Применение новых информационных технологий на уроке Применение новых информационных технологий на уроке Выполнила Козлова Е.Е. Что такое информационная технология? Использование информационных технологий

Ключевые слова: информатизация образования; информационные технологии; новые информационные технологии; компьютерные технологии.

В условиях информатизации современного российского образования новые информационные технологии могут быть применены преподавателем практически на всех этапах учебного процесса: при подготовке теоретического материала, при создании информационно-методического обеспечения по дисциплине, при разработке демонстрационных материалов для занятия, при проверке знаний обучаемых, для сбора и анализа статистики успеваемости. Данный перечень может видоизменяться и расширяться педагогом в соответствии со спецификой педагогической деятельности.

Изучение и анализ работ, посвященных применению информационных технологий в обучении разным вузовским предметам, позволяет выделить в качестве основных три структурных элемента использования новых информационных технологий в процессе обучения: 1) собственно технологии (MediaWiki, геоинформационные технологии, технология дистанционного обеспечения, технология организации видеоконференций, кейс-технология); 2) программное обеспечение, где эти технологии реализованы (мультимедийные программные продукты, программы компьютерного тестирования и др.); 3) техническое обеспечение, позволяющее применять эти технологии на практике (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, жидкокристаллические и LCD-телевизоры, кликеры).

Более подробное рассмотрение каждой из представленных составляющих позволяет показать основные преимущества их использования в процессе обучения.

Технология MediaWiki - одна из самых молодых технологий, используемых в российском образовании, является частью общего процесса развития сети Интернет под названием «Веб 2.0». Этот процесс направлен на упрощение пользовательского интерфейса с целью облегчения доступа к учебной информации. MediaWiki предоставляет участникам педагогического сообщества новые возможности для взаимодействия и организации информационно-образовательной среды. Интересен опыт применения данной технологии в Волгоградском государственном педагогическом университете, где в 2006 г. на основе технологии MediaWiki был создан образовательный портал студентов и учителей (wiki.vspu.ru). Этот ресурс предназначен для реализации образовательных проектов студентов университета, учащихся и учителей волгоградских школ. Основной целью создания этого веб-сайта стало формирование единого сообщества студентов и педагогов региона, понимающих и принимающих важность использования новых технологий в профессиональной деятельности учителя, занимающих активную позицию по их развитию и внедрению в повседневную практику школ .

Следует отметить, что технология MediaWiki достаточно быстро и активно внедряется и в других образовательных учреждениях нашей страны. Связано это с большей простотой построения и дальнейшего использования подобных веб-сайтов. Значимой является возможность достаточно гибкого и быстрого обмена идеями между участниками проекта, а также дополнительными учебными материалами для использования в профессиональной деятельности. В работе сайтов учебных подразделений УрГПУ подобная технология пока не задействована, так как основным контентом этих сайтов является новостная и представительская информация, размещением которой занимаются редакторы сайта.

Отметим, что технология MediaWiki может внедрятся и в уже действующие системы управления сайтами образовательных учреждений. Это позволяет использовать технологию более гибко, создавая дополнительных функционал для пользователей сайта .

Следующая технология, которая используется в современном образовательном процессе преимущественно учителями географии и истории - это геоинформационная технология, или технология интерактивного картографирования, суть которой заключается в экспонировании географических и исторических карт в сети Интернет с сопутствующими сервисами. Обращение к этой технологии позволяет пользователю посредством стандартных средств просмотра веб-страниц работать с картами практически в том же объеме, как и с настольными и настенными геоинформационными системами, представляющими специальную программу, устанавливаемую на компьютер преподавателя для дальнейшей демонстрации обучаемым.

Геоинформационная технология рассматривается отечественными методистами (А. В. Веселовским, Л. Н. Макаровой, Н. З. Хасаншиной и др.) «как комплексное средство обучения, предназначенное для использования в учебно-воспитательном процессе в целях развития личности обучаемого и интенсификации процесса обучения» . Использование геоинформационной техно-логии дает возможность более гибкого применения карт в процессе обучения.

Технология дистанционного обучения как система научно-обоснованных предписаний, показанных для реализации в образовательной практике в системе дистанционного обучения, в современном образовании чаще всего используется в качестве организационной формы послевузовской подготовки. Как отмечает А. В. Осин, связано это с тем, что текущую аттестацию сотрудников образовательного учреждения выполняет непосредственный руководитель, так что требуется лишь новая информация, которая в текстографических форматах успешно распространяется с помощью телекоммуникаций .

В рамках технологии дистанционного обучения выделяются следующие функции: передача печатной учебной и методической литературы, пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, проведение дискуссий и семинаров посредством компьютерных телекоммуникаций, трансляция учебных программ по телевизионным каналам и радиостанциям .

Технология дистанционного обучения может быть использована в процессе обучения как для повышения квалификации самого учителя, так и для проведения учебных занятий с применением этой технологии самим учителем, с учетом конкретной педагогической ситуации.

Технология организации видеоконференций все чаще применяется в образовательной практике, так как позволяет обеспечить встречу людей, находящихся на расстоянии друг от друга, посредством обмена данными по сети в режиме реального времени .

Изучение опыта использования технологии организации видеоконференций в процессе обучения позволяет увидеть разнообразные варианты ее применения: например, преподаватель из другого образовательного учреждения проводит занятие в классе дистанционно; организуется встреча с ветераном, который не может по состоянию здоровья прийти в класс; проводится совместная исследовательская работа коллег над проектом из разных образовательных учреждений и др. Исследователи П. Ю. Дик и Д. Т. Рудакова считают, что видеоконференции - это реальный путь развития образовательных контактов при условии ограниченности ресурсов для осуществления и очных встреч, и командировок .

Относительно новым для системы образования является применение кейс-технологии , понимаемой как вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, мультимедийных и аудиовизуальных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей традиционным или дистанционным способом. Как отмечает Т. Б. Устинова, учебно-методические материалы, используемые с помощью кейс-технологии, отличаются полнотой и целостностью. К достоинствам этих материалов автор относит доступность, наличие интерактивных заданий, наглядность, звуковое сопровождение лекций, возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченным гиперссылками . Кейс- технология, с одной стороны, позволяет организовать индивидуальный темп обучения, с другой - направлена на углубленное изучение предмета.

Рассмотренные информационные технологии эффективно используются в образовательной практике как за рубежом, так и в нашей стране. Отечественная система образования, имеющая соответствующую нормативную базу, направлена на подготовку квалифицированных компетентных специалистов. Развитие общекультурных и профессиональных компетенций сегодня невозможно без использования новых информационных технологий.

Современный педагог в своей профессиональной деятельности может применять различное программное обеспечение. Прежде всего это мультимедийные программные продукты . Электронные справочники, энциклопедии, словари получили широкое распространение в системе образования. Работа с данными программными продуктами помогает учащимся лучше понимать учебный материал за счет приспособления существующих курсов к индивидуальному пользованию и предоставления возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.

Использование электронных справочников, энциклопедий, словарей на уроках позволяет педагогу организовать работу учащихся в яркой, интересной форме, работать с анимированными схемами, картами, видеть учебный материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний. Например, для поддержки образовательного процесса по истории созданы мультимедийные энциклопедии (серия энциклопедий о русских историках Н. М. Карамзине, В. О. Ключевском, С. М. Соловьеве с включением выдержек из их произведений; энциклопедии «История России и ее соседей» и др.), музеям («Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), городам («Екатеринбург - город на границе частей света») и т. д. Современными учителями активно используются эти и другие программные продукты.

Однако использование многих мультимедийных продуктов не получило широкого распространения в школах. Это можно объяснить наличием такого недостатка, как невозможность задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала каждым конкретным учителем в зависимости от его целей и изменения или дополнения материала учебника с течением времени. Поэтому помимо использования готовых мультимедийных продуктов преподавателю важно уметь создавать собственные мультимедийные продукты, например, мультимедийные презентации.

В процессе обучения достаточно часто применяются программы компьютерного тестирования, так как необходимым элементом учебного процесса является контроль знаний обучаемых. Переход от традиционных форм контроля к компьютерному тестированию отвечает концепции модернизации и компьютеризации системы отечественного образования. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: высокая скорость получения результатов, возможность оценить большое количество учащихся одновременно, простота обработки и презентации результатов.

К настоящему времени созданы разные программы компьютерного тестирования - как коммерческие, так и некоммерческие. На наш взгляд, наиболее функциональным является отечественный программный продукт MyTest, позволяющий оперативно редактировать тесты, эффективно контролировать процесс тестирования и сбор результатов по локальной сети. Программа MyTest работает с девятью типами заданий: 1) одиночный выбор (тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных); 2) множественный выбор (один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных); 3) сопоставление вариантов (вопрос на сопоставление предполагает выбор номера соответствующего варианта из всех предложенных); 4) указание истинности или ложности утверждений (вопрос предполагает выбор утверждения «да», «нет», пусто («не знаю») из списка для всех предложенных вариантов); 5) указание порядка следования (тестируемому предлагается упорядочить список); 6) ручной ввод текста (предполагает введение текстовой строки в качестве ответа); 7) ручной ввод числа (предполагает ввод числа или нескольких чисел в качестве ответа); 8) место на изображении (для ответа на вопрос необходимо указать точку на изображении, если она попадает в указанную область, ответ верен; на рисунке можно задать не одну, а несколько областей); 9) перестановка букв (ответом к этому типу заданий является слово или текст, буквы нужного слова выводятся в отдельных областях и в случайном порядке). Каждый из предложенных типов теста можно эффективно использовать при контроле знаний обучаемых по большинству учебных дисциплин. В обучении можно использовать практически все перечисленные типы заданий.

Однако, несмотря на наличие программных решений для проведения компьютерного тестирования, существует и ряд проблем. Как отмечает И. А. Вылегжанина, внедрение технологий компьютерного тестирования в образовательный процесс осложняется проблемами, связанными прежде всего с консерватизмом преподавателей и их низким уровнем подготовки в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, с качеством тестовых материалов, а также с выбором программных средств по реализации компьютерного тестирования. Только комплексное решение указанных проблем позволит превратить компьютерное тестирование в высокоэффективный инструмент контроля знаний обучающихся .

Рассматриваемые технологии и программные продукты, в которых они реализованы, очень важны, но без материально-технической базы их внедрение в образовательный процесс невозможно, поэтому важным является рассмотрение основных технологических достижений, которые применяются или могут использоваться в процессе обучения.

В настоящее время в современных российских образовательных учреждениях широко используется интерактивное презентационное оборудование. Речь идет об интерактивной доске, которая является современным и эффективным средством обучения. Как отмечает исследователь К. В. Автухова, интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. Использование цвета позволяет значительно увеличить эффективность восприятия наглядного учебного материала. Автор отмечает, что использование разнообразных динамичных ресурсов интерактивной доски повышает мотивацию, делает учебные занятия более увлекательными .

Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. По мнению учителя Л. С. Дворниковой, при использовании интерактивной доски можно применять заранее подготовленные учебные материалы, обучающие и проверочные упражнения, иллюстративный материал, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала занятия .

Как отмечает Е. В. Куран, интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в работу весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке, так как им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе с обычной доской .

Идейно близким интерактивной доске является жидкокристаллический дисплей , объединяющий в себе функции монитора и цифрового планшета. Такой дисплей подключается к компьютеру, где установлено специальное программное обеспечение. Изображение с компьютера проецируется на большой экран, что очень удобно при проведении лекционных занятий . При проведении занятия с использованием жидкокристаллического дисплея педагог имеет возможность использовать заранее приготовленные презентации, демонстрировать обучающие мультимедийные продукты. В отличие от использования в качестве проекционного оборудования экрана и проектора жидкокристаллический дисплей позволяет демонстрировать изображение на более высоком качественном уровне.

Другим технологическим достижением, которое можно активно применять в учебном процессе, является система интерактивного опроса (кликеры), позволяющая анализировать уровень восприятия и понимания учебных материалов каждым учащимся, находящимся в аудитории, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. Работа с системами интерактивного опроса организуется следующим образом: к компьютеру подключают приемник сигналов и мультимедийный проектор, устанавливается специальное программное обеспечение, обучаемым раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы преподавателя. В ходе занятия преподаватель задает вопросы (вопрос отображается на экране при помощи мультимедийного проектора или жидкокристаллического дисплея), и обучаемые отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени на экране. Использование данного технологического решения в процессе обучения может иметь несколько направлений: проведение опроса на понимание содержания изучаемого материала, организация различных форм контроля знаний, проведение интерактивного опроса для выявления остаточных знаний по определенной теме, дисциплине и др.

Таким образом, рассмотренные технологии, программное обеспечение и современные технологические достижения позволяют эффективно организовать учебный процесс при условии, что они будут применяться комплексно и систематически. Наиболее важной тенденцией современного этапа информатизации отечественного образования является стремление к интеграции различных технологий, задействованных в учебном процессе, что положительно сказывается на их использовании в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Автухова К. В. Интерактивная доска как современное средство обучения // Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сб. мат-лов Междунар. науч-практ. конф. (ИТО-Томск-2009). Томск, 2009.
  2. Веселовский А. В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал» // Вестник ОГГГГН РАН. 1999. № 1(7). С. 54-61.
  3. Вылегжанина И. А. Тестирование как технология контроля качества самостоятельной работы студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10685
  4. Грибан О. Н., Грушевская В. Ю. Системы управления контентом и обучением как инструменты создания информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 49-55.
  5. Дворникова Л. С. Использование возможностей интерактивной доски в процессе обучения иностранному языку. URL: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-983
  6. Дик П. Ю. Интерактивные видеоконференции: опыт, проблемы, перспективы. URL: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/video_conf_dik.htm
  7. Использование видеоконференцсвязи в дистанционном обучении: мат-лы круглого стола // Вестник связи. 2008. № 12. С. 70-82.
  8. Куран Е. В. Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания. URL:http://festival.1september.ru/articles/527155
  9. Линецкий Б. Л. Интерактивное оборудование для образовательных учреждений // Современные педагогические технологии интернет-обучения: сб. ст. М. : Информика. С. 173-182.
  10. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии // Вопросы Интернет образования. 2006. № 36. С. 28-34.
  11. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М. : Издательский сервис, 2010.
  12. Сергеев А. Н. Использование Wiki в образовательных проектах, ориентированных на личностное развитие студентов и школьников. URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section5/5_39.html
  13. Тихонов А. Н. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России, 1994. № 3. С. 3-10.
  14. Устинова Т. Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа. URL: http://festival.1september.ru/articles/512028
  15. Хасаншина Н. З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=40&id_thesis=944

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с сайт на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).

Новая информационная технология

Новые информационные технологии (НИТ)- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основу новой ИТ составляют: распределенная компьютерная техника, дружественное программное обеспечение, развитие коммуникаций. Пользователю-непрограммисту предоставлена возможность прямого общения с ЭВМ посредством работы в диалоговом режиме. При этом мощные программно-аппаратные средства (базы данных, экспертных систем, поддержки принятия решения и др.) создают комфорт в работе.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов

Понятие “новая ИТ” можно рассматривать с практической и теоретической точек зрения. С практической точки зрения – это совокупность автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации, описаний этих процессов, привязанных к конкретной предметной области. С теоретической точки зрения новая ИТ представляет собой научно-техническую дисциплину, в рамках которой исследуются проблемы разработки и применения автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации.

В основу концепции НИТположены три основных принципа:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Для новой ИТ характерны:

· Структурированность стандартов цифрового обмена данными;

· Широкое использование хранения данных в цифровом виде;

· Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Существуют два способа внедрения НИТ:

При первом способе внедрения НИТ приспосабливается к организационной структуре, происходит лишь локальная модернизация сложившихся методов работы. Происходит распределение функций между техническими работниками (операторами) и специалистами (администраторами), слияние функции сбора и обработки информации с функцией принятия решений.

Второй способ внедрения НИТ предусматривает рационализацию организационной структуры: организационная структура модернизируется таким образом, чтобы ИТ дала наибольший эффект. Основной стратегией является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, ранее экономически нецелесообразных. Продуктивность организационной структуры возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность эффективности каждого управленческого уровня решаемых задач.

Таким образом, первый способ внедрения НИТ ориентирован на существующую структуру учреждения (степень риска от внедрения НИТ сводится к минимуму, так как организационная структура не меняется); второйна будущую структуру.

Как область научно-технического прогресса, охватывающая в основном многочисленные применения компьютерной и телекоммуникационной технологии практически во всех сферах организационного управления, НИТ быстро развивается. Ее революционное значение заключается в кардинальной перестройке и ускорении процесса создания новой техники и реализации новых технологий. Ярким примером этому является использование системы автоматизации проектирования (САПР) и автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), применение которых позволяет ускорить процесс трансформации новых научных знаний в конкретную технологию.

Составные части НИТ и наиболее основные области ее действия представлены на рис. 1

Рис. 1. Составные части и области применения НИТ

НИТ объединяет новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределенных сетей ЭВМ, обработки управленческой информации на основе ПЭВМ и специализированных АРМ, а также выработки управленческих решений на основе средств искусственного интеллекта.

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

· Сети (совершенствуются как сами каналы связи, так и устройства, отвечающие за управление потоками данных)

· Терминалы (терминалы выступают в качестве точек доступа граждан к информационному пространству.)

· Услуги (это в основном предоставление доступа к Интернет; к удаленно хранимой информации; всевозможные сервисы - покупка билетов, товаров; услуги по хранению и обработке информации- облачные технологиии пр.)

Таким образом, чрезвычайно важной и актуальной становится задача разработки стратегии развития НИТ и ее взаимодействия с производством, управлением, наукой, другими сферами общественной практики.

НИТ – это совокупность очень многих форм, методов, навыков применения всего многообразия вычислительной техники и средств связи в области сбора, обработки, хранения и передачи информации. В НИТ используются достижения системотехники, теории вычислительных систем, технологий программирования, эргономики, дизайна и других прикладных наук информационно-технического профиля.

Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется сегодня в следующем:

1. ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса;

2. в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет;

Положительный эффект от внедрения НИТ достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря.

Идеальное решение - не принимать решений, а предоставить право принять его. Для этих целей нужна информация.

Найти нужную информацию и правильно использовать ее является основой любой технологии в любой сфере ее применения.

Социальные и производственные процессы - глобальная среда, где работают информационные системы и технологии. Частные сферы - это государственный сектор и компании различного уровня и направления развития.

Информация и информационные процессы

События и явления, вне зависимости от природы и происхождения, являются источниками данных. Собирание и анализ - информационные процессы. Не каждым событием и явлением возможно управление, но проектировать и использовать процесс доступно, в том числе и машине, под управлением программы.

  • научные;
  • инженерные;
  • производственные.

Технология - это ресурсы:

  • материальные;
  • технические;
  • энергетические;
  • интеллектуальные.

В совокупности: результат применения технологии - решение, изделие, продукт или услуга. По определению ЮНЕСКО: что такое информационная технология - это методы эффективной организации труда, обработка и хранение данных, вычислительная техника и решение социальных, экономических, культурных проблем. Считается, что такие технологии - это сложно, затратно и наукоемко.

По сути, машина - это не обязательно компьютер. Обычный конвейер или станок тоже управляет реальным процессом. Конвейеры, станки и инструменты веками делали свою работу. Но это частный и жесткий вариант алгоритма, направленный на производство конкретного изделия или выполнение конкретных операций. Компьютерная техника и средства связи значительно расширяют возможности для реализации динамичных процессов.

Основной этап развития позади, и сегодня информационные системы и технологии имеют надежные компьютеры, мобильные девайсы, устройства, линии и каналы связи. Сфера информационных технологий «устремилась» в облака, и значительная ее часть совершенствует сложившиеся процессы.

Инфраструктура компании и средства ее обеспечения

Компьютерное оборудование и программное обеспечение - результат и развитие информационных технологий конкретного содержания. На уровне компании они сами по себе не являются технологиями более высокого уровня, но они обеспечивают среду их реализации. Мало какая компания не использует MS Word, MS Excel, графический пакет или 1C. Разработчики программ применяют различные платформы программирования.

Это части целого. В реализации каждой такой части существуют свои собственные инструменты. Они глобальны для их создателей. Для пользователей, даже когда они сами являются разработчиками, это «станки», «оборудование» и развитие информационных технологий конкретной ориентации и применения.

Создание и функционирование компании - это общая канва процесса, которая обуславливает организаторскую, учетную, производственную и социальную составляющую. Можно уточнять эти позиции и формулировать, что такое информационная технология в каждом конкретном случае.

В конечном итоге, образуется функциональная картина компании и определяется спектр процессов по ее сопровождению и совершенствованию.

Базы данных и знания

Развитие информационных технологий тесно связано с базами данных, как хранилищами структурированных данных. Системы управления базами данных - также результат развития технологий и кирпичик в построении более сложных информационных систем.

Некоторые базы данных считаются эвристическими, содержащими правила и знания, но скорее - это просто данные более высокого уровня неопределенности в принятии решений, чем реальные экспертные или интеллектуальные системы.

В некоторых случаях такие разработки избавляют от ручного труда. Например, при создании систем технического и сервисного обслуживания или колл-центров. Здесь программы закрывают большую часть вопросов клиента и выводят его на оператора только, когда не могут найти адекватного решения.

В большинстве случаев использование информационных технологий подразумевает:

  • развитие баз данных - это компьютер;
  • развитие знаний - это человек.

Компьютеры прекрасно справляются с четко формализованными данными, обеспечивают их надежное хранение и точную выборку. Человек совершенствует свои знания и обеспечивает сопровождение процессов сбора, анализа и формализации данных.

Взаимодействие процессов

Традиционно сложилось два существенных направления развития, где аппаратные ресурсы, информационные технологии и связь разделяются, но тесно взаимосвязаны по конечному результату.

Прикладная составляющая - это пользователь, системная составляющая - разработчик. В большинстве случаев пользователь не только работник компании, часто он является разработчиком на уровне инфраструктуры компании.

Например, специалист по безопасности не пишет код, не участвует в разработке программ, но его роль в формировании картины функционирования компании очень существенна, а результат его работы очевиден и необходим.

Специалист системного направления разрабатывает программы, обеспечивает выборку информации из баз данных, ее обработку и визуализацию. В результате инфраструктура компании дополняется новой функциональностью или совершенствованием существующей.

Специалисты по разработке инструментов: языки программирования, серверные приложения, различные API (набор функциональности) являются своего рода буфером между компьютерными возможностями и системным программированием.

Сочетание уровней информационных процессов

Уровень инструментов, системного программирования и прикладной разработки тесно связаны, хотя кардинально различаются. На каждом уровне существует спектр совершенно разных профессий, но они не пересекаются не только с профессиями другого уровня, но и между собой.

Например, специалист по документообороту в компании не компетентен в вопросах планирования производства продукции. Формально нет особой разницы, какую информацию собирать и анализировать, но в каждом случае своя компетенция, свои приоритеты и стиль работы. Лучше, когда опытный экономист работает над планированием производства, а опытный управленец занимается социальной составляющей и решением кадровых задач.

Программист приложений для сервера может и должен иметь представление о работе на стороне клиента, то есть о работе на языке браузера, но лучше, когда он будет полноценно работать на сервере, а обеспечением диалога с клиентом будет заниматься соответствующий специалист.

Программист, который работает на уровне операционной системы и его компетенция: защита информационных технологий от несанкционированного копирования делает техническую часть, которую использует специалист по юридической защите интересов компании. Связь есть, и она тесная, но сферы участия в информационной технологии в контексте вопросов ее защиты разные.

Интерфейсная составляющая

Системы управления базами данных не видимы, не слышимы, но роль их существенна. Разработчик формулирует запросы на выборку данных, их изменение, удаление, выполнение резервного копирования.

Для визуализации данных необходим интерфейс. В большинстве случаев считается оптимальным использование инструментов интернет-программирования в сочетании языка браузера и серверного языка в применении технологии AJAX.

Проектирование интерфейса также является технологией. В зависимости от области применения и решаемой задачи она может выступать как самостоятельная составляющая в общем процессе оптимизации функционирования предприятия или являться частью конкретного информационного процесса.

Интерфейс работника службы безопасности, которому поручено администрирование пользователей - это локальная задача, которая может проектироваться самостоятельно. Но проектирование организационно-управленческого функционала обязательно должно быть выполнено по общей интерфейсной схеме, который предоставит менеджерам компании одинаковый формат представления данных и функционал для управления в соответствии с компетенцией каждого.

Использование информационных технологий

Применимость изделия определяется его назначением и сложившейся функциональностью:

  • по продукту;
  • по направлению;
  • по задаче;
  • по области применения.

Сегодня что такое информационная технология? Это привычный инструмент, ожидание привычного функционала, то есть требование конкретного набора возможностей.

Очень показательные продукты - MS Word или MS Excel. Надо отдать должное разработчикам, за многие годы развития технологий их создания, с каждой новой версией эти программные продукты совершенствовались. Они всегда отражали решения, которые достигали технологии, используемые для их изготовления.

Семейство браузеров, вне зависимости от изготовителя и используемого движка выполняет вполне ожидаемый функционал. Все разработчики инструментов доступа в интернет применяют собственные идеи, хотя принципиально у них всех одна общая технология (основная составляющая) и результаты всегда эквивалентны - это стандарт гипертекста с некоторыми отличиями, непринципиальными по сути.

Фактически, что такое информационная технология? Это выявленная функциональность области ее применения в развитии. Это динамика, а используемые инструменты статичны по возможностям реализации динамики - основание непрерывного совершенствования достигнутых решений.

Живые и «умные» сайты

Технологии, подобные AJAX (активная страница), становятся основой в разработке веб-ресурсов, которые стали привычными и естественными формами визуализации и выражения функциональности.

Если не рассматривать файловые системы, базы данных и другие реализации информационных процессов, скрытых от конечного пользователя, то внешнее отображение технологии - это веб-ресурс.

Аппаратное обеспечение представлено различными устройствами, существует множество браузеров, и каждый веб-ресурс должен адекватно отображаться всегда и везде. Это существенное требование.

Важно также и то, что веб-ресурс должен трансформироваться соответственно изменению области применения без участия разработчика. Это очень трудно реализуемое требование, поскольку при всех современных достижениях, реализовать динамику изменения очень трудно.

Тем не менее, технологии уверенно идут в направлении развития идей адекватного отражения динамики изменения информации в каждой конкретной реализации.

8 декабря 2015 в 19:52

Новые информационные технологии в сфере управления

  • История IT ,
  • Профессиональная литература

Увеличение объемов информации и большие изменения спроса информации стали предъявлять новые требования к организации информационно-документационного обслуживания в организации.
Стали меняться требования к службам, занимающимися информационно-документационным обеспечением. За рубежом их стали называть службой управления (или менеджмента) информационо-документационными ресурсами, в нашей стране-службой документационного обеспечения управления (ДОУ).
Главным направлением усовершенствования ДОУ, приспособления её к современным условиям стало использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на её основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий в работе с документами.

Сегодня состояние информационных технологий в ДОУ можно охарактеризовать:
наличием большого объема баз данных, содержащих информацию о деятельности организации;
созданием технологий, обеспечивающих интерактивный доступ пользователя к информационным ресурсам;
расширением функциональных возможностей информационных систем и технологий, обеспечивающих обработку информации, созданием локальных многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различнго назначения;
Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера управления. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация их выполнения), повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью.
Сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникации весьма обширна. Она включает различные аспекты-от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объёме необходимую информацию для реализации профессиональных, образовательных, культурных и тому подобных целей.
Смысл ифнормационного обеспечения заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы.
В автоматических системах информационный процесс может быть реализован без участия человека. Однако в автоматизированных системах обязательным соисполнителем информационного процесса является человек.
Информационная технология представляет собой систему методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств. Так, например, современная система, ориентированная на процесс электронного документооборота предлагает:
Сокращение времени доступа к информации – электронный документооборот позволяет избежать бумажного движения документов. Любой документ может быть направлен по электронной почте или за счет средств коммуникации системы электронного документооборота.
Сокращение дублирования документов и информации – в системе электронного документооборота одна копия документа может быть доступна всем авторизованным пользователям, в том числе и пользователям, находящимся за пределами организации.
Упрощение доступа к данным – системы электронного документооборота позволяют получить доступ к необходимым данным за счет средств поиска и экспорта данных непосредственно из бизнес систем (таких как CRM или ERP системы).
Оптимизация хранения документов и данных – единое хранилище данных снижает необходимость хранить множество копий документов. Средства доступа и индексации документов, которые используют системы электронного документооборота, позволяют пользователям мгновенно получать доступ к необходимым документам и прочей информации.
Автоматизация бизнес процессов – системы электронного документооборота предполагают выполнение заданного процесса обработки документов. На основе действий с документами могут автоматически обновляться бизнес-приложения, создаваться новые документы, устанавливаться связь с внутренними и внешними пользователями.
Улучшение качества обслуживания клиентов – за счет быстрого доступа к необходимой информации, клиенты могут быстро получать ответы на свои запросы.
Повышение дисциплины и качества работы – системы электронного документооборота задают жесткие правила и порядок работы сотрудников. Система не позволит сотрудникам нарушить эти правила. Все документы хранятся в системе, имеют необходимую идентификацию и порядок движения. Сотрудники не смогут изменить состояние документа не выполнив заданных действий.
Повторное использование информации – за счет электронной обработки и хранения информации появляется возможность многократного использования данных, внесенных в систему. Например, при заполнении типовых форм или составлении отчетов.
Повышение качества данных – в электронных системах документооборота множество форм и документов заполняются автоматически, что снижает риск возникновения ошибок. Кроме того, это позволяет сократить количество повторных проверок документов и их корректировок.
Повышение сохранности документов и информации – за счет средств разграничения доступа можно строго контролировать доступ сотрудников к информации и документам. Наличие единой базы позволяет осуществлять архивирование и восстановление информации в короткий период времени.

Информационная технология должна быть ориентированна на снижение трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышение их надежности и оперативности. В организационных системах применяют автоматизированные информационные технологии, то есть человеко-машинные технологии. Из всех видов человеко-машинных технологий, информационные технологии сферы управления предъявляет самые высокие требования к «человечекому фактору», оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.
Конкретная новая информационная технология для своей реализации предполагает наличие:
комплекса соответствующих технических средств, реализующих сам информационный процесс;
системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);
организационно-методического обеспечения, увязывающего реализацию всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.
Таким образом, управленческая деятельность основана на реализации всех перечисленных видов информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений. Поэтому современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности основаны на комплексном использовании различных видов информационных процессов на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники.

Статья была опубликована в 2012 или 2013 году в сборнике статей студентов технических специальностей.
Не смотря на стремительное развитие ИТ а сфере ДОУ, я, все же думаю, что она не потеряла своей актуальности и по сей день.
Спасибо за внимание!

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством. технологическими процессами и др.

Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий, что позволит, на наш взгляд, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников ВУЗа в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения в ВУЗе должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы.

Однако на современном этапе у преподавателей высшей школы пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Будущие специалисты должны в совершенстве владеть автоматизированными системами учета, планирования, управления производством. Что для этого делают преподаватели вуза? – Читают студентам лекцию, а чтобы будущие специалисты использовали активные методы, их нужно обучать теми же самыми методами.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс ВУЗа связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов ВУЗа (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в ВУЗе компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект.

Однако в силу очевидной сложности формализации процессов обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.

Первыми людьми, пришедшими в образовательную сеть стали не педагоги, а "технари" - специалисты по информационным технологиям, имеющие, как правило, весьма отдалённое представление о педагогике, дидактике и связанных с ними образовательных технологиях. В результате мы получили интенсивно развивающуюся техническую систему дистанционных телекоммуникаций с весьма скудным её образовательным содержанием. Поэтому готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр возможностей современных информационных технологий. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями. При рассмотрении разработанных электронных материалов обнаруживается «фамильное» сходство с традиционными учебными пособиями. «Скучные» тексты, местами оснащенные гиперссылками, предлагаются читать с экрана как книгу.

Чтобы существующее положение дел изменилось, требуется время, необходимое на создание особого класса педагогов и учёных сетевого типа. Этот класс специалистов преимущественно будет формироваться из молодых научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров, применяющих информационные компьютерные технологии, на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: