Смайл с руками в разные стороны. Гид по смайликам: как в них разобраться и не попасть в неловкое положение

Радость - это та эмоция, которую хотят испытывать большинство людей. Вам нравится быть радостным. Вы чувствуете себя прекрасно. По возможности вы выбираете для себя те ситуации, в которых вы будете чувствовать себя счастливым. Вы можете организовать свою жизнь таким образом, чтобы испытывать радость как можно чаще. Радость - это позитивная эмоция. В отличие от нее страх, гнев, отвращение и печаль являются негативными эмоциями, и большинство людей не испытывают от них удовольствия. Удивление не является ни позитивным, ни негативным. Чтобы понять опыт радости, нам нужно показать ее отличия от двух родственных состояний, которые часто возникают вместе с ней, - удовольствия и возбуждения.
Хотя наш язык приписывает практически синонимичные значения словам удовольствие, радость и наслаждение , здесь мы хотели бы ограничить использование слова «удовольствие» применением его только к позитивным физическим ощущениям. Такое удовольствие противоположно физическому ощущению боли. Боль приносит страдание, в то время как удовольствие по своей природе воспринимается как нечто, ощущаемое позитивно или получаемое в качестве вознаграждения. Вы цените и предпочитаете именно позитивные ощущения. Мы не знаем всех способов, с помощью которых можно вызывать ощущения удовольствия. Разумеется, тактильная стимуляция, вкус, звуки и изображения способны вызвать приятные ощущения. Обычно вы чувствуете себя счастливым, когда испытываете приятные ощущения, если только вас за это не наказывают и вы не чувствуете вины за то, каким способом вы их себе доставили. Часто вы испытываете радость в предвкушении события, которое, как вам известно, доставит вам приятные ощущения или сделает вас счастливым в скором будущем. Но вам не обязательно испытывать приятные ощущения, чтобы быть радостным. Есть и другие пути к радости, которые не предусматривают получения приятных ощущений.
Возбуждение рассматривается психологом Сильваном Томкинсом как первичная эмоция, отличная от удивления, гнева, страха, отвращения, печали и радости, но равная им по значению. Хотя мы согласны с таким утверждением, все же мы решили не обсуждать здесь эту эмоцию по двум причинам. Во–первых, нет достаточных доказательств того что ее возникновение является универсальным (хотя мы уверены, что так и есть на самом деле). Во–вторых, нам было бы трудно показывать возникновение этой эмоции на статичных по своей природе фотографиях, поскольку сигналы, появляющиеся на лице при возбуждении, часто бывают едва уловимыми. Мы опишем возбуждение для того, чтобы иметь возможность отличать его от радости.
Возбуждение противоположно скуке. Вы становитесь возбужденным, когда что–то вызывает ваш интерес. Часто это бывает что–то новое. Вы становитесь внимательным, заинтересованным и увлеченным тем, что вас возбудило. Когда вы испытываете скуку, то ничто не задерживает ваше внимание, вы не видите вокруг себя ничего нового и интересного. Вы можете быть радостны, видя в перспективе для себя что–то возбуждающее, особенно если это должно вывести вас из состояния скуки; вы можете также быть радостны после испытанного возбуждения. Но это только один тип радости, так как вы можете быть радостны и без возбуждения как аккомпанемента. Вполне возможно быть возбужденным и не испытывать радости; вместо этого возбуждение может смешаться со страхом (как это бывает, когда вы оказываетесь в состояний острой тревоги) или гневом (как это бывает во время припадков ярости).
Во время сексуальных отношений вы можете испытывать и обычно испытываете все три состояния: удовольствие от эротических ощущений до и во время оргазма, возбуждение до оргазма и радость в ожидании следующего полового акта и получения нового сексуального удовлетворения от переживаемого возбуждения, возникшего вслед за испытанным оргазмом. Но это лишь возможная комбинация, и она не обязательно является единственной. Эмоцией, возникающей после оргазма, может быть отвращение или печаль. Или же во время фазы возбуждения–удовольствия вы можете испытывать страх или отвращение, и это может привести к прекращению возбуждения и к невозможности полового акта. Или же гнев может возникнуть вместе с сексуальным влечением, возбуждением и получением удовольствия и помешать или не помешать половому акту.
Многие люди думают о радости либо как о возбуждении, либо как об удовольствии, либо как о том и другом одновременно, не понимая различий между этими видами опыта. Удовольствие и возбуждение - это два разных вида опыта, которые часто ассоциируются с радостью и таким образом могут рассматриваться как два возможных пути к его достижению. Каждый из этих путей подразумевает какой–то особым образом окрашенный опыт радости, что дает нам право говорить об удовольствии–радости или о возбуждении–радости. Третий путь - это облегчение–радость.
Когда прекращается боль, вы испытываете радость. Подобным образом вы испытываете радость, когда утоляете голод или жажду. То же самое обычно справедливо и для других негативных эмоций: когда вы перестаете чего–то бояться, когда прекращается ваш гнев, когда вы больше не испытываете отвращения, когда проходит ваша печаль, то вы обычно чувствуете себя радостным. Это и есть радость от облегчения. Она может также включать в себя и радость от достижения результата, если именно за счет собственных усилий вам удалось устранить негативные эмоции или ощущения. Как и в случае с удовольствием и возбуждением, некоторые люди также не могут отличить облегчение от радости. Есть люди, для которых это единственный часто испытываемый тип радости. Их жизнь ориентирована на получение облегчения, а не удовольствия или возбуждения. Облегчение–радость является особым опытом, отличным по ощущениям, образам, вероятным действиям и общим чувствам от удовольствия–радости, возбуждения–радости или радости, достигаемой четвертым путем.
Четвертый тип радости затрагивает представление о самом себе, Я–концепцию. Время от времени в жизни происходит что–то такое, что развивает ваше представление о самом себе, что подтверждает или укрепляет благоприятное отношение к собственному Я. Если вы обнаруживаете, что кому–то понравились, то можете почувствовать радость - не от ожиданий того, что человек доставит вам приятные физические ощущения или сексуальное возбуждение, а потому, что когда вы нравитесь другим, это позволяет вам лучше думать о себе. Если кто–то хвалит вас за хорошо выполненную работу, вы испытываете радость. Похвала, дружба, уважение других людей воспринимаются как награда и дают возможность почувствовать себя счастливым. Это не тот тип радости, при котором вы обычно смеетесь. Это более содержательная, «улыбающаяся» радость. Этот тип радости первоначально возникает из опыта, при котором люди, которые оказывали вам поддержку (например, родители), также ласкали вас, кормили и облегчали боль. По мере развития ребенка общественное одобрение становится вознаграждением само по себе. Как и при других типах радости, к которым человек приходит иными путями, воспоминание или предвкушение того, что улучшится ваше представление о самом себе, вызывает радостные чувства.
Если вы задумаетесь о ситуациях и событиях, которые позволили вам испытать радость, то вы, вероятно, обнаружите, что они возникали на каком–то (не обязательно одном) из описанных нами четырех путей. Например, удовольствие, испытываемое вами при участии в спортивном мероприятии, может включать в себя возбуждение–радость от участия в соревновании, удовольствие–радость от движений и напряжения мышц, радость от осознания собственного Я, обусловленную вашим хорошим выступлением, и облегчение–радость, возникающую потому, что вы не подвели команду, не получили травму и т. п. Мы не собираемся утверждать, что перечислили все пути к радости - их гораздо больше, но мы уверены в том, что эти четыре являются наиболее распространенными и важными, а их описание должно сделать ясным то, что мы понимаем под опытом радости.
Радость различается не только по типам, о чем мы только что говорили, но и по интенсивности. Вы можете быть умеренно радостны, испытывать веселье или восторг. Радость может проявляться беззвучно и громко. Она может варьировать от полуулыбки до широкой улыбки во весь рот, на каких–то этапах это может быть хихиканье, на каких–то - хохот, в наиболее резкой форме это может быть смех со слезами. Присутствие смеха или хихиканья не является показателем интенсивности радости. Вы можете быть очень радостны и не смеяться; хохот и хихиканье возникают вместе с особыми типами переживаемой радости. Различные виды игр (как детских, так и взрослых), способные вызвать достаточное возбуждение, часто сопровождаются смехом радостных участников. Некоторые шутки вызывают радостный смех.
Улыбка, являющаяся одной из составляющих выражения радости на лице, зачастую возникает, когда человек не испытывает счастья. Вы можете улыбаться, чтобы замаскировать другие чувства или смягчить их. Улыбка может выражать отношение к другой проявленной эмоции: например, улыбка после выражения страха на лице покажет медсестре, что хотя вы и боитесь, но не убежите и позволите ей закончить болезненную для вас процедуру. Улыбка может указывать на покорное отношение к чему–то неприятному, а не только на готовность вытерпеть боль. Улыбка может быть реакцией на агрессию со стороны другого человека и помочь отвести или остановить его нападение. Улыбка может использоваться для того, чтобы разрядить острую ситуацию и сделать ее более комфортной; улыбаясь, вы можете заставить другого человека улыбнуться вам в ответ, потому что подавить в себе желание ответить улыбкой на улыбку довольно непросто.
Радость может сочетаться с любыми другими эмоциями. Далее мы проанализируем, как выглядит смесь радости с удивлением, гневом, отвращением, презрением и страхом. На следующей странице будут показаны различные сочетания радости и печали.
При обсуждении каждой из эмоций мы полагали, что события детства оставляют свой отпечаток, что личности может быть показано то, как именно должна переживаться каждая из эмоций, еще малом возрасте. Мы полагали, что люди отличаются друг от друга тем, насколько они могут наслаждаться, терпеть или вообще допускать чувства удивления, страха, отвращения или гнева (и печали, о чем мы узнаем далее). То же самое справедливо и для радости. Каждый чувствует себя радостным по–своему. Не все четыре пути - приятного ощущения, возбуждения, облегчения и улучшения Я–концепции - доступны каждому. Один путь может использоваться больше других из–за особенностей личности. Другой путь может блокироваться, поскольку человек не способен испытывать радость таким способом. Здесь мы можем привести лишь несколько примеров.
Если ребенок воспитывался в условиях острой критики его действий или пренебрежения к его достоинству, то, став взрослым, он будет испытывать голод на похвалу, одобрение и дружбу. Продвижение по пути осознания собственного Я, возможно, будет для него наиболее трудным, но он может оказаться неспособным испытывать радость подолгу. Получаемые им похвалы всегда будут казаться ему недостаточными, или же он не будет верить в их искренность. Такое же детство, не позволяющее выработать Я–концепцию, у другого человека сформирует совершенно иную программу. Он может быть настолько угнетен и разочарован в своих силах, что путь осознания ценности своего Я не будет использоваться им вовсе. Он может замкнуться в себе, будучи неспособным наслаждаться дружбой, и не станет стремиться к получению похвал и наград за свои достижения.
Много было написано о людях, испытавших во взрослом возрасте трудности в достижении радости в интимных отношениях. Некоторые родители приучают детей презирать «плотские удовольствия». Став взрослыми и вступая в интимные отношения, эти люди могут испытывать беспокойство или вину, а не удовольствие. Подобным образом иные виды чувственного опыта могут быть лишены для них удовольствия или переживаться ими только ценой последующего раскаяния и стыда. Ребенку могут с ранних лет внушать мысль о том, как опасно испытывать возбуждение - потому что оно может не нравиться другим и зачастую не поддается контролю. Для такого человека радость - нежелательное переживание, или наоборот - человек может начать испытывать патологическую зависимость от возбуждения: стремиться к новым острым ощущениям и пытаться найти радость в возбуждении.

Мы будем рассматривать только те проявления радости на лице, которые не сопровождаются смехом, потому что когда человек смеется, определить, что он радостен, совсем нетрудно. Даже при безмолвном выражении радости распознать такое состояние довольно легко за исключением, возможно, тех случаев, когда на лице выражается смесь эмоций. Простота распознавания выражений радости была продемонстрирована в исследованиях, проведенных в самых разных культурах.
Веки и нижняя часть лица имеют характерный внешний вид» в то время как брови - лоб не обязательно участвуют в создания выражения радости. На рис. 1 Патрисия показывает три выражения радости на лице. В каждом случае утолки ее рта оттянуты назад и слегка приподняты. Губы в улыбке могут оставаться сомкнутыми (А), губы могут размыкаться при сомкнутых челюстях и зубах (B) или же рот может быть приоткрыт (C). При улыбке во весь рот могут показываться только верхние зубы или же одновременно верхние и нижние, могут обнажаться также и верхние и/или нижние десны. У шимпанзе эти три типа улыбок могут иметь разные, но родственные значения, но пока что нет доказательств того, что у людей имеются какие–то универсальные различия в значениях разных улыбок. Рисунок 1


У Патрисии также видны морщины, идущие от крыльев носа к области, находящейся за уголками рта. Эти носогубные складки возникают отчасти в результате оттягивания назад и поднятия вверх уголков рта и являются характерным признаком выражения радости на лице. Кроме того, при явно выраженной улыбке щеки приподнимаются, что делает носогубные складки более отчетливыми. Кожа под нижними веками подтягивается кверху, и на ней под глазами появляются морщинки. Морщинки, называемые «гусиными лапками», образуются и у внешних уголков глаз. Такие морщинки появляются не у каждого, они становятся более заметными с возрастом. На фотографии Патрисии они скрыты под ее волосами. Чем сильнее улыбка, тем отчетливее будут носогубные складки, выше поднимутся щеки, будут заметнее «гусиные лапки» и морщинки под глазами. При улыбке во весь рот (рис. 1C) щеки могут приподниматься достаточно высоко, сужая глаза.

Интенсивность

Интенсивность выражения радости определяется главным образом положением губ, но положение губ обычно дополняется углублением носогубных складок и появлением более отчетливых морщинок под нижними веками. На рис. 1C Патрисия выражает более сильную радость, чем на рис. 1B, - ее улыбка шире, носогубные складки отчетливее, глаза уже, а число морщинок под ними больше. Выражение радости на рис. 1А чуть слабее, чем на рис. 1B. Это происходит не потому, что на рис. 1B ее рот открыт, а на рис. 1А закрыт, а потому, что на рис. 1B уголки ее рта оттянуты назад больше (а носогубные складки заметнее), чем на рис. 1А. Если степень оттягивания назад уголков рта и глубина носогубных складок были бы примерно одинаковыми, то независимо от того, был бы рот открыт в улыбке или закрыт, интенсивность выражения была бы примерно одинаковой. На рис. 2 Джон показывает примеры двух улыбок приблизительно одной интенсивности. Рисунок 2


Улыбка радости может быть намного более слабой, чем улыбки, показанные на рис. 1 и 2. На рис. 3 Патрисия демонстрирует две очень легкие улыбки радости, а ниже для сравнения показано ее нейтральное лицо. Отметьте, что обе эти улыбки слабее, чем ее улыбка на рис. 1А, но здесь несомненно присутствует улыбка, потому что оба лица выглядят действительно счастливыми по сравнению с нейтральным лицом на рис. 3C. На фотографиях с изображением улыбающегося лица Патрисии на рис. 3 можно наблюдать легкое напряжение губ и незначительное оттягивание назад уголков рта. Это проще всего увидеть, если вы закроете остальную часть ее лица рукой и сравните губы на всех трех фотографиях. Обратите также внимание на появляющийся след носогубных складок на обеих фотографиях, которого нет на нейтральном лице. Вы можете также заметить, что у Патрисии слегка приподняты щеки по сравнению с положением щек на нейтральной фотографии, в результате чего ее лицо выглядит более округлым. Когда улыбка оказывается такой слабой, заметных изменений в положении нижних век не наблюдается, хотя глаза выглядят более радостными, чем на нейтральной фотографии. Состояние радости выражается только нижней частью лица, поскольку глаза и брови - лоб одинаковы на всех трех снимках. Фотографии с улыбающейся Патрисией являются составными: нейтральные глаза и лоб дополняются на них нижними веками и ртом, взятыми с изображений улыбающегося лица. Рисунок 3

Смешанные выражения

Рисунок 4


Радость часто смешивается с удивлением. Происходит что–то неожиданное, и вы даете случившемуся положительную оценку. Например, ваш друг, которого вы не видели много лет, неожиданно входит в ресторан и садится за ваш столик. На рис. 4А Патрисия демонстрирует одновременно радость и удивление. Сравнивая ее лицо с лицом, выражающим только удивление (рис. 4B), отметьте, что различие есть только в нижней части лица. В случае смешанного выражения рот не только приоткрывается от удивления, но и уголки рта начинают оттягиваться назад в улыбке. Это смешанное выражение получается за счет комбинации элементов удивления и радости в нижней части лица (вы видели пример другого смешанного выражения эмоций на рис. 8).
Выражение радости–удивления появляется только на короткое мгновение, потому что удивление проходит очень быстро. К моменту, когда Патрисия оценит удивившее ее событие и начнет испытывать и выражать радость, ее удивление уже пройдет. На рис. 4C Патрисия показывает комбинацию элементов удивления и радости (удивленные брови - лоб и глаза, радостная нижняя часть лица, нижние веки), но это выражение не является смешанным. Она не испытывает удивления и радости одновременно, потому что выражение радости доминирует на ее лице; Патрисия вовсю улыбается, если она и испытывала удивление, то оно давно уже прошло. Однако этот тип выражения лица возникнет в том случае, если человек добавит к своему радостному выражению восклицательную нотку. Энтузиазм и особое внимание могут быть показаны подобным же образом. Или такое выражение может возникнуть при приветствии: элементы удивления сохраняются для того, чтобы другой человек понял, что встреча с ним - это «нечаянная радость». При таком радостном выражении приподнятые брови и широко раскрытые глаза могут сохраняться в течение нескольких секунд вместе с улыбкой. Рисунок 5


Радость может соединяться с презрением, при этом на лице появится самодовольное или высокомерное выражение. На рис. 5 Джон демонстрирует выражения презрения (5А), радости (5B) и комбинации этих двух эмоций (5C). Отметьте, что его рот неизменно остается в положении, выражающем презрение, при этом его щеки приподняты, а нижние веки сморщены от выражения радости. Смешение радости и презрения может также выражаться с помощью презрительно поднятого левого или правого уголка рта в сочетании с улыбающимися губами. Рисунок 6


Радость совмещается также с гневом. Обычно улыбка или легкая усмешка используются для маскировки гнева, в результате чего человек выглядит не разгневанным, а радостным. Иногда улыбка или легкая усмешка появляются после гневного выражения как комментарий к гневу, указывающий на то, что гнев не следует воспринимать слишком серьезно, либо на то, что человек не собирался после выражения своего гнева переходить к каким–то агрессивным действиям, либо на то, что человек, вызвавший гнев, может считать себя прощенным. В последнем случае улыбка или усмешка не выглядит очень искренней и не смешивается с выражением гнева, а добавляется потом. Однако человек может быть и радостен, и разгневан одновременно, наслаждаясь своим гневом и своим триумфом над противником. Два примера такого удовольствия–гнева приведены на рис. 6. Радость выражает нижняя часть лица, а гнев - брови, лоб и веки. На этих лицах читается: «Ну, я ему показал!» Рисунок 7


Радость также сочетается со страхом. Обычно это выражение является не смесью двух эмоций, а либо комментарием, либо маской. На рис. 7 лицо Джона выражает страх (7А), радость (7B) и сочетание этих двух эмоций (7C) (улыбка с испуганными глазами, бровями и лбом). Это сочетание улыбки с выражением страха может возникнуть, когда Джон, испытывающий страх, садится в кресло стоматолога улыбаясь, тем самым показывая, что он готов терпеть боль. Такое выражение может также возникнуть в результате неудачной попытки замаскировать страх. Оно может быть смесью двух искренних эмоций, если Джон испытывает и страх, и радость - например, катаясь на американских горках. Разновидности смешения радости и печали будут показаны на следующей странице.

Резюме

Радость выражается с помощью нижней части лица и нижних век (рис. 8). Рисунок 8

  • Уголки рта оттянуты назад и вверх.
  • Рот может быть приоткрыт или закрыт; в первом случае будут видны зубы, во втором - нет.
  • Морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областям, находящимся у краев рта.
  • Щеки приподняты.
  • Нижние веки могут быть подняты, но не напряжены; под ними появляются морщинки.
  • Морщинки в виде «гусиных лапок» идут от внешних уголков глаз к вискам (на рис. 8 прикрыты волосами).

«Конструирование» выражений лица

Поскольку движения рта и щек вызывают изменение внешнего вида нижних век и поскольку при проявлении радости на лице отсутствуют заметные движения бровей - лба, то вы не сможете «сконструировать» многие из тех лиц, которые показаны здесь. Но все–таки можно составить несколько лиц, способных продемонстрировать эти выводы.
  1. Наложите часть А на любое из лиц рис. 8. Их выражения не изменятся. Поскольку брови не задействованы в придании этим лицам радостного выражения, то закрытие бровей нейтральными бровями части А не окажет никакого эффекта.
  2. Наложите часть B на рис. 8А. Новое выражение не выглядит странным, но анатомически оно невозможно. Если произойдет движение такого рта вместе с носогубными складками, то нижние веки должны будут сморщиться и приподняться. Наложите часть Б на рис. 8B. Анатомическая невозможность создания такого лица будет здесь еще более очевидной.
  3. Наложите часть D на любое из лиц рис. 8. Вы создали выражение лица с «улыбающимися» глазами. Такой взгляд мог бы возникнуть в результате легкого напряжения век и приподнятия щек, что было бы трудно заметить на статичной фотографии. Или такой внешний вид могли бы придать человеку его постоянные морщины. Но в любом случае указание на то, что человек испытывает радость, будут очень слабыми.

Есть знаменитая фраза “Всегда радуйтесь!” Но многих новоначальных смущает, что в храме не часто можно увидеть улыбки верующих, их лица скорее строгие, а то и хмурые. Словно верующие решили: раз я хожу в храм, то должен быть очень серьезным. Получается странное несоответствие, которое очень смущает неофитов.

О радости мнимой и настоящей и как ее достичь, мы решили поговорить со священником храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади Игорем ФОМИНЫМ.

Двое у окна

Свой ответ я бы хотел начать с примера. Два человека ночью смотрят в окно и видят на улице путника. Один говорит: “Наверняка это страшный разбойник. Грабил, убивал, пил, блудил и теперь еле тащит ноги”. Другой отвечает: “Нет, что ты! Это замечательный человек. Он наверняка весь день трудился на работе, вечером пошел в храм на службу. Потом кому-то еще помог, и теперь идет домой”. Так давайте будем изначально оправдывать людей, а не осуждать, договорились?

Если отвечать на вопрос, что такое радость, думаю – это внешнее проявление любви. Когда ты в любых обстоятельствах, с любыми людьми можешь так пообщаться, так заглянуть им в глаза, что и у них на душе станет светлее, чище. С радостным человеком приятно находиться рядом.

Мне вспоминается моя первая встреча со знаменитым старцем Кириллом (Павловым) из Троице-Сергиевой Лавры. Я тогда был еще студентом семинарии и шел к отцу Кириллу из-за эгоистических чувств: все ходят – и мне тоже надо приобщиться к духовности. …После долгого ожидания подошел мой черед. Отец Кирилл пригласил меня в келью, усадил на стульчик, пошутил, подарил иконку. А я был словно не в себе, ошеломленно наблюдал за ним. И ушел от него с необычайным чувством радости. Это ощущение похоже на то, как входишь с мороза в натопленную комнату: тебя сразу обнимает тепло. А здесь – любовь. Я тогда не ожидал такого и запомнил эту первую встречу на всю жизнь.

Золото тонет, мусор всплывает…

О неулыбчивых верующих могу сказать… Знаете, золото всегда тонет, а мусор всплывает и бросается в глаза. Если немного успокоить свое раздражение на других и приглядеться, обязательно увидишь эти сокровенные золотинки. Признак того, что человек на правильном пути в деле спасения своей души – это как раз радость и любовь. Господь дал четкое определение, кто Его ученики: их можно будет узнать по тому, что они будут любить друг друга. Тем не менее, наличие в храме людей со знаком “минус” не означает, что нет никого со знаком “плюс”. Если хочешь найти хорошее, обязательно найдешь.

Чтобы рутина не заслонила Христа

Узнать, настоящая твоя радость или нет, можно по плодам. Например, люди собрались на пикник за город, пожарили шашлычки, весело поговорили, выпили, разошлись за полночь. Вроде все хорошо. А с утра у одного с похмелья голова раскалывается, другой подсчитывает, сколько его посуды побили и потеряли, третий вообще с больной ногой: вчера полез купаться и поранился. Важны последствия.

Духовная же радость совсем другая. Каждый из вас наверняка испытывал такое. Приходите на концерт классической или народной музыки, не имеющий отношения к Православию. Например, в Москву каждый год приезжает Кубанский хор, я всегда хожу его слушать. И знаете, они начинают петь – и ты просто плачешь. Это показатель того, что радость духовна. И утром просыпаешься с легким сердцем, голова не болит и не сожалеешь о проведенном вечере. Сам Cпаситель, апостолы, пророки говорят, что радость – это один из основополагающих моментов бытия Божия. И очень важно, чтобы верующий человек, который образован духовно, исполняет внешние правила – не терял этой радости, не ходил с угрюмым, напыщенным лицом, как сегодня некоторые делают, считая, что это важный показатель их веры.

Бывает и так. Человеку легко, радостно в храме. Выходишь, как на крыльях: “Я готов обнять весь мир!”. Заходишь в метро – а тебе там наступили на ножку. Как у нас часто бывает, наступили немножко, а получили множко – и понеслось-поехало: “Ах, ты корова, смотри, куда лезешь!”. И благодать от тебя отлетела, а вместо нее пустота. Потом начинаются думы о земном: “Сейчас приду домой. Надо столько дел переделать…Обед приготовить, дать по уху старшему сыну – наверняка уроки не сделал, прибить полку…”. Как будто человек и не был в храме. То есть очень важно уметь сохранять эту хрупкую радость.

У английского писателя и богослова Клайва Льюиса есть рассказ “Расторжение брака”, который подходит к нашей теме. Сюжет его вкратце таков. Есть день, когда из ада приезжает поезд в рай, умершие грешники могут посмотреть, чего они лишились. И вот в раю встречаются двое. В земной жизни они вместе учились в университете на богословском факультете. Один стал епископом – и после смерти попал в ад. А другой стал богословом и попал в рай. Он говорит епископу: “Слушай, тебе надо успеть взойти на эту гору до рассвета. Тебя там встретит Христос – и тогда ты останешься здесь навсегда. Пойдем быстрее. Я тебе помогу”. А епископ отвечает: “Понимаешь, у нас там, в преисподней, на завтра назначен богословский кружок. Мне надо будет выступить с докладом как раз по теме Христа: какой бы Он был, если б дожил до 50-летнего возраста. Я бы с удовольствием поднялся, но не могу” – “Какой кружок! Вот гора, брось все и пойдем!” – “Скоро отправление поезда, я могу опоздать. И мой доклад…” И уезжает, так и не поднявшись на гору. А совсем рядышком был Христос. Надо было сбросить с себя всю эту рутину и просто пойти Ему навстречу. Эта напыщенность заслоняет от человека радость, заслоняет самого Господа. Это не значит, что надо перестать мыть посуду, пылесосить – нет, есть необходимые вещи – я говорю об отношении к ним.

“Радость моя”

Есть еще один момент, связанный с радостью. Это защитное средство от любых скандалов. Если ты все переводишь, скажем так, в смешную, улыбчивую плоскость, очень часто с тобой просто связываться не будут – все равно не разозлишься.

Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: “Здравствуй, радость моя!” Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему. Мне кажется слова “радость моя”, сказанные с любовью – это то, что может обезоружить грубияна в семье. Я специально ограничиваюсь семейными проблемами, потому что мы читаем: надо возлюбить ближнего. Но насколько же легче любить на расстоянии! Говорят, что любовь к ближнему измеряется километрами: чем дальше, тем крепче. Когда человек, живущий рядом с тобой, храпит, ругается, пьет… Возлюбить его, лежащего пластом на диване в нетрезвом состоянии или валяющегося около входной двери очень сложно. Позвать в нашу жизнь радость – это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: “Я вас люблю!”. И здесь Господь дает нам очень четкий ответ. В 15 главе Евангелия от Иоанна есть прямая речь Христа к нам. Он сравнивает Себя с лозой, нас с ветвями, а наши дела – с виноградной гроздью. И там есть слова о том, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды – добрые дела. Виноградная лоза получает двойное питание: из земли соки, воду и из воздуха – солнечный свет. То есть должна быть гармония нашего общения с миром небесным, духовным и с земным. И наш плод должен рождаться таким, чтобы с нами рядом легко жилось нашим ближним.

Бывает, близкий человек радуется, как тебе кажется, какой-то ерунде. У него выиграла любимая футбольная команда. Не надо портить ему настроение: “Ну что, закончился твой дурацкий футбол? Сходи, наконец, за молоком, козел!” Извините за грубость, внешне все может звучать гораздо мягче, но в душе-то мы ворчим, возмущаемся. А у человека убито хорошее настроение. Обрати ты его в мирное русло, порадуйся вместе с ним, посидите рядом. Может, он увидит, что ты его понимаешь – и перестанет пить или не замечать тебя, наоборот, вы по-новому сблизитесь.

И самое главное: радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам это понять. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: “Не смотри ты воплощением мирового горя. Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают? ” – толку не будет. Также, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Тот человек может над тобой смеяться. издеваться. А потом останется один и подумает: “Какой все-таки он хороший, ничего плохого мне не сделал. После него легко на душе”.

Безусловно, в поисках радости очень поможет Священное Писание. В нем столько мест, которые открывают человеку совершенно потрясающий мир, мир духовной радости. Мы каждое утро встаем и заглядываем в зеркало, чистим зубы, причесываемся, прихорашиваемся. Наводим марафет, чтобы выйти к людям в приличном виде. А Священное Писание – это зеркало нашей души. Заглянешь туда и скажешь себе: “О! Как тебя перекосило, дружок. Надо что-то менять, надо подтянуться”. Мы даже не представляем, что Господь нам подарил. Эту небольшую книжечку – Евангелие – человек может читать на протяжении всей жизни и каждый раз находить что-то новое, жить этим.

Господь дал нам прекрасный стартовый капитал: ум, сердце, душу. Нам нельзя все это расточить, как младший сын из знаменитой Притчи о блудном сыне. Но нельзя и, как старший сын, требовать от отца награду. Лучший путь – царский, посередине: покаяние и смирение от младшего сына и трудолюбие старшего. И получится замечательный, радостный человек.

Записала Елена Меркулова

Пять лет назад ушёл из жизни наш любимый певец Эдуард Хиль (во крещении Георгий). Его отпевание прошло 7 июня 2012 года в храме Смоленской иконы Божией Матери, прихожанином которой он был. А похоронен на Смоленском кладбище, недалеко от часовни Ксении Блаженной. Во время похорон на небе появился крест…

На выставке в Смольном соборе Эдуард Анатольевич увидел вышитые бисером иконы и похвалил. Я обещала ему сделать похожую. «Какую же икону мне ему вышить?» – подумала я. И захотелось подарить образ Пресвятой Троицы. Торопилась, чтобы успеть к празднику, в срок. Успела, но в ночь с Троицы на Духов день Господь забрал певца к Себе. Мы часто не успеваем при жизни сделать то, что хотим, не успеваем иногда сделать очень важное, самое главное…

Я запомнила Эдуарда Анатольевича отзывчивым, жизнерадостным человеком, которому интересны люди. Он спрашивал меня: «А как ты пишешь песни? Что появляется сначала – музыка или стихи?» Я отвечала, что одновременно. «Да, понимаю, появляется некая канва, и с ней потом работаешь», – говорил он и называл имена знакомых людей, работавших так же.

Он охотно участвовал в благотворительных концертах, перечислял свои гонорары больным детям, но всё это делал тайно, поэтому об этом мало кто знает. А хотелось бы открыть для людей и эту очень важную сторону его жизни.

14 января 2011 года Хиль выступил на вечере, посвящённом святой блаженной Ксении Петербургской в концертном зале у Финляндского вокзала. Протоиерей Геннадий Беловолов пригласил, Эдуард Анатольевич с радостью согласился, сказав: «Для меня петь на вечере, посвящённом Ксении Петербургской, большая честь». Спел он песню на стихи отца Геннадия «Петербургская странница», положенную на музыку песни «В лунном сияньи свет серебрится». Спел со слезами на глазах, и потом эта песня вошла в «Ксениинский песнослов», изданный специально к вечеру памяти нашей любимой святой. Этот песнослов я передала Хилю четвёртого февраля (этот день в нашей стране считается Днём онкобольных детей) в городской больнице № 31, куда певец пришёл навестить больных детей. Сначала он помолился вместе со всеми прихожанами в храме Святых Космы и Дамиана. После литургии мы все пошли поздравлять деток, собравшихся в игровой комнате. Эдуард Анатольевич спел им песню о Ксении Блаженной, чтобы матушка Ксения помогла, пытался поднять настроение и настроить на выздоровление. «Я знаю, ваши болезни лечатся!» – говорил он. Дети слушали очень внимательно, маленькие бежали к нему проситься на ручки.

…В последний раз он позвонил мне, когда я была в часовне Ксении Петербургской – звуковой сигнал телефона был выключен. Я ответила, когда вышла на улицу. Эдуард Анатольевич обрадовался, узнав, что я у матушки Ксении, и просил помолиться за него. Это было недалеко от того места, где он вскоре нашёл упокоение.

После ухода из жизни Эдуарда Анатольевича мы встретились с его женой, Зоей Александровной Хиль, и я попросила рассказать о великом певце и дорогом мне человеке.

– Зоя Александровна, расскажите, пожалуйста, об истории семьи Эдуарда Анатольевича, о его корнях.

– Бабушки и дедушки Эдуарда Анатольевича были очень верующими людьми. Ещё ребёнком бабушка водила его в церковь, читала над ним молитвы, когда он болел. Он знал какие-то молитвы от бабушки и прабабушки, даже меня спрашивал: «А ты знаешь такую молитву?» Я не знала, а Эдуард Анатольевич помнил с детства. Крещён Эдик был ребёнком, поэтому начало его веры – это начало его жизни. Кстати, родильный дом в Смоленске, в котором он появился на свет, находился в бывшем храме Святых Петра и Павла. И даже если богослужения в церкви прекращаются, остаётся молитва и пение ангелов, ведь правда? Я так думаю, что ангелы возрадовались, когда родился этот ребёнок – будущий русский певец, солнечный голос России. Именно из семьи он вынес свою любовь к Богу. А если в детстве в сердце ребёнка попадёт какая-то капелька веры, она остаётся в душе навсегда.

– Что вспоминал Эдуард Анатольевич о своём детстве?

– Во время войны его детский садик эвакуировали буквально перед самым вступлением немцев в город. А потом их начали перемещать с одного места на другое, и он потерялся. Время это было страшное, голодное. Эдуард Анатольевич часто вспоминал, как они с ребятами – тогда не было ни лекарств, ни бинтов – видели раненых, стонущих, с оторванными руками и ногами – такую страшную картину военного времени. Они тогда приходили к раненым и пели им песню «Священная война». Когда однажды они пели в очередной раз, один раненый, который, казалось, уже умер, вдруг приподнялся и сказал: «Раз у нас даже дети такие песни поют, Россия не погибнет!» Раненые звали ребяток, чтобы они поговорили с ними, подержали голову. Это для них было очень важно, ведь у многих дома остались такие же дети.

– А как удалось найти Эдуарда?

– Эдика искали все родные. Его отчим был военным, и мать просила, чтобы он по своим военным каналам нашёл сына. Делали запросы и, наконец, нашли в детском доме под Уфой в 1943 году. Тогда мама поехала за сыном, забрала его и привезла домой в деревню под Смоленском. В детдоме был ужасный голод, он погибал… Но и на Смоленщине оказалось не лучше. Выходила его бабушка. Она была рукодельницей, но за свои труды денег никогда не брала. Что-то сошьёт или переделает, а ей за работу то молока принесут, то хлеба – кто что мог. Вот таким путём она смогла поднять больного внука.

– Каковы корни его необычной фамилии?

– Как-то раз он услышал, что в одном зарубежном произведении упоминается «Дон Хиль – зелёные штаны», и засмеялся: «Может, и мы от тех Хилей пошли?» Никто не знает, откуда взялась такая фамилия. Существует версия, что, например, было село Бодрово – там жили бодрые и весёлые люди. А в другой деревне жили хилые люди, оттуда и пошла фамилия Хиль. Но достоверно ничего не известно. В Прибалтике, например, есть такая фамилия. Он как-то пел в Эстонии, а к нему после концерта подошли люди и спросили, обращаясь на эстонском языке: «Почему вы не поёте на эстонском?» А он ответил: «Как почему? Потому что эстонский я не понимаю! Ведь я русский!» Много лет назад я встретила артистку по фамилии Хиль, но они с Эдуардом Анатольевичем никак между собой не связаны.

– После окончания школы он приехал учиться в Ленинград. Он уже знал, что будет поступать в консерваторию?

– Бог одарил его талантами – Эдуард хорошо рисовал и пел, с тем и поехал в Ленинград, где жил его дядя. Он хотел поступить в Мухинское училище и даже отдал туда документы. Но когда дядя, который работал в типографии, узнал об этом, то сказал, что не сможет потянуть такое образование. Тогда Эдик поступил в полиграфический техникум и даже закончил его. Но о консерватории мечтать не переставал.

Первое, что сделал Эдуард, когда приехал в Петербург, – пошёл на Смоленское кладбище, побывал в храме и у часовенки блаженной Ксении. Ещё в Смоленске узнал про святую от своей бабушки – она ему о ней рассказала и дала наказ: «Будешь в Ленинграде – обязательно пойди к ней!» Часовня была закрыта, а он всё ходил вокруг, просил Ксеньюшку, чтобы она ему помогла. Рассказывал, что хочет петь… Ему было 16 лет.

В консерваторию он попал не сразу. Однажды узнал, что там появилась подготовительная группа, и чудом в неё попал, не имея никакого начального образования, даже не зная нотной грамоты. Он учился в училище на полиграфиста и одновременно занимался на подготовительных курсах при консерватории: пел, изучал ноты, знакомился с композиторами. И опять пошёл на поклон к Ксеньюшке. И произошло самое настоящее чудо… Его приняли в консерваторию вне конкурса: спел песню на прослушивании – и его сразу же взяли. Так у него и возникла молитвенная связь с нашей Ксенией, она вела его по жизни. Учился с наслаждением.

Когда он приехал в Ленинград, то сразу же начал ходить на оперные спектакли, концерты. С упоением слушал пластинки с записями Шаляпина – у него был патефон. Помню, я подарила ему целую коробку пластинок Шаляпина – это был его любимый певец, которому он в чём-то пытался подражать. Эдуард Анатольевич сначала думал, что у него тоже бас, а когда ему сказали, что баритон, расстроился, начал спорить: «Нет, я не баритон, я – бас!» Тогда очень опытный педагог Ольховский сказал: «Ты вскоре сам увидишь, в какой тесситуре тебе удобнее петь». В итоге он действительно оказался хорошим баритоном, перепел очень много партий: и в «Евгении Онегине», и в «Пиковой даме», и в «Свадьбе Фигаро», а также романсы Чайковского, Мусоргского, Рахманинова…

В Ленинграде он какое-то время жил у дяди, потом перебрался в общежитие, а когда мы поженились, переехал ко мне…

– Вы вместе много лет… Расскажите о себе.

– Когда мы познакомились с Эдуардом, то вместе стали ходить в храм Смоленской иконы Божией Матери и, конечно же, к любимой Ксеньюшке. Однажды пришли туда и попали на праздник в честь канонизации Ксении Петербургской. Помню, было телевидение и много журналистов, в том числе известный в ту пору тележурналист Невзоров – он немедленно оказался в центре внимания, ему задавали разные вопросы. А в это время батюшка пригласил Эдуарда Анатольевича в алтарь. Но Невзоров увидел, только когда тот уже выходил из алтаря. Как же это! – кадр упущен. «Так-так-так, Эдуард, повторите!» – обратился к нему Невзоров. А Эдуард Анатольевич ему: «Что значит “повторите”? Я же не на сцене! Я не могу ничего повторять!» И мы ушли. Эдуард Анатольевич никогда ничего не делал напоказ, от любой «показухи» его коробило.

Как и он, я свою веру тоже вынесла из детства, мне передала её моя няня. Я родилась в Петербурге. На Стремянной улице раньше была Троицкая церковь. В годы моей юности там, в подвале, продавали мороженое – туда люди бегали за эскимо, а сам храм был открыт. И у меня в памяти остались горящие свечи и голос моей няни, сказавшей: «Перекрестись! Давай мы свечечку поставим!» Я что-то просила у Бога, и это воспоминание врезалось в детскую память.

Но крещение я приняла гораздо позже, когда была взрослой. Уже после знакомства с Эдуардом Анатольевичем. Крестили меня в Псковской области. Мы ездили в Пушкинские Горы к Семёну Степановичу Гейченко, он был директором Пушкинского заповедника. У него всегда – и летом и зимой – собирались интересные люди, было много литераторов. Когда мы с Эдуардом Анатольевичем уставали от суеты, то вспоминали про Пушкинские Горы и ехали туда. А там нас ждали Семён Степанович и Любовь Джалаловна (его жена, родом из Абхазии, очень верующая женщина), показывали в который раз свою коллекцию самоваров и колоколов, мы беседовали.

Семён Степанович и Любовь Джалаловна договорились, чтобы нас приняли в Печорах. Мы побывали в пещерах, услышали много интересного. Тогда для нас открылась доселе неведомая страница русской жизни: монастырская жизнь. Потом мы не раз туда возвращались. Со временем в окрестностях монастыря стали художники покупать дома. Есть такая деревня – Бирюли, где было небольшое озерцо с лебедями и где обычно и селились. Там приобрёл дом наш знаменитый художник Мыльников, наша подруга, научный сотрудник Пушкинского музея Ангелина Ивановна Минина, и многие другие. Мы тоже мечтали поселиться, но не сложилось. Любовь Джалаловна говорила, что если перейти мостик через Сороть, то там есть маленькая хорошенькая усадебка. Она объясняла: «Смотрите, стоит никому не нужный дом! Давайте найдём ему хозяина!» Но нам было всё некогда… Семёна Степановича и Любовь Джалаловну я всегда считала своими духовными наставниками.

Так вот, настоятель Святогорского монастыря нас принял и распорядился, чтобы мне дали водителя – очень милую женщину, которая отвезла меня подальше от лишних глаз в деревушку, где имелся храм. Помню, мы ехали по замечательно красивой дороге и звучала песня, которую пел Бюль-Бюль оглы: «Представить страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь…» У Эдуарда Анатольевича заболел кто-то из музыкантов, и он остался в городе, а я поехала. Тогда я и окрестилась.

И когда у нас родился сын в 1963 году, его крестить сразу же было невозможно – тогда к Церкви относились холодно. Поэтому Дима крестился уже позже – сам.

– А ваши сын и внук идут по стопам Эдуарда Анатольевича?

– Сын Дмитрий закончил сначала капеллу, потом консерваторию – дирижёрско-хоровой факультет. Очень много помог отцу в работе, сделал ему несколько дисков, но и сам пишет музыку и поёт. Внук – Эдуард Хиль – учится в капелле, на сцене чувствует себя уверенно, хорошо. Они часто пели вместе – дедушка, папа и внук.

– Эдуард Анатольевич, мне кажется, был лёгким человеком. Вот бывают тяжёлые люди, с ними не пообщаешься, хочется убежать от них подальше. А он – нет, к нему люди тянулись. Но, конечно, лучше вас его никто не знал. Вы прожили вместе прекрасную жизнь. Легко ли было с ним?

– Он не любил понапрасну грузить людей, отяжелять беседу. Ему хотелось легко и радостно на всё смотреть. На очень ответственных концертах, например в Кремлёвском дворце, все артисты волнуются, думают, как петь, балерины разогреваются – все на нервах. А Эдуард ходит жизнерадостный, как обычно. «А что мне волноваться? В зале сидят такие же люди, как мы. Знаешь своё дело – выходи и работай!» Так всегда и было. Вначале на таких концертах решали, чьим выступлением открыть программу, и приходили к выводу, что Эдуард Анатольевич лучше всего для этого подойдёт. А потом вдруг организаторы начали замечать, что он спел, зал «зажёгся», а затем концерт опять идёт на спад. И тогда Эдуарда Анатольевича на всех концертах стали ставить на финал. Он спрашивал: «Чего же ставите меня всё время в конце?!» «Извините, – отвечали ему, – но вы будете всё время только в финале!» Петь – это была его страсть.

Сначала он думал, что будет выступать на оперной сцене. Но для неё нужно иметь определённую внешность – высокий рост и так далее. А он был среднего роста. Голос, конечно, был замечательный. Он отменно шутил, был очень хорошим артистом – двигался легко, непринуждённо, но, как говорили на телевидении, «неформат» для многих ролей. Ещё он очень любил классическую музыку – пел песни Шуберта. И у него могла бы быть жизнь камерного исполнителя, но как раз в то время камерное пение у нас начало затихать, сам вид этого искусства словно стал уходить в прошлое. Особенно же Эдуарду был близок романс. На Ленинградском телевидении он придумал передачу «У камина» – вёл её, рассказывая о романсе, приглашая коллег на программу, сам пел. Потом её сняли с эфира, а спустя какое-то время такую же передачу стала делать Москва, только теперь она называлась «Романс о романсе».

– Эдуард Хиль пользовался неизменной любовью слушателей, даже тех, кто не очень-то разбирался в музыке. Как вы думаете, откуда эта всенародная любовь?

– Может быть, причина в том, что он никогда не отрывался от народа. Вспоминается такой эпизод… Как-то Эдик проходил мимо пункта, где кормят бездомных, и они его пригласили: «Эдуард Анатольевич! Пообедайте с нами!» Он поблагодарил: «Спасибо! Я уже пообедал. А что вы едите?» – «Так ты попробуй!» И с удовольствием, довольный и радостный, попробовал этот суп. «А чего, нормальный, хороший суп!» – поблагодарил он женщину на раздаче. Она в свою очередь: «Ой, Эдуард, да вы что! Не за что благодарить!» А он говорит: «Как не за что? Хорошо готовите! Молодец!»

– Расскажите, пожалуйста, о его благотворительной деятельности – ведь Эдуард Анатольевич скрывал её, предпочитал творить добро тайно.

– Если он хотел кому-то помочь, то об этом знал только он один. Только потом, случайно встретив людей, благодаривших за помощь, я обо всём и узнавала. А однажды, когда были похороны настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери, произошёл забавный случай. Эдуард вышел на улицу, где его окружили люди. Среди них были и прихожане, и нищие, и просто бомжи… Начали задавать разные вопросы. Кто-то поинтересовался: «А какая у тебя пенсия?» Он сказал: «12 тысяч!» Они засмеялись: «Да ты что! Мы и то больше получаем!» Куда-то отошли. А потом он видит: несут ему деньги… Тут-то он понял, что если какое-то несчастье случится с человеком, то богатые вряд ли в беде помогут, скорее, бедные отдадут последнее.

– Когда человек что-то сам пережил и испытал, как Хиль во время войны, ему проще понять чужую боль…

– Именно чужую боль. Он говорил: «Что такое бомж? Его, может, обманули, напоили, и он остался без жилья, без всего. А почему он таким оказался? Он же не родился таким?» Он всех оправдывал.

– Я слышала, что Эдуард Анатольевич участвовал в восстановлении храма Воскресения Христова у Смоленского кладбища…

– Да, там одно окошечко сделано на его деньги – окошечко Хиля…

– А как он стал помогать онкобольным детям?

– У него все события, как бусинки, нанизывались на нить жизни, всё получалось как-то само собой. Ему о фонде рассказали отец Богдан и друг Николай Соколов, который посвятил всю свою жизнь онкобольным детям и спас жизнь очень многих детишек. Эдуард Анатольевич тоже подключился. Пел на больших благотворительных концертах и посещал детей в больнице – они его ждали, с восторгом слушали его и хлопали в ладошки…

В онкологической больнице малыши бежали к певцу проситься на ручки

В детстве ему досталось, он пережил в детдоме многие лишения, поэтому умел чувствовать чужую боль, знал, как бывает человеку страшно и больно. А к детям он всегда относился очень сердечно. И когда он впервые увидел взрослые глаза больных детей, лысые головушки, маленьких деток в инвалидной коляске, которые сами не могут двигаться, – для него это было… он был согласен на что угодно. Пел им песни, а малыши танцевали, что-то повторяли за ним. Кого-то брал на руки. У него в характере была удивительная жизнерадостность, которой он умел и других заразить. Никогда не сосредотачивал внимание на болезни, а разговаривал с больными как со здоровыми. А когда приходил домой, то признавался: «У меня такое состояние, будто я отработал подряд два концерта». Ему, конечно, было очень тяжело, но дети этого не знали: он веселил их, дарил им праздник, вселял надежду.

– Раб Божий Георгий ушёл от нас в день Святой Троицы, а похоронен и отпет был в день празднования святой блаженной Ксении Петербургской. И нашёл упокоение рядом со своей любимой святой.

– Ему нравилось, когда все вокруг радуются. Он очень не любил слёзы, говорил, например, что женщина никогда не должна плакать. Когда его похоронили на Смоленском кладбище, мы поставили на могилку фотографию, где он весёлый. Вспоминаю, как мы с Эдуардом Анатольевичем там однажды гуляли, и он говорил: «Какое славное здесь место! Вот бы тоже нам сюда!» И получилось, что Ксеньюшка приняла его совсем близко. Мне хотелось, чтобы со временем там появился хороший памятник, чтобы люди знали, что здесь лежит человек, который пел радостные песни. И эта мечта сбылась, памятник появился. Помню, как возле него появился мужчина – такой высокий, сосредоточенный. Слышу, он говорит: «Я пришёл поговорить с тобой, Эдуард!» А я стояла в это время в сторонке. И начался неслышный разговор, а потом мужчина распрямился и сказал громко: «Одним словом, пусто без тебя!» Резко повернулся и ушёл. Это произвело на меня неизгладимое впечатление. В другой раз идёт какой-то бомж, идёт-прихрамывает… Постоял у могилы и вдруг из какого-то немыслимого пиджака достаёт цветок и кладёт Эдуарду на могилку. Постоял ещё немного и пошёл… Это так дорого! Именно этот цветок от нищего – это признание и народная любовь. Она гораздо выше всех званий.

Могила всенародно любимого певца на Смоленском кладбище

– Был ли у Эдуарда Анатольевича духовник?

– У него сложились очень хорошие отношения с отцом Виктором Московским, исповедовался у него. Там, на Смоленке, всегда радостно, тепло, уютно – по-домашнему, все друг друга знают. Всё это благодаря отцу Виктору. Все – отец Богдан, отец Игорь, отец Андрей – все, все очень хорошие. С тех пор как канонизировали матушку Ксению, Эдуард Анатольевич стал прихожанином Смоленского храма и ходил к отцу Виктору.

Господь призвал его к Себе в тот момент, когда он был по-прежнему очень востребован, его приглашали петь во многие страны. На всё воля Божья. Но как же всё-таки светло становится от одной только мысли о нём.

Смайлики так прочно вошли в нашу жизнь, что без них алфавит выглядит неполным, а сообщения кажутся сухими и отстранёнными. Но даже в таком несерьёзном и по-детски простом деле, как расстановка эмодзи, есть свои тонкости.

Что означают разные смайлы

Со смайликами-предметами всё просто: они означают то, что изображают. Мячик - это мячик, будильник - это будильник, и нечего тут думать. А вот со смайликами-лицами задача усложняется. Нам не всегда удаётся верно угадать эмоции по лицам живых людей, что уж говорить про физиономии колобков. Есть смайлики, значение которых очевидно:

Веселье, смех, радость, ликование.

Печаль, грусть, тоска, недовольство.

Игривое настроение, поддразнивание.

Удивление, изумление, шок, страх.

Злость, обида, ярость.

И ещё несколько подобных - все возможные варианты семей и романтических союзов.

Но есть среди смайликов и такие, значение которых может трактоваться неоднозначно, а то и вовсе ставить в тупик:

Этот смайл изображает рыдающего в три - ну хорошо, в два - ручья человека, однако в версии для устройств Apple из-за приподнятых бровей и не перекошенного от рыданий рта он часто воспринимается как хохочущий до слёз. Аккуратнее с ним: захотите обозначить им горе, а вас неправильно поймут.

По задумке этот смайл должен изображать молчание. Вместо этого он просто пугает до смерти.

Если со злобным чёртиком всё более-менее ясно («зол как чёрт»), то весёлый бес несколько озадачивает. Скорее всего, он не только в ярости, но ещё и предвкушает, как спляшет на могиле вашего оппонента. А вы-то, может, всего-навсего хотели проявить оригинальность и необычным смайлом.

Несмотря на то, что три мудрые обезьяны ничего не видели, не слышали и не говорили именно вследствие своей мудрости, эти морды закрывают глаза, рот и уши от стыда, растерянности и потрясения.

Набор кошачьих смайлов для тех, кто считает обычных колобков недостаточно экспрессивными и хочет добавить своим эмоциям умильности.

Вместо «привет» и «пока» можно помахать рукой.

Поднятые вверх руки, жест радостного приветствия или ликования.

Аплодисменты как искренние, так и саркастичные.

Если на этом рисунке видите руки, сложенные в молитвенном жесте, то для вас эмодзи может означать «спасибо» или «умоляю». Ну а если вы видите здесь состоявшееся «дай пять!», значит, вы очень жизнерадостный человек.

Поднятый вверх указательный палец может подчёркивать важность сообщения или выражать просьбу прервать собеседника вопросом, а может и просто указывать на предшествующее сообщение в чате.

Скрещённые на удачу пальцы.

Для кого-то это «стоп», а для кого-то «дай пять!».

Нет, это не трюфель. Совсем даже не трюфель.

Огр и японский гоблин. Похоже, кому-то не хватает привычных чёртиков.

Лжец. Его нос растёт, как у Пиноккио, каждый раз, когда он врёт.

Это и широко вытаращенные от изумления глаза, и бегающие глазки прохиндея, и даже похотливый взгляд. Если кто-то пришлёт вам такой смайлик в комментарии к фото, можете быть уверены, что фото удачное.

А это просто глаз, и он следит за вами.

Молодая луна и полная луна. Вроде бы ничего особенного, но у этих смайлов есть свои поклонники, которые ценят их за жутковатые выражения лиц.

Очень часто встречающаяся девушка в фиолетовом. Её жесты означают ОК (руки над головой), «нет» (скрещённые руки), «привет» или «я знаю ответ» (поднятая вверх рука). У этого персонажа есть ещё одна поза, которая многих ставит в тупик - . По официальной версии, она символизирует работника справочной службы. Видимо, рукой она показывает, как пройти в городскую библиотеку.

Вы тоже видите здесь два напряжённых лица, предположительно недружелюбно настроенных? А вот и не угадали: по версии подсказок Apple, это смущённое лицо и упорное лицо. Кто бы мог подумать!

Кстати, подсказки к смайликам можно посмотреть в окне сообщений на , если открыть эмодзи и навести курсор на интересующий вас смайл. Вот так:

Ещё один способ узнать значение смайла - это обратиться за помощью к сайту emojipedia.org . На нём вы найдёте не только подробные толкования смайликов, но и сможете посмотреть, как один и тот же смайл выглядит на разных платформах. Вас ждёт много неожиданных открытий.

Где уместны смайлики

1. В неформальной дружеской переписке

Смешные жёлтые рожицы уместны в личном чатике, где вы делитесь не столько информацией, сколько настроением. При помощи смайликов вы посмеётесь над шуткой, посочувствуете, построите друг другу рожи. Здесь эмоциям самое место.

2. Когда эмоции плещут через край и не хватает слов

Иногда, когда в нашей жизни случается что-то очень важное, чувства так переполняют нас, что мы вот-вот лопнем. Тогда мы пишем эмоциональный пост в Facebook или выкладываем ослепительное фото в Instagram и украшаем его щедрой россыпью смайлов. Кому-то это, разумеется, не понравится, но что ж теперь, душить в себе все яркие ощущения? Главное - не злоупотреблять таким публичным проявлением бурных эмоций: это оттолкнёт подписчиков и поставит под сомнение вашу адекватность.

3. По договорённости для выделения сообщения в рабочей переписке

Это очень простой и удобный способ сделать заметными важные сообщения, требующие срочной реакции. Например, отлично подходит для этих целей. Но нужно заранее договориться, какие случаи у вас в компании считаются срочными и какой смайл вы будете для этого использовать.

Важно не переборщить: если у вас появится один смайл для сообщений об экстренных ситуациях, второй - для срочных вопросов, третий - для важных новостей, то скоро вся рабочая переписка превратится в новогоднюю гирлянду, на которую никто не смотрит.

Когда лучше обойтись без смайликов

1. В деловой переписке

Работа не место для эмоций. Здесь от вас требуется спокойствие, собранность и профессионализм. Даже если вы хотите подчеркнуть свою доброжелательность или выразить обеспокоенность ситуацией, используйте для этих целей , а не смайлы.

2. При общении с иностранцами

Особенно это касается смайлов-жестов. Например, , которым вы хотели выразить одобрение, положит конец вашим хорошим отношениям с человеком из Греции или Таиланда. Ещё бы, ведь этим жестом вы послали его куда подальше.

Поэтому, если вы не уверены в своих глубоких познаниях особенностей национальной культуры вашего собеседника, не рискуйте.

3. Как ни странно, когда вы обсуждаете чувства и эмоции

Чувства - дело серьёзное. Если вы не просто болтаете, а раскрываете душу или делитесь чем-то важным, слова передадут ваши ощущения и переживания гораздо точнее, чем смайлы. «Ты мне дороже всех на свете» значит намного больше, чем десять сердечек в ряд. В конце концов, сердце у вас всего одно, вот его и дарите.

Помните, что смайлики - это приправа, а не основной ингредиент. Чтобы придать выразительности вашему сообщению, их нужно совсем немного.

Язык эмодзи

Судя по тому, что сегодня без смайликов не обходится практически ни одна личная переписка, можно смело говорить о том, что эмодзи стали самостоятельным разделом языка. Порой они даже претендуют на то, чтобы заменить собой язык: можно написать целое сообщение, пользуясь исключительно смайликами. В популярном американском телешоу Эллен Дедженерес есть даже специальная рубрика, в которой гостям предлагается прочитать фразу, где часть слов заменена на эмодзи:

А здесь зашифровано название фильма, которое мы предлагаем вам угадать.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: