Современные образовательные технологии. Кейс-технология

Технология КЕЙС-СТАДИ

2. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

1. Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известным, прежде всего, благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе Государственных служащих Гарвардского Университета.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия - моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

5. Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»

Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов: «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?»

При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.

Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

    наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

    определенная хронология событий, временные рамки,

    наличие реальной проблемы, конфликта,

    ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

    действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

1.Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2. Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Организация работы с кейсом

Вариантов очень много, это возможность для творчества самого преподавателя. Мы предлагаем максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.

Этапы организации занятия:

    Этап погружения в совместную деятельность 1 .

Основная задача этого этапа : формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:

Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

    Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

    Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Результаты работы с кейсом

Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Как выбрать кейс?

Подбор курса для конкретного места в модуле курса - это процесс, который тщательно рассмотрели разные авторы. Так, например, преподаватели Гарвардской бизнес-школы наблюдали студентов в поисках ответа на вопрос: "Каковы характеристики успешного кейса?" Их находки пополняет могут быть интересны как перечень критериев для подбора материала по кейсам. Хороший кейс рассказывает . Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Это приводит нас к следующей находке. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес . Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, студенты воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие. Если соображение правильно, и в той степени в какой оно правильно, предпочтительней современные случаи. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс включает цитаты из источников в самой компании. Цитаты из материалов компании (произнесенные или написанные, официальные или неофициальные), добавляют реализма и позволяют студенту толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят. Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту . Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию). Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения. Хороший кейс требует решения проблем менеджмента. Ответы на этот и на предыдущий пункт отражали предпочтение кейсов, требующих принятие решений, а не тех кейсов, где нужна оценка решений, уже принимавшихся другими. Хороший кейс прививает навыки менеджмента. Некоторые кейсы документируют процесс управления бизнесом, представляя тем самым модель, которую студент может взять за образец реальной жизни. Так совершенно отдельно от последующего познания через разрешение кейса, сам кейс учит искусству менеджмента - как смоделировать проблему в структуре дерева решений. Кейс, который исчерпывающим образом иллюстрирует задачу менеджмента, - это добротный инструмент для выработки навыков менеджмента.

Этапы разработки кейса

    Определение места кейса в системе образовательных целей

    Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса

    Построение, или выбор модели ситуации

    Создание описания

    Сбор дополнительной информации

    Подготовка окончательного текста

    Презентация кейса, организация обсуждения

Структура кейса

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

    Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни

    Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

ЯРОСЛАВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ -

филиал государственного образовательного учреждения

«Московский государственный университет путей сообщения»

На основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, был отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Одной из таких технологий является «Кейс-метод»

Методическая служба Ярославского железнодорожного техникума предлагает вниманию методистов и преподавателей средних профессиональных учебных заведений описание данной из таких технологий, а также практические рекомендации из опыта работы преподавателей техникума.

Для использования, размножения, переработки необходимо подавать заявки в

техникум-филиал МИИТ

г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон

Введение

Основные понятия

Кейс – метод в образовательном процессе

Виды и типы кейсов

Методика использования кейс – метода в учебном процессе

Основные подходы при составлении кейсов и работы с ними

Определение целей обучения кейс – методом

Методические указания по анализу кейсов

Примеры практического использования метода

Литература


ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в профессиональном образовании уделяется значительное внимание созданию условий для повышения качества и уровня профессиональной подготовки. Обучение должно быть ориентированно на развитие способности решать конкретные жизненные ситуации.

Специалист высокого качества (профессионал) - это тот, кто обес­печивает высокий результат труда в любых усло­виях. У такого специалиста в одинаковой степени развиты аналитиче­ское и креативное мышление: аналитическое опирается в основном на знания, креативное - на навыки и возможность быстрого моделирова­ния процесса принятия решения в нестандартных ситуациях. Традици­онное обучение доносит до будущих специалистов в основном инфор­мацию (знания), формируя их только наполовину, если не на треть. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать, а качество подготовки специалиста на необходимом уровне стало невозможно сформировать традиционными средствами.

Интерактивные методы в современ­ном обучении - единственная возможность для неопытного молодого человека «подержать в руках» технологии, описываемые в теории.

Эффективным методом обучения, отвечающим требованиям работодателей, в настоящее время яв­ляется метод кейсов, т. е. рассмотрение конкретных случаев деловой практики. Данный метод обучения, позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов.

Среди интерактивных методов обучения кейс-стади занимает осо­бое место. С одной стороны, обучение на основе анализа бесчисленного множества ситуаций старо как мир. С другой стороны, современный производственный опыт так многогранен, что на его изучение, осмысле­ние и запоминание уйдет слишком много времени, и подготовка спе­циалиста будет просто невозможна.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Основные идеи педагогической технологии заключаются в следующем:

Подготовить специалистов с развитыми аналитическими, практическими, коммуникативными и социальными навыками;

Адаптировать студентов к новым условиям жизни и рынка труда в современном обществе

Таким образом, кейс-стади – это комплексный инструмент обучения действием.

Необходимо заметить, что различаю два подхода к понятию кейс технологии.

Первый подход.

Кейс - от англ. case – «портфель». Это самый распространенный вид дистанционного обучения. Каждого студента обеспечивают учебно-практическими пособиями по всем изучаемым дисциплинам. В «портфель» входят учебные компьютерные диски, аудио - и видеокассеты , обычные книги, а также тесты по каждому разделу изучаемого предмета.

Второй подход.

Кейс-метод - это метод интерактивного обучения на основе реальных ситуаций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).

Кейс - это события, реаль­но произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автора­ми для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию реше­ния.

Кейс - это «моментальный снимок реальности», «фотография действи­тельности».

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информацион­ный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс - метод – это интерактивное обучение, которое предусматривает создание «фокус группы», проектные технологии, тренинги т. п.

Кейс - стади (анализ ситуаций) – это технология, которая позволяют воспроизвести деятельность человека на определенной позиции в конкретной области деятельности.

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Особенностью кейс - метода обучения является его образовательная от­крытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результа­тивности обучения.

Различают два вида источников кейсов:

Базовые или первичные

Жизненная практическая ситуация;

Образование, т. к. оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, которые потом интегрируются в кейс-методе;

Вторичные

Научные и статистические материалы, социальные опросы;

Анализы научных статей, монографий;

ИНТЕРНЕТ и его ресурсы.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позво­ляет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придет­ся столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения ана­лизировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

Соответствовать четко поставленной цели создания,

Иметь соответствующий уровень трудности,

Иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни,

Не устаревать слишком быстро,

Иметь национальную окраску,

Иллюстрировать типичные ситуации,

Развивать аналитическое мышление,

Провоцировать дискуссию.

КЕЙС- МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основу технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе которой путем теоретического анализа на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов.

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод кейсов - это вид подготовки решения и обуче­ния его принятию с использованием анализа параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Кейсы позволяют обу­чающимся и специалистам повысить аналитическое мастерство, обос­новывая и аргументированно защищая свою позицию в процессе дискуссий, находить наиболее рациональные меры, исходя из заданной си­туации. Метод кейсов является инструментом, с помощью которого облегчается и улучшается обмен идеями при выработке ответственных действий.

Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Кейс, предполагает решение проблемы, и при этом существует множество альтернатив, нет единственного решения. Кейс - это не хорошо сформулированная проблема, скорее всего это проблема "спрятанная" за массой фактов и событий. Обучение поиску и формулировке проблемы является принципиальным в кейс методе обучения.

Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс-метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций - области, при которой переход от незнания к знанию становится естественным звеном, зоной его активного развития.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему . Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму - игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

В чем заключается особенности данного метода?

Во-первых , метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию их в проблемном поле.

Во-вторых , акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик.

В-третьих , результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

В-четвертых , технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

В-пятых , несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.

В-шестых , преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, малой эмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в кейс – методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. В этой связи возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Краткая историческая справка . Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. поэтому его часто называют гарвардским методом. В 1908 году преподаватели Гарвардской бизнес-школы в Бостоне при преподавании экономических дисциплин отказались от традиционных лекций. Вместо них они поместили в центр обучения обсуждение конкретных случаев. Собрав обширный материал по конкретным случаям (кейсам), развили этот метод до самостоятельной концепции обучения. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев кейс-метод находит все большее применение при изучении экономических дисциплин.

В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Преподавателями, практикующими кейсовый метод, по разному понимается его сущность. Например, Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».

Существует и другая трактовка метода кейсов профессора Р. Мерри из Гарварда: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности».

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли, и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы.

Преимущества метода:

Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения ре­альных событий;

Позволяет заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета, в контексте других предметов и явлений;

Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации;

Развивает:

§ аналитические навыки (умение отличать данные от информации, клас­сифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их).

§ практические навыки (использования на практике академических тео­рии, методов и принципов).

§ творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не ре­шить). Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных ре­шений, которые нельзя найти логическим путем.

§ коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружа­ющих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет)

§ социальные навыки (в ходе обсуждения CASE вырабатываются опреде­ленные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мне­ние и т. д.)

§ самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и эти­ческие проблемы требуют формирования социальных навыков их реше­ния).

Позволяет максимально соответствовать целям профессионального обучения;

Позволяет осуществлять блочно-модульное построение изучения нового материала;

Способствует привитию навыков самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию и при работе с кейсом;

Гарантирует концентрацию всех видов деятельности по этапам работы;

Осуществление контроля, как преподавателем, так и студентами;

ВИДЫ И ТИПЫ КЕЙСОВ

В зависимости от цели обучения в области управления выделяют различ­ные виды и типы кейсов.

1.По источнику информации:

«Полевые» - основанные на фактах из реальной жизни, объектом является деятельность предприятия или организации.

«Кабинетные» - источники носят формальный характер, а кейс готовится за рабочим столом преподавателя.

«Библиотечные» - источник информации литература.

«Классические» - проблемные вопросы.

2.По объему информации:

«Американские» - длинные.

«Западно-европейские» - короткие.

3.По степени взаимодействия с основными источниками:

Практические кейсы. Они отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Он создает «действующие» или «типовые» модели ситуаций, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Обучающие кейсы . Основной задачей здесь выступает обучение. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, поэтому ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные и не практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Такие кейсы характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Научно-исследовательские кейсы . Они ориентированны на осуществление исследовательской деятельности и их основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и способах поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.

4.По содержанию и организации представленного материала (по цели обучения):

Кейсы по анализу и оценке ситуации . Они подразделяются:

Внеорганизационные кейсы. Они преимущественно имеют дело с анализом и уяснением состояния окружения деловой организации, ее внешней среды. Поэтому в таких кейсах подробно описываются проблемы вокруг организа­ции (экология, законы, реформы и т. п.); их легко отличить от других кейсов в связи с отсутствием глубоких материалов о самой организации. Источни­ками кейса являются «библиотечные» материалы из газет, журналов и отче­тов.

Внутриорганизационные кейсы. В них упор делается на факты и собы­тия внутри деловой организации. Такие кейсы используются в курсах по организационно-управленческим проблемам и по «человеческим» отноше­ниям. Содержательно материал в кейсах должен обнаруживать признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих - решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предло­женного решения.

Кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений.

Очень популярными являются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся строить «отно­шения» между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатывае­мым решением.

Кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом.

Именно с них начинали использовать кейсы многие преподаватели бизнес-дисциплин. Причина в том, что их легко найти в прессе среди газетных и журнальных статей и книжных эпизодов. Широкое рас­пространение сегодня получили «видеоклипы из учебных и даже художе­ственных фильмов. На занятиях такие кейсы часто выступают в форме «in-basket», инцидента и вводных иллюстраций проблемы, излагаемых на занятии. Иллюстративные кейсы являются короткими по тексту (от одного аб­заца до нескольких страниц) и почти не содержат «излишней» информации. Они также удобны для тестов, мини - и блиц-контрольных. Серьезным недо­статком иллюстративных кейсов является то, что они относительно быстро «умирают», как вчерашняя газета.

5. Виды кейсов в зависимости от степени сложности

Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Студенты определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение?

Вторая степень сложности: есть практическая ситуация. Студентам предлагается найти правильное решение.

Третья степень сложности: есть практическая ситуация. Студент сам определяет проблему и находит пути решения.

6. По форме представления кейса:

Печатные

Мультимедиа

Видео

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Кейс - метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретичес­кого обучения и практических навыков. Очень важная часть деятельности преподавателя при использовании кейс-метода – это умение вести дискуссию, деликатно направ­лять ее, терпеливо задавать наводящие вопросы, бросать вызов группе и ве­сти студентов к завершающей фазе принятия решений.

В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала, и эф­фективную организацию его использования. Он свободен в выборе наибо­лее подходящих кейсов из множества существующих. Студенты несут от­ветственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение зада­ний по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в результате анализа кейс-ситуации. Студенты могут принимать ошибочные решения, поскольку анализ кейс-ситуации протекает в учебной ауди­тории. Хотя как будущие специалисты они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.

Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. Использование этой технологии позволяет организовать внеаудиторную работу студента, сделав ее осмысленной, интересной и эффективной.

Аудиторным элементом технологии является подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимания проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.

Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и определения частей проблемы, а также их соотношение.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Если в реальной преподавательской деятельности эти функции довольно часто реализуются раздельно, то в процессе преподавания кейсов наблюдается их синкретическое, органическое единство.

Кейс – технологии в учебном процессе


Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.


Кейс–технология – это… - техника обучения (кейс – от английского «случай») использующая описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее. - специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы. - конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблема, требующая решения.


Кейс-технологии направлены на развитие компетенций обучаемые - получают коммуникативные навыки; - развивают презентационные умения; - формируют интерактивные умения, позво-ляющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; - приобретают экспертные умения и навыки; - учатся учиться, самостоятельно находить необходимую информацию для решения ситуационных проблем.


Методы кейс-технологии Наиболее распространённым методом кейс-технологии является метод ситуационного анализа, разновидностями которого являются: - анализ конкретных ситуаций (АКС); - ситуационные задачи и упражнения; - кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций.


Кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций Суть метода кейс-стади заключается в том, что группа обучающихся знакомится с ситуацией, анализирует её, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими группами. Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором учащиеся и учитель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач, что делает данный метод наиболее эффективным.


Технология метода кейс-стади заключается в следующем: 1. По определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, отражающая тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. 2. Описанная ситуация должна содержать проблему, которую диагностируют сами учащиеся. 3. Учащиеся предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений. Преподаватель выступает в роли диспетчера процесса взаимодействия учащихся.


Плюсы метода кейс-стади Представляет собой разновидность исследовательско-аналитической технологии. Является технологией коллективного обучения. Интегрирует в себе технологию развивающего обучения. Выступает в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»). Позволяет создать ситуацию успеха. Относится к разновидностям проектной технологии.


Классификация кейсов 1. Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых обучить алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации. 2. Учебные ситуации с формулированием проблемы – кейсы, в которых описывается ситуация и формулируется проблема. Цель – самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения.


Классификация кейсов 3. Учебные ситуации без формулирования проблемы – кейсы, в которых описывается сложная ситуация, проблема не выявлена, а представлена в статистических данных, оценке общественного мнения, органов власти. Цель – самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения. 4. Прикладные упражнения – кейсы, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из неё. Цель – поиск путей решения проблемы.


Процедура работы с кейсом Учащимся предлагается (устно или письменно) конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию). Эта информация может быть кратко изложена в документальной форме или с помощью вербальных или визуальных средств (показ видео, слайда и др.). Работа может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого представляются варианты решений.


Этапы работы над кейсом


Этапы работы над кейсом


Вывод: Способность выявлять, анализировать, просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших преимуществ кейс-технологии.


Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!


Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.


Методы кейс - технологии


Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода- поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.


Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.


Игровое проектирование Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.


Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.


Метод дискуссии Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.


Кейс - стади Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.


Метод кейс - стади предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".


Этапы Знакомство с конкретным случаем Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений Резолюция: нахождение решения в группах Диспут: отдельные группы защищают свое решение Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах Цель этапа Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее Развитие альтернативного мышления Сопоставление и оценка вариантов решения. Аргументированная защита решений Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения


Особенности: Присутствует исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха


Использование кейс – стади… Позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; Помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос Принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины; Преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.


Работа ученика с кейсом 1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап - выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; 3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.


Действия учителя в кейс - технологии создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.


Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.


Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра? искажение информации и ошибки).


Примеры 1 (подготовка к ЕГЭ) 2 (Использование элементов кейс-технологий на примере урока физики по теме "Сила упругости". 7-й класс) 3 (Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества. Урок физики. 8 класс .) 4 (Влияние «школьного шума» на организм ученика, исследование качества мыла)


Вывод Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.


“Самое главное в жизни – это собственный опыт”. В. Скотт

КЕЙС – МЕТОД

как педагогическая технология

Ибрагимова Наталья Владимировна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

с/п «Село Троицкое»

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени. Сегодня я хочу остановиться на использовании кейс –технологии в начальной школе

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

    Анализировать ситуации.

    Оценивать альтернативы.

    Выбирать оптимальный вариант решений.

    Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний - развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться

При использовании кейс –технологии в начальной школе

у детей происходит:

    Развитие навыков анализа и критического мышления

    Соединение теории и практики

    Представление примеров принимаемых решений

    Демонстрация различных позиций и точек зрения

    Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

    Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

    Образовательные

    2. Образование и достижение личных целей

    3. Повышение уровня коммуникативных навыков

    4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап - выделение основной проблемы (проблем),

3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов:
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Виды кейсов

Практические кейсы

  • Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

    Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Источники формирования кейсов

Местный материал

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Они могут играть роль непосредственного

инструмента для диагностики ситуации, в

качестве материала для расчета

показателей, которые наиболее

существенны для понимания ситуации.

Материалы могут быть размещены либо в

самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Ресурсы Интернета

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Преподавателю

    Доступ к базе современных учебно-методических материалов

    Организация гибкого учебного процесса

    Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

    Беспрерывное повышение квалификации

    Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

    Ученику

    Работа с дополнительными материалами

    Постоянный доступ к базе консультаций

    Возможность самому готовиться к аттестации

    Общение с другими учащимися в группе

    Освоение современных информационных технологий

Методы кейс – технологии

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс- стадии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода - поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы предлагаются иное содержание, подходы,
поведение, педагогический менталитет;
поиски ответов не только на вопросы "чему
учить?", "зачем учить?", "как учить?", но
и на вопрос "как учить результативно?»;
возникла необходимость в применении
технологий обучения, ориентированных на
личностно-деятельностный подход в
образовании

Структура педагогической технологии

Цель
Средства
Правила и последовательность их использования
Результат
Выбор технологии преподавания конкретной
дисциплины осуществляется учителем на основе
его личных убеждений и составляет его
индивидуальный стиль педагогической
деятельности.
Технология обучения должна быть направлена на
эффективное достижение поставленной цели

Глоссарий

Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это
описание конкретной реальной ситуации,
предназначенной для обучения учащихся анализу
разных видов информации, ее обобщению, навыкам
формулирования проблемы и выработки возможных
вариантов её решения в соответствии с
установленными критериями.
Кейсовая технология – это обучение действием.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций это метод активного проблемно-ситуационного
анализа, основанный на обучении путем решения
конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Использование кейс-метода в образовании

Гарвардская школа
(американская)
Манчестерская школа
(европейская)
обучение поиску
единственно верного
решения
кейсы могут быть
достаточно большие по
объему (20-25 страниц,
8-10 иллюстраций)
первый сборник кейсов
в 1921 году
многовариативность
решения искомой
проблемы
кейсы небольшие по
объему

Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения)

Предназначен для получения знаний по дисципли-нам,
где нет однозначного ответа на поставленные вопросы;
получения
множественных
вариантов
решений;
получения не единственной, а многих истин и ориентацию
в их проблемном поле.
Упор в обучении переносится с овладения готовым
знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся
и обучающих; ученик становится равноправен с другими
учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы.
Результатом являются не только знания, но и
компетенции, которые формируются в процессе решения
кейса.



Аналитические навыки. Умения отличать данные от
информации, классифицировать, выделять существенную
и несущественную информацию и уметь восстанавливать
их.
Практические навыки. Использование на практике
академических теории, методов и принципов.
Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейсситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в
генерации альтернативных решений, которые нельзя
найти логическим путём.

Кейс – метод как педагогическая технология
Формируются при обучении кейс- метода:
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию,
убеждать окружающих. Использовать наглядный
материал и другие медиа - средства, кооперироваться в
группы, защищать собственную точку зрения, убеждать
оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.
Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение
слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать
противоположное мнение и т д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует
осознанию и анализу мнения других и своего.
Возникающие моральные и этические проблемы требуют
формирование социальных навыков их решения.

Кейс-метод в образовательном процессе
Причины внедрения:
1. Ориентация образовательных стандартов на развитие
практических навыков
2. Необходимость формирования профессиональной
компетентности
3. Метод наилучшим образом способствует развитию:
Способности перерабатывать большой объем информации
Системности и эффективности действий в различных условиях
Межличностного взаимодействия
Способности принимать решения

Требования к кейсу:
Четкое соответствие цели, поставленной при создании
Наличие соответствующего уровня трудности
Иллюстрирование нескольких аспектов современной жизни
Актуальность на сегодняшний день
Иллюстрирование типичных ситуаций
Развитие аналитического мышления
Провоцирование дискуссии
Наличие нескольких решений

Технология использования метода case stady

разрабатывается модель конкретной ситуации;
в описании должна присутствовать проблема
или ряд прямых или косвенных затруднений,
противоречий, скрытых задач для решения;
в процессе работы требуется дополнительный
информационный поиск;
в итоге обучающиеся находят собственные
решения
предложенной
проблемы(часто
неоднозначные множественные решения) и
приходят к собственным выводам.

Модификации методики анализа конкретной ситуации и соответствующие им дидактические цели

В профессиональном образовании
обычно используется классификация на
основе дидактических целей.
Принципиально можно выделить
6 различных модификаций кейс технологий:

1.Case Method (Поиск решения)

В этом варианте основной задачей является
решение проблемы. Обучаемые получают всю
необходимую информацию для анализа
ситуации, поэтому кейсы составляются обычно
очень объемными. С помощью представленных
данных нужно решить поставленную задачу.
Например: Какое место должно быть выбрано для
магазина обуви, на окраине или в старом городе?

2. Case Study Method (Нахождения проблемы)

Основная задача этого метода состоит в том,
чтобы обучаемые подавляющее время,
предназначенное для работы с кейсом,
анализировали ситуацию с помощью
предоставленной информации. Акцент ставится на
поиске и понимании сути проблемы, лишь затем
рассматривается решение.
Например: Для обувной фабрики описывается
историческое развитие, правовая форма, место
расположения, конкуренты, доля рынка, структура
персонала и т. д.

3. In-Basket-Exercise-Method (Почтовая корзина)

Ядро этого метода - решение задач под
давлением времени (разбор деловой
корреспонденции и принятие
управленческих решений).
Например: Вы должны с сегодняшнего дня
занять рабочее место коллеги, который
находится в отпуске. Во входящей почте
находится несколько писем, которые
требуют решения, а информации
недостаточно.

4. Stated Problem Method (Оценка решения)

В этом варианте кроме описания ситуации
(предоставляется в распоряжение вся
существенная информация) приводятся
принятые решения, которые также
анализируются и подвергаются критической
оценке. Часто учащимся предлагается
разработать собственное решение, тем самым
повышается их мотивация при сравнении с
альтернативными вариантами решения.
Например: Как можно создать творческую
атмосферу на предприятии?

5. Incident Method (Поиск информации)

Данная модификация метода доминирующим
предполагает процесс поиска информации, так как
заведомо содержит информационные пробелы в
описании ситуации. Следовательно, обучающиеся для
анализа ситуации приходится самим добывать
недостающую информацию. Для поиска информации
преподаватель должен предоставить в распоряжение
обучающихся определенный промежуток времени
или быть готовым дать эту информацию в ответах на
заданные ему вопросы.

6. Project Method (Проектирование) или Consulting (Консультирование в реальных случаях)

При этом методе речь идет о взаимодействии
с реальным предприятием (например, через
справочное бюро предприятия или экспертов).
Следовательно, обучающийся должен обладать
основательными профессиональными знаниями.
Проблема должна не только прорабатываться
теоретически, но и находить практическое
применение.

Схема создания кейса

Определение раздела учебной программы.
Формулирование образовательных целей и задач,
решаемых в процессе работы над кейсом.
Определение проблемы ситуации (учебная, научная,
жизненная) и создание обобщенной модели.
Поиск аналога обобщенной модели ситуации в
реальной жизни, образовании или науке.
Определение источников и методов сбора
информации.
Выбор техники работы с данным кейсом.
Определение желаемого результата (лист оценки).
Создание заданной модели.
Апробация в процессе обучения

Уровни сложности кейсов

1уровень
Есть практическая ситуация
есть решение
2 уровень
Есть практическая ситуация
найди ее решение
3 уровень
Есть практическая ситуация
определи проблему и найди
пути решения
Учащиеся определяют,
подходит ли решение для
данной ситуации, возможно
ли иное решение, другой
ответ
Сравните, найдите точки
соприкосновения и различия
Решений может быть
множество, и все варианты
имеют право на
существование, обсуждение

Этапы занятия

Подготовительный – преподаватель конкретизирует дидактические
цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и
сценарий занятия.
Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение
реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную
форму преподнесения материала для ознакомления).
Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки
решения (процесс ограничен во времени).
Итоговый – презентация результатов аналитической работы
группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.

Действия преподавателя в кейс-технологии

Создание кейса или использование уже имеющегося.
Распределение студентов по группам (4 – 6 человек).
Ознакомление студентов с ситуацией, системой
оценивания решений проблемы, сроками
выполнения заданий.
Организация работы обучающихся в группах.
Организация презентации решений.
Организация общей дискуссии.
Обобщающее выступление, анализ ситуации.
Оценивание обучающихся.

Работа с кейсом

преподаватель
студент
Организует предварительное
обсуждение
Делит на группы
Руководит обсуждение в
группах, обеспечивает
дополнительными
сведениями
Оценивает работу учащихся
Оценивает принятые
решения и поставленные
вопросы
Задает вопросы,
углубляющие понимание
кейса и проблемы
Разрабатывает варианты
решений, слушает, что
говорят другие
Принимает решение или
участвует в принятии
решения
Составляет письменный
отчет о занятии по данной
теме

Каким должен быть кейс

интересным, написанным простым и
доходчивым языком;
отличаться проблемностью; выразительно
определять «сердцевину» проблемы;
показывать как положительные примеры, так
и отрицательные;
соответствовать потребностям выбранного
контингента учащихся, содержать
необходимое и достаточное количество
информации.

Примеры кейсов

1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году,
Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок
старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в
одном из переулков близ старинной улицы Арбат.
Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной
городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как
сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.

Карта оценки учителем навыков работы с кейсом

Выделение и формулирование главной мысли (идеи)
Составление планов различных видов
Описание фактов, явлений, событий, деталей
Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами
Логика изложения
Анализ данных
Навык определения и разработки проблемы
Выступление перед аудиторией
Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д.
Владение различными способами само и взаимоконтроля
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Умение решать проблемные учебные задачи

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: