Логин для аськи. ICQ регистрация — простые шаги по регистрации

Северная Америка

Калюмет - священная трубка североамериканских индейцев, живущих в верховьях Миссисипи. В Европе чаще всего именуется «трубкой мира».

Выражение «раскурить вместе трубку мира» вошло в поговорку как шутливое обозначение прекращения враждебных отношений (в Германии в первой пол. XIX в.).

Ритуальный и символический предмет, условный знак посланника, близкий античному кадуцею. Белые перья на ней означают мир, красные, наоборот, войну. Не всякая индейская курительная трубка может быть названа калюметом в собственном смысле. В своем первоначальном значении калюмет представлял собой парную, дуалистическую систему (небо - мужское начало противостоит земле - женскому началу), причем оба взаимопроникающих принципа могут менять свой смысл (например, у Омаха земля - мужское начало, небо - женское). Вместе оба стержня, чубуковый и перьевой, являлись символическим обозначением орла. Ими размахивали во время молитвенных церемоний над собравшимися членами проживающих в прериях племен. При ритуальном курении «зажигали табак и давали трубку представителю племени, который делал несколько затяжек и после этого пускал дым в небо, к Матери-Земле и во все четыре страны света, причем мундштук священного предмета он протягивал по направлению к пунктам, которые были в зоне его внимания. Затем он передавал трубку дальше; она ходила у присутствующих по кругу, как Солнце с востока на запад… (Эта церемония) предохраняла гостя, который в ней участвовал, от всякой враждебности - по крайней мере до тех пор, пока он находился в лагере» (Г. Гартман, 1973).

Все священные трубки были символическими предметами, исключенными из повседневного употребления; их головка чаще всего была сделана из фигурно вырезанного камня (катлинита).

По-видимому, племена прерий переняли этот обычай у оседлых крестьян восточной части Северной Америки, выращивавших маис.

Табак (кинни-кинник) приготавливался по определенным правилам и смешивался с листьями сумаха, толокнянки и размельченной коры некоторых деревьев. На портретах племенных вождей 19 столетия изображенные часто держат в руках священные трубки.

Трубка с длинным мундштуком, атрибут индейцев Северной Америки, является священным символом Вакан-Танки, хозяина Вселенной. В мистике индейцев сиу она символизирует ось, соединяющую людей со сверхъестественными силами.

Священная трубка заключает в себе все существа Вселенной, участвует во всех событиях их жизни и обеспечивает им надежную защиту.

Трубка является одновременно макро- и микрокосмом. Раскуривая трубку, индеец погружается одновременно в мир собственного Я и в центр Вселенной, растворяясь в том и другом и управляя ими.

Ритуал выкуривания трубки включает три последовательные фазы:

  • очищение дымом ритуальной травы;
  • перемещение мира в курительную трубку и
  • жертвоприношение в огне, воплощающем Бакан-Танку в миру.

Трубка приобретает, таким образом, космические масштабы:

  • Вселенная, представленная жертвоприношением силам Шести Направлений (Небо, Земля, четыре Ветра), сосредоточивается в головке трубки из красного камня, или в ее сердце.
  • Крошки табака символизируют все сущее.
  • В полом мундштуке трубки происходит установление всевозможных контактов. Он символизирует все произрастающее на земле.
  • Двенадцать ниспадающих перьев принадлежат пятнистому Орлу и олицетворяют все крылатые существа, обитающие в небе.

Трубка украшается по-разному в зависимости от обстоятельств:

  • мир - чубук трубки голубой, а перья - от самки орла,
  • война - чубук красный, перья - от самца
  • траур,
  • победа и т. д.

Трубка является также центром культуры, душой индейского народа и символизирует преемственность поколений племени: Покуда трубкой будут пользоваться, народ останется жив, но как только о ней забудут, народ утратит свои корни и погибнет.

Иллюстрации

  • Глиняная головка ирокезской курительной трубки с фигурой медведя. Северо-восточная Северная Америка, 17 в.
  • Калюмет индейца-мандан, украшенный перьями. По Кэтлину, 1839 г.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Трубка мира - один из культурных символов североамериканских индейцев , ставший общемировым термином. Выражение «раскурить трубку мира » означает «заключить мирные соглашения» и происходит от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали по кругу курительную трубку . Этот обычай стал общеизвестным во многом благодаря книгам и кинематографу .

Общие сведения

Другое часто применяемое название трубки мира - «калумет» . Его использовали французские и норманские поселенцы в Канаде для описания церемониальных трубок коренных народов региона.

Трубка мира была священным предметом не только для данного племени, но и всех окружающих. Головка трубки делалась из священного красного трубочного камня (катлинит ), который добывался в каменоломнях обширного плато Кото-де-Прери , на востоке Южной Дакоты , юго-западе Миннесоты и в Айове . Эти каменоломни традиционно оставались нейтральными территориями среди воюющих племён, и люди разных национальностей путешествовали к карьерам за священным трубочным камнем.

Ритуальное использование

Трубка Мира - устоявшееся, но неверное название для калуметов и других индейских церемониальных трубок, и, по сути, отражает смысл лишь одного типа трубок и одного из ритуалов, где они использовались. В множестве северо-американских коренных культур существовали многочисленные виды ритуальных трубок, стили их изготовления, смеси для курения, да и сами церемонии были уникальными, поскольку относились к исчезнувшим религиям и верованиям тех племён. Существовали трубки для всего: войны и мира, коммерции и торговли, принятия социальных и политических решений.

Во время своего путешествия вниз по реке Миссисипи в 1673 году отец Жак Маркетт задокументировал всеобщее уважение, оказанное «трубке мира» всеми коренными народами, встреченными им на пути, даже теми, кто был в состоянии войны друг с другом. Он утверждал, что появление трубки во время боя смогло бы остановить сражение. Именно по этой причине люди племени Иллинойс дали Маркетту такую трубку в качестве подарка для обеспечения его безопасного путешествия через свои земли.

При использовании в ритуалах дым, согласно верованиям, привлекает внимание Творца и других могущественных духов к молящимся. Традиция племени лакота утверждает, что Женщина Белый Телёнок принесла людям чанунпу (наименование священной трубки на языке сиу), и научила их её символизму и церемониям.

Согласно устной традиции, наглядно подтверждаемой изготовленными до контактов с европейцами трубками, хранящимися в музеях, племенных и частных хранилищах, некоторые церемониальные трубки украшались перьями, мехом, волосами человека и животных, бисером, резьбой и другими предметами, имеющими значение для владельца. А некоторые трубки выглядели очень просто. Многие трубки принадлежали не одному человеку, а целому врачебному или религиозному сообществу.

Разнообразие трубок

Ритуальные трубки использовались несколькими племенами северо-американских индейцев, и материалы для их изготовления отличались в зависимости от племени и места. Вот некоторые типы камней и материалов, использовавшихся для изготовления трубок:

Глина - трубки индейцев чероки и чикасо изготавливались из обожжённой глины и речного тростника.

Красный трубочный камень - катлинит, богатый железом мягкий аргиллит красного оттенка, залегающий между слоями сиукского кварцита . Обычно добывается ниже уровня грунтовых вод, поскольку быстро разрушается под действием ветра и воды. Красный трубочный камень использовался индейцами Вудленда , индейцами Большого Бассейна и индейцами Великих равнин . Камень при этом имеется в Теннесси (к югу от центра штата), Миннесоте (город Пайпстон) и Юте (Дельта, Юинта). Но священный трубочный камень добывался именно в Пайпстоне. Камень из этого месторождения мягче и проще в обработке, чем катлиниты из других мест. Сама каменоломня расположена к северу от города. В наше время добыча камня в этой каменоломне разрешена только коренному населению Америки.

Голубой трубочный камень - ещё один вид катлинита, использовался для изготовления трубок преимущественно племенами Великих равнин. Залежи этого камня находятся в Южной Дакоте. Начало использования голубого трубочного камня совпадает по времени с появлением у индейцев Великих равнин лошадей .

Голубой камень (Bluestone ) - твёрдый зелёно-голубой кварцит, добываемый в южных Аппалачах . После обработки он принимает зеленоватый оттенок. Этот камень использовался для изготовления трубок несколькими племенами восточного Вудленда. Чероки, крики и чикасо делали трубки из этой породы. Также найдено несколько древних трубок из голубого камня миссисипской культуры .

Зелёный трубочный камень - зелёная с белыми прожилками с медесодержащая мраморная порода, добываемая в Вайоминге и Южной Дакоте. Использовался шошонами , ютами и племенами Великих равнин для создания ритуальных и личных курительных трубок. Из него также вырезали изображения и предметы религиозного характера.

Чёрный трубочный камень (Южная Дакота) - мягкая хрупкая чёрная порода с белыми прожилками, добывался в Южной Дакоте и использовался некоторыми племенами Великих равнин.

Чёрный трубочный камень (Юинта) - чрезвычайно твёрдый чёрный кварцитовый сланец, подвергшийся метаморфному сжатию , добывался в оврагах на юго-востоке гор Юинта в Юте и Колорадо. Этот камень применялся индейцами Большого Бассейна для изготовления палиц и курительных трубок, имеющих хороший блеск после полировки. Отбирались камни, нанесённые водой вниз по оврагам и ручьям, поскольку в таких камнях обычно меньше трещин и дефектов.

Трубки в искусстве

Широко известны следующие строки из поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло «Песнь о Гайавате »

Смойте краски боевые,

Смойте с пальцев пятна крови;

Закопайте в землю луки,

Трубки сделайте из камня,

Тростников для них нарвите,

Ярко перьями украсьте,

Закурите Трубку Мира

И живите впредь как братья.

См. также

Напишите отзыв о статье "Трубка мира"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Трубка мира

В 1811 м году в Москве жил быстро вошедший в моду французский доктор, огромный ростом, красавец, любезный, как француз и, как говорили все в Москве, врач необыкновенного искусства – Метивье. Он был принят в домах высшего общества не как доктор, а как равный.
Князь Николай Андреич, смеявшийся над медициной, последнее время, по совету m lle Bourienne, допустил к себе этого доктора и привык к нему. Метивье раза два в неделю бывал у князя.
В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его дома, но он никого не велел принимать; а только немногих, список которых он передал княжне Марье, велел звать к обеду.
Метивье, приехавший утром с поздравлением, в качестве доктора, нашел приличным de forcer la consigne [нарушить запрет], как он сказал княжне Марье, и вошел к князю. Случилось так, что в это именинное утро старый князь был в одном из своих самых дурных расположений духа. Он целое утро ходил по дому, придираясь ко всем и делая вид, что он не понимает того, что ему говорят, и что его не понимают. Княжна Марья твердо знала это состояние духа тихой и озабоченной ворчливости, которая обыкновенно разрешалась взрывом бешенства, и как перед заряженным, с взведенными курками, ружьем, ходила всё это утро, ожидая неизбежного выстрела. Утро до приезда доктора прошло благополучно. Пропустив доктора, княжна Марья села с книгой в гостиной у двери, от которой она могла слышать всё то, что происходило в кабинете.
Сначала она слышала один голос Метивье, потом голос отца, потом оба голоса заговорили вместе, дверь распахнулась и на пороге показалась испуганная, красивая фигура Метивье с его черным хохлом, и фигура князя в колпаке и халате с изуродованным бешенством лицом и опущенными зрачками глаз.
– Не понимаешь? – кричал князь, – а я понимаю! Французский шпион, Бонапартов раб, шпион, вон из моего дома – вон, я говорю, – и он захлопнул дверь.
Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.

Самые ранние свидетельства о табаке насчитывают порядка трех тысяч лет. И если судить по сохранившимся памятникам цивилизации Майя и индейцев Центральной Америки, то вся история табака и курительных трубок пошла именно оттуда.

С разбиением Америки на несколько частей и в соответствии с традициями и уровнем развития племен история табака пошла различными путями. Наибольшего развития культура табакокурения достигла в племенах Ацтеков и индейцев Северной Америки. Ими использовались каменные или глиняные трубки, на которых часто встречаются изображения животных, поражающие своей детальной проработкой. Самым распространенным материалом для трубок в средней части Северной Америки был мягкий красный камень (катлинит), который индейцы называли «курительным». Большинство встречающихся «трубок мира» того времени были сделаны из этого камня. Встречаются также оригинальные трубки, объединенные с томагавком, где рукоятка томагавка одновременно являлась и чубуком.

В Южной Америке, из-за иных климатических условий, трубки резали в основном из древесины тропических деревьев, многие трубки так же имели формы животных или людей. Но встречаются и довольно интересные экземпляры трубок доколумбовой эпохи, выполненных в форме буквы «Y», где два относительно коротких конца вставлялись в ноздри и таким образом трубку курили.

Легенды Дакота

Курение трубки с табаком относится у индейцев к числу особых магических ритуалов. Европейской культуре мало знаком изначальный религиозно-мистический смысл этого действа. А вот на родине этого обычая, в Америке, ритуальное курение весьма распространено. Индейцы очаги начинали всякое дело трубкой табака и молитвой: «Великий Дух, сойди и покури со мной как друг!» Сиу, раскуривая трубку, сначала предлагали ее Солнцу. Вождь надчезов, встречая рассвет ритуальным курением, пускал дым на восток, а затем в трех других направлениях. Для индейцев табак – священная трава, «трубка мира» (калюмет) – дар Великого Духа. Поэтому курение – это угодная богам жертва, а благоговейное выдыхание табачного дыма сродни молитвенному обращению. «Трубка мира» символизирует не только и не столько примирение враждующих племен (как это принято считать), сколько установление гармонии между богами и людьми.

В жизни любого индейца церемония Священной Трубки - всегда большое событие. Для индейцев Дакота особенно. Дакота без трубки - это половина индейца и половина мужчины. Для них трубка была больше чем простое средство для курения табака. Она была их неразлучным спутником в жизни, и они могли позволить себе оставить или потерять все, что угодно, только не трубку. И это не случайно, ведь трубку завещал курить отцам их отцов сам Великий Дух.

Табак войны и трубка мира

Табак считался растением «мужских духов», покровителей войны и охоты. Когда канадские гуроны отправлялись на войну или на охоту, они оставляли табак в расщелинах священной скалы и обращались к своим защитникам со словами: «О дух, живущий здесь, возьми этот табак, который мы тебе даем! Помоги нам! Освободи нас от всех бед! Помоги нам вернуться здоровыми и невредимыми!» Могущественные племена ирокезов зажигали табак, чтобы умилостивить бога войны. Ацтеки приносили табак в жертву своему военному покровителю – Гуицилопочли, а также использовали его как компонент мази для втирания, помогавшей общаться и с остальными богами. Сок табака (вместе с другими составляющими) был необходим, чтобы вызвать ярость и воинское безумие.

Заканчивалась война тоже курением. Заключая мир, индейцы, согласно обряду, садились под деревом, которое называли «деревом мира». Трубка с табаком переходила из рук в руки, и каждый высокий гость, включенный в круг, должен был сделать затяжку. Давали «трубку мира» и просто повздорившим мужчинам.

Стоит отметить, что индейцы курили по любому поводу – даже при совершении сделок и договоров: давший слово во время курения не сможет его нарушить: за этим проследят духи. Когда же кому-то, мужчине или женщине, была нужна помощь – например, по случаю пропажи вещей или болезни, нуждающийся посылал трубку с табаком шаману. Если все было сделано правильно, шаман не мог ему отказать и проводил церемонию, призванную избавить страдающего от несчастий.

В священном теле священный дым

Жрецы майя и ацтеков полагали, что табак появился из крови первых людей, принесенных в жертву: так боги отблагодарили людей за эти дары. Сами жрецы курили табак, чтобы узнать будущее и волю богов, многих из которых изображали с трубкой в руке. Это породило еще один обычай: так как боги любят курить, для того чтобы добиться их расположения, следует окуривать идолы табачным дымом. До наших дней сохранилась традиция подвешивать табак в ярких мешочках на ветви деревьев в местах обитания духов. Современные индейские шаманы проводят ритуалы мапахо – дымом специальных сортов табака шаман «обдувает» пациента с целью очищения тела и восстановления энергии.

Индейские шаманы стали первыми применять табак при лечении многих недугов: больных клали на высокое ложе и ставили перед ними сосуды с тлеющим табаком. Табачные листы накладывали на раны, чтобы духи «выпили» болезнь.

Хотя курили табак, вероятно, все племена, не все занимались его разведением. Например, кри и команчи выменивали его у других, считая табак священным растением, которое нельзя срезать. Они полагали, что на тех, кто его срежет, обрушится гнев духов, но курить уже срезанный табак можно и нужно.

Табак не только курили, но и делали из него отвары, мази, тампоны. Индейцы использовали табак как лекарство от многих болезней, для защиты от злых духов и для общения с добрыми духами, как магическое средство на охоте и в качестве силы, помогающей одолеть врагов в битве. Табак играл весьма существенную роль в ритуалах и церемониях.

Не табаком единым…

В своих религиозных ритуалах индейские племена использовали не только табак, но и ряд галлюциногенных растений, включая различные виды пасленов и бобы мескаля (мескалин, кстати, и в наше время используют некоторые табачные блендеры. Прим. Torch ). Для равнинных индейцев, равно как и для всех остальных коренных народов Северной Америки, чрезвычайно важное значение имело раскрытие личности на уровне подсознания – просветления. Наркотические растения ценились тем, что помогали достигать тех состояний, когда открывалось сверхъестественное.

В наше время тотального прагматизма мы почти утратили ту нить, которая связывает нас с природой и постоянно нарастающий ритм жизни делает эту нить все тоньше и тоньше. Но у некоторых из нас есть свои секреты - в какие-то моменты мы достаем свои трубки, любимый табак и обращаемся к своей сущности. Пусть современная культура курения трубки и отличается от культуры древних индейских племен, но и для них и для нас это - процесс, к которому мы относимся с особым трепетом, а трубка и табак - особо почитаемые предметы.

По материалам статей из журналов «Nicotiana Aristocratica» и «CigarClan»,
а так же по материалам различных публикаций и переводов в сети Интернет. Вольный собиратель Torch

Трубка мира - один из культурных символов североамериканских индейцев , ставший общемировым термином. Выражение «раскурить трубку мира » означает «заключить мирные соглашения» и происходит от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали по кругу курительную трубку . Этот обычай стал общеизвестным во многом благодаря книгам и кинематографу .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Трубка Мира. Как это сделано?

    ✪ Трубка мира (мультфильм)

Субтитры

Общие сведения

Другое часто применяемое название трубки мира - «калумет» . Его использовали французские и норманские поселенцы в Канаде для описания церемониальных трубок коренных народов региона.

Трубка мира была священным предметом не только для данного племени, но и всех окружающих. Головка трубки делалась из священного красного трубочного камня (катлинит ), который добывался в каменоломнях обширного плато Кото-де-Прери , на востоке Южной Дакоты , юго-западе Миннесоты и в Айове . Эти каменоломни традиционно оставались нейтральными территориями среди воюющих племён, и люди разных национальностей путешествовали к карьерам за священным трубочным камнем.

Ритуальное использование

Трубка Мира - устоявшееся, но неверное название для калуметов и других индейских церемониальных трубок, и, по сути, отражает смысл лишь одного типа трубок и одного из ритуалов, где они использовались. В множестве северо-американских коренных культур существовали многочисленные виды ритуальных трубок, стили их изготовления, смеси для курения, да и сами церемонии были уникальными, поскольку относились к исчезнувшим религиям и верованиям тех племён. Существовали трубки для всего: войны и мира, коммерции и торговли, принятия социальных и политических решений.

Во время своего путешествия вниз по реке Миссисипи в 1673 году отец Жак Маркетт задокументировал всеобщее уважение, оказанное «трубке мира» всеми коренными народами, встреченными им на пути, даже теми, кто был в состоянии войны друг с другом. Он утверждал, что появление трубки во время боя смогло бы остановить сражение. Именно по этой причине люди племени Иллинойс дали Маркетту такую трубку в качестве подарка для обеспечения его безопасного путешествия через свои земли.

При использовании в ритуалах дым, согласно верованиям, привлекает внимание Творца и других могущественных духов к молящимся. Традиция племени лакота утверждает, что Женщина Белый Телёнок принесла людям чанунпу (наименование священной трубки на языке сиу), и научила их её символизму и церемониям.

Согласно устной традиции, наглядно подтверждаемой изготовленными до контактов с европейцами трубками, хранящимися в музеях, племенных и частных хранилищах, некоторые церемониальные трубки украшались перьями, мехом, волосами человека и животных, бисером, резьбой и другими предметами, имеющими значение для владельца. А некоторые трубки выглядели очень просто. Многие трубки принадлежали не одному человеку, а целому врачебному или религиозному сообществу.

Разнообразие трубок

Ритуальные трубки использовались несколькими племенами северо-американских индейцев, и материалы для их изготовления отличались в зависимости от племени и места. Вот некоторые типы камней и материалов, использовавшихся для изготовления трубок:

Глина - трубки индейцев чероки и чикасо изготавливались из обожжённой глины и речного тростника.

Красный трубочный камень - катлинит, богатый железом мягкий аргиллит красного оттенка, залегающий между слоями сиукского кварцита . Обычно добывается ниже уровня грунтовых вод, поскольку быстро разрушается под действием ветра и воды. Красный трубочный камень использовался индейцами Вудленда , индейцами Большого Бассейна и индейцами Великих равнин . Камень при этом имеется в Теннесси (к югу от центра штата), Миннесоте (город Пайпстон) и Юте (Дельта, Юинта). Но священный трубочный камень добывался именно в Пайпстоне. Камень из этого месторождения мягче и проще в обработке, чем катлиниты из других мест. Сама каменоломня расположена к северу от города. В наше время добыча камня в этой каменоломне разрешена только коренному населению Америки.

Голубой трубочный камень - ещё один вид катлинита, использовался для изготовления трубок преимущественно племенами Великих равнин. Залежи этого камня находятся в Южной Дакоте. Начало использования голубого трубочного камня совпадает по времени с появлением у индейцев Великих равнин лошадей .

Голубой камень (Bluestone ) - твёрдый зелёно-голубой кварцит, добываемый в южных Аппалачах . После обработки он принимает зеленоватый оттенок. Этот камень использовался для изготовления трубок несколькими племенами восточного Вудленда. Чероки, крики и чикасо делали трубки из этой породы. Также найдено несколько древних трубок из голубого камня



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: