Бегом от гаджетов: как избавить ребенка от электронной зависимости? Гаджет-зависимость и почему стив джобс запрещал своим детям айфоны.

Обилие гаджетов способствовало возникновению проблем и повлекло осложнения, которые не каждый человек в силах даже осознать. Как выстраиваются отношения человека и гаджета. Кто доминирует в этой связке? Что значит зависимость от гаджета и как ее побороть?..

То, что этими самыми устройствами заполнена жизнь человека от и до, не станет никто спорить. Подразумевается, что личные девайсы должны максимально облегчить жизнь человека, сделать ее максимально комфортной, облегчить задачи повседневной жизни, способствовать в работе.

Сейчас почти каждый человек имеет в наличии, как минимум телефон. По результатам опросов у 96 % россиян (возраст от 16 лет до 45-ти) они есть, портативные компьютеры имеют 73,9 %, плеер – 54,8% опрошенных. Чувствуют дискомфорт, если лишаются гаджета, 51,2% респондентов. А вот 10,8% имеют явную психологическую зависимость от различных электронных устройств. Цифры впечатляют.

Современный человек не представляет себе жизни без гаджета. Телефон в руке, планшет в сумке, ноутбук в спальне. Итак, полное погружение в мир не всегда нужной информации, социальных сетей , общения с виртуальными знакомыми. Баланс реального и виртуального мира нарушен, исчезают границы между ними. И тогда гаджет в «помощь»! Искать удовольствие там, где можно его получить.

И вдруг этот самый гаджет, извините за грубость, накрылся. Сломался там, разбился, исчез.. Что почувствует при этом его пользователь? Хорошо, если только сожаление, скажем, как о вещи, имеющей объективную материальную ценность…

Зависимость сродни алкогольной

Не зря сейчас речь пошла об удовольствии. Оказывается, в основе всех зависимостей лежит один и тот же механизм «получения удовольствия», требующий выброса специального гормона – дофамина. И если человек, по его субъективному представлению, при совершении определенных действий получает позитивный опыт и испытывает при этом удовольствие, дофамин способствует получению эйфории. Это происходит при курении, употреблении алкоголя или наркотиков, сексе, и… использовании гаджетов! Затем вспоминая такой опыт организм требует еще и еще, больше и больше! И вот тогда начинаются проблемы.

Посмотрите вебинар Дениса Бурхаева по работе с разного вида зависимостями.

Причины

Проблемы эти могут иметь вполне конкретное объяснение, ибо возникают в силу реально значимых факторов, влияющих на появление зависимости.

И могут быть как внешнего, так и внутреннего порядка.

Причины внешние: универсальность гаджета. Человек, пользующийся компьютером, может решать множество задач. Он работает, совершает покупки, находит информацию, общается, развлекается. Ему нет необходимости куда-то идти, чтобы решить те или иные вопросы. Это способствует стойкому привыканию к необходимости иметь под рукой это устройство.

Причины внутренние: по-другому их можно назвать внутриличностными. Это когда человек испытывает психологический дискомфорт в реальной жизни и испытывает дефицит общения с окружающими людьми. Этому могут способствовать личные качества: замкнутость, агрессивность, комплексы неполноценности либо завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость и многое другое.

Тест на наличие гаджет-зависимости у себя

Каждый человек вполне может определить, есть ли у него признаки зависимости от гаджетов. Для этого ему нужно честно ответить на вопросы теста:

  1. Могу ли я представить жизнь без любимого гаджета?
  2. Мой гаджет занимает времени больше, чем другие занятия?
  3. Из-за того, что я много времени провожу с гаджетом, возникают конфликты с близкими?
  4. Мне хочется проводить с гаджетом все больше и больше времени?
  5. Когда гаджет рядом, я чувствую себя намного спокойнее?
  6. Если не получается воспользоваться гаджетом я очень нервничаю?
  7. У меня постоянно возникает мысль воспользоваться гаджетом?
  8. Я обманывал(а) окружающих, когда говорил(а), сколько времени провожу с гаджетом.
  9. У меня постоянно есть повод использовать гаджет?
  10. Я могу отложить важное дело, чтобы провести время с гаджетом.

Наличие положительных ответов на пять вопросов и более – это серьезный повод, чтобы задуматься о гаджет-зависимости. Положительный ответ на 9 и 10 пунктов говорит о том, что давно пора обращаться за помощью к врачу.

Цифровая диета Даниела Сиберга

Главное в том начать бороться с болезнью, нужно осознать ее наличие. Это очень важный и самый первый шаг в борьбе с любой зависимостью.

Даниел Сиберг – маркетинговый сотрудник фирмы Google самолично испытал проблему гаджет-зависимости и чуть было не потерял из-за этого свою семью. В последствии он написал, ставшую популярной, книгу «Цифровая диета: как победить зависимость от гаджетов». Несколько правил из этой книги, которые помогут контролировать время, проведенное с гаджетом.

  1. Интернета до завтрака не существует.
  2. Спальня для гаджетов – табу.
  3. Анализ действий в интернете: откровенные сообщения для всех или избранных?
  4. Одно устройство на работе и дома.

Ограничение от гаджетов вовсе не значит избавление от них. Надо постараться освободившееся время использовать максимально с пользой: заняться спортом, прочитать книгу, сходить в театр, просто пообщаться с друзьями, да найдется много заброшенных и забытых, но очень интересных дел.

Впоследствии, когда гаджет перестанет быть столь привлекательным, его надо возвратить в свою жизнь. Но возвратить как устройство полезное и нужное для жизни, а не отнимающее ее часть.

В прошлом, говоря о зависимости, мы чаще всего имели в виду наркотические вещества – героин, кокаин, никотин. Сегодня, мы говорим о поведенческих зависимостях. Люди проводят в среднем около трех часов в день, уткнувшись в мобильник, подросток может неделями сидеть в своей комнате наедине с видеоиграми, а пользователи Snapchat заходят в приложение около 18 раз за день.

Согласно исследованию 2011 года, по крайне мере 41% людей имеют ту или иную зависимость. И это число растет с развитием технологий.

Зависимость – это нечто, что доставляет нам краткосрочное удовольствие, а в долгосрочной перспективе подрывает ваше благополучие. Но мы все равно не можем остановиться.

Мы биологически склонны подсаживаться на такого рода удовольствия. Если вы любите играть в игры на компьютере, то в момент, когда вы подходите к нему и загружаете видеоигру, ваш мозг подобен мозгу наркомана.

Мы так созданы, что до тех пор пока мы нажимаем на нужные кнопки, наш мозг вырабатывает дофамин. Мы получаем целый поток дофамина и некоторое время чувствуем себя просто великолепно, но со временем наступает пресыщение, и чтобы вновь поймать кайф нам нужно все больше и больше.

Адам Альтер

Заговор производителей видео-игр?

Конечно создатели видео-игр не собираются превратить вас в наркомана. Они просто хотят, чтобы вы провели как можно больше времени за игрой.

За некоторые игры на смартфоне нужно платить по ходу игры, поэтому создателям выгодно, чтобы вы продолжали играть. Создатели игр будут выстраивать игровой процесс по принципу игровых автоматов – иногда давать вам выиграть, чтобы интерес не ослабевал.

Поэтому производители игр часто проводят тесты перед выпуском игры с различными ее версиями, чтобы понять какой вариант наиболее захватывает пользователя.

Я знал одного молодого человека, который провел перед компьютером, играя в видеоигры, 45 дней подряд! Но эта навязчивая привязанность разрушила его жизнь. Он попал в специальную реабилитационную клинику, специализирующуюся на лечении молодых людей с игровыми зависимостями.

Законы против игроманов: выход?

В Южной Корее и Китае уже есть предложение ввести так называемый «закон Золушки» – запретить детям играть в некоторые игры после полуночи.

Введение ограничивающих время игры законов справедливо по крайней мере для он-лайн игр.

Игровая и интернет-зависимость – серьезная проблема в Восточной Азии. В Китае ею страдают миллионы молодых людей. Там существуют специальные лагеря, в которые родители отправляют детей на лечение на несколько месяцев.

Как гаджеты могут вызвать зависимость

Согласно одному исследованию, 60 % взрослых, кладут телефон рядом с кроватью перед тем как лечь спать. А согласно другому опросу, 50 % респондентов подтвердили, что несколько раз за ночь проверяют свою электронную почту.

Кроме того, новые гаджеты – идеальное средство подсадить вас на зависимость от новой информации. Если раньше вы имели доступ к играм и социальным сетям только со своего домашнего компьютера, то теперь, портативные устройства позволяют вам постоянно быть на связи.

Сегодня, мы постоянно проверяем обновления в соцсетях, прерывая работу и отвлекаясь от домашних дел. Мы одержимы количеством “лайков” на наши фото в Instagram, вместо того, чтобы уделить внимание непосредственно тем, кто сейчас рядом с нами.

Отрыв от реальности

Если вы тратите на телефон ежедневно по три часа своего времени, вы отнимаете это время от общения с людьми лицом к лицу. Со смартфоном вам удобно общаться и при этом получать удовольствие, но от вас не требуется проявлять никакой инициативы.

Вам не нужно ничего запоминать, потому что в любое время вы можете воспользоваться поисковиком. Вам уже не нужно развивать способность запоминать информацию или придумывать новые идеи.

Стив Джобс в интервью 2010 года сказал, что его дети не пользуются айпадом. На самом деле, это справедливо и для многих титанов Силиконовой долины, которые не разрешают своим детям пользоваться некоторыми девайсами. Есть даже частная школа, в которой запрещены любые гаджеты – никаких айфонов или айпадов. И самое интересное, что 75 % родителей детей в этой школе работают в сфере новейших технологий.

Как бороться

  1. Задуматься о том, как технологии влияют на нашу жизнь.
  2. Установить границы. Например, не отвечайте на электронную почту после шести вечера.
  3. И уделять больше времени жизни оффлайн. Например, больше беседовать с людьми лицом к лицу, отложив в сторону гаджеты. Пусть каждый день у вас будет специальное время «назад в 50-е» – никаких девайсов, никаких экранов.

Перевод Марии Строгановой

В век компьютерных технологий проблема зависимости детей от гаджетов становится как никогда острой. Многие, наверное, не раз наблюдали картину, когда родители суют ребенку смартфон, чтобы от него «отделаться». «Вот тебе, умник, мультики, и отстань от родителей! » - это так знакомо, не правда ли?

Дети быстро привыкают. Пока гаджет в руках, не издают ни звука, но стоит его отнять - сразу в крик. А потом родители удивляются, почему с детьми невозможно найти общий язык и почему у них не складываются отношения в реальной жизни.

Зависимость от гаджетов

Навыки общения закладываются в нас с самого детства. По мнению педиатров, возраст от 0 до 3 лет очень важен для развития зрения, формирования речевого аппарата и обогащения словарного запаса малышей. Детям до 3 лет особенно важно как можно больше разговаривать с родителями и сверстниками, а не с маминым смартфоном.

© DepositPhotos

Американская академия педиатрии заявляет, что дети в возрасте 0–2 лет вообще не должны подвергаться воздействию электронных устройств. А в возрасте от 3 до 5 лет должны пользоваться гаджетами не более одного, с 6 до 18 лет - двух часов в день.

В то же время статистика утверждает, что современные дети проводят перед экраном в среднем в несколько раз больше времени, 6–7 (!) часов в день. Большинство американских детей ежедневно пользуются мобильными устройствами с двух лет, а с 7–8 лет уже имеют постоянный доступ к интернету.

© DepositPhotos

Мобильные устройства значительно увеличили доступность современных технологий для маленьких детей. Поэтому педиатр Крис Роуэн настаивает на том, чтобы запретить использование мобильных электронных устройств детьми в возрасте до 12 лет. Вот 10 главных причин для такого решения.

  1. Зависимость от гаджетов
    Чем больше родители проверяют почту, прокручивают ленту новостей, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями.

    В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, интернета и телевидения. Уже сейчас зависимость детей от гаджетов приобрела черты эпидемии. Каждый одиннадцатый ребенок в возрасте 8–18 лет - «цифровой наркоман».

    © DepositPhotos

  2. Вредное излучение
    В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B («возможно, канцерогенных для человека» факторов).

    Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система всё еще развиваются.

    © DepositPhotos

  3. Влияние на развитие мозга
    Мозг младенца втрое увеличивается в размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием.

    Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, как показывают исследования, чревато когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции и самодисциплине.

    © DepositPhotos

  4. Отставание в развитии
    Сидение за планшетом или телефоном, а значит, недостаток движения может привести к задержке физического и умственного развития. Эта проблема стала очевидна в США, где каждый третий ребенок поступает в школу, имея отставание в развитии, что ярко отражается на его успеваемости.

    Физическая активность, в свою очередь, улучшает внимание и способность к познанию и усвоению нового. Ученые утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.

    © DepositPhotos

  5. Ожирение
    Увлечение просмотром телевизора и компьютерные игры - примеры непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые неконтролируемо и постоянно пользуются портативными электронными устройствами, ожирение встречается на 30 % чаще.

    Каждый четвертый молодой канадец и каждый третий американский подросток страдают от лишнего веса, причем среди них в 30 % случаев будет диагностирован диабет.

    Вдобавок к этому подростки, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, что серьезно сокращает продолжительность их жизни. Ученые бьют в колокола, призывая всех родителей следить за весом детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.

    © DepositPhotos

  6. Проблемы со сном
    Статистика по США говорит о том, что 60 % родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а в трех из четырех семей детям разрешают брать электронные устройства даже с собой в кровать.

    Синее свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует нормальному засыпанию, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпу. Ученые по вредности для организма сравнивают недостаток сна с недоеданием: и то, и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на успехах в школе.

    © DepositPhotos

  7. Психологические расстройства
    Интернет-зависание часто приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности (то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями).

    К сведению, один из шести канадских детей имеет какое-либо психическое заболевание, что зачастую лечится лишь сильными психотропными препаратами.

    © DepositPhotos

  8. Агрессивность
    Жестокость на телевидении и в компьютерных играх находит свое отражение в реальной жизни. Ребенок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности.

    И множество исследователей приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект - агрессия может проявиться далеко не сразу.

    © DepositPhotos

  9. Цифровая деменция
    Научные наблюдения доказывают, что влияние гаджетов на детей в возрасте 1–3 лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить.
  10. Отдаление от реальности
    Чрезмерное использование детьми электронных технологий не только влияет на их психику и способность к эмпатии, но и делает их более уязвимыми в условиях реальной жизни, которую они, по большому счету, не знают.

    То есть время, проведенное в виртуальном мире, часто не учит их ничему полезному, а знание электронных устройств не обеспечивает успех в будущем, потому что технологии постоянно совершенствуются, и успевать за ними будет всё сложнее.

    © DepositPhotos

Так что же делать родителям? Может быть, просто забрать у ребенка все гаджеты, телевизор и запретить выходить в интернет? Так только хуже. Ребенок будет злиться на родителей, и они станут в его глазах врагами.

© DepositPhotos

Гаджеты - необходимая часть современной жизни. Нужно позволить ребенку учиться пользоваться смартфоном, но не слишком рано. Не стоит пихать телефон в руки годовалому ребенку лишь бы отвлечь его внимание. В годик ребенку можно показать столько интересного в привычном нам окружающем мире, для этого вовсе не нужны смартфоны.

Забирать смартфон не стоит, но ограничить время, которое ребенок проводит у экрана, всё-таки необходимо. Педиатры советуют выработать четкие правила пользования гаджетами для всей семьи.

Например, определить пространства, свободные от гаджетов, - кухню, гостиную или машину. Желательно договориться, что за обеденным столом телефонам не место.

© DepositPhotos

Хорошо бы настоять на том, что час перед сном дети ничего не смотрят. Чтобы добиться большего эффекта, можно проявить солидарность и ввести ограничения и для себя (может быть, это будет полезно и родителям?).

Нынешнее время технологий и Интернета отбирает у ребенка очень много времени на вещи, которые его совсем не развивают: социальные сети, бесконечные мультики и игры. Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя .

В родительских чатах мессенджера Viber часто творится настоящее сумасшествие. Родителям приходится читать 100500 эсэмэсок в день, большая часть из которых не по теме. Мать четверых школьников рассказывает, .

Николай Ладуба обожает активно проводить время, занимается пешим туризмом. Он большой поклонник фантастики. Сыну Николая всего 7 лет, но он разделяет папины увлечения: что может быть лучше, чем уютно устроиться и смотреть всей семьей сериал «Звездный путь»? Наш автор ко всем вопросам подходит обстоятельно, об этом говорит качество его статей. Любимая книга Николая - «Черный принц» Айрис Мердок.

Мобильный телефон – это аппарат, без которого сложно представить современную жизнь. Даже в кармане самого бедного человека можно найти подобное устройство.

Общая информация

Еще пару десятков лет назад мобильный телефон являлся стратегически важным устройством. Он был предназначен для общения на расстоянии. Нынешний широкий функционал этого гаджета провоцирует у людей зависимость от телефона. С помощью смартфона мы не только общаемся, но и играем в игры, заходим в социальные сети и т. д.

Зависимость от смартфона можно назвать настоящей болезнью современного общества. Многие люди, особенно подростки и дети, не расстаются с этим аппаратом ни на секунду. Они не представляют своей жизни без смартфона и даже не выпускают его из рук в общественном месте.

Причины

Возможна ли жизнь современного человека без мобильного телефона? Дать однозначный ответ невозможно.

Даже сейчас некоторые люди прекрасно обходятся без сотового и не жалуются. Но для 95 процентов людей отсутствие смартфона – это настоящая катастрофа и серьезная трагедия. День, прожитый вдалеке от смартфона, является прожитым зря. Раздражает людей и то, когда их друзья забывают мобильный телефон и не берут трубку. Все вышеуказанные признаки говорят о том, что у человека есть мобильная зависимость.

Зависимость от гаджета может характеризовать внезапно севшая аккумуляторная батарея. Зависимый человек носит телефон с собой везде. Даже поход в туалет и ванную комнату не обходится без этого аппарата. На нем мы слушаем музыку, читаем книги, общаемся с родными и т. д.

Мобильная зависимость, по словам специалистов, возникает не просто так. Существуют отдельные причины появления подобной проблемы. Среди таких следует выделить:

  • страх изолирования от родных и близких;
  • воздействие рекламы;
  • боязнь стать одиноким;
  • иллюзия беззаконности.

Зависимость от гаджета исчезла тогда, когда на улицах начали исчезать телефонные будки, с помощью которых можно было в любую минуту связаться с близкими. Человеку понадобился достойный заменитель, который всегда был бы под рукой. Таким образом и появились мобильные телефоны. И сейчас даже небольшая разлука с мобильным устройством вызывает панику и стресс.

Взрослый человек способен отсеивать ненужную информацию, продемонстрированную СМИ. Ребенок и подросток же самостоятельно справиться с этим не может. Сейчас в рекламах показывают, как сложно жить без смартфона, и дитя впитывает эту информацию, как губка. У несформированных личностей и появляется мобильная зависимость.

А также зависимость от гаджета может быть вызвана ложным мнением о том, что состоятельный человек при себе всегда имеет много устройств (планшет, ноутбук, смартфон и т. д.). Дети, стараясь продемонстрировать свою «крутость» перед сверстниками, не выпускают из рук смартфонов. Таким образом, зависимость от мобильного телефона может появляться по самым разным причинам, наиболее распространенные из которых описаны выше.

Последствия

Научное название зависимости от гаджетов звучит, как номофобия. Мобильная зависимость проявляется абсолютно по-разному, но чаще всего узнать такого человека можно по тому, что он никогда не выпускает из рук телефон. Сами же пациенты с такой проблемой рассматривают зависимость от мобильного телефона, как отличный способ избавиться от скуки. Все же множество психологических тестов продемонстрировали, что ежедневное частое использование смартфона отрицательно сказывается на психике и здоровье человека в целом.

Среди главных пагубных влияний гаджета можно выделить:

  • потерю возможности к сопереживанию;
  • проблемы с режимом сна;
  • чрезмерную мечтательность;
  • рассеянность внимания.

По результатам исследований, под пагубным воздействием телефона мы становимся менее чуткими и теряем способность ставить себя на место других людей. Если так будет продолжаться и дальше, то зависимость от гаджета совсем скоро испортит искренние человеческие чувства между людьми.

Практически половина нынешнего населения призналась в том, что засыпает со смартфоном в руках. Используя устройство, мы теряем чувство времени и ложимся спать намного позже, чем планировали. Это отрицательно сказывается на состоянии нашего здоровья.

Мобильная зависимость приучает наш мозг постоянно отвлекаться по малейшему зову. Любое оповещение, звонок или сообщение способны отвлечь даже от самого важного дела. Используя подобный механизм, мы ограждаем себя от реальной жизни. По подсчетам экспертов, в день мы проводим не менее 6 часов за смартфоном.

Симптомы

Гаджет и аддикция – это два совместимых явления. Не каждый человек способен определить в себе зависимость от смартфона, т. к. он просто отказывается в это верить. Вы можете даже не подозревать о том, что вы являетесь зависимым. Среди главных симптомов номофобии следует отметить:

  • постоянное нервное напряжение;
  • чувство злости и истерика, когда телефон не рядом;
  • дискомфорт при отсутствии устройства;
  • дрожь в руках;
  • если телефон рядом, вы постоянно в него смотрите и не выпускаете из рук;
  • у вас есть страх перед тем, что сядет аккумуляторная батарея;
  • вы постоянно пополняете счет на мобильном телефоне и не можете прожить без исходящих звонков и дня;
  • регулярно следите за новинками в мире мобильных гаджетов;
  • приобретаете при возможности более новый и функциональный телефон, даже если старый аналог находится в рабочем состоянии и имеет опрятный внешний вид.

Если 4–5 симптомов одновременно присущи вашему поведению или поведению вашего близкого человека, знайте, что у вас или у него есть зависимость от гаджета.

Лечение

Зависимость от телефона может возникнуть у любого человека без исключения. У каждого она проявляется по-разному: кто-то общается в соцсетях, кто-то постоянно говорит, а кто-то слушает музыку и т. д. Если вы заметили, что зависимость начинает поражать и вас, следует незамедлительно обратиться за помощью к психотерапевту.

Побороть зависимость человек сможет только в том случае, если он сам этого хочет.

  1. Для начала необходимо начать с малого. Следует отказаться от телефона хотя бы в домашних условиях. Не нужно носить его с собой везде, даже в туалет и ванную комнату.
  2. Категорически забудьте о сне, когда телефон находится возле головы, чтобы было проще его доставать в случае неожиданного звонка. Мало того, что излучение отрицательно сказывается на функционировании головного мозга, так еще и такая доступность усугубляет проблему зависимости.
  3. Хотя бы на время отдыха следует отключать аппарат. Не помешает также участить поездки в зону, где нет мобильного покрытия. Для скорейшего избавления от проблемы не помешает отказаться от модного и функционального смартфона и заменить его на простой сотовый телефон. Сознательные родители не должны покупать телефоны и другие аналогичные гаджеты детям дошкольного возраста.

Заключение

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что гаджет и аддикция взаимосвязанные понятия. Если вы обнаружили у себя или близкого человека зависимость от мобильного телефона, то следует приступить к правильному и эффективному лечению.

Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего мобильного телефона или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы рады: ведь наши дети обгоняют нас в освоении технических навыков, они настоящие «цифровые граждане», растущие в информационную эпоху. Но есть и другая сторона медали — кажется, дети вообще больше не могут обходиться без компьютера.

Так, например, по данным Всероссийского исследования, проведенного Фондом развития Интернет, ежедневно пользуются сетевыми ресурсами 89% подростков и всего половина их родителей. Но несмотря на то, что дети проводят за компьютерами так много времени, далеко не всегда они знакомы с правилами сетевой безопасности, умеют пользоваться цифровыми возможностями или готовы получать новые знания.

Откуда же берется увлечение детей электронными игрушками? К сожалению, причины надо искать в раннем детстве, когда родители, желая хотя бы ненадолго отвлечь капризничающего малыша, предлагают ему поиграть в свой телефон, включают мультфильм, скачивают простейшие игры «для самых маленьких». Привычка погружаться в яркие картинки, пассивно поглощать информацию возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее!

Осторожно: привыкание!

«Зависимость ребенка от компьютера может выглядеть довольно безобидной, особенно на первом этапе, — убеждена Катерина ДЕМИНА, семейный и детский психолог- консультант. — Да, думают родители, сын увлечен компьютерными играми, но никаких настораживающих признаков пока не видно. Но важно эти признаки знать, помнить о них, чтобы вовремя принять меры. Чем младше ребенок, тем быстрее и проще он научится регулировать свое общение с гаджетами».

2−3 года

Есть одно правило, хотя и жесткое, но очень действенное: до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр он тоже знать не должен, и мультфильмов, кстати, это тоже касается.

Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно — он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей — ему эти возможности показать.

5−6 лет

Подросшему ребенку, дошкольнику, очень нужна детская компания, и очень здорово, если она будет разновозрастной. Но подойдет и хороший детский сад, где с детьми занимаются, предлагают им побольше действительно интересных дел. В этом случаем на компьютерные игры просто не останется времени — ребенок днем наиграется со сверстниками, дома почитает, пообщается с родителями, порисует и отправится спать. Дошкольникам крайне желательно ложиться спать не позже 20−21 часа: это требование физиологии, ведь усвоение мозгом новой информации происходит именно в ночное время, во сне.

7−10 лет

Чем старше ребенок — тем больше он общается со сверстниками. Избежать появления «электронной» жизни уже очень сложно — но зато еще можно ее контролировать. Очень важно, чтобы у детей была и другая сфера жизни, реальная, настоящая, с интересными занятиями, кружками. А вот о том, какие место занимают в его жизни электронные «игрушки», с ребенком нужно договориться, выработав семейные правила использования телефона, компьютера и планшета.

Важно и то, что «договориться» в данном случае — это фигура речи: правила устанавливают родители и они же контролируют то, как они выполняются. Пусть ребенок проводит с гаджетом не более часа в день — и сюда входит все: и мультики, и телепередачи, и игры — просто он сам будет выбирать, как ему этим часом распорядиться.

11−14 лет

Телефоны сейчас есть у всех детей, это вынужденная мера, надежное средство связи. Но не оставляйте его без вашего внимания: установите на мобильник функции родительского контроля, запрет на отправку СМС на короткие номера, на рекламу. Ограничьте доступ в Интернет, возможности поиска — для всего этого есть технические средства. Да, не все возможно проконтролировать, но то, что можно, необходимо сделать. И ведите профилактические беседы (при этом лучше не обращаться напрямую к ребенку, но убедиться, что он слышит): например, расскажите мужу за ужином о том, как сын вашей знакомой случайно потратил на телефоне 10 тысяч рублей, соглашаясь пройти в игре все новые и новые уровни, и как опасна такая ситуация. Кстати, мальчики, например, больше склонны к зависимости, чем девочки, — так уж устроена прифронтальная кора их мозга.

Опыт реальности

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами — чтением, творчеством и т. д. — разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента — остальные прервали его через 2−3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.

Как справиться с зависимостью

Справиться с зависимостью

Главное, что необходимо сделать — это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее. Следующий шаг родителей — установить рамки использования мобильного телефона, планшета и компьютера, ввести ограничения и помочь ребенку соблюдать новые правила.

Используйте специальные программы с функцией «родительского контроля», ограничивающие время нахождения в сети и предлагающие ребенку ресурсы, которые можно посещать. Договоритесь, например, о том, что во время приготовления уроков, вечером и ночью мобильник будет находиться у вас, чтобы не отвлекать ребенка.

Важно помнить: все эти шаги будут эффективны только при двух условиях: во‑первых, сами родители тоже должны быть больше «в реальности», а не в интернете: договоритесь с мужем, что телефон вы будете использовать по назначению, а не для игр, а за компьютер садиться, например, после 22.00, когда дети отправляются спать. Пусть для всех членов семьи, и взрослых, и маленьких, это станет правилом — не занимать себя электронными «игрушками» в любую свободную минуту. И второе условие — сохранить контакт с детьми.

Катерина Демина: «Разговаривайте с ребенком! Честно скажите: «Для нас всех будет лучше, если у тебя будет еще какая-то жизнь кроме компьютера. Мы хотим, чтобы ты получил образование, нашел дело по душе, смог достичь успеха». Объясняйте ребенку, что с ним происходит: что для того чтобы зависимость уменьшилась, понадобится и время, и его силы. А вы поможете! И, конечно, вам придется очень активно участвовать в его жизни: находить и предлагать интересные занятия, замечать и уметь поддержать, направить в нужное русло его увлечения. Кстати, мальчики-подростки с высоким уровнем тестостерона имеют хорошие шансы отвлечься от игр, когда появляется интерес к девочкам. И здорово, если родители при этом создают «искусственные» трудности — запрещают возвращаться поздно, не отпускают на свидание, пока не сделаны уроки, то есть добавляют элемент запрета, который надо преодолеть, это подогревает интерес.

И, конечно, гораздо больше шансов быстро справиться с зависимостью у тех семей, где у ребенка уже был до этого опыт разнообразного досуга, если вы активно проводите выходные и каникулы, общаетесь с друзьями и близкими».

Внимание, родители!

Такое поведение ребенка указывает на то, что зависимость уже появилась:

  1. Отсутствие у ребенка других занятий: школьник стремится только к компьютеру, избегает любых других дел или просто пережидает, пока не разрешат снова вернуться к игре, не читает, не рисует, не занимается спортом.
  2. Ребенок проводит в Интернете или за игрой более 4−5 часов.
  3. Он плохо переносит время «в реальности», отсутствие возможности поиграть или «посерфить» в Интернете. Представьте себе, как поведет он себя в ситуации, когда компьютера просто нет? Вы уехали за город или просто дома отключили электричество на несколько часов? Если у ребенка явно портится настроение или — все еще хуже — он рыдает, всех обвиняет, ему явно очень плохо, это опасный симптом.
  4. Школьная успеваемость ребенка резко снизилась: времени на уроки у него просто нет.
  5. У подростка нет друзей. При этом малое количество приятелей не считается признаком зависимости: даже один или два реальных друга — это хорошо.
  6. Ребенок отказывается проводить время с семьей, стремится остаться дома один. Он может даже отказаться от семейного отпуска на море, если там нет Интернета. Это означает, что тяга к играм уже побеждает естественную тягу ребенка к познанию, его любопытство.
  7. Ребенок все время просится в гости к друзьям, и нет возможности выяснить, как он там проводит время. Важно быть в контакте с родителями сверстников, поддерживать отношения, знать, чем заняты дети.
  8. Ребенок скрывает от вас свои занятия, быстро прячет телефон или закрывает ноутбук, выключает монитор, если кто-то входит в комнату.

Почему запрет — это не решение

Запрет — не решение

Конечно, наиболее простой путь — выбрать «запрещающую» стратегию, ограничить время, проведенное «онлайн», использовать технические средства контроля. Но не менее важно и научить ребенка правилам безопасности в Интернете, показать его возможности.

Станислав БОРИСОВ, автор и руководитель проекта Frolik (семейный сервис, обеспечивающий безопасность ребенка в Сети), уверен, что полностью изолировать ребенка от гаджетов — не значит решить проблему: «Я считаю, что тотальные запреты на игры и цифровой контент и бесполезны, и не продуктивны.

Хотите вы этого или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. К слову, в Японии и Корее использование цифровых гаджетов начинается очень рано — с 1,5−2 лет. К 4−5 годам эти малыши становятся опытными пользователями, а к 8−10 — уже способны научить родителей хитрым трюкам. На дворе информационная эра, так что подумайте сами, какое место в мире смогут занять ваши дети — потребителей, которым лидеры диктуют, что делать, либо создателей, которые сами определяют свой путь.

Придерживайтесь философии curated experience — пусть ваши дети получают свой первый опыт в присутствии взрослых, в дальнейшем это поможет им стать продвинутыми и самостоятельными пользователями, они привыкнут быть «на ты» с техникой и станут полноценными гражданами информационного мира. Выбирайте только лучшие, проверенные детские игры и приложения: обращайте внимание на удобство интерфейса, качество исполнения. А вот соответствие возрасту или навыкам надо проверять лично: возможно, на маркировке и указано «от 2 до 8 лет», но этого недостаточно, ведь в 2, 4 и 8 лет дети совершенно разные!

Помните, что каждый ребенок индивидуален, каждому важно получать собственный опыт. Наблюдая за тем, как малыш пользуется планшетом или компьютером, вы легко определите по его поведению время, когда ему становится скучно: он начнет бесцельно перебирать разные игры, ни на одной надолго не задерживаясь. Заранее устанавливать временные рамки тоже не всегда нужно: если мультфильм идет 17 минут, а вы ограничили время использования планшета 15 минутами, какой в этом смысл? Вот если ребенок перевозбуждается, проявляет агрессию, когда вы просите отвлечься от планшета, посмотрите внимательнее: может быть, он хочет завершить уже начатый уровень, а возможно, уже «пересидел», и для вас это станет сигналом в следующий раз сократить время игры.

Огромная польза ненавязчивого присмотра в том, что вы будете в курсе увлечений ребенка, заметите проблемы, с которыми он сталкивается при игре, увидите, на развитие каких навыков обратить внимание. Возможность быть в курсе цифровых развлечений вашего чада, на мой взгляд, важна».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: