Технология анализа конкретных ситуаций кейс стади. Современная образовательная технология "Case study"(общие сведения)

Технология «Кейс-стади» «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс -метода явился принцип «прецедента» или «случая». Метод Case Studies предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса из практики; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".


Кейс-стади (case-study) - буквально: "изучение случая". Форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия. Непосредственная цель case-study - совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации, возникающей в контексте конкретного положения дел случая.


Кейс (case) многозначное слово: Case study социологическое исследование; Case fame моделирование управления; Case history наглядная иллюстрация; Case method метод анализа ситуации. Моделирование построение модели ситуации. Системный анализ системное представление и анализ ситуации. Мысленный эксперимент способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования. Методы описания создание ситуации описания. Проблемный метод представление проблемы, лежащей в основе ситуации. Метод классификации создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации. Игровые методы представление вариантов поведения героев ситуации. Мозговая атака генерирование идей относительно ситуации. Дискуссия обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения. Глоссарий


Кейс – это: Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE). Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности". Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).


«Ирина, молодой специалист, работает в редакции газеты «Юность» всего 6 месяцев. Ирина - очень скромная, рассудительная и симпатичная девушка. Над каждым своим проектом она работает очень долго и аккуратно, все досконально взвешивает. Она большой энтузиаст своего дела, но, к сожалению, мало интересуется людьми, что вызывает недовольство руководства и сотрудников редакции. Некоторые считают ее белой вороной. Чтобы «утвердиться» в глазах коллег, ей приходится преодолевать немало трудностей. Она часто берет недоделанную работу домой. По заданию редакции ей необходимо написать статью о финансовой деятельности одного банка. В одном журнале Ирина нашла очень интересный материал как раз по теме ее работы. Статью необходимо было срочно сдать, и Ирина, не успевая к сроку, решила заимствовать в своей статье большой фрагмент журнального материала, частично пересказав его своими словами. Через неделю, когда газета вышла, в редакцию позвонили. Это оказался автор заимствованной статьи из журнала. Он долго разговаривал с главным редактором газеты...»






Является ли ситуация, сложившаяся в редакции, типичной? Что является предпосылкой сложившейся ситуации? Что можно считать основной проблемой? Кто участвует в решении проблемы? Каковы их цели? В чем заключается «проблема» Ирины? От какой из сторон в большей степени зависит бесконфликтное решение ситуации? Почему Ирина попала в такую ситуацию? Что необходимо предпринять каждой из сторон? Какие вопросы должны быть решены для того, чтобы уладить проблему? Кто может принять решение? Какое решение должно быть принято? Каковы цели человека, который принимает решение? Какие действия должны быть приняты? Каковы последствия? Что бы вы сделали на месте главного героя? Почему? Вопросы


Данные результатов международного исследования PISA-2000 Группа «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов: в целом умеют читать и понимать тексты, отвечать - однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности; достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям; не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ; теряются при работе с составными текстами: если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, возникают трудности; как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты; чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.




Структура кейса Описание проблемной ситуации (собственно сам кейс); перечень вопросов, на которые надо ответить, или заданий, которые необходимо выполнить при работе с кейсом; пояснительная записка для преподавателя - это предназначенное для преподавателя описание особенностей кейса и работы с ним в аудитории; приложения, представляющие фактический материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, карточек, анкет.






Практический кейс Цель - детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Главный смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Должны быть максимально наглядными и детальными


Обучающий кейс Основные задачи - учебные и воспитательные, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.


Исследовательский кейс Выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.




Критерии кейса 1. Источник Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения. 2. Процесс отбора Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным. 3. Содержание Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов. 4. Проверка в классе Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп учащихся (другого класса, другой программы обучения). Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата. 5. Процесс устаревания Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.


Этапы работы Стадия единения – погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. Варианты работы: Текст КС может быть роздан ученикам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС. Она соотносится с соответствующим разделом курса.


Стадия поляризации - организация совместной деятельности Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы: деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально; слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени; в каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации; в каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение.


Стадия мобилизации: обсуждение 1. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). 2. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.






Этап анализа и рефлексии совместной деятельности (катарсис) Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.








3. Основной (аналитический) этап Вступительное слово учителя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков. первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений. второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.




Результаты работы с кейсом Учебные(результаты, связанные с освоением знаний и навыков) Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные (результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения) Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем


Характеристики успешного кейса Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы, хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы ученик забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешится. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, ученики воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие.


Характеристики успешного кейса Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию). Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения. Правила для учеников: высказывания должны быть не разрешается говорить нескольким главные идеи должны быть все обсуждения ведутся отказаться от и иметь нейтралитет к занять позицию преодолевать конфликты и без морализаторства серьезно участников активизировать и группу свои эмоции структурировать занятие. Заполнить пропуски в предложениях, касающиеся реализации технологической стороны работы над кейсом Правила для учителя:

Сургутский государственный педагогический университет

Учебно-методическое управление

Отдел сертификации и методического сопровождения образовательного процесса

Технология кейс-стади

Обзор

Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций», «метод деловых историй» и, наконец, просто «метод кейсов». В российских из­даниях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Главная особенность метода − изучение студентами прецедентов, т. е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Суть метода в том, что слушателям даётся описание определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен познакомиться с проблемой (например, накануне занятия) и обдумать способы её решения. В классе в небольших группах обсуждается приведённый случай из практики. Проанализировав множество непридуманных проблем, обучающиеся «набьют руку» на их решении, и, если в дальнейшей практической деятельности попадут в аналогичную ситуацию, она не поставит их в тупик.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

− метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади);

− метод инцидента;


− метод ситуационно-ролевых игр;

− метод разбора деловой корреспонденции;

− игровое проектирование;

− метод дискуссии.

Таким образом, кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение − развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией.

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В современном образовании он впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. В учебные аудитории приглашались руководители фирм и организаций, которые делились со студентами некоторыми внутрифирменными проблемами, анализировали их, разрабатывали рекомендации относительно их решения.

Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:

1) наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;

2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;

3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;

4) многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;

5) наличие системы группового оценивания деятельности;

6) организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Метод кейс-стади основан на следующих положениях:

1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя - активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.

2. Акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности , а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.


В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию. Цель кейс-стади - совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение. Выбор лучшего решения в контексте поставленной проблемы происходит через анализ ситуации и оценку выработанных альтернатив.

Метод ситуационного анализа при умелом его использовании и применении позволяет оптимально решить одновременно три педагогические задачи:

1) подчинить учебный процесс управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить включение слушателей в активную учебную работу - как подготовленных обучаемых, так и новичков;

3) наладить обратную связь, установить постоянный контроль за качеством обучения и процессом усвоения знаний.

Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи и формировать метакомпетентности:

Овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

Оперативно принимать решения («здесь и сейчас»);

Отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т. е. правильно формулировать вопросы на развитие, на понимание;

Наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

Приобретать навыки вербализации, т. е. ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;

Вырабатывать умения осуществлять презентацию, т. е. убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;

Отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других;

Развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;

Овладевать практическим опытом извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в учебном процессе с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:

1) кейс должен соответствовать целям обучения;

2) кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искусственно создаваемая ситуация, где часть реального материала компилируется с какой-либо типовой проблемой);

3) задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;

4) кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;

5) материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

В обучающей практике используются разнообразные виды ситуаций.

Стандартная ситуация - в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах; имеет одни и те же источники, причины; может носить как отрицательный, так и положительный характер.

Критическая ситуация - нетипична, как правило, неожиданна, т. е. застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы; грозит нарушить установленные нормы, режимы, системы правил, ценностей; может наносить материальный и моральный ущерб, быть вредной для здоровья, экологии; требует немедленного и радикального вмешательства, пересмотра критериев, положений, нормативов.

Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) - уникальна, не имеет в прошлом аналогов; приводит к негативным, а порой и разрушительным изменениям каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений; влечет за собой материальные, физические и нравственные потери; требует привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов; побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям, обращению за помощью, например: землетрясение, пожар, наводнение, буран, извержение вулкана, сход лавины.

По характеру освещения, подачи материала могут быть использованы ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Ситуация-иллюстрация - это пример из практики (как позитивный, так и негативный) и способ решения ситуации. Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно. Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-психологической деятельности препарирован таким образом, чтобы его решение требовало каких-либо стандартных действий, например: расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т. д.

В литературе ситуации различают также и по другим признакам: по степени обобщенности или по степени новизны (известные, неизвестные (новые), стандартные и модифицируемые), по частоте встречаемости и степени сложности поиска их решений (проблемные и тривиальные) и др. Вместе с тем практика свидетельствует, что вычленить ситуацию в чистом виде порой невозможно. В любой из них могут присутствовать и некоторые элементы ситуаций других типов. Вид применяемых в учебном процессе ситуаций в каждом конкретном случае будет зависеть от специфики изучаемого курса, контингента обучаемых, поставленной учебной цели, учебного времени и опыта обучаемых.

При всём многообразии видов кейсов все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя:

Ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни);

Контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации);

Вопросы или задания для работы с кейсом;

Приложения.

Этапы разработки кейса:

Определение места кейса в системе образовательных целей;

Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса;

Построение или выбор модели ситуации;

Создание описания;

Сбор дополнительной информации;

Подготовка окончательного текста;

Презентация кейса, организация обсуждения.

− проведение консультаций;

Рассмотрение ситуаций проходит в несколько этапов.

Анализ практической ситуации в подгруппе. Это этап самостоятельной работы студентов. В случае малого количества обучаемых можно разбить присутствующих на пары. Обсуждение ситуации в подгруппах (малых группах) позволяет достичь нескольких целей. Во-первых, оно позволяет каждому обучаемому принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения и получить представление о мнениях других участников. Во-вторых, оно способствует выработке навыков совместной, командной работы. В-третьих, оно вынуждает каждого быть полностью подготовленным к работе, так как в малой группе невозможно скрыть некомпетентность. Главная задача подгруппы на этом этапе - подготовиться к формулированию своих выводов и заключений перед межгрупповым обсуждением. Малая группа может подготовить:

Перечень ключевых событий во времени;

Таблицу задач и принимаемых решений;

Диаграмму последствий;

Графики изменения технико-экономических показателей;

Визуально оформленные решения в виде символов;

Классификационные группы действий и событий, таблицы и графики.

Предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Этот этап нужен для того, чтобы преподаватель убедился в хорошем усвоении материала обучаемыми и в правильном понимании всеми присутствующими проблем, представленных в ситуации. Преподаватель отвечает на вопросы, которые возникают у участников анализа. Причем допускаются только те вопросы, которые касаются разъяснения событий или фактов, а не объяснения причин или вариантов решений и действий, если таковые описаны. Сообщение подгруппы предусматривает оценку позитивных и негативных последствий возможных вариантов решений, перечень рисков и потенциальных проблем, предположения о возможном последующем развитии событий.

Межгрупповая дискуссия. Этот этап проводится на основе сообщений подгрупп. Представители, делегированные каждой из подгрупп для презентации итогового материала, выступают со своим анализом и предполагаемыми решениями, а участники из других подгрупп выступают в роли оппонентов. Преподаватель контролирует ситуацию и играет роль координатора и руководителя дискуссии, а при необходимости - оппонента и критика, активизируя и направляя дискуссию. Наиболее целесообразно организовать дискуссию между участниками анализа, поэтому можно переадресовать вопросы к другим обучаемым. Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу обучаемых путем прямого обращения, например: «Как бы вы поступили в этом случае?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Какое решение вы примете?» и пр. Этими вопросами следует пользоваться как для выяснения мнения отдельных участников анализа, активно проявляющих себя на занятиях, так и для вовлечения в дискуссию тех, кто предпочитает отмалчиваться из-за стеснительности или по другим причинам.

Подведение итогов. Оно осуществляется сначала желающими высказаться из аудитории, а затем самим преподавателем, ведущим занятие. Он дает оценку выводам подгрупп и отдельных участников, а также всему ходу дискуссии. Одновременно формулируются и обосновываются варианты действий, которые не были предложены, допущенные ошибки, если такие были, и выделяются особенно продуктивные решения.

− были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации ;

Этот метод можно регулярно использовать практически по любой теме обучения, причем как до начала чтения лекции, так и в ее процессе, и в конце, для проверки усвоения материала. Ситуации могут быть применены самостоятельно и на семинарах и практических занятиях. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от обучаемых требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

При планировании учебного процесса должны быть предварительно найдены резервы времени для обучения с использованием кейс-метода без снижения качества теоретической подготовки. В связи с этим целесообразно обеспечить каждого студента качественными учебными пособиями по модулям курсов. Преподаватели отмечают также необходимость изменения норм учебно-методической нагрузки при использовании кейс-метода.

Специфика планирования учебного процесса с использованием кейс-метода проявляется, прежде всего, при разработке программ учебных дисциплин . Эта работа имеет много общего с аналогичной работой при традиционном обучении. Вместе с тем при использовании кейсов требуется:

В статье рассмотрены общие особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, структуры плана и текста кейса. Высказано мнение о необходимости учитывать отношение студентов к теме будущего кейса: студентов интересуют те кейсы, в которых они могут видеть себя в позиции лица, принимающего решения в ближайшем будущем. Изучение целей кейса следует начинать с формирования списка всех понятий, теорий, инструментальных средств и методик, представленных в курсе, а также проблем и трудностей, с которыми студент может столкнуться при практическом использовании материала курса. Дается трехмерная характеристика трудностей кейса.

Автор акцентирует внимание на том, что план кейса – это основополагающий документ, определяющий основу и цель кейса, его организацию, информационное наполнение и план завершения. Выделены пять компонентов плана кейса: вводный параграф, краткое описание целей обучения, схема кейса, описанная подзаголовками, перечни необходимых данных, график разработки.

Кратко описаны этапы разработки текста кейса и методической записки.

Качалина, кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. – 2009. - № 1. – С. 110-116.

Относясь к интерактивным методам обучения, кейс-метод формирует интерес и позитивную мотивацию, обеспечивает эмоциональную включенность студентов в учебный процесс, эффективно способствует их профессионализации.

Составление кейсов − трудоемкий процесс для преподавателя, но их использование является эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых. Еще одним безусловным достоинством кейсов является практическая демонстрация и реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Основными источниками содержания кейсов выступают общественная жизнь, в том числе педагогическая практика (сюжет, проблема, фактологическая база), образование (цели, задачи и методы обучения и воспитания), наука (методология). Соотношение этих источников в конкретном кейсе определяет его место в общей типологии кейсов (практические, обучающие, научно-исследовательские).

В статье изложены результаты практического опыта применения кейс-метода в среднем профессиональном образовании (на примере преподавания дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей» в педагогическом колледже), описы­вается структура обучающего кейса:

1. Введение: постановка задачи; название учреждения; имена и долж­ности главных персонажей.

2. Проблема (краткое описание с позиций разных участников событий).

3. Материалы для решения (научные, методические, статистические,
нормативные, юридические, литературные и прочие).

Михайлова, и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога№ 5. – С. 106-116.

Автор отмечает, что среди многих работ, посвященных кейс-методу, практически полностью отсутствуют фундаментальные работы, освещающие технологию написания кейса. Приводится пример разработки в области технологии написания кейса (М. Мюнтер).

Этап 1. Поиск первоначальных условий.

Этап 2. Установление первого контакта.

Этап 3. Сбор информации.

Этап 4. Процесс составления.

Этап 5. Получение разрешения на публи­кацию.

Содер­жание кейс-материала должно соответствовать нескольким пунктам, открытыми известным специалистом в области кейс-ме­тода П. Лоуренсон:

1. В кейсе желательно описывать одно или несколько событий, взятых из реальной бизнес-практики.

2. В кейсе обязательно приводится необ­ходимая информация об организации в це­лом и о людях, работающих в ней.

3. Кейс-материал должен содержать вы­сказывания сотрудников организации относительно рассматриваемой проблемы.

4. Текст кейса не должен быть перегружен биографическими данными сотрудников организации.

Описываются разновидности структуры кейса: временная, сюжетная и разъяснительная структура.

Еремин к обсуждению кейса в аудитории // Инновации в образовании. – 2010. - № 5. – С.

Автор отмечает, что работа студента с конкретным кейсом состоит из трех стадий: индивидуальная подготовка; участие в обсуждении кейса в малой группе; участие в обсуждении в большой группе на занятии в аудитории. Каждая стадия подробно описана; даны рекомендации студентам по индивидуальной подготовке.

Малые группы формируются для того, чтобы дать возможность боль­шему числу студентов высказать свои комментарии и идеи. Даны рекомендации по подготовке к обсуждению кейса в малой группе. Описан ход обсуждения в малой группе. Автор указывает на некоторые общие типы проблем, возникающих в малых группах при обсуждении кейса: неправильное распределение времени, недостаточная подготовка, межличностные проблемы, недостаточная фиксация согласия, даны рекомендации по решению указанных проблем.

Представлена последовательность действий преподавателя по подготовке к обсуждению кейса в аудитории.

Еремин этап анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода // Инновации в образовании. – 2010. - № 8. – С. 120-141.

В статье рассмотрены особенности подготовки и проведения обсуж­дения кейса на занятии в большой группе, оценка работы студентов по итогам такого обсуждения, особенности написания эссе по наиболее рас­пространенным типам кейсов, а также проблема оценки студенческих эссе.

Раскрываются особенности обсуждения кейса на занятии большой группы. Описываются типовые этапы обсуждения: в аудитории до начала обсуждения, «разминка», обсуждение, завершение обсуждения.

указывает на проблему оценки участия студентов в обсуждении кейса, так как она формируется с учетом многих факторов. В частности, не­обходимо учитывать промежуточные результаты, активность и повторные выступления студентов. Поэтому при учете участия студента в обсужде­нии кейса нецелесообразно использовать традиционную четырехбалль­ную систему оценивания. Необходимо оценивать студента за содержательную активность, составляющие которой описаны в статье.

Батоврина -стади как метод обучения специалистов в области управления // Педагогические науки. – 2009. - № 1. – С. 138-140.

Обучение с использованием метода конкретных ситуаций позволяет студентам применить полученные теоретические знания на практике, развить навыки и способности, необходимые для успеш­ного осуществления управленческой деятельности: умение принимать решения, работать в команде, планировать и др. Суть данного метода заключается в рассмотрении студентами конкретных проблем из прак­тики современных организаций и формулировании их решений.

Важнейшей задачей при подготовке к использованию метода конкретных ситуаций для обучения специа­листов в области управления становится отбор ситуаций с учетом интересов обучающихся. Автор указывает, что одним из способов решения данной задачи может стать определение контуров проблемной ситуации пре­подавателем с предоставлением возможности студентам дополнить и изменить параметры ситуации с учетом собственных профессиональных интересов.

В статье представлены результаты данного подхода, который был апробирован в гг. при подготовке ситуаций по курсу «Управление персоналом» для студентов, обучающихся по программе второго высшего образо­вания на факультете государственного управления МГУ имени. В ходе апро­бации подхода были подготовлены четыре проблемные ситуации по ключевым темам курса: «Подбор персонала», «Мотивация персонала», «Оценка персонала» и «Развитие персонала».

Автор приходит к выводу, что использование данного подхода дает возможность повысить эффективность применения метода конкрет­ных ситуаций для обучения как уже состоявшихся, так и будущих руководителей, расширить возможности обучающихся по применению полученных знаний для решения реальных прак­тических проблем. Очевидно, что его использование возможно не только в рамках курса «Управление персоналом», но и в рамках целого ряда иных курсов и спецкурсов для студен­тов управленческих специальностей − менеджмента, маркетинга, организационного поведе­ния, связей с общественностью и др.

Панина способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 20Высшее профессиональное образование). – С. 92-102.

Раскрывается понятие «кейс-метод», его возможности в профессиональном обучении. Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме. Кейс-метод рассматривается как синергетическая технология. Обосновывается необходимость внедрения кейс-метода в практику образования. Перечисляются источники формирования кейса. Определяются условия, которые нужно учитывать при составлении описания конкретной ситуации. Рассматриваются этапы технологической деятельности преподавателя при использовании кейс-метода. Подробно описываются этапы работы над ситуацией в аудитории: 1) введение в кейс; 2) анализ ситуации; 3) презентация решений по кейсам; 4) общая дискуссия; 5) подведение итогов. По мнению авторов, кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения. Даются рекомендации по сочетанию кейс-метода и деловой игры , «мозгового штурма», моделирования; приводятся советы по использованию дискуссии в кейс-методе.

Панфилова педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика". - М.: Академия, 20Высшее профессиональное образование). – С. 37-56.

Метод кейс-стади рассматривается как одна из технологий анализа ситуаций для активного обучения (action learning). К таким технологиям, по мнению автора, относятся: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций, метод ситуационного обучения – кейс-стади, метод кейсов, метод «инцидента», метод анализа критических прецедентов, метод проигрывания ролей, игровое проектирование. Перечисляются цели технологии анализа ситуаций, а также метакомпетентности, формирующиеся при применении анализа ситуаций. Описываются предпосылки для анализа, содержащиеся в учебной ситуационной задаче. Рассматриваются конкретные и базовые ситуации, а также такие виды ситуаций, как стандартная, критическая и экстремальная. По характеру освещения, подачи материала выделяются ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Описывается метод ситуационных упражнений, ситуационных задач. Перечисляются признаки ситуационной задачи, отличающей ее от конкретной ситуации.

Рассматривается метод ситуационного обучения (кейс-стади) как конструирование дизайнов единичных и множественных случаев. Приводятся признаки данного метода, описываются разновидности ситуации, характеризуются положения, лежащие в основе метода. Дается характеристика разновидностей аналитической деятельности, необходимой для осмысления ситуации. Предлагаются средства поддержки эмоционального напряжения в игровых группах для эффективности проведения занятии с помощью кейс-стади. Описываются этапы рассмотрения ситуаций.

Как разновидность метода кейс-стади рассматривается метод анализа кейсов – наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосрочного обучения, направленная скорее на формирование новых психологических качеств и умений, чем на усвоение знаний. Указываются принципы разработки и реализации кейсов в учебном процессе.

Рассматривается также метод анализа инцидентов – случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера. Отличается от метода кейсов тем, что его цель – поиск информации для принятия решений самим обучаемым и научение его поиску необходимой информации. Описываются возможные формы организации занятия, а также достоинства метода «инцидента».

Охарактеризован метод анализа критических инцидентов. В его основе лежит предположение, что более глубокого понимания всех обстоятельств можно достичь с помощью подробного анализа одного определенного аспекта ситуации, так называемого критического инцидента (события или случая, который явным образом повлиял на результаты работы). Метод интервью по критическим инцидентам представляет собой процедуру сбора наблюдаемых инцидентов, которые являются наиболее важными или «критическими» для эффективной работы. Описываются этапы интервью: подготовка, определение рабочих целей интервьюируемого, выяснение общего представления об инциденте, выяснение контекста, в котором инцидент произошел, выяснение роли интервьюируемого инциденте, создание схемы инцидента, окончание интервью.

Рассматривается метод проигрывания ролей (инсценировки), или метод «разыгрывания» ситуаций в ролях. Его цель – воссоздать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучающимся возможность оценить поступки и поведение участников игры – исполнителей.

Гурьянова технологии обучения − основа качества образования // Качество. Инновации. Образование. − 2010. − № 2. − С. 12-17.

В статье рассматривается актуальная для высшей школы России тема – улучшение качества образования на основе инновационных технологий обучения. Среди перспективных и результативных нетрадиционных форм проведения занятий, появившихся в российской высшей школе не так давно, автор исследует анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода. Перечисляются этапы технологии проведения анализа деловых ситуаций на основе кейс-метода: 1) определение цели занятия по анализу деловой ситуации. Знакомство с ситуацией, ее особенностями; 2) выделение ключевых проблем, авторов и персоналий, которые могут реально действовать; 3) «мозговая атака»; 4) анализ последствий принятия того или иного решения; 5) предложение одного или нескольких вариантов рения проблем из деловой ситуации; 6) рефлексия. Подробно описывается этап «мозговая атака». Автор приходит к выводу, что анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода – инновационная технология обучения, значительно улучшающая качество образования и способствующая эффективности образовательного процесса.

Бреева преподавателя и студента в процессе обучения // Педагогические науки№ 6. - С. 107-108.

Наиболее распространенными формами сотрудничества преподавателя и студентов являются следующие: совместное выполнение студентами заданий, предложенных преподавателями; мозговой штурм; полилогическое обсуждение; кейс-стади.

В настоящее время существует две классических школы кейс-стади: Гарвардская и Манчестерская, соответственно американская и западноевропейская. Их отличие в том, что американские кейсы большие по объему, а в Западной Европе кейсы в 1,5-2 раза короче. Кроме того, гарвардские кейсы предлагают поиск единственно верного решения, тогда как в американской школе решения многовариантны. Описывается методика проведения занятий с использованием кейса в Манчестерской школе бизнеса.

Максимов России в Пикалёво // Социологические исследования№ 4. - С. 42-53.

В статье с применением метода кейс-стади анализируются события в г. Пикалево, в которые вовлечены субъекты (акторы) от наемных работников до председателя правительства. Анализируются типичные и специфические черты действий (взаимодействий) социальных акторов, изменения в их поведении, факторы различного уровня и характера. По мнению автора, таково свойство кейсов: отражать, как в капле, весь или почти весь океан общественной жизни. Сегодня, когда социологи ограничены по тем или иным причинам в проведении масштабных исследований, анализ случаев может выступать вполне приемлемой альтернативой. Отражение всей России – красная нить представленного кейса: в нем вышли на арену и сыграли свою роль почти все действующее лица общества в типичных обстоятельствах. Источниками информации служат интервью с работниками различных социально-профессиональных групп, анализ документов, публикаций.

Еремин учебной работы с использованием кейс-метода // Инновации в образовании№ 4. - С. 77-90.

Рассмотрены следующие стороны обеспечения учебной работы с использованием кейс-метода: повышение квалификации преподавателей, правовое обеспечение создания и использования кейсов в учебном процессе, планирование учебного процесса с использованием кейс-метода, формирование фонда кейсов.

При планировании учебного процесса должны быть предварительно найдены резервы времени для обучения с использованием кейс-метода без снижения качества теоретической подготовки. В связи с этим целесообразно обеспечить каждого студента качественными учебными пособиями по модулям курсов. Преподаватели отмечают также необходимость изменения норм учебно-методической нагрузки при использовании кейс-метода.

Специфика планирования учебного процесса с использованием кейс-метода проявляется прежде всего при разработке программ учебных дисциплин. Эта работа имеет много общего с аналогичной работой при традиционном обучении. Вместе с тем при использовании кейсов требуется:

− определить цели, для достижения которых необходимо использование кейсов;

− определить относительную величину аудиторного времени, связанного с анализом кейсов;

− указать разделы учебной дисциплины, при изучении которых должны использоваться кейсы, и конкретные кейсы, имеющие отношение этим разделам;

− указать дидактическую направленность работы с конкретными кейсами (подведение студентов к необходимости использования теории, методов, инструментальных средств; подготовка к последующей работе с кейсами);

− определить часть общего времени студентов, выделенную для работы с кейсами, включая самостоятельную работу и обучение другими лицами;

− определить, как будет оцениваться работа студентов с кейсами и работа по учебной дисциплине, использующей кейсы.

При определении целей учебной дисциплины необходимо прежде всего учитывать направление подготовки и особенности студентов. Цели существенно различаются при наличии или отсутствии у студентов опыта работы с кейсами.

В программе должны быть запланированы не только кейсы, но и самостоятельное изучение дополнительных материалов, а также сбор дополнительной информации. Все это должно быть учтено как время, необходимое для самостоятельной подготовки студентов к анализу кейсов.

Фонд кейсов конкретного вуза должен формироваться как из отечественных, так и из зарубежных источников. Наряду с этим могут использоваться кейсы, разработанные в этом вузе. В настоящее время Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета реализует некоммерческий проект «Российский ресурсный центр учебных кейсов». Центр представляет собой электронную библиотеку учебных кейсов, содержащих методически структурированные описания кейсов, заимствованных из реальной практики бизнеса. Описываются другие базы данных кейсов.

Создание кейсов и их использование в образовательном процессе на правовой основе ГК РФ требует тщательного документального оформления прав на использование кейсов, обеспечения прав и гарантий авторов-разработчиков этих дидактических средств, а также соблюдения этих прав работодателями и обучающимися.

Поведенный анализ вопросов, связанных с внедрением кейс-метода в высшей школе России, позволяет сделать некоторые общие выводы:

− усложняется планирование учебного процесса;

− внедрение кейс-метода будет расширяться при переходе к обучению на основе ФГОС ВПО;

− целесообразно изменение соотношения объемов учебной и учебно-методической работы преподавателей;

− большой объем работ должен быть выполнен вузами (повышение квалификации преподавателей, планирование учебного процесса с применением кейс-метода, формирование фонда кейсов, методическое обеспечение принципиально новой для большинства вузов формы организации учебного процесса).

Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование№ 2. - С. 172-179.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, главное предназначение которой – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией. Автор выделяет такие методы кейс-технологий, как метод ситуационного анализа, метод инцидента, метод ситуационно-ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии. В статье дана краткая характеристика каждого метода, показана возможность использования кейс-технологий в школьной практике.

Итоги работы с учебной ситуацией можно представить как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповой и индивидуальной. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует чувство ответственности, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

При оценке публичной презентации преподаватель обращает внимание:

− на выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т. д.);

− круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения;

− демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам;

− предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания;

− предложение определенного плана действий или плана воплощения решения; определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса;

− заметное участие в обработке количественных данных, расчетах;

− подведение итогов обсуждения.

Анализ кейса, сделанный учеником при непубличной (письменной) презентации можно считать удовлетворительным, если:

− было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

− проведено максимально возможное количество расчетов;

− были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;

− были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации;

− составленные документы по смысл и содержанию соответствуют требованиям;

− приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованными аналитическими методам.

Примерный алгоритм последовательности действий учителя при использовании кейс-технологий:

− выдача домашнего задания учащимся;

− определение сроков выполнения задания;

− ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса;

− определение технологической модели занятия;

− проведение консультаций;

− работа над ситуацией в классе;

− вступительное слово учителя; постановка основных вопросов, при необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой);

− организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

− презентация решений в малых группах;

− организация общей дискуссии;

− обобщающее выступление учителя, его анализ и оценивание.

Составитель: , к. ф.н., специалист ОСиМСОП, специалист ОСиМСОП.


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

Статья

«Кейс - метод - активный метод обучения»

подготовила

учитель начальных классов

Соловьёва Нелли Дмитриевна

г.Новый Уренгой

2012г.

Кейс- метод - активный метод обучения

В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем.

«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.

Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case - случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Классификацию видов «кейса» можно представить в виде таблицы:

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. соответствовать чётко поставленной цели создания;
  2. иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  3. быть актуальным на сегодняшний день;
  4. быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  5. иметь несколько решений для организации дискуссии.

Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:

1.Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

2.Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.

3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

5.Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика- они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

Гарвардская школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в режиме данного метода. Они зависят от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс-метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся .

Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Педагог готовит кейс

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитический кейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.

Главным системообразующим фактором в данной классификации является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Постепенное освоение деятельности в режиме от обучающего кейса к работе в режиме исследовательского кейса даёт возможность учащимся проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, что положительно скажется при формировании компетенций.

Но чем сложнее деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации, возникает риск нехватки учебного времени в режиме классно-урочной деятельности. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Исследовательский - не менее 4-х часов. Достаточно много времени уйдёт и на подготовку кейса, поэтому его использование, будет ограничено 4-6 уроками в месяц.

Разрешение этой проблемы во многом зависит от профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции учителя. Объединение научно-исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя в подготовке кейс-метода способствует максимальной реализации развитию его способностей, обновлению его творческого потенциала.

Кейс-метод - эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.

Информационные источники

  1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.. http://www.casemethod.ru/
  2. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269
  3. Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182
  4. http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846 - материал для реализации всероссийского сетевого проекта,подготовлен Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.

Лекция 3

Образовательные технологии «Кейс-стади» и «Дебаты»

как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Технология «Кейс-стади»

  1. Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

  2. Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

  3. Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций

  4. Руководство по написанию кейса

  1. Структура кейса

  2. Виды кейсов

  3. Выходное тестирование

  1. Технология «Дебаты»

  1. Дискуссия как способ организации учебно-воспитательного процесса

  2. Главные черты технологии «Дискуссия»

  3. Структура дискуссии

  4. Правила проведения дискуссии

  5. Функции модератора

  6. Функции экспертов

  7. Формы дискуссий

  8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»
А. Цель и принципы программы "Дебаты"

Б. Организационные процедуры

В. Ход игры

Г. Преимущества использования технологии "Дебаты"


    1. Технология «Кейс-стади»

  1. Из истории вопроса

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе.

2. Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

Технология «Кейс-стади» активно используется в современном образовании, и может быть причислена к технологиям открытого образования, ориентированным на многообразие и вариативность образовательных предложений, преодоление школьного контекста, создание образовательного пространства, предоставляющего учащимся веер возможностей в выборе образовательного маршрута.

Мы понимаем, что сегодня задача школы - не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. При этом школьникам предлагается продемонстрировать навыки работы с текстами разных жанров.

По данным результатов международного исследования PISA-2000, наши школьники имеют целую группу «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов:


  • в целом умеют читать и понимать тексты , отвечать, однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности;

  • достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям;

  • не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ;

  • теряются при работе с составными текстами. Если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, что вызывает затруднения;

  • как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты;

  • чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.
А эта группа «дефицитов» связана с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задании: российские школьники не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи. Задачи, в которых требуется использовать бытовые сведения, личный практический опыт, вызывают трудности; вызывает трудности операция выделения информации из вопроса; российским ребятам нелегко ответить на вопросы, которые предполагают многократное возвращение к условию для получения дополнительной информации; дети пасуют перед заданиями, в которых форма вопроса недостаточно нормализована.

Классическая схема задания или задачи может быть описана через условие задачи и вопрос, на который необходимо дать ответ. Соотношение условий задачи и вопроса точно задает способ действия. Фактически речь идет о стереотипном применении способа действия.

Задания и задачи, которые сейчас широко используются в мировом сообществе, выглядят иначе. Условие и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условие и вопрос - задача ученика. Часто для такого действия необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, нужна детальная работа с контекстом. Отсюда и «дизайн» международных заданий, в частности заданий PISA, - они часто представляют собой описание ситуации (кейс), взятой из реальной жизненной практики. Каждая задача - ситуация, случай, требующие собственного решения.

За годы учебы в средней школе, а затем и высшем учебном заведении, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им не известны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.

Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).

3. Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

Ситуационная методика, или кейс-метод (Case study) - метод анализа кейсов, ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, то есть перед тем, как дать задание ученикам, происходит разработка конкретного примера или поиск готовых материалов с описанием реальной ситуации.

Мы считаем, что метод конкретных ситуаций можно эффективно использовать при работе с элективными курсами. Констатируются какие-то события, описываются конфликт или проблема, эмоционально-поведенческие аспекты взаимодействия, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.

И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:

  • Во-первых, она должна позволять студентам и учащимся
  • Во-вторых, она должна мотивировать студентов и учащихся к различным видам деятельности
  • В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
  • В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
  • В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
  • И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач

И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.

Метод кейсов

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение студентами своего творческого потенциала и . Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Кейсы, загадки, игры, головоломки и тесты для всестороннего развития своих навыков доступны по . Жмите на ссылку, чтобы узнать больше

Метод кейсов также может иметь несколько источников (видов информационной базы):

  • Социальная жизнь со всем обилием трудностей и достоверных фактов
  • Образование, определяющее задачи, цели и методы обучения
  • Наука, задающая методологические основы и обеспечивающая разнообразие методик
  • Литература художественной и публицистической направленности, из которой можно почерпнуть идеи и построить сценарий самого кейса
  • Статистические и другие данные

Всё это делает метод кейсов очень эффективным и удобным в применении. Как же его применять?

Особенности метода кейсов

Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Подготовительный этап

Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает:

  • Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса
  • Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения
  • Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении)
  • Составления домашнего задания
  • Разработка системы оценок решения кейса

Студенты на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Реализация кейса

Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений между ними.

Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный, социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они не могли изначально уловить даже намёки на поставленную проблему. В ряде случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.

Диагностика ситуации

С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:

  • Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Вторая часть – определяется должное быть состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Третья часть – сравниваются реальное и должное быть состояние объекта

В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.

Выработка альтернатив

Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики.

Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе.

Одновременно с развитием познавательной деятельности учащихся в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решать и ряд других задач, например:

  • в группе
  • Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите учащимися своих позиций
  • Производить оценку уровня знаний учащихся и их точек зрения по различным вопросам
  • Стимулировать умственную работу учащихся
  • Поддерживать энтузиазм учащихся по поводу разных учебных тем
  • Анализировать выполнение учащимися рабочих заданий и упражнений
  • Проверять усвоенный учащимися материал на практике
  • Формировать у учащихся креативное отношение к изучаемому материалу и

Обсуждение выводов

Этот этап считается завершающим. Во время него преподаватель обсуждает с учащимися выявленные ими в ходе кейса проблемы. В большинстве случаев, в самом начале дискуссии определяется её цель и предполагаемые результаты, а также задаётся конкретное для беседы время.

В процессе дискуссии очень важно, чтобы мог высказаться каждый участник, но при этом его позиция должна быть аргументирована и уточнена. Также подразумевается и активизация тех участников, которые занимают в обсуждении пассивную позицию, и сдерживание наиболее активных.

Не менее важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Эмоциональный аспект подразумевает управление эмоциональными состояниями учащихся, а проблемный – вычленение наиболее важных вопросов и участников именно на них.

Следует отметить, что завершающий этап меньше поддаётся контролю, чем начальный, ведь необходимо «сбавить обороты» обсуждения, что может оказаться нелегко. А форма завершения всего мероприятия, которая иногда зависит от хода дискуссии, должна соответствовать поставленным на начальном этапе целям. Причём не следует завершать занятие только одним способом, т.к. это может снизить интерес участников.

В качестве завершения можно использовать такие варианты:

  • Представить краткое резюме, основанное на выводах, сделанных в течение занятия
  • Задать дополнительные вопросы, которые в процессе не были затронуты
  • Предоставить новые данные (если диагностика кейса не позволила решить проблему, модно предложить дополнительные данные на тему дальнейшего развития событий, реализованных в кейсе)
  • Позволить учащимся подвести итоги (резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, их подача может быть устной или письменной, а озвучены они могут быть либо в конце текущего занятия, либо в начале следующего)

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов различными организациями, преподавателями и другими людьми, чья деятельность связана с обучением, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: