить игру во всех школах страны. РЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ МИРНЫМ ПУТЕМ


СОЦИОЛОГИ СОСТАВИЛИ ПОРТРЕТ ТИПИЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНТЕРНЕТА Согласно опросу, проведенному в 14 странах мира, портрет типичного "обитателя" Сети везде примерно одинаков. Он много читает книг, больше времени уделяет общественной жизни, нежели "неподключенные" соратники, и проводит перед телевизором не более пяти часов в неделю. Подмечено также, что за компьютером больше проводят времени мужчины, чем женщины. Хотя и здесь есть свои исключения. Например, в Тайване представители обоих полов в почти равной степени проводят время в интернете (25% мужчин и 23,5% женщин). Лидерство в сфере общения в интернете принадлежит Китаю. Именно китайцы больше всех обсуждают со своими коллегами в различных форумах и чатах политические темы, хобби или вопросы религии.


ТЕСТ НА КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ Изучая литературу, мы выяснили, что важное влияние на формирование определённых свойств личности у каждого школьника оказывают компьютерные игры. К тому же при значительных перегрузках у них могут возникнуть проблемы со здоровьем (покраснение глаз и головная боль). Поэтому нужно проводить диагностику поведения школьников во время игры на компьютере, разъяснять негативное влияние игр. Для диагностики состояния играющего предлагается использовать компьютерный тест, содержащий 8 вопросов и возможные варианты ответов. компьютерный тест Тестирование из 69 человек показало, что 46 человек - заинтересованы игрой, 22 - увлечены, а 1- уже находится в стадии зависимости, на что необходимо обратить особое внимание.


Мы думаем, что ребятам стоит задуматься... Хотя бы о том, сколько времени они проводят за компьютером. Их необходимо научить контролировать свое время вообще (и прежде всего - время, проведенное за компьютером), свои эмоции и чувства. Учащимся рекомендуется проводить за компьютером не более 2-3 часов в день и поменьше играть. Лучше что-либо изучать или обучаться в игровой форме. Санитарные правила определяют, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 часов, ребенка - от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста. Минимальный перерыв - 15 минут. ОПРОС УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ (38 человек) 1.Имеете ли вы компьютер?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Работа «Влияние компьютера на психику человека» пополнила наши знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере. Изучая литературу, мы узнали, что кроме "сетемании", в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами - «Игромания«. Особенно синдрому игромании подвержены дети и подростки. Они могут всерьез ассоциировать себя с виртуальными "дюками" и "думами" и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких игр очень трудно расти человеку с нормальной психикой, поэтому родителям нужно следить за тем, в какие игры играет их ребенок и о длительности их общения с компьютером. В результате исследовательской работы выяснили, что Интернет стал величайшей иллюзией XXI века. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир. Работая над исследовательской работой, мы узнали, что компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.


ЛИТЕРАТУРА 1.Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология

Компьютер – новая реальность в нашей жизни, и человек в силу своей эволюции не приспособлен к постоянной работе с ним. Поэтому вопросы, связанные с влиянием компьютера на здоровье человека, лучше рассматривать с профилактической точки зрения, чем лечить появившиеся вдруг заболевания.

Сразу хочу ответить на вопрос: вредно ли сидеть за компьютером? Считаю, что пользы от компьютера при его разумном использовании намного больше, чем вреда. Тем не менее кто предупрежден, тот вооружен.

Влияние компьютера на здоровье человека характеризуется:

  • постоянным сидячим положением,
  • большим зрительным напряжением,
  • а также нервно-эмоциональным напряжением, связанным с влиянием компьютера на психику человека.

Опасность компьютера для здоровья проявляется в том, что воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время.

Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером:

  • мерцание монитора (влияет на глаза),
  • электромагнитное излучение,
  • шум (раздражает),
  • воздействие на психику,
  • стесненная поза (действует на позвоночник),
  • микроклимат помещения (влажность, пыльность),
  • режим работы (необходимые перерывы на отдых).

Рассмотрим некоторые факторы подробнее. О большой нагрузке на глаза при длительной работе с компьютером читайте в статье « “, о профилактике:

Вопросы воздействия на психику, Интернет зависимость – темы серьезные и требуют отдельного рассмотрения.

Я не склонна преувеличивать вопросы излучения компьютера. Не меньшую дозу электромагнитного излучения мы «получаем», например, от мобильного телефона, телевизора или микроволновки, да и электропроводка вдоль стены тоже излучает.

Ранее основным источником излучения в персональном компьютере были мониторы с электронно-лучевой трубкой, которые в настоящее время выходят из употребления. Современные жидкокристаллические мониторы в плане излучения считаются намного более безопасными.

Для профилактики органов дыхания необходимо проветривать помещение, где работает компьютер, несколько раз в день и проводить влажную уборку. Желательно пользоваться ионизатором (например, люстра Чижевского).

Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Это может быть аквариум с рыбками (увеличивает влажность, а рыбки успокаивают нервы), декоративный водопад (опять же, повышает влажность, а льющаяся вода выполняет функции ионизатора).

Более сложным является вопрос, связанный с заболеваниями мышц и суставов . Однообразное сидячее положение способствует онемению шеи, боли в плечах и пояснице, покалыванию в ногах. Люди, профессионально работающие за компьютером, так же, как и те, у кого сидячая работа, страдают изменениями формы позвоночника и общей мышечной слабостью. Но здесь, по-моему, можно только посоветовать вести здоровый и активный образ жизни.

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик .
Уже более 3.000 подписчиков

.

С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием Интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином «аддикт» следует понимать зависимых пользователей) . Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер, включая виды использования, не относящиеся к социальным потребностям. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования Интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

  • 1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция)
  • 2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 г. предложил

доктор А. Голдберг для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Предложенные им диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям психических болезней по классификации DSM для нехимических зависимостей:

  • 1. Использование компьютера вызывает дистресс.
  • 2. Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу.

Интернет-зависимость (Cyber Disorder) вошла в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

Также Л. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».

Основные источники притягательности Интернета для ухода от реальности:

  • - возможность анонимного общения;
  • - возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например киберсекс, ролевые игры, чаты и т. д.);
  • - чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отмстить, что нет необходимости удерживать собеседника, так как в любой момент можно найти нового);
  • - неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») (занимает последнее место в списке, так как в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не, а иногда и единственным средством общения: 90 % - зависимы от общения, 10 % - зависимы от информации).

Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то между ними можно обнаружить много общего. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности, и люди, имеющие черты данного типа, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать «нет» (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, сильное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Впервые научный подход к изучению феномена «Интернет- зависимости» продемонстрировала Кимберли Янг , разместившая на одном из сайтов Интернета оригинальный текст для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям К. Янг опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • 1) навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • 2) предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • 3) увеличение времени, проводимого онлайн;
  • 4) увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости:

  • киберсексуалъная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
  • пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
  • навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
  • информационная перегрузка - затянувшиеся путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  • игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

Адаптированный текст К. Янг использовался и российскими исследователями (А.Е. Войскунский, М.С. Иванов, Е.А. Корнеева и др.), которые получили более 600 анкет, из которых 570 было принято к обработке. Из них: 196 - женщин, 374 - мужчин. Возраст опрошенных от 12 до 47 лет, средний возраст анкетируемых оставил 23 года. 49 % имеют высшее образование, 20 % - средне- специатыюе, 15 % - незаконченное высшее. 32 % респондентов продолжают образование. 78 % используют Интернет для работы, остальные 22 % исключительно для отдыха и развлечения. В результате изучения полученных данных было выявлено, что распространенность интернет-зависимости составляет примерно 2 %, причем более подвержены ей гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67 %) (по данным английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском Интернете в настоящее женщин меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки и т. д. Стаж пребывания в сети Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тест> г К. Янг «пограничное» количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой «игрушкой».

По мнению К. Янг, будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые пользователи становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т. п., то есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.

Сложившаяся практика и опыт убеждают в том, что чрезмерное влечение к общению в Интернете крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение. Остановимся на основных симптомах, тесно связанных между собой, доставляющих неудобство тем, кто большую часть времени проводит в обществе компьютера.

Психологические симптомы:

S хорошее самочувствие или эйфория при работе за компьютером;

S отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером, невозможность остановиться;

S эмоциональная неустойчивость;

S пренебрежение семьей и друзьями;

S появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;

S снижение самооценки.

Физические симптомы:

S синдром карпального (запястного) канала (туннельное поражение нервных стволов запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц);

S сухость в глазах;

S головные боли по типу мигрени;

S боли в спине;

S нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

S пренебрежение личной гигиеной;

S расстройства сна, изменение режима сна.

Социальные симптомы:

S возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в колледже или на работе;

S проблемы экономические, так как много денег приходится платить за такое удовольствие;

S проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;

S пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные симптомы, среди которых основными являются потеря смысла реальной жизни - жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что эта плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного - неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?

Патологическое использование компьютера, возможно не так опасно в своем влиянии на человека, как. например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же влияет на личность человека.

  • Голдберг Айвен Кеннет - американский психиатр и психофармакологв 1995 г. предложил термин интертен-зависимость (Internet Addiction Disorder),вкладывая в него не медицинский смысл, а поведение со сниженным уровнемсамоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.
  • Кимберли С. Янг - профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор книги «Caught in the Net» («Пойманные в Сеть»), основатель Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью.

Представить современного человека без компьютера и интернета невозможно. Эти достижения техники существенно облегчили нашу жизнь, упорядочили работу, расширили возможности. Но одновременно принесли с собой и ряд новых, ранее неизвестных нам проблем, одна из которых – влияние компьютера, и особенно интернета, на нашу психику. Точно так же как монета имеет две стороны, так и это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние компьютера на психику человека

Начнем с отрицательных аспектов воздействия компьютера на психику человека. Всемирная паутина стала причиной появления нового вида зависимости – интернет-зависимости. Основные типы интернет-зависимости:

  • Игровая зависимость (игромания) – один из наиболее распространенных типов зависимости. Мир виртуальных игр ярок и реалистичен благодаря сложнейшим спецэффектам. Каждый новый уровень любой игры сложнее предыдущего. Желание покорить все новые высоты в виртуальном мире полностью завладевает зависимым человеком, он все свободное время (и не только) проводит за компьютером, пытаясь покорить уровень любимой игры. При этом интерес к реальной жизни практически утрачивается.
  • Навязчивый веб-серфинг (бесконечные путешествия) – проявляется данная зависимость в форме постоянного перехода с одной интернет-страницы на другую. Интригующие заголовки и шокирующие анонсы заставляют заходить на новые сайты, кликать по различным ссылкам. Множество ненужной информации перегружает мозг.
  • Виртуальные знакомства и общение – популярные социальные сети, такие как «В контакте», «Одноклассники» и другие, чаты, форумы, аська и другие способы знакомства в интернете могут таить в себе угрозу. В жизни далеко не каждый из нас успешен. Мы недовольны своей внешностью, финансовым положением, автомобилем, одеждой. Все это может стать причиной неуверенности в себе, появления комплексов и даже депрессии. В виртуальном мире можно быть кем угодно – для этого нужно лишь подобрать себе подходящий ник, сделать красочный аватар (любая понравившаяся фотография – даже чужая), и можно предстать в любом образе. Представьтесь хоть суперзвездой – все равно никто не узнает, кто же скрывается за данным ником. Виртуальное общение позволяет почувствовать себя значительно лучше, но не обязывает к правде. Возвращаясь в реальный мир, человек, который только что был суперменом или фотомоделью, чувствует себя еще более ущербным, потому он все больше времени посвящает виртуальному общению.
  • Финансовая зависимость – интернет-магазины, интернет-аукционы предлагают приобрести множество товаров с невероятной скидкой. Такая возможность затягивает, появляется желание покупать все новые и новые (в большинстве абсолютно бесполезные) вещи.
  • Зависимость от виртуального секса. Сексуальный инстинкт – один из самых сильнейших. Порой найти для себя подходящего партнера – невероятно сложная задача. В интернете поиск сексуального партнера очень прост – многие сайты специализируются на предоставлении подобного вида услуг, да и секс по интернету ни к чему не обязывает. Множество эротических картинок и видео становятся поводом и возможностью для самоудовлетворения.

Но нельзя утверждать однозначно, что интернет – зло, ведь всемирная паутина также оказывает и положительное воздействие на психику человека:

  • Неограниченный доступ к любому виду информации дает возможность интеллектуального развития, самосовершенствования. Если раньше для того чтобы изучить какой-либо аспект, необходимо было перечитать множество книг и журналов в библиотеке, теперь все это можно сделать, не выходя из дому. Притом ограничений нет никаких – любую книгу или журнал на любом языке можно найти в интернете.
  • Чувство востребованности и самореализации. Интернет – кладезь вакансий. Многие сайты специализируются на предоставлении работы. Все что от вас требуется – разослать свое резюме – и потенциальный работодатель узнает о вас. Ежедневно создается множество сайтов, существующие сайты обновляются, их наполняют новой информацией – а ведь это же множество рабочих мест, кстати, большинство таких вакансий и разовых подработок доступны для людей, находящихся за сотни и тысячи километров. Даже если вы живете в крошечном городке или деревне, где официально трудоустроиться – задача из области фантастики, вы можете найти удаленную работу, тем самым материально себя обеспечить.
  • Интернет – возможность общения. Благодаря скайпу, аське, различным сайтам мы можем реализовывать свою потребность в общении. Можно слышать, видеть человека, находящегося на другом континенте, а создается такое впечатление, что он сидит за соседним столом. Кроме общения с близкими людьми, можно также найти единомышленников, людей, которые дадут вам дельный совет, поймут, научат.

Отдельно надо сказать про влияние компьютера на психику ребенка, которое также имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Но в силу того, что детская психика еще неустойчивая, несформированная, это воздействие, как правило, куда более выраженное, чем на взрослых, и требует от родителей особого внимания к этой проблеме.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: