Лицензирование по технической защите конфиденциальной информации. Получение лицензии фстэк на техническую защиту информации (тзки)

Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации

За последние годы подзаконная база в области информационной безопасности сформировала затратные, запутанные, противоречивые механизмы, не учитывающие ни особенности обработки конфиденциальной информации в различных сферах деятельности, ни возможности операторов по выполнению установленных требований. Кроме того, требования к операторам информационных систем, обрабатывающих конфиденциальную информации, включая и персональные данные, со стороны ФСТЭК России включают такой механизм государственного регулирования, как лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации, для реализации которого у большинства операторов нет достаточных материальных и трудовых ресурсов. Особенно это касается бюджетных организаций в сфере образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального комплекса. Проблемы правового характера возникли в связи с отсутствием в федеральном законодательстве законов по защите конфиденциальной информации, например, служебной тайны, профессиональных тайн, неоднозначностью положений, а также неоднократными изменениями и дополнениями, внесенными в ФЗ №152 «О персональных данных», другие нормативные правовые акты. При этом федеральные законы требуют дальнейшей конкретизации и разъяснений постановлениями Правительства РФ и методическими документами ФСТЭК и ФСБ России.

Принятие Правительством РФ постановления от 3 февраля 2012 г. №79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» с утверждением «Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (далее - Положение) и отменой ранее действовавшего постановления от 15 августа 2006 г. №504, в очередной раз поднимает вопрос, а что нового в указанном Положении и нужна ли лицензия ФСТЭК России, если организация защищает конфиденциальную информацию «для собственных нужд», а не оказывает услуги за деньги?

В соответствии с п. 1 Положение определяет порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

И сразу встает вопрос с термином "конфиденциальная информация", который дан в Положении и используется в документах ФСТЭК России, но отсутствует в федеральном законодательстве. ФЗ №149 от 27.07. 2006 г.» Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в п.7 ст. 2 дает только определение конфиденциальности информации, как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Конфиденциальность в переводе с латинского означает "доверие" (т.е. передавая такую информацию мы надеемся на ее сохранность и нераспространение, так как ее разглашение может нанести сторонам определенный ущерб). Отметим, что отсутствие четкости отдельных терминов, а также подчас необоснованные изменения определений и понятий информационного законодательства не способствуют улучшению правового регулирования в информационной сфере. При этом ФСТЭК России продолжает использовать термин "конфиденциальная информация", от которого законодатели уже отказались.

Согласно законодательству РФ обязательными признаками информации с ограниченным доступом должны быть:

  • информация имеет действительную или потенциальную ценность для обладателя в силу неизвестности ее третьим лицам. Такими лицами могут быть государство, юридические или физические лица;
  • к информации нет свободного доступа на законном основании. Возможность сохранения ее неизвестной для третьих лиц установлена федеральным законом;
  • обладатель информации принимает меры по ее защите.

6 марта 1997 г. Президентом РФ был издан Указ N 188, которым утвержден «Перечень сведений конфиденциального характера», в соответствии с которым к конфиденциальной информации были отнесены следующие сведения:

  • о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
  • составляющие тайну следствия и судопроизводства;
  • доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);
  • связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
  • связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
  • о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В новом Постановлении уточнен и термин «техническая защита конфиденциальной информации» (далее - ТЗКИ), под которой в соответствии с п.2 Положения понимается:

Выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Таким образом речь идет либо о выполнении работ по ТЗКИ, либо об оказании услуг по ТЗКИ, либо о совместных видах деятельности.

При осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат следующие виды работ и услуг :

  • контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в:
- средствах и системах информатизации;

Технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную

информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;

Помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;

Помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);

  • контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
  • сертификационные испытания на соответствие требованиям по безопасности информации продукции, используемой в целях защиты конфиденциальной информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации (далее - СЗИ), защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);
  • аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации:

Защищаемых помещений;

  • проектирование в защищенном исполнении:
- средств и систем информатизации;

Помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

Защищаемых помещений;

  • установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических СЗИ, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).

При этом эксплуатация СЗИ, в отличии от эксплуатации средств криптографической защиты, где лицензирующим органом является ФСБ России, к лицензируемому виду деятельности не относится. Эта позиция ФСТЭК России вызывает вопросы. Почему лицензируется только первые этапы в создании системы защиты - проектирование системы защиты и установка средств защиты? Почему ежедневная работа специалистов и служб информационной безопасности по эксплуатации и контролю эффективности СЗИ не подпадает под лицензирование? Ведь она не менее важна, чем создание системы защиты, так как задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены ФЗ от 4.5.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Виды деятельности, на осуществление которых необходимо получить лицензию, указаны в ФЗ от 4.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 5 ст. 12 которого включает в число этих видов и деятельность по ТЗКИ.

Понятие "услуги" подразумевает под собой определенный вид договора (глава 39, ст.ст. 779-783 ГК РФ), то есть многосторонней сделки, в которой обязательно должна быть и другая сторона (п. 1 ст. 154 ГК РФ). А вот понятие " работа" в законе не определено и может определяться только исходя из многих значений в русском языке: "занятие, труд, деятельность».

Таким образом, из приведенной формулировки можно сделать вывод, что лицензированию подлежит деятельность по ТЗКИ как третьих лиц ("услуги"), так и для собственных нужд ("работ").

Соответственно, если организация в рамках защиты внутренней конфиденциальной информации осуществляет работы по ее технической защите, она обязана получить соответствующую лицензию. Например, применительно к защите персональных данных у оператора не существует «собственных нужд» по их защите, и существовать не может в силу закона. Единственной целью ФЗ №152 «О персональных данных» является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных. Иных целей (в том числе и удовлетворения нужд операторов) закон не указывает. Кроме этого ФЗ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. Закон не делает различий между интересами субъекта персональных данных (работника) и субъекта персональных данных (стороннего лица) о конституционном праве гражданина на личную тайну. Законодатель же (через институт лицензирования) защищает любого субъекта персональных данных от последствий некачественного выполнения работ по ТЗКИ.

Административным регламентом ФСТЭК России по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по ТЗКИ (далее - Административный регламент), утвержденным приказом от 28.08.07г. №181 с последними изменениями от 30.09.2011 г. в соответствии с приказом №515, определены сроки и последовательность действий (административных процедур) ФСТЭК России при осуществлении полномочий по лицензированию деятельности по ТЗКИ. Лицензированию подлежит деятельность по ТЗКИ, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Анализ положений Административного регламента показывает, что процедура получения лицензии по ТЗКИ отнимает много времени, сил и средств. Для получения лицензии на деятельность по ТЗКИ необходимо подтвердить возможность выполнения лицензионных требований и условий, определенных Положением.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление деятельности по ТЗКИ, являются (п.5 Регламента):

а) наличие у соискателя лицензии юридического лица - специалистов, находящихся в штате соискателя лицензии, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее техническое или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации.

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;

в) наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;

г) использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем;

е) наличие нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам технической защиты информации в соответствии с перечнем, установленным ФСТЭК России.

Как видно, для выполнения вышеназванных требования в организации необходимо иметь не менее 2 специалистов, что, в ряде случаев (при отсутствии профильного высшего образования) потребует их обучения на курсах повышения квалификации по учебным программам согласованным со ФСТЭК России в объеме не менее чем 72 часа. Кроме этого потребуются нормативные документы, в том числе ограниченного доступа, а также наличие на любом законном основании (в собственности или в аренде на срок не менее срока действия лицензии) производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию. Кроме вышесказанного придется провести проектирование, создание и аттестацию объектов информатизации (автоматизированной системы и защищенного помещения), предназначенных для обработки конфиденциальной информации. При этом возникает проблема приобретения на любом законном основании контрольно-измерительного оборудования, которое не потребуется лицензиату для оказания услуг по ТЗКИ. Причем большинство указанных требований являются достаточно затратными в экономическом плане, в первую очередь, для бюджетных организаций в сфере образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального комплекса.

Исполнение государственной функции по лицензированию деятельности по ТЗКИ в соответствии с п.п.12-14 Регламента включает в себя следующие административные процедуры (рис.1):

  • информирование и консультирование о порядке исполнения государственной функции;
  • рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
  • проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий;
  • принятие решения о предоставлении лицензии;
  • выдача документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • выдача дубликата и копий документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • продление срока действия лицензии;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
  • приостановление, возобновление действия лицензии и аннулирование лицензии;
  • ведение реестра лицензий;
  • предоставление информации из реестра лицензий.

Должностное лицо ФСТЭК России принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (п.14.1 Регламента).

Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются (п.14.3 Регламента):

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Лицензия на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации предоставляется сроком на 5 лет (п.14.4 Регламента). При этом с 30 января 2011 г. изменены размеры государственных пошлин: за предоставление лицензии - 2600 рублей и за продление срока действия лицензии - 200 рублей.

Как видно из схемы и процедур (рис.1) лицензированием ТЗКИ занимается центральный аппарат ФСТЭК России с привлечением управлений ФСТЭК России по федеральным округам в отличие от процедур лицензирования ФСБ России, где лицензированием в своей сфере ответственности занимаются территориальные управления ФСБ России. Продолжительность процесса лицензирования ТЗКИ по времени может занять от двух до шести месяцев и повлечь за собой значительные финансовые затраты, особенно в случае приобретения контрольно-измерительного оборудования в собственность.

Можно ли уйти от необходимости лицензирования деятельности организаций и предприятий по ТЗКИ? Рекомендации ФСТЭК России сводятся к необходимости заключения договора с организацией имеющей лицензию по ТЗКИ, при этом наличие указанной лицензии у оператора обязательным требованием не является.

Рекомендации ФСТЭК России заключать договора с лицензиатами, которых в реестре менее 2000, не позволяют решить проблему защиты конфиденциальной информации. Только операторов персональных данных по экспертным оценкам в России 5-7 миллионов, не считая операторов, которые обрабатывают другие виды информации ограниченного доступа, подлежащей защите в соответствии с федеральным законодательством. Кроме этого, договор с лицензиатом обычно заключается только на определенный объем работ и услуг, как правило, только на создание системы защиты конфиденциальной информации.

Какие же риски возникают у большинства организаций, которые не имеют и не планируют получать лицензии по ТЗКИ или получать услуги организаций имеющих такую лицензию при неизменности государственной политики и позиции ФСТЭК России? Каждая организация должна для себя принять решение о необходимости получения такой лицензии. Административных наказаний за выполнение работ без лицензии на деятельность по ТЗКИ со стороны ФСТЭК России нет и в сложившейся ситуации маловероятно, что эти наказания появятся, так как в условиях несовершенства нашего законодательства по защите конфиденциальной информации суды по разному трактуют нормы федеральных законов и ответственность за их невыполнение. В результате строгость Постановления компенсируется необязательностью его исполнения. Например, статьей 14.1 Административного Кодекса РФ предусмотрена ответственность за "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)". Согласно ст.2 ГК РФ "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Уже одно это говорит о том, что ст.14.1 может применяться только к тем, кто оказывает услуги и зарабатывает на обеспечении безопасности информации, т.е. лицензиаты ФСТЭК и ФСБ России. К подавляющему большинству организаций обрабатывающих конфиденциальную информацию (информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну) эта статья отношения не имеет. По мнению многих специалистов по защите информации для большинства негосударственных организаций, не связанных с защитой государственной тайны, реально возможны только формы управления защитой конфиденциальной информации путем рекомендательного использования нормативных правовых актов, руководящих и методических документов регуляторов, организационно-распорядительных документов организаций, применение разработанных и испытанных в интересах органов государственной власти и подведомственных им предприятий систем и СЗИ. Основой функционирования систем защиты конфиденциальной информации в этом случае является личный выбор обладателем информации степени ее защищенности и механизмов защиты. При этом, по опыту стран с развитым законодательством в сфере информационной безопасности, определяющими факторами являются риск участников информационных отношений и их личная ответственность за принятые меры по защите конфиденциальной информации. В России этот подход, например, реализован при введении Стандартов Банка России в организации БС РФ, когда требования по получению лицензий на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и требования аттестации информационных систем персональных данных не являются обязательными (в соответствии с пунктом 9.6 СТО БР ИББС-1.0-2010).

Александр Катаржнов

к.т.н., доцент, НОУ ДО Учебный центр «ЭВРИКА»

Техническая защита конфиденциальной информации - актуальная проблема в сегодняшних реалиях. Любая организация так или иначе собирает информацию, которую не хотела бы или просто не имеет права разглашать. Утечка таких данных может иметь самые серьезные последствия.

Государство контролирует эту важную область, а главным регулирующим органом является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Компании, которые занимаются или планируют заниматься деятельностью по защите конфиденциальной информации, должны получать лицензию ФСТЭК (Федеральный закон № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление правительства от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»). Также существует лицензия ФСБ, которая необходимо компаниям, имеющим дело с государственной тайной.

Виды лицензий ФСТЭК

Если брать в расчет только деятельность, находящуюся под юрисдикцией ФСТЭК, то существует два основных вида лицензий:

Первая: Лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ТЗКИ) . Такая лицензия необходима компаниям, работающим непосредственно с информацией. Они используют уже готовое программное обеспечение, занимаются его установкой, тестируют технику, коммуникации и специальные помещения для хранения информации и так далее. Подробный список работ, которые требуют получения лицензии на ТЗКИ, будет приведен ниже.

Вторая: Лицензия ФСТЭК на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (СЗКИ) . Организации, получающие эту лицензию, сами разрабатывают и производят средства защиты информации. Сюда включается специальное программное обеспечение и техника, предназначенная для обработки, хранения и передачи защищенной информации, а также контроля защищенности. На все ПО и технические средства, которые производятся и используются для этих целей, выдаются сертификаты ФСТЭК. Через определенные промежутки времени средства защиты проходят повторную аттестацию.

Что подразумевается под конфиденциальной информацией?

Четкого определения этого понятия в законодательстве нет: это может быть как коммерческая тайна, так и персональные данные или любая другая информация ограниченного пользования.

Существует также понятие «оператор персональных данных». Это любая организация или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных. По закону (ФЗ № 152 «О персональных данных») оператор ПДн обязан обеспечить их неприкосновенность, то есть провести мероприятия по технической защите информации, которые подлежат лицензированию.

На практике это не всегда означает, что ему нужно получать лицензию ФСТЭК. Оператор может привлечь для этой цели стороннюю организацию с лицензией либо назначить в своем составе структурное подразделение или должностное лицо, которое будет заниматься вопросом ТЗКИ. В таком случае это подразделение или должностное лицо также обязано иметь лицензию ФСТЭК на ТЗКИ.

Лицензия ФСТЭК на ТЗКИ. Для каких работ нужна?

Каким организациям нужно оформлять лицензию ФСТЭК на ТЗКИ? Для того чтобы это определить, необходимо сопоставить работы или услуги, которые планирует оказывать эта организация, тем, что представлены в постановлении правительства. К таким работам относятся:

  • контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в:
    средствах и системах информатизации;
    технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
    помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
    помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (защищаемых помещениях);
  • контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
  • сертификационные испытания на соответствие требованиям по безопасности информации продукции, используемой в целях защиты конфиденциальной информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);
  • аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации:

    защищаемых помещений;
  • проектирование в защищенном исполнении:
    средств и систем информатизации;
    помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
    защищаемых помещений;
  • установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации

Получение лицензии ФСТЭК России на техническую защиту информации

ФСТЭК России рекомендует получать лицензию на техническую защиту информации своими силами, чтобы избежать неоправданных расходов и необоснованных гарантий. Как выглядит эта процедура? Чтобы получить лицензию на защиту информации, нужно выполнить два условия:

Собрать все необходимые документы . Перечень документов довольно внушительный и находится на сайте ФСТЭК России fstec.ru . Кроме того, надо заполнить заявление и оплатить госпошлину в размере 7500 рублей. После того как документы предоставлены, в течение пяти рабочих дней производится проверка полноты сведений. Затем проводится проверка, которая выявляет, соответствует ли соискатель требованиям для предоставления лицензии.

Соответствовать требованиям . Перечень требований также находится на официальном сайте ФСТЭК России. Конечно, об этом нужно позаботиться заранее перед тем как подавать документы.

Требования для получения Лицензии ФСТЭК

Если коротко изложить эти требования, то они сводятся к следующему:

  • Квалифицированные сотрудники. В штате должны быть работники с высшим образованием в профильной области либо прошедшие специальную переподготовку.
  • Специальные помещения для осуществления деятельности. Помещения должны соответствовать нормам и принадлежать соискателю на законном основании.
  • Сертифицированное оборудование.
  • Автоматизированные системы для обработки информации с сертификатами.
  • Легальное программное обеспечение.
  • Наличие нормативно-правовых актов и методических документов в соответствии с перечнем ФСТЭК.

После того как все требования выполнены, а документы в порядке, выдается лицензия. Срок действия лицензии на ТЗКИ не ограничен, но периодически ФСТЭК будет проводить плановые проверки. Поэтому компании нужно постоянно следить за тем, чтобы все требования ФСТЭК выполнялись.

ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) выдает лицензии организациям, осуществляющим услуги по технической защите информации, а также занимающимся разработкой и распространением программ защиты информации.

Основными и наиболее часто востребованными являются следующие лицензии ФСТЭК:

· на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

· на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

· на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации);

· на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации.

Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации

Лицензирование деятельности в области защиты конфиденциальной информации (лицензия ФСТЭК России) — важнейшая составляющая государственной системы защиты информации. Конфиденциальные сведения должны обрабатываться при использовании сертифицированных программных средств защиты. Для того чтобы проверить, насколько эффективно защищается конфиденциальная информация, проводится аттестация средств, используемых для ее хранения и обработки.

Лицензия на защиту конфиденциальной информации (техническая защита конфиденциальной информации)

Объектом исследования являются все средства, применяемые для защиты информации, учитываются условия и характер эксплуатации объектов. Аттестация необходима для того, чтобы составить независимое заключение о достигнутом в организации уровне защищенности информационных систем. Самым эффективным способам проверки соответствия информационных средств защиты действующим нормативам является привлечение сотрудников, имеющих лицензию ФСТЭК на проведение данной категории работ.

С целью обеспечения должного уровня защиты персональных данных, правительством РФ был издан Закон от 27.07.06 г. № 152 ФЗ «О персональных данных». Представители ФСТЭК имеют право проводить регулярные проверки на предмет выполнения требований закона о ИСПДн (информационные системы обработки персональных данных).

Порядок получения лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации

Получение лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации возможно только после проведения детального обследования объекта. Проводится такое обследование независимой организацией, имеющей лицензию ФСТЭК России на выполнение исследовательских работ в области защиты информации. По результатам проверки составляется протокол с заключениями и рекомендациями. Если все нормативные требования выполняются и лицензиат располагает нормативной и методической документацией, технической базой, квалифицированным инженерным персоналом, способным обеспечить защиту информации, организации выдается аттестат соответствия.

После проведения экспертизы подается заявление на получение лицензии в орган по лицензированию (лицензионный центр ФСТЭК). Для рассмотрения заявки обязательными документами являются: копии правоустанавливающих документов, материалы проведенной экспертизы. Организация может получить отказ в выдаче лицензии в том случае, если одно из перечисленных в законе требований не выполняется. Если разрешение на лицензионную деятельность выдано не было, лицензиат может привлечь специалистов ФСТЭК к выполнению услуг по технической защите конфиденциальной информации. Лицензия выдается сроком на 5 лет.

Защита конфиденциальной информации — лицензия ФСТЭК

Лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств технической защиты информации СКЗИ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 532 от 31.08.06 г «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» (ТЗКИ), обязательному лицензированию подлежит деятельность юридических лиц и предпринимателей по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

Если одна организация разрабатывает информационную систему защиты персональных данных, а также средства защиты информации по заказу другой организации, отнесенных по классификации к классу К1 и К2, то такой вид деятельности подлежит обязательному лицензированию. В Соответствии с требованиями ФСТЭК, лицензия на деятельность по разработке и (или) производству средств технической защиты конфиденциальной информации выдается выпускающим ИСПДн (информационные системы персональных данных) 1 и 2 класса.

К классу 1 (К1) относятся системы, которые должны обеспечивать на высоком уровне безопасность сведений. Нарушение безопасности может привести к особо серьезным негативным последствиям для физического лица или хранителя персональных данных. Класс 2 (К2) — последствия нарушения безопасности хранения информации — серьезные, К3 — последствия незначительные, К4 — без последствий.

Важнейшими системами, обеспечивающими защиту персональных сведений, не содержащих государственную тайну, являются криптографические (шифровальные) средства, средства технической защиты конфиденциальной информации, биллинговые и CRM-информационные системы. В настоящее время выпускаются аппаратные, программные и комбинированные средства, служащие для защиты информации при использовании канальной связи, а также средства, обеспечивающие защиту информации от несанкционированного доступа. Лицензии на техническую защиту конфиденциальной информации и разработку (производство) средств технической защиты конфиденциальной информации выдаются ФСТЭК, а лицензии на оказание услуг в области шифрования, разработку, распространение и техническое обслуживание шифровальных средств выдаются ФСБ.

Обязанности предприятий, действующих на основании лицензии ФСТЭК

Лицензиаты обязаны действовать в соответствии с нормативными документами ФСТЭК по защите информации. Сотрудники организаций должны соблюдать тайну переписки, телефонных переговоров, документальных сообщений. В государственный орган по лицензированию ежегодно отправляются отчеты о количестве проведенных мероприятий, оказанных услуг по каждому виду лицензионной деятельности. ФСТЭК — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, основной функцией которой является обеспечение безопасности информации в приоритетных отраслях государственной инфраструктуры. Федеральный исполнительный орган должен также обеспечивать противодействие техническим разведкам и обеспечивать техническую защиту информации, представляющую важность для государства. ФСТЭК имеет полномочия выдавать лицензии организациям, осуществляющим услуги по технической защите информации, а также занимающимся разработкой, производством, распространением информационных систем защиты информации. Многим организациям кроме лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите информации требуются также лицензии ФСБ на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Лицензия ФСТЭК - специальное государственное разрешение, позволяющее вести легитимную деятельность имеющее непосредственное отношение к созданию и применению программных средств или инновационных технологий. Действие лицензий распространяется на сохранение информационных данных или создание баз для их хранения.

Лицензия ФСТЭК в Москве и в других регионах России со специалистами ГК АП-Риал - беспроблемное получение лицензии. Лицензия на защиту информации - полный спектр услуг в лицензировании ФСТЭК.

Лицензирующий орган: Федеральная Служба по техническому и экспортному контролю
Срок действия лицензии: бессрочно.
Территория действия: Вся территория Российской Федерации
Срок выдачи лицензии: 45 рабочих дней.

Цена лицензии ФСТЭК (помощь в получении): от 250 000 р

Лицензия ФСТЭК России доступно для соискателей из различных регионов страны, но лицензирующим органом является исключительно Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, расположенная в городе Москве. Период действия официального разрешения определен как бессрочный, а география влияния ограничивается официальными границами государства.

Срок, в течение которого соискатель получает разрешительную документацию, составляет 45 дней с момента подачи документов в контролирующую государственную инстанцию.

Получение различных видов лицензии ФСТЭК

Процесс лицензирования может протекать в трех вариантах:

  1. Самостоятельное обращение. Назвать данный способ оптимальным сложно. Неподготовленный соискатель, как правило, упускает ряд основных моментов, связанных с приведением в необходимый вид документации и прохождением своевременного обучения сотрудников и руководителя. В связи с этим процесс получения разрешительной документации может отнять большее количество времени, и, как следствие уменьшить потенциальную прибыль предприятия.
  2. Частичная передача полномочий по предлицензионной подготовке специалистам. Это более эффективный метод прохождения процедуры лицензирования. Специалист курирует процесс, направляя руководителя компании. Но, стоит отметить, что в данном случае, юридическое сопровождение не может быть полным, а соответственно, и гарантий результата, также не может быть.
  3. Полное сопровождение процесса. Получение лицензии ФСТЭК при участии специалистов гарантирует успешный результат. Мы имеем не только квалифицированных специалистов, имеющих опыт ведения лицензионных дел, но и необходимую техническую и нормативно правовую базы, для обеспечения полного соответствия соискателя требованиям контролирующей инстанции.

Полный комплекс услуг позволяет нам не только помочь предприятиям получить необходимую для деятельности лицензию, но и быть готовым к возможным проверкам в ходе плановых или внеплановых инспекций.

Виды лицензии ФСТЭК

ФЗ №99 от 4.05.11г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» четко регламентирует перечень отраслей обязательных для лицензирования. Получить лицензию ФСТЭК в первую очередь необходимо:

  • для участия в государственных тендерах;
  • осуществлению деятельности, связанной с разработкой и производством СКЗИ;
  • осуществлению деятельности, связанной с ТЗКИ;
  • при обработке персональных данных.

Лицензирование ФСТЭК России в отрасли ТЗКИ регламентируется Постановлением правительства РФ от 3 февраля 2012 года №79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации». Период действия является бессрочным, но предприятия в процессе деятельности должно быть готово к подтверждению требований, предъявляемых к лицензиатам.

Лицензирование в отрасли СКЗИ () контролируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года №171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации». В официальном документе определены требования к соискателям данной лицензии.

Требования для лицензии ФСТЭК в Москве

Для того чтобы соискатель получил официальное разрешение на осуществление деятельности в отрасли, ему необходимо документальное подтверждение соответствия следующим требованиям:

  • Наличие сотрудников, имеющих высшее образование по направлению «Информационная безопасность». Допустимо привлечение специалистов со средним техническим образованием аналогичного профиля, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки, длительностью не менее 360 академических часов (обязательно предъявление свидетельства об успешном завершении обучения). Также важно наличие трудового стажа в области защиты информации.
  • Наличие в собственности или на правах аренды, субаренды (необходимо предоставление действующего договора аренды) помещений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Рабочие помещения должны отвечать действующим государственным требованиям.
  • Наличие в собственности или на правах аренды (необходимо предъявление действующего договора аренды) необходимого оборудования. Каждая техническая единица должна сопровождаться актами поверки и необходимыми сертификатами, подтверждающими верность предоставленных данных.
  • Наличие актуального на сегодняшний день программного обеспечения, необходимого для ведения деятельности в отрасли.
  • Наличие нормативно-методических документов с грифом «ДСП» и ГОСТов.
  • Наличие аттестованного помещения и аттестованного автоматизированного рабочего места (АРМ) в соответствии с действующими требованиями

Лицензия ФСТЭК предусматривает полное соответствие лицензиата и подготовку штата, для осуществления данной деятельности.

Порядок процесса лицензирования

Лицензия ФСТЭК России при Нашем участии заключается в том, что наши специалисты берут на себя следующие обязательства:

  • подготовку необходимой документации и приведение ее к установленному виду;
  • проведение , если это необходимо;
  • подготовка и подача заявления лицензионный орган (вне зависимости от места нахождения соискателя);
  • проведение аттестации помещения и автоматизированного рабочего места;
  • получение документального подтверждения о сдаче документов;
  • проведение процедур по устранению обнародованных недочетов и замечаний, если в этом есть необходимость;
  • получение официального разрешения (лицензии) и передача ее лицензиату.

Определенные виды лицензий ФСТЭК требуют оформления лицензии ФСБ на работу со сведениями, являющимися государственной тайной.

Мы гарантируем, соискателям, получение лицензии и полное соответствие предприятия государственным требованиям на всех этапах его дальнейшей предпринимательской активности.

Участие на выставках и конференциях в области информационной безопасности

Специалисты ГК АП-Риал регулярно посещают тематические выставки и конференции, тем самым они всегда в тренде всех нововведений в области информационной защиты. Весь полученный опыт всегда применяется на практике. Наш богатый опыт дает возможность нашим юристам провести качественную консультацию по поводу того, какое оборудование должно быть у организации занимающаяся защитой данных или же разрабатывающая средства защиты информации.

На днях наши сотрудники посещали выставку по информационной защите от «INTERPOLITEX – 2018». Организаторами выставки были силы Министерства Внутренних Дел (МВД), Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) и Росгвардии. Фотоотчет можно посмотреть на странице.


Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт компании КАСЛ, (далее – Сайт ООО «КАСЛ») расположенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

Определение терминов
1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом компании КАСЛ, действующие от имени ООО «КАСЛ», которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» - обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Сайт компании КАСЛ» - это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): , а также его субдоменах.
1.1.6. «Субдомены» - это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту компании КАСЛ, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
1.1.5. «Пользователь сайта компании КАСЛ» (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту компании КАСЛ, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта компании КАСЛ.
1.1.7. «Cookies» - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.8. «IP-адрес» - уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт ООО «КАСЛ».
Общие положения 2.1. Использование сайта компании КАСЛ Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта компании КАСЛ.
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту компании КАСЛ. Сайт ООО «КАСЛ» не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте компании КАСЛ.
2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

Предмет политики конфиденциальности

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте компании КАСЛ, при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.
3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте компании КАСЛ и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. Имя Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.3. Сайт ООО «КАСЛ» защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
IP адрес
информация из cookies
информация о браузере
время доступа
реферер (адрес предыдущей страницы).
3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта, требующим авторизации.
3.3.2. Сайт ООО «КАСЛ» осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

Цели сбора персональной информации пользователя

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте компании КАСЛ для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта компании КАСЛ.
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта компании КАСЛ, оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта компании КАСЛ, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта компании КАСЛ.
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта компании КАСЛ.
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.

Способы и сроки обработки персональной информации

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте компании КАСЛ, включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

Права и обязанности сторон

6.1. Пользователь вправе:
6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта компании КАСЛ, и давать согласие на их обработку.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
6.2. Администрация обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

Ответственность сторон

7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта компании КАСЛ, несет лицо, предоставившее такую информацию.
7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта компании КАСЛ, может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте компании КАСЛ.
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.
7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте компании КАСЛ) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт ООО «КАСЛ».
7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте компании КАСЛ или передаваемых через него.
7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.
7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте компании КАСЛ, включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.

Разрешение споров

8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Москва.
8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.

Дополнительные условия

9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте компании КАСЛ, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу: info@сайт
9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу
Обновлено: 06 Апреля 2018 года
Главный офис в г. Москва, ООО «КАСЛ», Бутырский вал 5 Представительство в г. Санкт-Петербург,ООО «КАСЛ», Ленинский проспект 160



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: