Как самостоятельно изготовить аудио аттенюатор (line to mic). Разговорные узлы телефонных аппаратов

Аттенюаторы - это пассивные устройства, но их удобнее рассматривать вместе с децибелами. Аттенюаторы используются для ослабления сигнала, например, для уменьшения высокого уровня сигнала генератора для обеспечения низкого уровня, необходимого для подачи на антенный вход чувствительного радиоприемника (рисунок ниже). Аттенюатор может быть, как встроен в генератор сигналов, так и быть отдельным устройством. Он может обеспечивать фиксированный или регулируемый уровень ослабления. Секция аттенюатора может также обеспечивать изоляцию между источником и проблемной нагрузкой.

Постоянный импеданс аттенюатора совпадает с импедансом источника Zi и импедансом нагрузки Zн. Для радиочастотного оборудования равен Z = 50 Ом.

В случае, когда аттенюатор является отдельным устройством, он должен быть помещен между источником сигнала и нагрузкой в разрыв пути прохождения сигнала, как показано на рисунке выше. Кроме того, его импеданс должен совпадать и с импедансом источника Z i , и с импедансом нагрузки Z н , обеспечивая при этом указанную величину затухания. В этом разделе мы рассмотрим только конкретный, и самый распространенный, случай, когда выходное сопротивление источника и сопротивление нагрузки равны.

Наиболее распространенные типы аттенюаторов - секции Т и П типа.

Т-аттенюатор П-аттенюатор

Когда необходимо больше ослабить сигнал, несколько секций аттенюатором можно включить каскадно, как показано на рисунке ниже.

Децибелы

Отношения напряжений, используемые при разработке аттенюаторов, часто выражаются в децибелах. Безразмерный коэффициент ослабления напряжения (далее К) может быть получен из ослабления, выраженного в децибелах. Коэффициенты отношения мощностей, выраженные в децибелах, складываются. Например, аттенюатор 10 дБ, следующий за аттенюатором 6 дБ, обеспечит общее затухание 16 дБ.

10 дБ + 6 дБ = 16 дБ

Замечаемое изменение уровней звука примерно пропорционально логарифму отношения мощностей (P вх /P вых).

\(уровень \, звука = \log_{10} (P_{вх}/P_{вых})\)

Изменение уровня звука на 1 дБ едва заметно для слушателя, в то время, как 2 дБ замечается легко. Ослабление на 3 дБ соответствует уменьшению мощности наполовину, а усиление на 3 дБ соответствует удвоению уровня мощности.

Изменение мощности в децибелах и отношение мощностей связаны формулой:

Предполагая, что нагрузка R вх для P вх такая же, как и резистор R вых для P вых (R вх = R вых), значения в децибелах могут быть получены из отношений напряжений (U вх /U вых) и токов (I вх /I вых):

\(P_{вых} = U_{вых} I_{вых} = U_{вых}^2 / R = I_{вых}^2 R\)

\(P_{вх} = U_{вх} I_{вх} = V_{вх}^2 / R = I_{вх}^2 R\)

\(dB= 10 \, \log_{10}(P_{вх} / P_{вых}) = 10\, \log_{10}(U_{вх}^2 / U_{вых}^2) = 20 \, \log_{10}(U_{вх}/U_{вых})\)

\(dB = 10 \, \log_{10}(P_{вх} / P_{вых}) = 10 \, \log_{10}(I_{вх}^2 / I_{вых}^2) = 20\, \log_{10}(I_{вх} /I_{вых})\)

Наиболее часто используются две формулы для децибелов:

\(dB = 10 \log_{10} (P_{вх}/P_{вых})\)

Пример

Мощность на входе аттенюатора 10 ватт, мощность на выходе 1 ватт. Найти ослабление в децибелах.

\(dB= 10 \log_{10}(P_{вх} / P_{вых}) = 10 \log_{10} (10 /1) = 10 \log_{10} (10) = 10 (1) = 10\, дБ\)

Пример

Найти коэффициент ослабления напряжения (K=(U вх /U вых)) для аттенюатора 10 дБ.

\(dB = 10= 20 \log_{10}(U_{вх} / U_{вых})\)

\(10/20= \log_{10}(U_{вх} / U_{вых})\)

\(10^{10/20}= 10^{\log_{10}(U_{вх} / U_{вых})}\)

\(3.16 = (U_{вх} / U_{вых}) = A_{U(раз)}\)

Пример

Мощность на входе аттенюатора 100 милливатт, мощность на выходе 1 милливатт. Найти ослабление в дБ.

\(dB = 10 \log_{10}(P_{вх} / P_{вых}) = 10 \log_{10} (100 /1) = 10 \log_{10} (100) = 10 (2) = 20\, дБ\)

Пример

Найти коэффициент ослабления напряжения (K=(U вх /U вых)) для аттенюатора 20 дБ.

\(dB=20= 20 \log_{10}(U_{вх} / U_{вых})\)

\(10^{20/20}= 10^{\log_{10}(U_{вх} / U_{вых})}\)

\(10 = (U_{вх} / U_{вых}) = K\)

Аттенюатор Т-типа

Аттенюаторы Т и П типа подключаются к комплексным сопротивлениям Z источника и Z нагрузки. Z со стрелкой, направленной от аттенюатора, на рисунке ниже означает импеданс аттенюатора. Z со стрелкой, направленной на аттенюатор, означает, что к аттенюатору с сопротивлением Z подключается устройство с сопротивлением Z, в нашем случае Z = 50 Ом. Данное сопротивление постоянно (50 Ом) по отношению к ослаблению - при изменении ослабления импеданс не меняется.

В таблицах ниже приведены списки номиналов резисторов для аттенюаторов Т и П типа при одинаковых импедансах источника и нагрузки, равных 50 Ом, обычно используемых при работе на радиочастотах.

Телефонное оборудование и другая звуковая техника часто требует использования 600 Ом. Умножьте все значения R на отношение (600/50), чтобы аттенюатор соответствовал требованиям 600-омной техники. Умножение на 75/50 преобразует таблицу значений для соответствия 75-омным источнику и нагрузке.

dB - ослабление в децибелах

Z - импеданс источника/нагрузки (активное сопротивление)

Величину ослабления принято указывать в дБ (децибелах). Хотя нам нужен и коэффициент отношения напряжений (или токов), чтобы найти значения резисторов из формул. Посмотрите на формулу выше с возведением числа 10 в степень dB/20 для вычисления отношения напряжений K из децибелов.

Т -тип (и приведенный ниже П -тип) - это наиболее часто используемые типы аттенюаторов, так как они двунаправлены. То есть, вход и выход аттенюатора можно поменять местами, и его импеданс всё так же будет соответствовать импедансам источника и нагрузки, и он так же будет обеспечивать точно такое же затухание.

Отключив источник и взглянув на аттенюатор со стороны входа в точке U вх , мы должны увидеть ряд последовательных и параллельных соединений R1 , R2 , R1 и Z , образующих эквивалентное сопротивление Z вх , такое же, как и импеданс Z источника/нагрузки (нагрузка Z всё еще подключена к выходу):

\(Z_{вх} = R_1 + (R_2 ||(R_1 + Z))\)

Например, подставим в формулу значения R1 и R2 для 50-омного аттенюатора 10 дБ, как показано на рисунке ниже.

\(Z_{вх} = 25.97 + (35.14 ||(25.97 + 50))\)

\(Z_{вх} = 25.97 + (35.14 || 75.97)\)

\(Z_{вх} = 25.97 + 24.03 = 50\)

Это показывает нам, что мы увидим 50 Ом при взгляде на аттенюатор со стороны входа (рисунок ниже) при нагрузке 50 Ом.

Вернув источник сигнала, отключив нагрузку Z в точке U вых и взглянув на аттенюатор со стороны выхода, мы должны получить такую же формулу, что и выше, для импеданса в точке U вых, благодаря симметрии.


Аттенюатор 10 дБ с входным/выходным сопротивлением Z = 50 Ом.

Аттенюатор П-типа

Ниже приведена таблица номиналов резисторов аттенюатора П -типа для импеданса источника/нагрузки 50 Ом для наиболее частых значений затухания. Резисторы, соответствующие другим значениям затухания, могут быть рассчитаны по формулам.

Применим приведенные выше значения к аттенюатору на рисунке ниже.

С какими номиналами понадобятся резисторы для аттенюатора П-типа с ослаблением 10 дБ и для работы с источником и нагрузкой 50 Ом?


Аттенюатор П-типа на 10 дБ с входным/выходным сопротивлением Z = 50 Ом.

10 дБ соответствуют коэффициенту ослабления напряжения К=3,16 в предпоследней строке в таблице выше. Переместите номиналы резисторов из этой строки на схему (рисунок выше).

Аттенюатор Г-типа

В таблице ниже приведен список номиналов резисторов для аттенюаторов Г-типа для 50-омных источника и нагрузки.

В таблице ниже приведен список номиналов резисторов для альтернативной формы аттенюатора. Обратите внимание, что номиналы резисторов отличаются от предыдущей таблицы.

Мостовой Т-образный аттенюатор

В таблице ниже приведен список номиналов резисторов для мостового Т-образного аттенюатора. Мостовой Т-образный аттенюатор используется не часто. Почему бы?

Каскадное включение

Секции аттенюаторов могут быть включены каскадно, как показано на рисунке ниже, для получения затухания, большего, чем доступно от одной секции. Например, два аттенюатора по 10 дБ могут быть включены каскадно, чтобы обеспечить затухание 20 дБ, значения в децибелах будут суммироваться. Коэффициент ослабления напряжения К или U вх /U вых для секции аттенюатора 10 дБ равен 3,16. Коэффициент ослабления напряжения двух каскадно включенных секций равен произведению двук К или 3,16 x 3,16 = 10.


Каскадно включенные секции аттенюаторов: затухания в децибелах складываются.

Переменное ослабление с дискретным шагом может быть обеспечено коммутируемым аттенюатором. Например, на рисунке ниже показано положение 0 дБ, и доступно изменение ослабления от 0 до 7 дБ с помощью подключения от одной и более секций или отключения всех секций.


Коммутируемый аттенюатор: затухание изменяется с дискретным шагом.

У типового многосекционного аттенюатора секций больше, чем показано на рисунке выше. Добавление секции 3 или 8 дБ позволяет устройству охватить значения до 10 дБ и выше. Более низкие уровни сигнала достигаются добавлением секций 10 дБ и 20 дБ, или удвоенной секции 16 дБ.

Радиочастотные аттенюаторы

При работе на радиочастотах (РЧ, RF) (< 1000 МГц) отдельные секции должны быть установлены в экранированных отсеках, чтобы не допустить емкостной связи при получении более низких уровней сигналов на высоких частотах. Отдельные секции коммутируемых аттенюаторов из предыдущего раздела устанавливаются в экранированных секциях. Чтобы расширить диапазон частот за 1000 МГц, могут быть предприняты дополнительные меры, которые включают в себя конструкцию из бессвинцовых резистивных элементов специальной формы.


Секция коаксиального Т-аттенюатора состоит из резистивных стержней и резистивного диска, как показано на рисунке выше. Эта конструкция может использоваться до нескольких гигагерц.

Коаксиальная версия П-аттенюатора будет состоять из одного резистивного стержня между двумя резистивными дисками в коаксиальной линии передач, как показано на рисунке ниже.


Высокочастотные разъемы (не показаны) присоединены к концам изображенных Т и П аттенюаторов. Разъемы позволяют подключать отдельные секции каскадно между источником и нагрузкой. Например, аттенюатор 10 дБ может быть помещен между проблемным источником сигнала и входом дорогостоящего анализатора спектра. Даже если затухание нам не нужно, дорогостоящее измерительное оборудование защищено от источника с помощью ослабления любого перенапряжения.

Подведем итоги

Аттенюатор уменьшает уровень входного сигнала до более низкого уровня.

Значение затухания задается в децибелах (дБ). Для подключенных каскадно секций значения в децибелах складываются.

Отношение мощностей в децибелах: \(dB = 10 \log_{10} (P_{вх}/P_{вых})\)

Отношение напряжений в децибелах: \(dB = 20 \log_{10} (U_{вх}/U_{вых})\)

Наиболее часто используемые схемы аттенюаторов: аттенюаторы Т и П типа.

20 февраля 2012 в 02:30

Простейший аттенюатор для аудиокарты

  • DIY или Сделай сам

В любительской радиотехнике, а именно в области проектирования усилителей низкой (звуковой) частоты, очень удобно использовать для измерений компьютер.
Профессиональные измерительные приборы стоят немалых денег, тогда как аудиокарта имеется почти в любом домашнем компьютере. В совокупности с доступным и разнообразным ПО мы получаем удобный инструмент для снятия всех основных характеристик: АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), THD (уровень гармонических искажений), соотношение сигнал/шум и спектрограмму.

Единственным неудобством оказывается слишком чувствительный вход аудиокарты,
на который нельзя подать сигнал, превышающий напряжение 0.5-1.5 вольта.
И здесь на помощь приходит аттенюатор.

Его можно (и нужно) собрать самостоятельно. Ничего хитрого в этом опыте нет, но для тех, кто делает первые шаги в усилителестроении, материал будет полезным.

Аттенюатор является пассивным устройством и фактически, применительно к нашему случаю, представляет собой резистивный делитель напряжения. Его функция - ослабление уровня сигнала (переменного напряжения звуковой частоты) по заданным параметрам. Давайте определим эти параметры.

Задача

Необходимо подать на линейный вход аудиокарты сигнал, снятый с выходных клемм усилителя мощности, при этом не перегрузив аудиокарту. Для удобства установим величину выходного напряжения аттенюатора равным 0.775v RMS . Такое напряжение будет приемлемым для любой современной аудиокарты с линейным входом, к тому же величину 0.775v принято выбирать за опорный уровень (0dBu ) при измерении абсолютных величин в децибелах.

Внимание! Обратите внимание на суффикс dBu - он означает, что величина (напряжения) указывается безотносительно нагрузки (от англ. unloaded ).

Про измерения и децибелы очень рекомендую ознакомиться со статьей Михаила Чернецкого «Что мы измеряем?» (ссылка на публикацию на сайте журнала «Звукорежиссер» есть в конце поста , но для глаз намного комфортнее читать на сайте автора)

Входное напряжение на аттенюаторе выберем таким образом, чтобы оно соответствовало мощности, рассеиваемой на эквивалентной нагрузке в 8 Ohm, и равнялось 1W.

Для среднеквадратичного значения напряжения (RMS) верна следующая формула расчета мощности:

Некоторые считают мощность синусоидального сигнала по формуле P = U a ^2/2R , перепутав амплитудное значение напряжения со среднеквадратичным. Может быть у них для этих измерений осциллограф всегда под рукой(?!), мы же используем TrueRMS вольтметр и знаем разницу (и зависимость) между амплитудным и среднеквадратичным значениями напряжения (если поймали себя на мысли, что забыли и нужно срочно освежить память - идем прямиком к Радиокоту ).
По выше приведенной формуле находим значение 2.83v (для 1W), 4v (для 2W) и 5.66v (для 4W). Обычно для промера характеристик маломощного усилителя этих значений вполне достаточно, но если требуются бОльшие значения - вы без труда рассчитаете их сами.
Не удивляйтесь таким «маленьким» значениям мощности - для примера: однотактный ламповый усилитель вашего покорного слуги (режим работы класс «A») мощностью 2W(!) «раскачивает» здоровую напольную акустику безо всякого труда (по немногочисленным просьбам хабрачитателей я в процессе обдумывания статьи про его конструирование, но покамест решил прощупать интерес к теме публикацией данного материала - тут есть связь с компьютерами хотя бы).
Итак, у нас есть входные данные - можно перейти к расчёту.

Расчёт

В общем случае формула для расчета делителя без нагрузки выглядит так:

Единственно надо учесть тот факт, что номинал резистора Z 1 должен быть выбран на 3-4 порядка больше эквивалентной нагрузки 8 Ohm, чтобы для усилителя подключение атеннюатора осталось «незамеченным» (высокоомный, относительно выхода усилителя, вход аттенюатора практически не изменит значение сопротивления эквивалентной нагрузки, так как подключен параллельно нагрузке в 8 Ohm - вспоминаем правило сложения соединенных параллельно резисторов ).
Для удобства выберем Z 1 =20 kOhm , тогда номинал нижнего резистора (Z 2 ) посчитаем по формуле:

Получим Z 2 = 0.775*20000/2.828-0.775 = 7550 Ohm
Аналогично посчитаем номиналы для других входных напряжений: 4v (для 2W) и 5.66v (для 4W).

Дотошные читатели наверняка уже заметили, что мы нигде не учитываем входное сопротивление аудиокарты. И дело вот в чём: практически любая звуковая карта изменит сопротивление резистора Z 2 , так как фактически будет представлять собой включенное параллельно к нему сопротивление. Что это означает для нас? Означает, что выходное напряжение нашего аттенюатора будет несколько меньше, чем заложенное в расчётах 0.775v (sic!).
«Так значит надо измерить сопротивление линейного входа, делов-то!», - скажете вы. Но всё не так просто: звуковая карта имеет на входе конденсатор - обычным мультиметром входное сопротивление карты не измерить. Здесь понадобится генератор и осциллограф, не у всех они имеются, поэтому в рамках данной статьи мы не учитываем входное сопротивление аудиокарты при расчете.

Однако, на случай, если вы уже знаете сопротивление линейного входа вашей звуковой карты (например, оно указано в спецификации) привожу формулу, учитывающую входное сопротивление аудиокарты при расчете аттенюатора:

Где Z L - сопротивление линейного входа аудиокарты.

Принципиальная схема аттенюатора


В схеме использованы графические обозначения принципиальных схем авторства Сергея Комарова. Рекомендую скачать и использовать.

Конструкция и детали

Нам понадобятся коннекторы типа «бананы» (2шт.) (или другие разъемы, совместимые с вашим усилителем), один RCA-разъем, поворотный переключатель (rotary switch) и ручка к нему (1/4"), а также резисторы (см. номиналы в схеме).
В качестве корпуса мне пришлось купить пластиковый корпус в «Чип и Дипе» за бешенные 90 рублей. Зато он очень подошел по размеру (65х45х22мм).

Выбор поворотного переключателя - дело вкуса. Можно выбрать самый дешёвый китайский, а можно - качественный. Я выбрал 2-ой вариант и заказал дорогущий Grayhill 71BD36-01-1-AJN. Ресурс 50000 поворотов, контакты ротора покрыты золотом (30 microinches - любопытная единица толщины покрытия ), «военная приёмка», настоящее американское производство. Я ни разу не агитирую, но ссылку на даташит привожу .

Переключатель имеет 10 позиций, но нам понадобятся только три.
В идеале ещё нужен минимум инструментов: линейка или штангенциркуль, дрель, ключи-«многогранники» (чтобы закрепить рукоятку на вал).

Земляную шину лучше сделать из медной моножилы. У меня под рукой не было подходящего диаметра и я свил из медного проводника (22AWG) и облудил её бессвинцовым серебресодержащим припоем.

Резисторы можно взять любые, 1-2 ватта. Идеально выбрать проволочные или фольговые - у них минимальный шум. Я выбрал безиндуктивные проволочные Mills.
Припаивать к контактам очень удобно - у них большой шаг, а корпус переключателя сделан из термопластика и можно не опасаться повредить его горячим жалом паяльника.

После того, как закрепили разъемы и припаяли резисторы, можно закрыть корпус крышкой (я закрепил все детали в половинке корпуса), затянуть гайку переключателя, поставить два самореза (прилагаются к корпусу), закрепить ручку на вал и подписать на корпусе значения входных напряжений.

Финиш! Можно приступать к измерениям, но это уже тема для отдельной статьи.

Эх, золотые 80-е, эпоха расцвета диско, хард-рока и действительно звучащей аудиоаппаратуры. Неудивительно, что многие аудиофилы до сих пор в своих системах используют компоненты 80-х (а то и 70-х) годов. Пусть и немного доработанные.

Однако, при сопряжении таких компонентов с современными источниками сигнала (CD- и DVD-плеерами, звуковыми картами и т.п.) возникают проблемы с согласованием уровней сигнала . В те годы не было жёстких стандартов в этом плане и различия в чувствительности входов разных аппаратов разных фирм, мягко говоря, поражают.

Просматривая спецификацию на какой-то старый усилитель 70-х годов, автор обнаружил "стандарты" по входам для тюнера, магнитной ленты и линейного входа в 155 мВ, 180 мВ, 200 мВ, 220 мВ, 250 мВ и 300 мВ. У современных аппаратов различия тоже наблюдаются, но уже не такие разительные.

Поэтому при согласовании между собой компонентов из разных эпох возникают...

Проблемы.

Первая проблема заключается в существенных различиях выходного уровня современных источников сигнала и чувствительности входов компонентов 80-х и 70-х годов.

Вторая проблема вытекает из первой — из-за высокой чувствительности (по современным меркам) входов «раритетных» аппаратов существует (и весьма серьёзный) риск перегрузки усилителя мощности.

Если посмотреть на характеристики старой аппаратуры, то мы увидим, что относительно стандартной чувствительностью для линейных входов, входов для CD-проигрывателя и тюнера является уровень 200 мВ. Причём больше всего вариаций встречается для входа тюнера, где чувствительность порой достигает 100-150мВ. Причины такого разнообразия неясны, да и неважны.

Гораздо более важным является тот факт, что «старомодный» уровень 200 мВ абсолютно не соответствует современному стандарту на выходные уровни CD, DVD и MD проигрывателей. Все без исключения эти устройства обеспечивают максимальное напряжение на выходе в 2В! Это в десять раз выше, чем входная чувствительность старых аппаратов.

Конечно, надо учесть, что в среднем уровень записи CD-дисков на 12 дБ ниже максимума. Следовательно средний уровень выходного сигнала составляет только 500 мВ. И ситуация кажется уже не такой катастрофичной. Но это опасная иллюзия, так как на правильно записанном компакт-диске пиковые уровни сигнала могут достигать 2 Вольт. И если ваш усилитель способен развить полную мощность уже при 200 мВ на входе, то такие пики сигнала вызовут сильнейшую перегрузку усилителя с весьма нежелательными, а порой и непредсказуемыми последствиями.

Резистивный аттенюатор.

К счастью, излишне высокий уровень выходного сигнала источника может быть довольно легко приведен к требуемому значению. Для этого нам потребуется простой резистивный делитель, представленный на рисунке:

Степень ослабления сигнала определяется соотношение резисторов R1 и R2. В примере, показанном на рисунке, коэффициент ослабления сигнала составляет 0,5 или в 2 раза. Ослабление можно выразить в дБ (да и правильнее так будет). В этом случае ослабление составит -6 дБ (минус показывает, что сигнал ослабляется).

Формула для расчета затухания в дБ: Ослабление=20log.

Чтобы избавить читателей от «сложных» расчётов, в таблице ниже приведён ряд практически-ориентированных примеров:

Номиналы резисторов взяты из стандартного ряда E12.
Скорее всего, аттенюаторы с ослаблением в -2,5 дБ и -3,3 дБ нужны не так часто. Но в силу упомянутых выше различий в уровнях сигнала аттенюаторы с ослаблением в -6 ​​дБ и -12 дБ являются очень востребованными.

Согласование

Кроме соотношения номиналов резисторов R1 и R2 (напомню, соотношение определяет затухание), мы должны учитывать и абсолютные значения этих резисторов. По каким критериям?

Со стороны входа аттенюатора мы должны принимать во внимание выходной импеданс источника сигнала, а со стороны выхода — входное сопротивление усилителя. Для примера рассмотрим учёт входного сопротивления усилителя.

Обратимся к высокочастотной технике. Здесь всегда пытаются обеспечить передачу максимальной мощности сигнала. Согласитесь, неплохая идея? Для этого необходимо, чтобы входное сопротивление аттенюатора было равно выходному импедансу источника сигнала.

В аудиотехнике практикуется совсем другой подход. Здесь стараются как можно меньше нагружать источник сигнала (т.е. входное сопротивление последующих компонентов делают как можно больше) иначе при перегрузках ограничение сигнала будет частотно-зависимым. То есть нарушается линейность источника сигнала, что в Hi-Fi и уж тем более в Hi-End системах недопустимо! Вдобавок сильное ослабление сигнала может привести к росту уровня шумов.

Учитывая вышесказанное, сопротивление нагрузки стоит выбирать минимум в 10 раз выше выходного сопротивления источника сигнала. Это проиллюстрировано на рисунке:

Выходное сопротивление большинства источников сигнала находится в диапазоне от одной до нескольких сотен Ом. Если мы обеспечим сумму сопротивлений R1 и R2 в интервале от 10 кОм до 20 кОм, то таким образом наш аттенюатор будет вполне безопасной нагрузкой для источника сигнала. Кстати, это было учтено при расчете значения резисторов приведенной выше таблице.

Входной импеданс усилителя чаще всего составляет порядка 47 кОм. Это сопротивление получается включено параллельно сопротивлению R2 нашего аттенюатора, и, конечно, влияет на его коэффициент деления. На практике, однако, полученные отклонения не так серьёзны. Например, если посчитать точно, то при расчётном затухании ненагруженного аттенюатора в -9,9 дБ, подключенный к усилителю с входным сопротивлением 47 кОм и источнику с выходным импедансом в 600 Ом, такой аттенюатор даст ослабление в -10.8 дБ. Как видим, разница весьма незначительная.

Конструкция.

С точки зрения конструкции, естественно, тут варианты могут быть разными, в зависимости от ваших способностей и подручных средств. Приведенные ниже фотографии показывают одну из возможных реализаций аттенюатора. Довольно, простую, эстетичную и удобную. Если использовать маломощные резисторы (0,125 Вт), то они легко помещаются в корпусе RCA-переходника.

Защитить контакты можно термоусадочной трубкой. Для удобства эксплуатации на корпусе стоит пометить затухание вашего аттенюатора.


Обратите внимание, что для снижения шумов, аттенюатор необходимо подключать на входе усилителя , а не на выходе источника. Если резисторы монтируются не в переходник, а в разрыв сигнального кабеля, то часть кабеля, подключённая ко входу усилителя, должна быть как можно короче .

Если вы часто экспериментируете с аппаратами в своей аудиосистеме или ищите «свой звук», то, скорее всего, будет очень полезно иметь набор таких аттенюаторов, перечисленных в таблице 1.

Статья подготовлена по материалам журнала «Электор Электроникс»,
вольный перевод Главного редактора «РадиоГазеты» .

Удачного творчества!


В чем проблема с remote controller JRC-10? Иногда из-за каких-то магнитных импульсов (или что-то типа того) при нажатии на кнопку Talk раздаётся резкий свист (микрофон будто заводится).


Этот свист называется акустической обратной связью (АОС). Попробуйте изменить место расположения микрофона, чтобы прямой сигнал от оповещателей не попадал на микрофон. Кроме того, п роверьте линию связи микрофонной консоли и усилителя, особенно разъемы RJ-45.

Будет ли осуществляться контроль линии, и будут ли сбои, если в линию подключены динамики разной мощности (5W, 2.5W, 3W)? И необходимо ли в конце линии устанавливать что-либо (диод, сопротивление)?


Контроль линий осуществляется независимо от номинала подключенных громкоговорителей, никаких дополнительных элементов в линии устанавливать не нужно. Н еобходимости заземлять экранированные провода линий нет.



При подключении микрофона JPTT-10 к Jedia-1240A после нажатия кнопки Talk происходит предварительный сигнал, но при попытке передать речь динамики молчат. Может есть некоторые нюансы при подключении? Или отдавать на проверку усилитель? Микрофон заменили на новый - эффект такой же.


Проверьте включено ли фантомное питание для этого входа? Дальше нужно проверить микрофон и PTT вход усилителя.

Для проверки микрофона можно подключить его к JMA-1410A, если он у Вас есть, или нужно разобрать разъем DIN-7, найти сигналы +,- и GND. Объединяем - и GND. Сигнал "+" и объединенный "-" подаем на заведомо исправный усилитель с микрофонным входом, например микрофонный вход ПК.

Для проверки PTT входа усилителя нужно подать на него микрофонный сигнал. Вход 1 и PTT вход это одно и то же. Попробуйте подать микрофонный сигнал на вход 1.

Можно ли подключить 2 микрофонных консоли JRC-10 к одному усилителю JPS-4800? Если можно, то как это сделать. Будет прекрасно, если предоставите схему подключения.


К усилителям серии JPS-XXXX вообще нельзя подключить микрофонные консоли JRC10/JRC-11. Можно использовать микрофоны JPS-10, с максимальным удалением 8-10 метров при использовании хорошего микрофонного кабеля сечением не менее 0,35 мм.кв. Если нужен усилитель на 480 Вт с возможностью удаленного управления зонами через микрофонные консоли, то Ваш выбор - JPA-1480B.



Подключили jes-120 к jgr-220A, и при подаче тревожного входа включаются два направления вместо одного (1 подали, включился 1 и 2; подали второй, включился 2 и 3). Как сделать, чтобы включалось только соответствующее направление? И можно ли сделать, чтобы приоритет у JRA-051А был наибольший, чтобы при одновременном включении тревожного входа и удаленного микрофона управление шло от микрофона?


Это штатный режим работы оборудования, для его изменения нужно удалить диоды D4, D7, D10, D13 и т.д. в блоке JES-120. Можно - для изменения приоритета поменяйте местами подключение на JRG-220 интерфейсного выхода JES-120, аудио выхода JEU-211 с выходами микрофонной консоли JRA-051A.



А при удалении данных диодов гарантия не снимается?


Если удаление произведено грамотно, то на гарантию не влияет, т.к. наш сервисный центр знает о такой возможности.



В статье "Как рассчитать количество оповещателей", опубликованной на вашем сайте сказано, цитирую: "α - угол раскрытия оповещателя (эти данные можно узнать у поставщика или производителя оборудования)". Подскажите, пожалуйста, угол раскрытия для оповещателя LPA-6CL20?

Насколько я понял из статьи, расчет в основном приводится для потолочного оповещателя, а как быть с настенным?


115-120 градусов.

Расчет площади озвучивания для настенного оповещателя достаточно сложный. Для оценки озвучиваемой площади рекомендую использовать методику предложенную компанией Вилок Sоп=L×(L/1,5).

Для расчёта системы оповещения требуется знать такой параметр громкоговорителей JWS-103, как сопротивление. Ивозможно ли подключение данных громкоговорителей к прибору речевого оповещения "Рупор" исполнение 01 (версия 1.01) производства НВП Болид, номинальная выходная мощность которого (при сопротивлении линии 4 Ом) - 12 Вт.


Сопротивление оповещателя JWS-103 величина условная - это трансляционный оповещатель предназначенный для работы со 100-вольтовыми линиями. Т.е. он имеет согласующий трансформатор. Эквивалентное сопротивление напряжению 100 В будет соответствовать 3кОм и 10кОм, в зависимости от выбранной мощности включения оповещателя.

Подключить к Рупору возможно только в обход трансформатора, штатно такое подключение не предусмотрено.


Есть ли данные по значениям наработки на отказ для приборов Jedia?


Данных по наработке на отказ у нас нет. Срок службы оборудования JEDIA - 10 лет.



Возможно ли соединить систему ГГС Jedia c УПАТС "Гамма"? Со стороны УПАТС - 2-проводная аналоговая соединительная линия, со стороны системы ГГС Jedia - блок JRG-220А, оснащенный телефонной картой "TELEPHONE PAGING CARD".


Для интеграции оборудования JEDIA с АТС необходимо наличие в оборудовании АТС специального (линейного) выхода и релейных выходов. На релейной группе JRG-220A, куда вставляется телефонная карта "TELEPHONE PAGING CARD", есть вход для АТС (линейный уровень сигнала) и клеммы для активации соответствующих зон (реле АТС подает на них +5В).

Появляется такая тенденция, что при применении системы оповещения с возможностью трансляции музыкального сопровождения при штатном (музыкальном) режиме не во всех зонах требуется музыка. Насколько я понял, музыку через усилители можно транслировать по зонам. Чтобы выборочно по помещениям транслировать музыку, не разумно на каждое помещение использовать канал усилителя (где-то громче, где-то тише нужно). Так, я насколько понял, для этих целей используют аттенюаторы.

Правильно ли я понимаю, аттенюатор должен работать в дежурном режиме как заблагорассудится его пользователю, но в режиме тревоги он должен включить оповещение на всю мощность? Отсюда получается, что кроме звукового сигнала на него нужно подавать управляющий сигнал?



Согласны, что на каждую зону не нужен усилитель, один усилитель может работать на несколько зон, а включением/отключением зоны управляет селектор JSS-120.

Для использования аттенюаторов в СОУЭ применяют либо трехпроводную схему включения, либо аттенюаторы с управляемым реле. В случае использования трехпроводной схемы аттенюатор в режиме оповещения замыкается реле EM блока JRG-220. Если использовать более дорогой аттенюатор с реле, то с центрального оборудования (опять таки с EM реле блока JRG-220) подается питание на реле аттенюатора. В этом варианте требуется ещё два провода. Схема трепроводной линии приведена в инструкции к блоку JRG-220:


Проигрыватель CD/MP3 JCDR-10RDS (модификация с USB портом) и JPA-1120A после выключения питания усилителя сбрасываются настройки в проигрывателе. Так должно быть? Если нет, то что надо сделать?


Сброс настроек возможен на некоторых устройствах (определяется партией товара), для этих устройств это нормальный режим работы.

Непонятен принцип работы многофункционального релейного блока JRG-220A в составе системы оповещения 3-типа: к ак сигнал тревожного сообщения с аварийной панели JEU-211A попадает на вход усилителя? Ведь на задней панели JRG-220A есть только два входа аудиосигнала, выходов не вижу. А коммутационная панель управляет уже мощным сигналом с выхода усилителей.


Обратите внимание на картинку из схемы автокада (есть на нашем сайте в разделе "Техподдержка):


Наши партнеры из Кореи сделали новую серию усилителей JPA-1120B/1240B/1360B/1480B и к ним новую модель приоритетного микрофона JPTT-10B. В новой модели микрофона применен разъем RJ-45, установлено дополнительное реле приоритета и светодиодный индикатор “BUSY”.




Отличие этих микрофонов от ранее использовавшихся в серии усилителей JPA-1120A/1240A микрофонов JPTT-10 только в том, что теперь приоритетных микрофонов может быть несколько (до 3 шт. в линии до 100 м), и их можно ранжировать по приоритету с помощью переключателя SLAVE-PRIORITY.

Существующие микрофоны JPPT-10 можно использовать с усилителями JPA-1120B/1240B/1360B/1480B. Д ля этого нужно заменить разъем 7DIN на разъем RJ-45.

Делается это следующим образом:

  • отпаиваем разъем 7DIN от существующего кабеля (идет в комплекте с микрофоном JPTT-10);
  • берем витую пару (кабель UTP/FTP 4x2x0.5) необходимой длины (ТО не рекомендует длины более 50 метров);
  • обжимаем витую пару разъемом RJ-45 с одной стороны;
  • составляем таблицу цоколевки разъемов и цветов проводников, используя информацию на тыловых панелях микрофонов:


например, такую:



  • распаиваем разъем 7DIN с другого конца витой пары в соответствии с таблицей;

  • проверяем распайку в соответствии с таблицей, собираем разъем 7DIN.

ВСЁ!


При подключении приоритетных микрофонов JPPT-10/JPPT-10B, нужно учитывать несколько особенностей. Включаем фантомное питание 1 входа на усилителе.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: