Типы звукоснимателей. Зачем нужен звукосниматель для акустической гитары? Главное об электроакустике: типы музыкальных инструментов и аксессуары для них

Звукосниматель предназначен для преобразования колебания струн в электрический ток. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Используется в электрогитарах, бас-гитарах и полуакустических гитарах, а также в электро - и полуакустических скрипках.

Преобразование колебания струн в электрический сигнал происходит следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Внутри катушки проволоки, намотанной вокруг этих магнитов, возникает электрический ток, который через провода подается в усилитель. Зачастую покупкой более дорогих датчиков можно улучшить звучание бюджетных инструментов, придать новую окраску дорогой гитаре .

Гитарные звукосниматели подразделяются на два основных вида: пьезоэлектрические и электромагнитные звукосниматели.

В звукоснимателях этого типа применяется пьезоэлектри - ческий эффект - при изменении размеров (сжатии или растяжении) вещества, обладающего пьезоэлектри - ческими свойствами, возникает его поляризация, и в цепи появляется ток. Такие датчики можно использовать не только с механическими, но и с нейлоновыми струнами. Они в основном применяются в акустических инструментах: акустической гитаре и других струнных щипковых, а также в струнных смычковых. Обычно эти звукосниматели устанавливают либо под нижний порожек (в этом месте происходит передача колебаний от струн деке, поэтому здесь они наиболее сильные), либо внутри подставки, либо крепят к самой деке.

Самый распространенный пьезоэлектрический звукосни - матель имеет вид тонкого брусочка из твердого материала с расположенными на нем несколькими пьезоэлементами (их количество равно количеству струн), либо с одной цельной полоской, изготовленной из вещества с пьезоэлектри - ческими свойствами. Этот брусочек как раз и устанав - ливается под нижний порожек.

Второй вид звукоснимателя представляет собой тонкий диск с наклеенным на нем пьезоэлементом. Этот диск крепится к деке, которая колеблется под воздействием струн. При колебаниях деки происходит изгиб материала, из которого она изготовлена, вместе с ним изгибается и пьезоэлемент, что приводит к его деформации, которая и служит причиной возникновения поляризации.

Электромагнитные звукосниматели

Представляет собой гитарный звукосниматель, в котором используется одна катушка. Магнитов, создающих магнитное поле, может быть как один, так и несколько. Синглы отличаются слабым сигналом.

Другим недостатком сингла является то, что катушка очень хорошо улавливает электромагнитное излучение, то есть чувствительна к различного рода наводкам (и сетевые 50 Гц, и неприятные шумы от флюорисцентных ламп, и т.д.). Несмотря на эти минусы, звучание такого датчика стало почти легендарным из-за того, что он первым появился на свет. И теперь многие производители выпускают звукосниматели с "сингловым" звучанием.

Хамбакер (humbucker)

Для борьбы с недостатками синглов в 1955 году инженер компании Gibson Сет Ловер (Seth Lover) изобрел новый тип звукоснимателя - "хамбакер" (humbucker). Слово "humbucking" означает "подавление фона (от сети) переменного тока". Новые звукосниматели должны были выполнять именно эту функцию, но впоследствии слово "хамбакер" стало более широким термином, обозначающим определенный тип звукоснимателя.

В хамбакере используются две катушки, а также или два магнита (и больше), или один магнит с полюсными наконечниками. Хамбакеры бывают разных видов:

хамбакер типа side-by-side single coil , несмотря на название, содержит две катушки, просто эти катушки гораздо меньше, чем используемые в синглах, и ширина такого хамбакера равна ширине обычного сингла;

Стандартный хамбакер, в котором катушки (нормального размера) также расположены рядом (side by side), но ширина звукоснимателей этого типа составляет уже примерно две ширины сингла;

Разделенный (split) хамбакер состоит из двух катушек, каждая из которых снимает сигнал с трех (или двух в бас-гитаре) струн (нижних или верхних). Эти катушки могут быть расположены как в одном корпусе, так и в двух независимых (на фото справа). Обычно разделенные датчики располагаются на разном расстоянии от нижнего порожка гитары;

Двухъярусный (stacked) хамбакер (размером с сингл), в котором катушки расположены одна под другой.

Об активных звукоснимателях

В активных звукоснимателях в отличии от пассивных в корпусе самого звучка имеется встроенных предусилитель звука, который позволяет улавливать большой диапазон частот и преобразовывать его в сигнал. Не смотря на то, что этот предусилитель выполнен в виде микросхемы, звук через активный звукосниматель передается аналоговый, а не цифровой, как думают некоторые. Микросхема сделана для экономии места и увеличения выходного напряжения.

Для поддержания встроенного усилителя в корпус звукоснимателя вставляется батарейка. Но это не значит, что ее нужно менять также часто как и в фонарике. Как показывает практика, лучше использовать алкалиновые батарейки, которые безопасны в отличии от обычных солевых (не хватало, чтоб там еще что-нибудь закаратило) и держатся довольно долго. Если играть по три-четыре часа в день без перерыва, то ее хватит на два-три года – это точно. Активные звукосниматели запаяны и герметичны снаружи, и не пропускают воздуха и влаги внутрь. Поэтому будьте осторожны и не пытайтесь открыть звукосниматель – тогда он скорее всего выйдет из строя. Лучше всего не допускать механических повреждений.

По типу активные звукосниматели бывают в корпусе как сингла, так и хамбакера. Хамбакеры соответственно дают более мощный и глубокий звук, а сингл более чистый и прозрачный. Есть мнения, что активные звучки звучат глуше пассивных и четкость сигнала у них меньше. Я считаю, что это не так, и мнения этих людей просто более консервативны в отношении классических звукоснима - телей.

Вообще на активных звукоснимателях нужно поиграть каждому более менее опытному гитаристу, чтобы понять что они из себя представляют. Самая продвинутая фирма в этом отношении – EMG. Они выпускают четыре или пять моделей активных звукоснимателей, но зато они отличного качества, и EMG является признанным лидером в изготовлении таких звукоснимателей. Также можно попробовать и звукосниматели от DiMarzio. DiMarzio предлагает широкий ассортимент, и можно выбрать звукосниматель по вкусу лубому гитаристу.

Принцип действия хамбакера состоит в следующем. Катушки намотаны встречно, поэтому токи в них текут в противоположном направлении друг относительно друга. Но так как и полярность магнитов специально перевернута, то в итоге эти токи протекают в одном направлении. А вот помехи, наводимые в обмотках внешними электромагнитными полями, не зависят от направленности магнитного поля. На них влияет только направление намотки катушек, и поэтому они находятся в противофазе и при сложении сигнала взаимоуничтожаются, в то время как полезный сигнал (получаемый под воздействием вибрации струн), наоборот, усиливается.

В настоящее время выпускается большое количество хамбакеров с четырехпроводным кабелем для того, чтобы можно было самостоятельно осуществить распайку электрической схемы соединения катушек. Дело в том, что от этого сильно зависит звучание гитары. Пробуя тот или иной способ распайки, музыкант подбирает нужный ему звук.

Обычно на гитару ставится несколько (от одного до трех) звукоснимателей, их сочетания довольно разнообразны. С помощью специального переключателя можно выбирать те датчики, которые работают в данный момент.В зависимости от месторасположения звукоснимателя он может называться neck (у грифа), middle (посередине) или bridge (у нижнего порожка или подставки). Производители рекомендуют некоторые свои модели использовать в той или иной позиции. Иногда же один и тот же звукосниматель выпускается в двух вариантах и носит соответствующее название - Neck или Bridge.

Что такое звукосниматель? Какова его роль? На что способен? Есть ли смысл тратить деньги на данную установку? Ответы на эти вопросы ищите в данной статье.

Почему появились звукосниматели?

Звукосниматель - это особое устройство, позволяющее преобразовывать звук в электрическое напряжение, усилить его, и трансформировать в более громкий. Звукосниматель воздействует на особенности звучания гитары.

Очень часто возникает желание усилить, сделать более мощным звук акустической гитары. Возможно, вы решили записаться, а может, вам предстоит выступление на концерте, где неизбежно встает вопрос об усилении звука.

В былые времена в этих целях использовался микрофон. Его использование сопряжено со многими существенными неудобствами: во-первых, микрофоны обладают способностью «заводиться», и в колонках появляется гул, а во-вторых, гитарист был «привязан» к микрофону, что совсем не кстати на концертах.

Поэтому в конце прошлого столетия в акустические гитары стали встраивать звукосниматели. Таким образом, гитара акустическая преобразовалась в электроакустическую.

Звукосниматели делятся на синглы (с одной катушкой), и хамбакеры (с двумя катушками), что обусловлено особенностями их конструкции.

Задача звукоснимателей состоит в том, чтобы наиболее реалистично и точно передать даже малейшее колебание струны, для них важен широкий частотный диапазон.

Какие они бывают?

Звукосниматели делятся на:

  • магнитоэлектрические;
  • пьезоэлектрические.

Магнитный звукоусилитель имеет большую визуальную сходность с датчиками для электрогитары. Но существенно отличается от них тем, что работает на несколько других частотах, поэтому на акустическую гитару ставить такой датчик не имеет смысла: это исказит ее глубокое звучание. Магнитные звукоусилители устанавливаются в специальное отверстие в верхней деке гитары - розетку и не требуют никаких грубых манипуляций с корпусом гитары.

Этот вариант усилителя является съемным, что очень удобно: вы всегда сможете его снять и насладится акустическим звуком.

Магнитный звукоусилитель годится лишь для тех гитар, на которых стоят металлические струны. Для классических гитар с нейлоновыми струнами такой усилитель не подойдет: колебания н струн из нейлона не могут быть им почувствованы.

Более подходящим типом для акустических гитар является пьезоэлектрический.
Пьезоэлектрический звукосниматель улавливает и усиливает все звуковые волны, которые чрез него проходят: звуки струн, рук гитариста, вибрации корпуса. Преобразование осуществляется с помощью специального пьзокристалла, который способен превратить механические колебания струн в электросигнал.
С помощью такого датчика достигается глубокое и интересное звучание гитары.
Этот тип звукоснимателя может быть как съемным, так и стационарным. Его положительным качеством является отсутствие «завода» от обратной связи.

Пьезоэлектрические звукосниматели могут быть разными:

  • «таблетка»

Устанавливается как внутри корпуса гитары, так и снаружи. Для удобной эксплуатации снабжена липучками, поэтому ее легко поставить и снять. Чтобы добиться наилучшего звучания, нужно оценить ее работу на различных местах корпуса гитары и выбрать наилучший из вариантов.

  • «узкая палочка»

Является более дорогим и более качественно звучащим датчиком по сравнению с предыдущим. Не является съемным. Если у вас нет достаточного опыта по установке таких датчиков, то лучше ее монтаж доверить профессионалу.

Надеемся, что прочитав эту статью, вы нашли ответы на интересующие вас вопросы.

Выбирайте тот вариант звукоснимателя, который подходит именно вам, и наслаждайтесь музыкой!



На первый взгляд, ассортимент представленных на рынке звукоснимателей огромен, и разобраться в их свойствах, назначении и особенностях моделей непросто. Поговорим о типах звукоснимателей и темброблоков, и их возможных вариантах.

Производством звукоснимателей занимается всего несколько фирм, и именно их продукция установлена на большинстве электромузыкальных инструментов в мире, от любого гитарного бренда.

В условиях конкуренции, каждый производитель разрабатывает свои рецепты для получения собственного звучания. Отличаются материал и диаметр обмотки, количество витков и другие параметры. В результате два одинаковых датчика разных фирм имеют каждый свой характер.

Самые известные и проверенные временем производители:

  • DiMarzio
  • Seymour Duncan
  • Bartolini

Менее раскрученные, но совсем не хуже:

  • SHADOW
  • DELANO
  • TESLA

Надо пробовать, надо сравнивать.

Правило выбора звукоснимателей для бас гитары - класс звукоснимателя должен соответствовать классу инструмента. На «дровах» супер-дорогие звукосниматели малоэффективны. Уже установленное производителем гитары, совсем не всегда звучит плохо. Не торопитесь ничего менять. Результат может быть не таким, как вы хотели. Если звукосниматель не мотал «на коленке» Дядя Вася, то не важна страна, где расположен завод, Китай, Корея или США.

Типы звукоснимателей

Сингл (single-coil). Состоит из одной катушки и снимает сигнал с одной точки струны.

Передает натуральный, чистый, естественный звук по всему спектру. Хорошая читаемость, поэтому такой вид идеален для соло. Хорошо ложится в микс, всегда слышен даже на фоне двух перегруженных гитар.

Фонит и дает наводки. В тяжелых случаях, без экранировки, ловит радио. Чтобы уменьшить эти эффекты, устанавливается в паре с звукоснимателями любого типа. В силу конструкции не очень дружит с перегрузами типа дисторшн: звук замыливается.

Область применения самая широкая, кроме экстремальных подвидов металла и альтернативы. Хотя я знаю исключения!

Split-coil. Спроектирован, чтобы устранить недостатки сингла. Катушка поделена на две, и два отдельных корпуса разнесены в плоскости. По типу сингл, но с характером хамбакера. В простонародии называется «шашки», его начали устанавливаться на Fender Precision Bass.

Хамбакер (Humbucker). Состоит из двух катушек, соединенных параллельно в противофазе. Снимает сигнал двумя магнитами с каждой струны. Катушки гасят помехи друг друга, поэтому полностью лишен недостатков сингла. Звук более глубокий и объемный, более упругий и компрессированный (обрезаны лишние верхние частоты). Меньше обертонов. Не каждая модель достойно слышна в миксе.

Замечательно приспособлен к использованию любых гитарных эффектов. Адаптирован к применению в музыкальных стилях, где тяжело, очень тяжело, и вообще не подымешь.

Хамкенселлер (Hum-canceller). Маленький хамбакер в виде сингла. Катушки расположены вертикально, одна над другой. Звук немного не такой плотный как у хамбакера. Как вариант, если одна катушка не активна (фантом) то это просто совсем нефонящий сингл.

Звукосниматель-мыльница. Назван так за характерную форму, представляет из себя закрытый корпус с округлыми краями, больше сингла, но меньше хамбакера. Схема внутри может быть любая.

Звукосниматели могут отличаться материалом магнита (сердечника). Сплав АЛНИКО или керамика дают разный тембр звука. А также различаются по размерам магнита: чем сердечник больше, тем выше уровень выходного сигнала и тем сильнее атака.

Для расширения возможностей и универсальности звучания, часто устанавливают два звукоснимателя разного типа, или одного типа, но с разными характеристиками в позиции нек (у грифа) и бридж.

Пассивная и активная схемы.

Пассивный звукосниматель просто передает сигнал, какой он есть, на педали обработки и (или) на комбик или в линию.

Пассивный темброблок - это обычные регуляторы громкости и тембра и переключатель работы датчиков (бриджевый, нековый, или оба), очень просто и надежно. Дополнительного источника питания не требует.

При большой длине проводов (более шести метров), сила и качество сигнала теряется из-за сопротивления, это бывает заметно на концертах, при занятиях дома или на репетициях совсем некритично.

Активный звукосниматель имеет меньшее число витков обмотки и очень слабый выходной сигнал. В него впаян предусилитель в виде микросхемы.Предварительно усиленный сигнал без помех и потерь доходит до нужной точки. Вы не так зависимы от качества усилителей и коммутации.

Звук самого инструмента во многом теряет индивидуальность, становится более синтетическим, хотя иногда не очень хорошие инструменты значительно «вытаскивает». Активные звукосниматели очень чувствительны к технике игры. Все огрехи и неточности, любая лажа становятся заметны. Требуется батарейка. Но она работает годами, если не забывать вытаскивать шнур.

Активный темброблок - это полноценный эквалайзер на борту, что дает большие возможности настроек: звук можно нарулить почти любой. Без батарейки не работает.

Возможны варианты. Например, активные звукосниматели, для уверенного сигнала, но без эквалайзера. Или пассивные звучки, но активный эквалайзер. В обоих схемах батарейка необходима.

Понятий «полупассивный» и «полуактивный» не существует!

В любом случае, пассив или актив, звук не плохой и не хороший, он просто разный. У каждой схемы немало поклонников.


Звукосниматель — это то место, откуда берет свое начало звук электрогитары, благодаря ему родилась рок-музыка. Вот поэтому сегодня мы будем изучать устройство звукоснимателя электрогитары, принцип его работы, а также разновидности гитарных датчиков. Будет интересно!

Предисловие

Звучание электрогитары зависит во многом от разных факторов. Звукосниматели равнозначно ответственны в звукообразовании, также как и , из которой изготовлен сам музыкальный инструмент. Поэтому между музыкантами и сегодня ведутся нескончаемые дискуссии на тему достоинств и недостатков различных моделей звукоснимателей.

Суть этой дискуссии – непонимание главных физических принципов во время преобразования колебаний струны в электрический сигнал. Подогревают еще эти дискуссии производители, которые пользуются отсутствием знаний у начинающих музыкантов и приводят иногда заведомо неверную информацию о своей продукции, для того чтобы заработать больше денег и при этом насолить своим конкурентам.

Устройство звукоснимателя

В 1831 году физик из Великобритании Майкл Фарадей экспериментальным путем заметил, что магнитное поле, изменяемое над катушкой, внутри которой находилась медная проволока, вызывает возникновение электрического тока. Благодаря этому открытию, с развитием технического прогресса стало возможным создание различных технических устройств, в том числе и гитарных звукоснимателей.

Звукосниматель же представляет собой устройство, которое преобразовывает колебания, возникшие в момент удара по струне, в электрический ток. Выходной сигнал от звукоснимателей после обработки через различные звуковые эффекты подается на усилитель, а от него уже на акустические системы. Они широко применяются в бас-гитарах, электрогитарах и полуакустических гитарах. Известно также их применение в электроскрипках.

Сам процесс преобразования колебаний струны в сигнал, происходит так: струна колеблется в поле, которое создает постоянный магнит (магниты) датчика. Когда внутри катушки в проволоке, которая намотанная вокруг магнитов возникает ток, то он по проводам подается в усиливающее устройство, например, комбик или же усилитель.

Как правило, датчики существенно могут повлиять на окраску звука, имея различный уровень сигнала, компрессии, а также различные АЧХ (амплитудно-частотные характеристики). Исходя из вышесказанного, можно сказать, что заменив датчики можно изменить и само звучание инструмента.

Звукосниматели бывают пьезоэлектрическими и магнитными. О последних, мы поговорим более подробно, так как они наиболее распространены и чаще всего устанавливаются на современные электрогитары.

Типы магнитов

Если когда-нибудь вы захотите сменить свои звукосниматели, то крайне важно, в первую очередь, учитывать тип установленных магнитов. В сингловых датчиках это могут быть обычные магниты, а в хамбакерах рельсовые. Но не так важна их форма, сколько материал, из которого они сделаны.

Чтобы лучше всего понять, что именно вам подойдет, нужно обратить внимание на сам магнит. Звукосниматели обладают довольно многими параметрами, влияющими на звук, но вот тип магнита – это первоначальный этап, с которого и нужно начинать поиск своего собственного звучания.

На сегодняшний день многие производители в устройстве своих звукоснимателей применяют различные типы магнитов. Это могут быть, как самые распространенные Alnico(сплав из алюминия, никеля и кобальта), так и металлокерамические (смесь керамики и оксида железа). Магниты алнико, в свою очередь имеют несколько подвидов.

Но чем же собственно все эти магниты отличаются друг от друга? Все довольно просто! Самым сильным магнитным полем обладают металлокерамические, чуть слабее у alnico-5 и самое слабое поле у alnico-2, alnico-3 — что-то среднее между двумя предыдущими, но такие магниты попадаются крайне редко. А теперь более подробно о каждом из них.

  • Ceramic – это самый сильный тип магнита и соответственно, много своего привносит в колебания струны. Из-за большой мощности на выходе такого звукоснимателя получается долгий и хороший сустейн. В звуковых характеристиках наиболее преобладают средние и верхние частоты, в результате чего получается довольно мясистый перегруз, а вот чистый звук немного пустоват. Устанавливается на активных звукоснимателях EMG-81, а также на мощных пассивных датчиках DiMarzio «Super Distortion». Звукосниматели с такими магнитами в основном используют в тяжелых стилях музыки, таких как thrash, death-metal и др.
  • Alnico -5 – золотая середина среди магнитов типа «алнико». Характеризуется в меру округлым, в меру визгливым и в меру теплым звучанием, как с перегрузом, так и на чистом звуке. Сустейн у Alnico-5 тоже не хуже, чем у металлокерамического, сильная атака и много динамики. Звукосниматели с магнитами Alnico-5 сегодня наиболее популярны и поэтому их ассортимент довольно велик. Из ярких примеров можно выделить разве что «JB™ Model» от Seymour Duncan и «The Tone Zone®» фирмы DiMarzio. Спектр применения в музыкальных направлениях тоже довольно широк: от джаза до металла.
  • Alnico -2 – самый слабый из всех магнитов, который с наименьшей силой притягивает струну. Благодаря такому магнетизму, струна колеблется наиболее естественно, из-за чего ее звук получается теплым и округлым с преобладающим спектром низких и средних частот. К недостаткам можно отнести небольшую выходную мощность и сустейн у звукоснимателей с Alnico-2. На перегрузе характер звучания такой же, мягкая атака. ярким примером будет сингл фирмы DiMarzio « Virtual Vintage® 54 Pro» и «Alnico II Pro™ Staggered» от Seymour Duncan. Датчики с Alnico-2, однозначно любят джаз, блюз, кантри и поп-рок.

В системах магнит + сердечник можно выстроить следующую последовательность по уровню неравномерности магнитного поля от меньшего к большему:

  1. Полосовой магнит без сердечников.
  2. Полосовой магнит с рельсовыми сердечниками.
  3. Полосовой магнит с цилиндрическими сердечниками.
  4. Цилиндрические сердечники-магниты.

Исходя из этого, можно сказать, что чем магнитное поле более неравномерное, тем больше будет уровень динамических и нелинейных искажений, при этом звукосниматель будет давать более индивидуальное звучание.

В итоге, когда вы будете выбирать звукосниматель, внимательно изучите, какие на нем используются магниты, и не торопитесь делать поспешных выводов о его звучании. Четко определите для себя, что вы хотите получить.

Виды звукоснимателей

Сингл

Сингл (Single) – это звукосниматель для электрогитары с одной катушкой. Ему характерен чистый и четкий звук с мягким оттенком. Чаще всего их используют в джазе или блюзе. В конструкцию синглов входит от 4-х до шести постоянных магнитов с количеством витков около 10 тысяч. Проволока имеет толщину 0,06 мм.

На сегодняшний день многие производители выпускают синглы с эффектом хамбакера, так называемые «разделенные синглы». В них две обмотки соединены в противофазе, где каждая окружает собственную половину магнитов, которые в свою очередь имеют противоположную полярность.

В конечном счете, устраняется проблема наводок и посторонних шумов, но при этом сами датчики выдают классический сингловый звук. Например, Fender Stratocaster – самая знаменитая гитара с синглами. На изображениях ниже приведены два вида современных синглов.

Gibson single
Stratocaster single

Хамбакер

Хамбакер (Humbuker) – в отличие от сингла в своей конструкции имеет две катушки, которые расположены рядом или же одна над другой и всегда включены в противофазе. Такая конструкция позволила нейтрализовать шумы, создаваемые электрическим фоном, за счет суммарного сложения сигналов от двух электромагнитных катушек. Однако звук самого хамбакера более бедный, низкий и лишенный «верхов».

Причина этого недостатка заключается в том, что катушки, разнесенные в пространстве дают два совершенно разных сигнала, а это в итоге приводит к тому, что вычитаются некоторые высокочастотные составляющие. На чистом звуке хамбакеры имеют сглаженный округлый саунд, но с использованием overdrive звучат довольно агрессивно, четко и без фона. Такая гитара как Gibson Les Paul – яркий пример электрогитары с хамбакерами. Существует всего их три основных вида:

Standart
Original
Side-by-side

Тип звукоснимателей

Пассивные звукосниматели

На всех электрогитарах и бас-гитарах сигнал, получаемый на выходе возникает вследствие того, что датчики преобразовывают энергию колеблющейся струны в сигнал, затем он попадает на вход усилителя. Однако «пассивные» датчики посылают не преобразованный сигнал на гитарный комбик или усилитель, а вот пассивная регулировка тона и громкости в может только ослабить уровень громкости ВЧ (высоких частот).

Но чтобы сигнал, мог подгрузить и «подогреть» усилитель, снимаемый с пассивных датчиков, на них должно быть довольно большое количество намотанных витков. А вот это в свою очередь немаленькое сопротивление и высокая индуктивность, что в следствии, вызовет эффект ослабления отдачи по НЧ и ВЧ, и делать сигнал наиболее подверженным к ухудшению в цепи примочек и в кабеле на пути к усилителю.

Хоть это и не совсем хорошо выглядит, но это одна из причин, по которой такие звукосниматели звучат сильно и мощно. Человеческое ухо наиболее восприимчиво в основном к средним частотам, в то время как НЧ и ВЧ немного ослаблены. Множество витков и сильные магниты в пассивных датчиках, могут еще и привести к необычным электромагнитным взаимодействиям между сердечниками и ближайшими струнами. Это такие явления как затухание колебания струн, на которые действует магнитное поле звукоснимателя, а также другие динамические эффекты (странное звучание, волчки и т.п.), которые никогда на активных звукоснимателях не наблюдаются.

Благодаря этим факторам пассивные звукосниматели обладают своим уникальным звучанием и чаще всего используются музыкантами в разных стилях музыки. И о гитарном кабеле тоже не стоит забывать, так как он может сильно влиять на звук вашей электрогитары. Поэтому рекомендуется выбирать более дорогие и качественные кабели. Кабель имеет свое сопротивление и емкость, и может работать как RC-фильтр НЧ. А чем меньше значение этих показателей, тем меньше будет искажений кабель вносить в звук электрогитары. Но чтобы почувствовать разницу между дешевым и качественным кабелем, для этого нужна очень хорошая аппаратура.

Активные звукосниматели

Устройство активного звукоснимателя выглядит следующим образом. Такой звукосниматель чаще всего состоит из 2-х катушек, как у хамбакера. Схема такого датчика имеет операционный усилитель, в котором присутствует дифференциальный вход (как на микрофоне) расположенный и встроенный в корпусе звукоснимателя. Благодаря этому исключено присутствие лишних проводов с разной длинной и входной разделительной емкостью, которая присутствует во всех буферных каскадах, а это в свою очередь приводит к значительному снижению уровня шума, нелинейных искажений, наводок и исключает влияние на активный звукосниматель всех дальнейших элементов электрической схемы.

Конструктивно такой звукосниматель помещен в пластиковый корпус, где предварительно залит в вакуумной камере вязким компаундом. Это в свою очередь обеспечивает ему хорошую защиту от окисления. В итоге, получается довольно хороший, надежный, широкополосный, малошумящий и долгоживущий звукосниматель с прекрасными динамическими свойствами. К недостатку можно отнести то, что для его питания необходимо наличие батарейки, расположенной в корпусе электрогитары. Но не стоит так сильно переживать, такая батарейка прослужит достаточно долго. При игре на гитаре каждый день по 8 часов ее хватит примерно на 1 год.

Выводы

В заключении можно сказать, что каждый вид звукоснимателя имеет свое собственное и неповторимое звучание. Для того чтобы понять какой лучше, нужно попробовать все и тогда уже можно будет определиться какой конкретно вам подходит. О выборе звукоснимателей мы обязательно поговорим в одной из следующих статей (читать ), где будут даны некоторые рекомендации и советы.

Для того чтобы электрогитары имели свое собственное неповторимое звучание, многие музыканты идут на всевозможные ухищрения. Несомненно, качественное звучание гитары зависит от многих факторов, однако вопрос как правильно выбрать звукосниматели играет одну из главных функций в звукообразовании . Об этом устройстве и пойдет речь в данной статье.

Звукосниматели – это специальное устройство, преобразующее колебание струн гитары в электрический сигнал . Для электрогитары применяются магнитные звукосниматели, которые работают исключительно с ферромагнитными струнами. Магнитные датчики отличаются между собой уровнем шумов, АЧХ, частотными диапазонами и т.д.

На сегодняшний день большое количество фирм выпускает разнообразные звукосниматели, разобраться в многообразии которых порой бывает довольно трудно без определенных знаний. Выбирая тот или иной звукосниматель на электрогитару, следует обратить внимание на ряд следующих факторов.

Выбирая те или иные звукосниматели, в первую очередь необходимо сопоставить его качество с качеством оборудования, для которого он приобретается.

Например, в случае, если дорогой, качественный датчик звукоснимателя будет установлен на электрогитары среднего качества, соответственно, не стоит ожидать высокого уровня звучания , так же как и при установке дешевого звукоснимателя на дорогостоящие электрогитары. Именно поэтому крайне важно выбрать звукосниматель на электрогитары одного класса, чтобы не разочароваться в качестве звучания.


Активные и пассивные

Магнитные датчики звукоснимателя бывают двух видов: активные и пассивные.

Активные датчики дают возможность увеличивать численность обертонов, а также уменьшать тепловой шум и наводки. Однако с использованием такого оборудования звук электрогитары становиться более насыщенным и ярким, что ведет к проявлению дефектов техники игры . Для поддержания работы активного датчика применяют батарейки. Использование алкалоидных батареек дает возможность на протяжении нескольких лет играть по три-четыре часа в день без их замены.

Достоинства активных датчиков:

  • передача аналогового сигнала;
  • наличие встроенного предуселителя, позволяющего улавливать больший диапазон частот, нежели у пассивных датчиков;
  • водонепроницаемость;
  • ровный звук благодаря компрессии в электросхеме.

Пассивные звукосниматели маскируют недостатки звучания, они не требуют дополнительного питания и представляют собой катушку и магнитоводы .

Достоинства пассивных датчиков:

  • улучшенная динамика и чувствительность;
  • уникальное звучание, достигнутое благодаря особым электромагнитным воздействиям между струнами инструмента;
  • более живой звук, в отличие от активных датчиков;
  • мощный выходной сигнал.

Типы звукоснимателей

Звукосниматель, который имеет одну катушку, называется Сингл (single-coil) . Он дает чистое звучание электрогитары, однако во время использования эффекта перегруза поднимает фон. Это связано с наводкой сети электропитания в 50 Гц и т.д. Использование Сингла требует заземления


Звукосниматель, который имеет две катушки, называется Хамбакер (humbucker) . По сути своей это устройство с двумя катушками, последовательно подключенными в противофазе, что дает возможность снимать колебание струны с двух точек струны, благодаря чему наблюдается отсутствие фона, однако притупляется атака и срезаются верхние звуки.


Звукосниматель, имеющий две катушки, расположенные одна на другой, называется Хамкенселлер (hum-canceller) . Внешне это оборудование похоже на Сингл, снимает сигнал с одной точки струны. К недостаткам данного вида оборудования можно отнести тепловой шум, малую защиту от электромагнитных наводок, а также микрофонный эффект.
Выбирая звукосниматель, непременно стоит ознакомиться с основными фирмами производителями, а также предлагаемым ими ассортиментом продукции .

DiMarzio

DiMarzio – один из крупнейших американских производителей датчиков звукоснимателей, модели которых представлены широким ассортиментом. Вот уже не один десяток лет многие музыканты пользуются оборудованием от DiMarzio. Отличительной особенностью датчиков данной марки является ярко выраженная окраска звучания .

Для того чтобы понять звучание этого оборудования, достаточно представить широкополосный эквалайзер, где полностью отсутствуют ВЧ и НЧ, при этом диапазон средних частот увеличен до упора. Модельный ряд DiMarzio представлен следующими основными сериями звукоснимателей: Virtual Vintage, Twan King, Fast Track T, Tone Zone, Super Distortion, PAF Pro, PAF, Norton, Evolution, Air Zone, IBZ.

Seymour Duncan

Компания Seymour Duncan занимает второе место по объему продаж и предлагаемому ассортименту звукоснимателей для электрогитары. Обладая превосходным качеством, это оборудование также имеет сравнительно невысокую стоимость, благодаря чему использовать его могут не только состоятельные музыканты.

Отличительной особенностью оборудования от Seymour Duncan стал расширенный спектр средних частот датчиков . Модельный ряд Seymour Duncan представлен следующими основными сериями звукоснимателей: 59, JB, Alnico II PRO, Custom, Duncan Distortion, Dimebucker, Duncan Jazz, Duncan Distortion, Invader, Classic Rails, Classic Stack Strat, Hot Rails, Classic Rails, JB Jr.

EMG

EMG – это третий по счету крупнейший производитель активных звукоснимателей для электрогитар. Именно эта компания внедрила разработку системы предусилителя . Основные серии EMG: EMG 60, EMG SA, EMG 81.

Говоря о достоинствах и недостатках тех или иных видов звукоснимателей, следует отметить, что все плюсы и минусы этого оборудования довольно условны, так как у каждого музыканта есть свои предпочтения в звучании собственного инструмента . Поэтому, для того, чтобы окончательно сделать вывод, подходит ли тот или иной датчик звукоснимателя вам или нет, следует установить его на электрогитару и лично протестировать его.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: