Человек в информационном обществе краткое сообщение. Информация в жизни общества

Цивилизация в процессе своего развития прошла несколько этапов, на каждом из которых уровень жизнедеятельности как отдельных людей, так и сообществ зависел от их информированности и способности эффективно обрабатывать данные. Этапы создания новых средств и методов обработки данных, повлекших существенные изменения в обществе, то есть которые изменили способ производства, стиль жизни, систему ценностей, называют информационными революциями.

Информационные революции вызвали поэтапный переход от аграрного общества к информационному, где интеллект и знания являются средством и продуктом производства.

Почему общество называют информационным?

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются данные и знания.

Название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, которые предложили этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству , а также все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому

Под термином «информационное» («компьютеризированное») общество понимать такое, во все сферы жизнедеятельности членов которого включены компьютеры, и услуги, удовлетворяющие информационным потребностям пользователя, а также другие средства информатики как орудия интеллектуального труда.

Информационное общество еще называют обществом знаний или обществом глобальной компетентности, поскольку основным требованиям общества XXI века по подготовке конкурентоспособных специалистов относятся:

  • способность к критическому мышлению;
  • универсальные, системные знания;
  • ключевые компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • способность к принятию решений;
  • умение управлять динамическими процессами;
  • умение работать в коллективе (команде)
  • навыки плодотворного общения.

Эти навыки были сформулированы двадцатью ведущими компаниями мира, которые занимаются прогнозированием развития экономики на будущее и разработкой соответствующих средств и технологий для эффективной реализации различных процессов: экономических, социальных, образовательных, — и получили название навыков XXI в.

В информационном обществе приобретения ключевых базовых знаний и навыков, к которым относится, в частности, знание возможностей использования современных компьютерных систем и умение применять их на практике, является залогом успешности и творческой реализации каждого человека. Именно это вызвало появление новой категории культуры — информационной.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с данными и использовать информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы для их получения, обработки и передачи.

Информационная культура проявляется у человека:

  • в конкретных навыках использования различных технических устройств — от телефона до персонального компьютера и сетевых устройств;
  • в способности использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии;
  • в умении получать данные из разных источников — от периодических печатных источников в электронных коммуникаций;
  • в умении подавать информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
  • в знаниях аналитических методов обработки данных;
  • в умениях работать с сообщениями различных видов.

Информационная культура включает гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки данных с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать полученные сведения качественно, понимать их полезность, достоверность и тому подобное.

Существенный информационной культуры — умение принимать коллективное решение. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми — важный признак человека информационного общества.

Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности у каждого человека должна быть сформирована информационная компетентность, которая предполагает способность человека ориентироваться в информационном пространстве, оперировать данными на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий в соответствии с потребностями рынка труда для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Для учеников информационная компетентность может означать сформированное умения эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для обучения.

Чем занимается информатика как наука и как отрасль деятельности человека?

Информатика, как относительно молодая наука, возникла в середине XX в. Предпосылкой для этого стал резкий рост объема информационных данных и сообщений, которые должен был обрабатывать человек. Появляется компьютер, а затем и мощные — технические средства, позволяющие хранить, обрабатывать и передавать большие объемы данных.

Основной целью информатики как науки является поиск нового знания в различных областях человеческой деятельности с помощью компьютерной техники.

Информатика — это наука, изучающая структуру и общие свойства данных, а также методы и средства их создания, поиска, хранения, обработки, передачи и использования в различных сферах деятельности человека.

Термин информатика возник в начале 60-х годов XX в. во Франции (от фр. information — информация и automatique — автоматика) для обозначения автоматизированной обработки различных данных. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним Computer Science (компьютерные науки), поскольку термин информатика означает не только отражение достижений компьютерной техники, но и связан с процессами передачи и обработки данных различной природы.

Основными направлениями развития информатики являются: теоретическая, техническая и прикладная информатика. Теоретическая информатика призвана развивать общие теории поиска, обработки и хранения данных, выявление закономерностей создания и преобразования данных, использование современных информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, изучение взаимосвязи «человек — электронное устройство», развитие информационных технологий. Техническая информатика рассматривает автоматизированные системы обработки данных, создания нового поколения вычислительной техники, гибких технологических систем, роботов, искусственного интеллекта и др. Прикладная информатика создает базы знаний, разрабатывает рациональные методы автоматизации производства, создает теоретические основы проектирования, служит для связи науки с производством и обеспечивает запросы информационного общества.

Какие технологии называют информационными?

Для эффективной обработки различных данных современной информационно насыщенной среды, которая чрезвычайно стремительно меняется, и принятие на основе полученных результатов своевременных и правильных решений, необходимы новые знания и умения, а точнее — овладение технологиями.

Термин «технология» происходит от греч. τεχνη — искусство, мастерство, техника, умения и λογος — слово, умение передавать.

Технология — это совокупность методов и средств реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых более или менее однозначно и которые имеют целью достижение высокой эффективности определенного вида деятельности.

Общий уровень развитости и совокупность созданных и использованных технологий является важной составляющей культуры общества, существенно влияет на устойчивость развития экономики, а следовательно является одной из характерных признаков цивилизации.

Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и приемов, используемых с целью сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования различных данных для интересов и потребностей пользователей.

Информационная технология отражает современное представление о процессах преобразования данных в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по обраотке данных с помощью компьютера.

В современном информационном обществе основным техническим средством обработки различных данных являются компьютеры разных видов. Для реализации методов обработки данных используют программы. Сочетание же информационных и современных коммуникационных технологий, обеспечивающих передачу сообщений и данных различными средствами (компьютерные сети, телефон, факс, телевидение, спутниковая связь и т.п.), в корне изменило уровень и формы деловой и социальной активности людей.

Информационные технологии в своем развитии прошли определенные этапы:

Этапы развития технологий Название технологии Инструменты и коммуникации Основная цель
1-й этап (Вторая половина XIX в.) Ручная информационная технология Перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются вручную путем почтового отправления писем, пакетов, сообщений Представления сообщений в нужной форме
2-й этап (с конца XIX в. — 30-е годы XX в.) Механическая технология Печатная машинка, телефон, диктофон, почта. Используются более современные средства доставки Представление сообщений в нужной форме более удобными средствами
3-й этап (40-60-е годы XX в.) Электрическая технология Большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны От формы уведомления акцент постепенно смещается на формирование его содержания
4-й этап (с начала 70-х годов до середины 80-х годов XX в.) Электронная технология Большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы, имеющие базовое и специализированное программное обеспечение Акцент смещается на формирование содержательной стороны сообщения для управленческой среды различных отраслей общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы
5-й этап (с середины 80-х годов XX в.) Компьютерная технология Персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов разного назначения Создание систем поддержки принятия решений на разных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети
6-й этап (с середины 90-х годов XX в.) Новейшие Интернет/Интранет технологии В различных областях науки, техники и бизнеса широко используются системы, в которых одновременно имеют доступ разные пользователи (системы), глобальные, региональные и локальные компьютерные сети Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привело к созданию технологии интеллектуального анализа данных
7-й этап (современность) Облачные технологии, Интернет вещей Удаленная обработка и хранение данных на серверах и использование программного обеспечения как онлайнового сервиса Сложные вычисления и обработка данных осуществляются на удаленном сервере. Образование сети, состоящей из взаимосвязанных физических объектов (вещей) или устройств, которые имеют встроенные датчики, а также программное обеспечение, что позволяет осуществлять передачу и обмен данными между физическим миром и компьютерными системами, привело к созданию технологий «Умный город» или «Умный дом»

Различные классификации информационных технологий.

Согласно методов и средств обработки данных различают следующую классификацию информационных технологий.

  1. Глобальные — технологии, которые включают модели, методы, способы использования данных в обществе.
  2. Базовые — информационные технологии, ориентированные на конкретную область применения.
  3. Конкретные — технологии, которые прорабатывают данные в процессе выполнения реальных задач пользователя.

Согласно предметных областей, обслуживаемых различают: технологии со сферой применения в бухгалтерском учете, банковской и налоговой деятельности, для обеспечения страхования, электронного правительства, статистики, электронной коммерции, образования, медицины.

Согласно типов данных выделяют технологии для обработки:

  • данных с помощью алгоритмических языков, табличных процессоров, систем управления базами данных;
  • текстов с помощью текстового процессора;
  • графических изображений с помощью графических редакторов;
  • знаний с помощью экспертных систем;
  • объектов реального мира с помощью технологий мультимедиа и тому подобное.

Есть и другие классификации информационных технологий.

Несколько интересных фактов о современном информационном обществе:

  • Объем знаний, порождаемое мировым сообществом, удваивается каждые 72 ч;
  • Ежеминутно по электронной почте отправляется 204000000 сообщений;
  • Объем данных, передаваемых с помощью искусственных спутников в течение двух недель, является достаточным для заполнения 19 млн томов;
  • В индустриально развитых странах учащиеся на момент окончания школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
  • В последующие три десятилетия в обществе произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три столетия.

Интеллектуальная собственность и авторское право

Интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охраняемые законом.

Рассмотрим основные характеристики интеллектуальной собственности.

  1. Интеллектуальная собственность нематериальна. В этом ее главная и важнейшая отличие от собственности на вещи (собственность в классическом смысле). Если у вас есть вещь, вы можете пользоваться ею сами или передать в пользование другому лицу. Однако невозможно одновременно использовать одну вещь вдвоем независимо друг от друга. Если вы владеете интеллектуальной собственностью, то можете использовать ее сами и одновременно предоставить права на нее другому лицу. Причем этих лиц могут быть миллионы, и все они могут независимо друг от друга использовать один объект интеллектуальной собственности.
  2. Интеллектуальная собственность является абсолютной. Это означает, что одному лицу — владельцу прав — противостоят все другие лица, которые без согласия владельца авторских прав не имеют права использовать объект интеллектуальной собственности. Причем отсутствие запрета использовать объект не считается разрешением.
  3. Нематериальные объекты интеллектуальной собственности воплощаются в материальных объектах. Покупая диск с музыкой, вы становитесь владельцем вещи, но не правообладателем музыкальных произведений, которые на нем записаны. Поэтому вы вправе делать все что угодно с диском, но не с музыкой. Неправомерно, например, будет менять музыкальное произведение, аранжировать или обрабатывать его другим образом без согласия автора. Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», которое означает оригинальный результат творческой деятельности, существует в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности, все права на которое принадлежат тому, кто его создавал, или компании-разработчику. Это право защищается Законом «Об авторском праве и смежных правах». По этому закону при продаже программного обеспечения разработчик не передает конечному пользователю свои права на определенную программу, а лишь позволяет использовать (лицензирует) эту программу. На упаковке программного продукта часто отображается специальная отметка, указывающая на наличие лицензионного соглашения, которое определяет основные права и обязанности производителя и покупателя полученного программного продукта. Текст лицензионного соглашения отображается во время установки программного обеспечения на компьютер.

К сожалению, не все программные продукты, распространяемые на рынке, являются легальными. С юридической точки зрения к пиратскому программному обеспечению относятся все компьютерные программы, которые распространяются, устанавливаются на компьютеры и используются с нарушением условий их лицензионного соглашения. Например, самостоятельно созданные копии лицензионной программы перестают быть легальными, а подобные действия являются нарушением авторских прав и предусматривают правовую ответственность.

Этические нормы в информационном обществе

Информационная этика связана с моральными проблемами, возникающими в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика является составной частью компьютерной этики.

Компьютерная этика связана с рассмотрением технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, рассматриваемые в ней, можно разделить на несколько групп.

  1. Проблемы разработки моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники.
  2. Проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова относительно сферы информационных технологий.
  3. Группа преступлений, возникающих с появлением компьютерных технологий, определением их статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

Указанные проблемы являются лишь частью компьютерной этики.

Основные положения кодекса компьютерной этики:

  1. Не использовать компьютер с целью навредить другим людям.
  2. Не создавать помех и не вмешиваться в работу пользователей компьютерных сетей.
  3. Не пользоваться файлами, которые не предназначены для свободного использования.
  4. Не использовать компьютер для хищения.
  5. Не использовать компьютер для распространения ложной информации.
  6. Не использовать «пиратское» программное обеспечение.
  7. Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.
  8. Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения того, кто ими владеет, или соответствующей компенсации.
  9. Думать о возможных последствиях для общества от создаваемых программ и разрабатываемых информационных систем.

Профессии и люди в информационном обществе. Современное общество нашей страны уже стали называть информационным. Это то общество, где активно и быстро среди населения распространяются информация и знания, высока их роль для жизни человека, где в сфере информации и знания работает большая часть населения. А каков же рядовой человек, личность, гражданин в обществе информационном? Каковы его характерные черты и признаки?

В какой-нибудь из африканских стран большинство населения будет занято сельским хозяйством, в отдельно взятой азиатской - работой в промышленности и производством промышленных товаров, а вот в какой-нибудь из стран европейских – именно информацией и работой со сферой знаний. Поэтому типичный гражданин страны, где построено информационное общество, скорее всего, окажется работником сферы знаний и информации. То есть учителем, преподавателем, тренером интеллектуальных тренингов и семинаров, менеджером по рекламе, по связям с общественностью, логистом, экономистом, бухгалтером, инженером, программистом, администратором компьютерных сетей… Список можно продолжать и продолжать!

В таком обществе развиты информационные технологии, потому гражданин будет иметь о них хорошее представление и уметь ими пользоваться (например, дома у него установлен телевизор, в сумке уложен ноутбук, а в кармане смартфон).

Ориентация в сфере знаний и информации. Еще один важный момент в жизни личности в информационном обществе – она постоянно испытывает на себе огромный, изливающийся на ее информационный поток. С того момента, как человек проснулся утром, чтобы ехать, например, в техникум на занятия и включил телевизор, чтобы сделать утреннюю гимнастику вместе с видео-тренером, поток информации не заканчивается, пока он не засыпает. Она доходит до человека через многочисленные СМИ, через общение с людьми, наружную рекламу в населенном пункте и так далее. Каждый фрагмент информации настроен на то, чтобы побудить человека к определенному действию, что-то донести до него (например, купить новые колготки или проголосовать за Ивана Иваныча). Поэтому ежедневно гражданин информационного общества «фильтрует» море информации: какую-то запоминает, какую-то пропускает мимо ушей, какой-то верит, а какую-то считает ложью.

Умение разбираться в информационных полях и пространствах. Возможность разобраться в море информации и знаний, сделать в нем верный выбор, применить их правильно в своей жизни, отличить ложные информации и знания от истинных – вот то требование, которое цивилизация выдвигает к современному человеку. К члену общества информационного. Это требование дает выживание и полноценную жизнь для того, кто сумеет ему соответствовать.

1. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.................... 3

2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ............................................ 8

1.1 Предмет философии Нового времени............................................... 8

1.2 Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени. 12

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................... 16


1. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Сколько бы ни размышляли философы над перспективами
информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.

То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах.

При всей этой обыденной заземленности и каждодневности жизни человеку свойственно свое бытие - бытие, погруженное в бытие мира, образующее часть последнего, и притом особую часть, способную, быть может, повлиять на целое. Какие бы ограниченные, сиюминутные цели не ставил перед собой человек, рано или поздно, с большей или меньшей остротой, тревогой и страхом задумывается он о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Людям свойственны стрессы и аффекты, рациональные и иррациональные механизмы деятельности.

Поэтому на вопрос, каков же человек - мудр он или глуп, разумен или неразумен, добр он или зол, философ может дать лишь один ответ: человек разнообразен. Но при этом радикально отличается от всех других существ на Земле, а может быть, и во всей Вселенной. Так чем же отличается человек от всего живого?

Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.

Животные не обладают знаниями, не вырабатывают их и поэтому не способны быть свободными, поскольку свобода предполагает принятие и реализацию решений со знанием дела. Они производят и передают информацию, но далеко не всякая информация разумна. Животные преобразуют мир, но это преобразование не опирается на технику и технологию и не носит творческого характера. Фундаментальные
особенности человека возвышают его над миром животных, но это еще не
означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом.

Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут последствия ее внедрения и применения, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей. Амбиций, этнических традиций и предрассудков, во власти которых находится современный человек.

Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить добру и злу. Человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий выбор, основанный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней негативных последствий, а также конструктивных, позитивных возможностей. Человек своей деятельностью преобразует мир, самого себя, общество. Находясь вначале зависимости от окружающей среды, он, в конце концов, сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость.

Перспектива экологической катастрофы, о которой несколько десятилетий назад говорили как об очень далекой, стала сейчас уже реальностью: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов - главного источника атмосферного кислорода.

Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована, а вместе с тем на человечество уже надвигаются новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.

В странах, развивающихся на основе централизованного планирования в рамках суперэтатизма и однопартийной политической системы, происходят глубочайшие изменения и предпринимаются усилия для преодоления социально-экономического и идеологического кризиса. Новые социально-экономические программы и преобразования, намечающиеся в этих странах и рассчитанные на преодоление пренебрежительного отношения к человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра проблемы собственности, государственного контроля над социальной активностью и изменения приоритетов в системе взаимодействия коллектива и индивида. Рушатся обветшавшие идеологические клише, управленческие и организационные формы, не выдержавшие испытания социальной практикой и временем. В этих условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.

Однако существуют и вполне определённые положительные стороны.
Информационное общество в принципе лишено каких-либо государственных или национальных признаков в том плане, что оно уж совершенно точно невозможно в одной отдельно взятой стране. Так что Россия только присоединяется к уже существующей системе отношений – общественных, экономических, культурных…И если этот процесс будет хоть в какой-то мере удачным, мы – каждый из нас–несомненно окажемся в выигрыше. Потому что, не считая развития технологий – как высоких, так и чисто утилитарных, бытовых, которые немного облегчат нашу жизнь, - мы получим шанс стать более значимыми, менее “винтиками” в государстве, которое сможем контролировать при помощи информационных коммуникаций.

Мы не только получим возможность точно знать о процессах, происходящих в государственной машине, - эта самая машина должна будет
учитывать мнение каждого из нас, поскольку мы сможем это мнение до неё
донести – и неискажённым. Станет технически осуществимым метод управления государством, отражающий самую суть демократии. Причем, учитывая возможность интерактивности высказывания мнений, станет возможным общественный договор в буквальном понимании – достижение компромисса между всеми мнениями без исключения.

Таким образом, абсолютно снимается проблема меньшинства, чьё мнение фактически игнорируется при чисто арифметическом методе решения большинством голосов. Кроме того, информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?

Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество, наконец, осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.

Представим себе человека, только что перенесшего тяжелую операцию, которому врач, наблюдающий за выздоровлением, говорит: сначала попробуем стародедовские методы, известные еще Геродоту. Это как-то понадежнее и проверено всем мировым опытом, а уж если не поможет, займемся переливанием крови и введем современные антибиотики. Но опыт бывает двух видов - позитивный и негативный. Негативный опыт может отправить человека на тот свет задолго до того, как будут задействованы современные, прогрессивные медицинские средства. То же самое можно сказать и об обществе и о человеке.

Там, где социальные и человеческие проблемы достигают предельной остроты, применение самых радикальных средств, в том числе представляемых новейшей технологией и наукой, может оказаться наиболее эффективным. Но это применение должно быть разумным и взвешенным, опирающимся на серьезный анализ, на подлинную и глубокую философию человека, философию разума, философию прогресса.


... » в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений». Из приведенных цитат вытекает следующая мысль: в будущем информационным обществе решающее значение будут иметь глобальные информационные коммуникации. Основой для таких коммуникаций может стать международная компьютерная сеть Internet. Internet: немного истории Родина Internet - Соединенные Штаты Aмерики. Internet стала...

Знает, чем будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут сражаться дубинами. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют все более и более обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых процессов и явлений. ...

От Бостона вдоль “дороги 128”. Научной базой Кремниевой долины является Станфордский университет, “дороги 128” - Массачусетский технологический институт. Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться: - физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е., образно говоря, ...

Общественного статуса; - возможность получения элитного образования; - общественная известность. - специальная организация социально-экономического пространства. Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться: - физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е., ...

1. Ч ЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 3

2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 8

1.1 Предмет философии Нового времени 8

1.2 Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени 12ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 16 1. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Сколько бы ни размышляли философы над перспективами
информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах.При всей этой обыденной заземленности и каждодневности жизни человеку свойственно свое бытие - бытие, погруженное в бытие мира, образующее часть последнего, и притом особую часть, способную, быть может, повлиять на целое. Какие бы ограниченные, сиюминутные цели не ставил перед собой человек, рано или поздно, с большей или меньшей остротой, тревогой и страхом задумывается он о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Людям свойственны стрессы и аффекты, рациональные и иррациональные механизмы деятельности.Поэтому на вопрос, каков же человек - мудр он или глуп, разумен или неразумен, добр он или зол, философ может дать лишь один ответ: человек разнообразен. Но при всём этом радикально отличается от всех других существ на Земле, а может быть, и во всей Вселенной. Так чем же отличается человек от всего живого?Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека. Животные не обладают знаниями, не вырабатывают их и поэтому не способны быть свободными, поскольку свобода предполагает принятие и реализацию решений со знанием дела. Они производят и передают информацию, но далеко не всякая информация разумна. Животные преобразуют мир, но это преобразование не опирается на технику и технологию и не носит творческого характера. Фундаментальные
особенности человека возвышают его над миром животных, но это еще не
означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом.Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут последствия ее внедрения и применения, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей. Амбиций, этнических традиций и предрассудков, во власти которых находится современный человек.Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить добру и злу. Человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий выбор, основанный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней негативных последствий, а также конструктивных, позитивных возможностей. Человек своей деятельностью преобразует мир, самого себя, общество. Находясь вначале зависимости от окружающей среды, он, в конце концов, сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость.Перспектива экологической катастрофы, о которой несколько десятилетий назад говорили как об очень далекой, стала сейчас уже реальностью: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов - главного источника атмосферного кислорода.Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована, а вместе с тем на человечество уже надвигаются новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.В странах, развивающихся на основе централизованного планирования в рамках суперэтатизма и однопартийной политической системы, происходят глубочайшие изменения и предпринимаются усилия для преодоления социально-экономического и идеологического кризиса. Новые социально-экономические программы и преобразования, намечающиеся в этих странах и рассчитанные на преодоление пренебрежительного отношения к человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра проблемы собственности, государственного контроля над социальной активностью и изменения приоритетов в системе взаимодействия коллектива и индивида. Рушатся обветшавшие идеологические клише, управленческие и организационные формы, не выдержавшие испытания социальной практикой и временем. В этих условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.При этом существуют и вполне определённые положительные стороны.
Информационное общество в принципе лишено каких-либо государственных или национальных признаков в том плане, что оно уж совершенно точно невозможно в одной отдельно взятой стране. Так что Россия только присоединяется к уже существующей системе отношений - общественных, экономических, культурных…И если этот процесс будет хоть в какой-то мере удачным, мы - каждый из нас-несомненно окажемся в выигрыше. Потому что, не считая развития технологий - как высоких, так и чисто утилитарных, бытовых, которые немного облегчат нашу жизнь, - мы получим шанс стать более значимыми, менее “винтиками” в государстве, которое сможем контролировать при помощи информационных коммуникаций.Мы не только получим возможность точно знать о процессах, происходящих в государственной машине, - эта самая машина должна будет
учитывать мнение каждого из нас, поскольку мы сможем это мнение до неё
донести - и неискажённым. Станет технически осуществимым метод управления государством, отражающий самую суть демократии. Причем, учитывая возможность интерактивности высказывания мнений, станет возможным общественный договор в буквальном понимании - достижение компромисса между всеми мнениями без исключения.Таким образом, абсолютно снимается проблема меньшинства, чьё мнение фактически игнорируется при чисто арифметическом методе решения большинством голосов. Кроме того, информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество, наконец, осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.Представим себе человека, только что перенесшего тяжелую операцию, которому врач, наблюдающий за выздоровлением, говорит: сначала попробуем стародедовские методы, известные еще Геродоту. Это как-то понадежнее и проверено всем мировым опытом, а уж если не поможет, займемся переливанием крови и введем современные антибиотики. Но опыт бывает двух видов - позитивный и негативный. Негативный опыт может отправить человека на тот свет задолго до того, как будут задействованы современные, прогрессивные медицинские средства. То же самое можно сказать и об обществе и о человеке.Там, где социальные и человеческие проблемы достигают предельной остроты, применение самых радикальных средств, в том числе представляемых новейшей технологией и наукой, может оказаться наиболее эффективным. Но это применение должно быть разумным и взвешенным, опирающимся на серьезный анализ, на подлинную и глубокую философию человека, философию разума, философию прогресса.2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1.1 Предмет философии Нового времени Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Центральные мировоззренческие проблемы (отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным) формируют общие вопросы философии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования.Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания.ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. При этом эта зависимость не является односторонней.Понятие является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом.Так, чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности:1. практическая деятельность в широком смысле;2. деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей.Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление.Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут существуют два важных момента: при абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при всём этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.Объяснение и понимани е Теория познания различает структурные объяснения (отвечают на вопрос, как устроен объект), функциональные объяснения (как действует и функционирует объект), причинные (почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию). При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как закономерности, так и отдельные факты.Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, знание, о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление не совсем ясно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) - наука о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авторы. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название - “герменевтический круг”.

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как:

1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения;

2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;

3. конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

4. дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы;

5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство, инстинкт - считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррациональным в частности является экзистенциализм).

Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

1.2 Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания.Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность; следующий период.: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства; средневековье: геоцентризм - природа и человек как творение Бога; Новое время: проблема познания, научных методов, общественного устройства.

На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая философиясостоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.

Два основных направления философии Нового времени:

Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.

б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта существующий внешний мир.

Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Гносеология - философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии - выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные свойства (Что есть истина? - важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. При этом даже в рамках рационалистической традиции трактовка понятий «субъект» и «объект» существенно менялась. В докантовсой философии под субъектом познания понимали единично оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект - это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же - продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как духовная активность, которая порождала объекты. У К. Маркса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. Субъект - носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект - предмет, на который направлено действие.

Каковы же основные качества субъекта, отличающие его от объекта? Исходная характеристика субъекта - активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом, субъект - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект - это сфера приложения активности субъекта. Различия между объектом и субъектом относительны. Субъект и объект - это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно воздействует на окружающих, - субъект, а если на него воздействуют другие, то он превращается в объект.

Познание как отражение действительности. Отражение - это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1993.

2. Малехина Е.В. Философия техники, - М., 2004.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4. Философия в системе культуры. Ч.1: Исторические типы философии. Вып.1 / Ильин В. В, Базалин В. Г., Бушуева В. В. и др.; Под. ред. В. В. Ильина. - М.: Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1996.

В историческом развитии общества можно выделить информационные революции, после которых человечество поднималось на новый уровень, обретало новые свойства. Так первая произошла, когда появилась письменности, вторая случилась после изобретения книгопечатания, третья дала человечеству электричество, а четвертая – компьютер. На каждом этапе по сравнению с предыдущим в обществе резко возрастал поток информации.

Появление компьютеров позволило обрабатывать информацию намного эффективнее и быстрее. Позже Интернет сделал невероятно быстрым информационный обмен.

Начали появляться технологии обработки различных данных, разрабатываться методы добычи и организации знаний. Все это не могло не сказаться на обществе. Знания стали ценностью, потребность в которых все время возрастает.

Сегодняшнее человеческое общество – это информационное общество, основными особенностями которого являются использование информации почти во всех сферах жизни и автоматизация производства.

В информационном обществе изменения происходят не только в производстве, но также в мировоззрении людей. Увеличивается доля умственного труда, людям становится важно удовлетворять свои информационные и творческие потребности, а не только материальные.

Развитие информационного общества приведет к тому, что большинство населения будет занято получением, хранением, обработкой и преобразованием информации. В то время как материальное производство будет возложено на роботов.

В современном обществе существует ряд опасностей. К таковым относится информационный стресс, обусловленной информационной лавиной. Не каждый человек способен умело ориентироваться в потоке данных, отсекать информационный мусор и выявлять знания как высшую форму информации. На сознание человека оказывают сильное влияние СМИ. С развитием различного рода электронных устройств появляется угроза неприкосновенности частной жизни.

Информационное общество предрасполагает к появлению единой цивилизации, в которой каждый человек будет иметь доступ ко всем информационным ресурсам.

Информационное общество характеризуется следующими основными признаками:

    Большинство работающих заняты в сфере производства информации и информационных услуг.

    Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически к любым нужным ему данным.

    Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Если каждый предыдущий этап развития человечества длился около трех веков, то ученые прогнозируют, что информационный этап продлится значительно меньше. Срок его существования ограничится вероятно сотней лет. Многие считают, что уже в XXI веке начнется переход к постинформационному обществу.

Таким образом, информационное общество – это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлены для превращения знаний в информационный ресурс и переработке последнего из пассивных форм (книги, статьи) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Особое значение имеет создание баз знаний (БЗ), что может быть воплощено за счет качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: