Виды технологий. Современные педагогические технологии

Технологии являются важными составляющими современной цивилизации. Что это такое, понимает почти каждый. Но грамотно сформулировать свои знания, как ни странно, людям довольно сложно. Возможно это потому, что мало кто знаком с точным определением.

Что такое технологии?

Технология - это комплекс инженерных и научных знаний, что были воплощены в средствах и способах труда, наборов материально-вещественных компонентов производства, а также виды их сочетаний, которые создаются, чтобы получить определённый продукт или услугу. Также можно встретить использование данного термина, как совокупности способов переработки сырья и материалов, изготовление изделий и все процессы, которые сопровождают данные виды работ. Наиболее популярным на данный момент является словосочетание «высокие технологии». Оно используется для обозначения выполнения сложного вида работ, в конечном результате которых можно будет получить удивительный результат, который базируется на окружающем нас микромире.

Какие требования выдвигают к современным технологиям?

Со времени своего появления сотни тысяч лет назад они значительно усовершенствовались. Ранее технологии представляли собой примитивный набор действий, который сейчас может быть воссоздан практически любым современным человеком. Но шло время, и они усложнялись. Сейчас современные основные технологии выдвигают требования на порядок выше.

  1. Должна быть системная целостность (полнота) процесса. В него должен входить набор элементов, которые обеспечат требуемую завершенность действий, что приведет к достижению поставленной цели.
  2. Значительная степень деления процесса на отдельные стадии или фазы выполнения.
  3. Регулярность и однозначность, которые позволят применить средние величины, чтобы охарактеризовать совершаемые действия и провести их унификацию и стандартизацию.
  4. Технология должна быть неразрывно связана с самим производственным процессом и отображаться как совокупность действий, которые выполняются во времени.
  5. Весь процесс осуществляется в специальных искусственных системах, что создаются, чтобы обеспечить реализацию отдельных потребностей.

Характеристика технологических процессов

Что они собой представляют, мы уже имеем определились. Какие требования выдвигаются к современным технологиям, тоже уже известно. А что можно сказать про их определённые характеристики? Какими должны быть Для этого ознакомимся с такими тремя пунктами, которые позволят их оценить «изнутри».

  1. Процесс должен быть разделён на внутренние взаимосвязанные операции, фазы и состояния, которые обеспечивают оптимальную или близкую к ней динамику развития. Также должны быть определены рациональные пределы выдвигаемых требований к персоналу, который будет работать с данной технологией.
  2. Необходимо наличие координации взаимодействия и последовательное выполнение действий и операций, которые направлены на то, чтобы получить желаемый результат. И это всё должно базироваться на логике развития и функционирования каждого конкретного процесса.
  3. Необходимо предусмотреть однозначность выполнения всех процедур и операций, которые предусмотрены технологией. Это является непременным и определяющим условием для достижения необходимых результатов с соблюдением необходимых норм и нормативов.

Понять, что такое технологии, невозможно без знания их свойств, которые уже были перечислены выше.

Задачи технологий

Зачем же нам необходимы эти наработки? Какие задачи выполняют технологии в наших руках? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать, что технологии являются набором способов и средств, с помощью которых осуществляется управляющий процесс из широкого множества его реализаций. Что будет определено как цель, то и является задачей, которая стоит перед технологией.

В основе любого набора способов и средств имеются такие составляющие:

  • цель реализации (она же задача), которая предоставляет наибольший интерес для других людей;
  • предмет, который подлежит технологическим изменениям;
  • методы и способы воздействия на него;
  • средства технического влияния на объект, который представляет интерес;
  • организация и упорядоченность процессов.

Так, высокие технологии должны обеспечить нам более легкую и комфортную жизнь. Это совершается, благодаря автоматизации сложных процессов и облегчению выполнения различных операций. Но с увеличением количества людей, что имеют доступ к благам, возникает целый ряд проблем (например, экологических), которые требуют комплексного подхода к поиску их решения.

Реализация технологий

Так называют последовательность смены состояний, совокупности действий или стадий работы. Говоря про то, что такое технологии, сложно обойти вниманием понятие Рассказать про него нужно, чтобы в будущем не возникало недоразумений. Под производственным процессом понимают совокупность операций, которые являются взаимосвязанными, а также изменения ресурсов, которые направлены на то, чтобы получить определённую продукцию. Это важно для понимания сути вещей и правильного оперирования терминологической базой. Те процессы, что имеют свои четкие схемы реализаций, можно представить в виде небольшого списка.

  1. Программируемые, и научно-исследовательские технологии;
  2. Хаотические и автоматизированные процессы.

За что отвечают разные типы технологических процессов?

Давайте более детально рассмотрим, за что они отвечают.

  1. Автоматические процессы. Действия выполняют без малейших отклонений. Поскольку такая работа человеку не под силу, а только высокотехнологичным устройствам, то и было введено обозначение «автоматические»;
  2. Хаотические процессы. Все причинно-следственные связи обладают статистическим и вероятностным характером;
  3. Программируемая технология. Характеризуется определённой последовательностью процессов обработки получаемой информации в соответствии с заданными командами.
  4. Профессионально-техническая технология. Занимается определением последовательности обработки узлов, деталей и изделий с применением определённого алгоритма.
  5. Научно-техническая технология. Прорабатывает вопросы последовательности процессов обработки составляющих рабочего объекта (которыми являются детали, информация, изделия, узлы) в соответствии с заданным процессом и при применении средств интеллектуальной обработки.
  6. Научно-исследовательская технология. Не является полностью определённой. Она может меняться на протяжении технологического процесса, чтобы получить желаемый результат. Всегда используется с применением интеллектуальных средств

Как развиваются технологии, и какие у них есть перспективы?

Нельзя не отметить значительное ускорение технического прогресса и развитие технологий, которое произошло за последнее столетие. ХХ век стал настоящим прорывом в науке. Сейчас же наиболее активно развиваются те направления, из которых можно в ближайшее время извлечь наибольшую выгоду (это вытекает из особенностей социально-экономической ситуации). Развитие технологий, которые будут иметь значительную важность в отдаленном будущем, лежит исключительно на государствах. Это связано с тем, что для их продвижения требуются определённые финансовые средства, а вот когда будет результат, и практическое (а читай коммерческое) применение - неизвестно. Но несмотря на это, разработка технологии в зависимости от поставленной задачи, может быть выполнена и отдельным заинтересованным лицом.

Применение технологий в повседневной жизни

Увидеть их можно практически на каждом шагу. На что ориентируются аграрии, когда они выращивают свою продукцию? На технологию обработки земли, её засева, ухода за растительностью (обработка пестицидами и удобрение земли) и многое другое. То же самое и с промышленниками - прежде чем сделать автомобиль необходимо продумать, как будут создаваться сначала составляющие его детали, а потом и сама машина. Даже в педагогике есть свои технологии - только относятся они уже к особенностям осуществления образовательного процесса в детских садах, школах, университетах.

Использование технологий позволяет функционировать и развиваться нашему обществу в таком темпе, как это происходит сейчас.

Заключение

Вот насколько они разные, сложные и необходимые. Существуют и творческие технологии, и технические - так сказать, на любой вкус и на любую Для улучшения жизни необходимо массово подключать всех людей к данным изыскам. Ведь когда многие будут знать ответ на то, что такое технологии, и какая их роль в нашей жизни, то в этом случае можно будет рассчитывать на более быстрое решение наших проблем.

Ученые разделяют технологии на виды:

· Практическая технология– это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д.

· Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительских стоимостей.Предмет ее изучения: процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей.

· Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека. Предмет исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека.

Многообразия в современном обществе практических технологий привело к необходимости производить их классификацию. Общность технологий по различным принципам позволяет упростить экономическую оценку вероятных инноваций. Наиболее распространенные классификации технологий были сделаны Джоанн Вудворд и Джеймсоном Томпсоном.

Классификация технологий по Вудворд (Джоанн Вудворд – британская исследовательница в области управления):

1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство, т.е., когда одновременно изготавливается только одно или малые серии изделий. К данным технологиям можно отнести производство больших самолетов, кораблей, высокопроизводительных вычислительных машин, оборудование для космической и атомной промышленности, а также индивидуальные заказы (специальные автомобили, одежда, парфюмерия и т.д.)

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу. Характеризуются механизацией и использованием стандартных деталей и конвейеров. Это, прежде всего, продукты повседневного использования, такие как: одежда, продукты питания, электроника, автомобили и т.д.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинаковых по характеристикам продуктов в больших объемах. Такими технологиями пользуется энергетика, нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность и т.д.

Недостатком классификации Дж. Вудворд является полное отсутствие сферы услуг. Классификация технологий по Томпсону учитывает этот недостаток. Джеймс Томпсон был социологом и теоретиком организации, выделил следующее деление технологий:

1. Многозвенная технология характеризуется серией взаимозависимых задач. К ним относятся все сборочные линии массового производства.

2. Посредническая технология. Характеризуется встречами групп людей, таких как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Большинство организаций сферы услуг используют именно такую технологию.

3. Интенсивные технологии. Характеризуются применением специальных приемов, навыков или услуг для производства определенных изменений в конкретном материале. Большинство предприятий, занимающихся переработкой ресурсов, такие как горнообогатительные комбинаты, а также ремонтные мастерские применяют интенсивные технологии.

Необходимо отметить, что роль человека при производстве продукции различна, поэтому наиболее простым способом классификации технологии по вовлечению труда человека можно разделить на:

Ручные (полностью труд человека);

Механизированные (механизация тяжелого физического труда)

Автоматизированные (частичное участие человека, чаще всего для манипулирования техникой);

Автоматические (без какого либо участия человека во время производства).

На данный момент практически каждый человек дома имеет компьютер, и почти у каждого есть Интернет. Сеть, в которой находятся миллионы Web-страниц с большим количеством информации. Раньше такие страницы мог создавать только один человек, разработчик. А люди, которые пользовались этими страницами, были только потребителями. Но недавно появилась технология Wiki. Технология, позволяющая другим пользователям не только брать для себя новую информацию, но и вносить свои поправки на этих страницах.

Многие существующие поныне сайты пользуются технологией Wiki. Например, самый известный сайт, основанный на этой технологии - это Википедия. Широко распространенная интернет-энциклопедия. На этом сайте люди всего мира могут вносить туда свои заметки, поправки, создавать свои полезные и интересные страницы, и конечно получать для себя новые знания. Этим сайтом пользуются множество людей разных статусов и возрастов: школьники в своих рефератах, студенты в своих исследовательских.

Wiki-технологию используют во многих профессиях: врача, учителей, инженеров и многих других.

Уже создана страница по медицине, основанная на технологии Wiki. Благодаря этому сайту человек возьмет для себя информацию по лечению от какой-либо болезни, абитуриенты медицинского учреждения возьмут для себя дополнительные знания, выходящие за рамки обучения, врачи с разных точек Земли могут делиться своими знаниями и опытом.

Или Wiki-сервисы позволяют журналистам создавать внутренние сайты, обмениваться информацией с коллегами и аудиторией, коллективно работать над совместными проектами и отдельными текстами. И все это - в режиме реального времени, не тратя драгоценные минуты на звонки и бесконечные электронные письма.

Поэтому Wiki-страницы удобны.

Это хорошо, что придумали такую полезную вещь, и именно поэтому мы хотим изучить ее лучше, а именно изучить историю и понятие Wiki-страницы и, конечно же, самим попробовать внести небольшой вклад в развитии Википедии.

Цель работы:

1. Освоить технологию создания Wiki-страниц.

1. Дать определение Wiki-технологии.

2. Изучить историю появления Wiki-технологии.

3. Найти самые распространенные Wiki-порталы.

4. Рассмотреть техническую основу Википедии.

5. Создать свою Wiki-страницу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Физико-математический факультет

Кафедра информатики и вычислительной техники

Реферат

Технология Wiki. Алгоритм создания wiki-страницы

Преподаватель: Т.В. Кормилицына

Саранск 2017

1. Определение Wiki-технологии

5.2. Алгоритм создания Wiki-страницы

5.2.3. Создать статью

5.2.4. Правильно начать статью

5.2.5. Оформление заголовков

5.2.6. Цитаты

5.2.7. Сноски

5.2.8. Списки

5.2.9. Шаблоны

5.2.10. Шаблон-карточка

5.2.14. Записывание статьи

Заключение

Введение

На данный момент практически каждый человек дома имеет компьютер, и почти у каждого есть Интернет. Сеть, в которой находятся миллионы Web-страниц с большим количеством информации. Раньше такие страницы мог создавать только один человек, разработчик. А люди, которые пользовались этими страницами, были только потребителями. Но недавно появилась технология Wiki. Технология, позволяющая другим пользователям не только брать для себя новую информацию, но и вносить свои поправки на этих страницах.

Многие существующие поныне сайты пользуются технологией Wiki. Например, самый известный сайт, основанный на этой технологии - это Википедия. Широко распространенная интернет-энциклопедия. На этом сайте люди всего мира могут вносить туда свои заметки, поправки, создавать свои полезные и интересные страницы, и конечно получать для себя новые знания. Этим сайтом пользуются множество людей разных статусов и возрастов: школьники в своих рефератах, студенты в своих исследовательских.

Wiki-технологию используют во многих профессиях: врача, учителей, инженеров и многих других.

Уже создана страница по медицине, основанная на технологии Wiki. Благодаря этому сайту человек возьмет для себя информацию по лечению от какой-либо болезни, абитуриенты медицинского учреждения возьмут для себя дополнительные знания, выходящие за рамки обучения, врачи с разных точек Земли могут делиться своими знаниями и опытом.

Или Wiki-сервисы позволяют журналистам создавать внутренние сайты, обмениваться информацией с коллегами и аудиторией, коллективно работать над совместными проектами и отдельными текстами. И все это - в режиме реального времени, не тратя драгоценные минуты на звонки и бесконечные электронные письма.

Поэтому Wiki-страницы удобны.

Это хорошо, что придумали такую полезную вещь, и именно поэтому мы хотим изучить ее лучше, а именно изучить историю и понятие Wiki-страницы и, конечно же, самим попробовать внести небольшой вклад в развитии Википедии.

Цель работы:

1. Освоить технологию создания Wiki-страниц.

Задачи:

1. Дать определение Wiki-технологии.

2. Изучить историю появления Wiki-технологии.

3. Найти самые распространенные Wiki-порталы.

4. Рассмотреть техническую основу Википедии.

5. Создать свою Wiki-страницу.

Рассмотрим различные определения словарей.

В распространенных словарях (Ожегова, Ушакова, Даля) не было определения Вики-технологии. Ведь Вики-технология появились сравнительно недавно, а именно в 1995 году.

Тогда рассмотрим более современные словари.

Wiki-технология обычно обладает двумя свойствами:

1. Любой может редактировать страницы Wiki, и любой может откатывать сделанные правки

2. Создавать новые страницы Wiki довольно просто, потому, что не требуется знания и использования HTML

(Для обоих правил существуют исключения) - Такое определение нам дает Oddmuse.org.

Вики (англ. wiki) -технология, на основе которой создается веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов производится с использованием викиразметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедия. - Такое определение нам дает Википедия.

Wiki - технология создания веб-сайтов, которые идеально подходят для создания базы знаний, технических заданий и подготовки различных документов, над которыми происходит совместная работа нескольких пользователей. -Такое определение нам дает wikia.com

2. История появления Wiki-технологии

В конце 1980 -х Уорд Каннингем (американский программист, один из пионеров в области паттернов и экстремального программирования) начал разрабатывать концепцию вики. Впервые реализовал её на практике в середине 1990-х. 25 марта 1995 года был открыт первый сайт «Портлендское хранилище образцов» программного кода, работающий на этой технологии, для чего был написан первый вики-движок WikiWikiWeb.

Слово "Wiki” Каннингем позаимствовал с гавайского языка, означающее «быстрый». Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая, возможно, работает».

Позже этому слову был придуман английский бэкроним:

What

Know

Is...

В переводе получим: «Я знаю, что...»

Оно и понятно, Вики была создана для обработки информации большим количеством людей.

■ Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на Вики-сайте, используя обычный веб браузер без каких-либо его расширений.

■ Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет.

■ Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Создание этой Вики страницы сделало большой шаг в развитии.

3. Самые распространенные Wiki-порталы

В данное время существует уже много сайтов, основанные на Викитехнологии. Самыми распространенными являются:

«Википедия» и остальные проекты корпорации Викимедиа (викисловарь, викицитатник и т.д.) - всемирные интернет-энциклопедия.

«Луркоморье» - в отличие от Википедии, которая описывает всё, эта энциклопедия современной культуры, фольклора и субкультур

«Викилаборатория» - предлагает исследователям объединяться, чтобы вести совместную научную деятельность прямо на сайте

«Русский писатель» - о русскоязычных поэтах, писателях, их произведениях и переводах от прошлого до современности.

«Родовод» - открытое генеалогическое древо.

«Википедия - свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. Может быть полезной самому широкому кругу читателей - от школьников до докторов наук». Такое определение дает нам сам этот сайт.

На данный момент это наиболее распространенная интернет-энциклопедия, основанная на Wiki-технологии. Все, у кого есть Интернет, знают об этой энциклопедии. Она основывается на том, что любой человек может пополнить этот сайт. Создавать и редактировать статьи Википедии может, в принципе, каждый пользователь сети интернет, причём в абсолютном большинстве случаев даже без регистрации на сайте энциклопедии. Все вносимые такими добровольцами в какую-либо статью этой энциклопедии изменения незамедлительно становятся видными всем посетителям сайта.

Википедия создаётся добровольцами со всего мира на 282 мировых языках. Она содержит более 20 миллионов статей.

Мало кто знает, что помимо выполнения функции энциклопедического справочника, Википедия стала главным объектом внимания СМИ как сетевой источник последних новостей по причине того, что информация в статьях постоянно обновляется.

Несколько языковых версий опубликовали подборку статей Википедии в версии на оптических дисках. А в 2009 году художник Роб Мэттьюс (RobMatthews) распечатал избранные статьи английского раздела Википедии на 5000 страниц и сшил их в книгу с твёрдым переплётом. Как он написал в пояснении к этому своему проекту: «Воспроизведение Википедии в ущербной физической форме помогает легче ставить под сомнение разумность её использования»

4. Техническая основа Википедии

Для создания вики-среды необходимо особое ПО - движок вики - это набор программ, служащий для преобразования вики-разметки в удобочитаемое представление на языке НТМЬ.Это частный вид систем управления сайтом, довольно простой в своём устройстве и функциональности, ибо почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

Работа Википедии и других сайтов Фонда Викимедиа (некоммерческой организация, обеспечивающая материальную основу для ряда интернет-сообществ, создающих свободно распространяемое содержимое) основана на движке MediaWiki.

MediaWiki - это один из самых полнофункциональных вики-движков, написанный специально для Википедии и использующийся во многих других проектах фонда «Викимедиа», частных и государственных организациях.

Этот движок предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, возможность обработки текста как в собственном формате викитекст, так и в форматах HTML и TeX (для формул), возможность загрузки изображений и других файлов, а также другие возможности. Гибкая система расширений позволяет пользователям добавлять собственные новые возможности и программные интерфейсы.

Логотип MediaWiki представляет собой желтый цветок на фоне четырех квадратных скобок. Это символизирует применяемый язык разметки, в котором для создания ссылок используются квадратные скобки, что гораздо проще традиционного синтаксиса HTML.

5. Практика реализации Wiki-страниц в Википедии

5.1. Основные понятия и термины Википедии

Для начала познакомимся с терминами, которые мы будем использовать.

Вики разметка - разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы.

Тегами помечают страницы для быстрого поиска нужной страницы.

Версия - одна из сохраненных правок вики-страницы.

Текущая версия - последняя версия вики-страницы, которая в данный момент видна на сайте.

5.2.1. Выбрать тему для статьи

Нашей темой статьи будет: «сайт privetstudent.com»

5.2.2. Поискать, существует ли уже такая статья

Мы произвели поиск ключевых слов выбранной нами темы с помощью поля поиска. Отдельной статьи на эту тему не существует.

5.2.3. Создать статью

При поиске такой статьи Википедия предлагает создать страницу на эту тему. Для того чтобы это сделать, надо нажать на красную ссылку. Здесь откроется поле ввода.

5.2.4. Правильно начать статью.

Статья начинается с повторения названия и выделения его полужирным шрифтом. Для этого используют тег: ""текст"".

После этого через тире пишем определение, указывая там, где это возможно внутренние ссылки по Википедии. Ведь в Википедии все страницы взаимосвязаны. Для того чтобы указать ссылку в Википедии нужно в двойных квадратных скобках сначала ввести точное название статьи в Википедии, а через вертикальную черточку текст, который увидит пользователь.

Например: [[Название статьи в Википедии|то, что увидит пользователь]]

{{ карточка сайта | websitename = privetstudent.com

| логотип сайта = [[Файл:Логотип privetstudent.png|200px|Логотип сайта privetstudent.com]]

| url = [ http://privetstudent.com privetstudent.com]

| скриншот = [[Файл:Главная страница сайта privetstu-dent.com.jpeg|250px|Главная страница «privetstudent.com»]]

| commercial = Да

I type = [[Образовательные сайты (Интер-нет)|образовательные сайты]]

| reg = Свободная

| language = [[Русский язык|русский]]

| date_of_launch =[]

| те кущий статус = Работает и развивается }}

""«privetstudent.com»"" - бесплатный русскоязычный, пополняемый зарегистрированными пользователями [[образовательные сайты (Интернет)|образовательные сайты]], качественными студенческими работами.

История ==

Сайт privetstudent.com появился осенью 2012 года.

Функциональность ==

Сервер сайта, расположен в Германии. Компания privetstudent.com зарегистрирована офшорной зоне в Панаме.

На сайте privetstudent.com пользователи могут скачать множество студенческих работ: рефераты, курсовые, дипломные работы, презентации.

После регистрации, пользователь может добавить свою работу в свободный доступ.

Главное отличие от других подобных сайтов это минимум рекламы.

* [ http://privetstudent.com/ Официальный сайт]

5.2.5. Оформление заголовков

После краткого описания нужно создать заголовки с описанием. Если заголовком будет больше четырех, то Википедия автоматически соберет содержание.

Чтобы создать заголовок n-уровня, название заголовка обрамляют n знаками «равно».(п от 2 до 5; от 2-ух, так как заголовок первого уровня - это название статьи, ставится автоматически)

Например: ==Заголовок 2==

5.2.6. Цитаты

Иногда в статье можно использовать цитаты. Для цитат в Википедии есть особое оформление, чтобы его применить цитату обрамляют вот так:

Например: {{начало цитаты}} «Цитата» {{конец цитаты|источник=кто сказал}}

5.2.7. Сноски

При цитировании в разделе «Примечания» обычно устанавливаются сноски. Чтобы создать сноску, используют парный тег - , указывая между тегами название источника (сайт). А в самом разделе «Примечания», созданным вручную, устанавливают тег

Например: Источник

Примечания==

5.2.8. Списки

Для того чтобы создать маркированный (нумерованный) список, перед каждым элементом списка нужно ввести * (#)

Например:

*Пункт 1 #Пункт 1

*Пункт 2 #Пункт 2

(Для создания текста курсивом обрамляем этот ""текст"")

5.2.9. Шаблоны

В Википедии существуют некоторые шаблоны. Их можно просмотреть на отдельном сайте в Википедии. Для вставки шаблона «Образовательный сайт» в последнем разделе пишем: {{Образовательные сайты}}. В конце статьи получим вот такой шаблон-таблицу:

5.2.10. Шаблон-карточка

При описании есть шаблон-карточка:

После введения информации сбоку на странице получится:

Обязательно в статье нужно указать ссылки

Также нужно указать в последнем разделе категорию. Они выводятся внизу статьи. В Википедии есть страница со всеми категориями.

Википедия - международная энциклопедия, имеющая разделы на десятках языков мира. Для связи статей на разных языках нужно создать интер-вику (ссылку на статью в иноязычной Википедии). Она выводится слева от статьи. Но перед этим нужно убедиться, что статья на иностранном языке имеет такую, же тему, о которой мы пишем.

Например: [[код языка:Название статьи на иностранном языке]]

5.2.14. Записывание статьи

Осталось нажать на кнопку «Записать страницу», и статья уже в просторах интернета. В скором времени ее проверят администраторы сайта. Если будет что-то неправильно, они это укажут, исправят, а если страница совсем негодна, то ее удалят.

Заключение

В ходе выполнения данной работы нам удалось познакомиться с таким новым понятием, как Вики-технология, рассмотреть его особенности, техническую основу, также были найдены и исследованы наиболее популярные вики-порталы. В результате чего было замечено, что наиболее популярным среди них на сегодняшний день является портал Википедия. Нам удалось внести вклад в это хранилище знаний, пополнив страницы данного портала своей собственной статьей.

Пускай этот вклад небольшой, но он значительный. Ведь если каждый человек сделает свою страницу, то Википедия расширится в несколько тысяч раз больше.

Список использованных интернет-ресурсов

1. Свободная электронная энциклопедия Википедия: Руководство для быстрого старта.

URL :http://m.wikipedia.org/wiki/Википедия:Руководство для быстрого %D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D 1 %8E (дата обращения 09.2011-04.2012)


Деятельность отдельных людей и организаций сейчас все в большей степени зависит от имеющихся у них знаний, одного из самых ценных ресурсов современного общества, и способности их эффективно использовать. Однако средства, предназначенные для представления знаний, еще достаточно несовершенны и часто заставляют людей вновь и вновь искать решения одних и тех же задач.

Для оптимизации поиска необходимой информации в наши дни создаются всевозможные онлайновые сервисы. Так, на базе Wiki-технологии в 2001 году Уэйлс и Сэнгер открыли сайт «Википедия». Википедия - многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете. Эта «общественная» энциклопедия является ярким примером стремительного роста и накопления знаний в распределенной среде Интернет. Она создается коллективным трудом добровольных авторов, использующих технологию Wiki.

До Википедии в Интернете было придумано много способов группового общения: чат, веб-форум, блог. Эти технологии разрешают обмениваться сведениями и каким-то образом их упорядочивать, но ни одна из них не позволяет создать полноценный, динамически обновляемый сайт. Сейчас в Википедии существует 253 языковых раздела.

Украинская часть Википедии в настоящее время составляет свыше 70 тысяч статей, а русская - свыше 250 тысяч. Темпы их роста одни из самых высоких (по 1000 статей в месяц). Очевидно, что не все украино- и русскоязычные пользователи Интернета знают о Википедии, но если учесть, как среди этих пользователей много ученых и студентов, можно ожидать значительного роста темпа заполнения этих ресурсов.

За время своего развития проект Википедии, несмотря на опасения, связанные с непрофессиональностью авторов, возможным вандализмом, спонтанностью создания отдельных статей, позволил создать достаточно качественный продукт - полную и объективную, свободно доступную всем многоязычную энциклопедию. Успех Википедии продемонстрировал, что пользователи Интернета нуждаются в достоверной энциклопедической информации. Поэтому проект сетевой энциклопедии уже сегодня является серьезным источником справочной информации, знаний, обладающий, в отличие от традиционных источников, замечательной особенностью - оперативностью.

Успех Википедии вызвал к жизни большое разнообразие других необходимых проектов, которые работают на похожих принципах и служат для создания других видов образовательных и справочных изданий.

Технология Wiki и ее основные характеристики

Wiki - это технология построения веб-сайта, позволяющая пользователям самим через веб-интерфейс активно включиться в процесс редактировании его контента - исправления ошибок, добавления новых материалов. Wiki-технология не требует использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML. Термином Wiki называется также ПО, которое разрабатывается для создания таких сайтов.

Информация, представленная в Wiki, имеет нелинейную навигационную структуру. Каждая страница обычно содержит большое количество гиперссылок на другие страницы. Первая вики, WikiWikiWeb, была разработана в 1994 году и в 1995-м впервые появилась в Интернете. Первым Wiki-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программного кода. Крупнейший и известнейший Wiki-сайт - Википедия. Сегодня технология Wiki применяется для создания справочников, баз знаний, разработки документации. Современные Wiki-движки позволяют работать не только с текстами, но и с электронными таблицами, календарями, галереями изображений, файлами и т. д. По Wiki-принципу можно строить и картографические сервисы. Появились разработки Wiki-приложений для корпоративной среды (например, Confluence, Jot, Near-Time).

Wiki призвана решить простую и естественную задачу - дать возможность каждому посетителю участвовать в разработке контента. Участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора - наравне с администрацией и штатными сотрудниками проекта. Для этого необходимо две вещи: во-первых, у пользователя должна быть техническая возможность внесения изменений в страницы сайта, а во-вторых - этот процесс не должен требовать специальных знаний и навыков.

Технология Wiki позволяет аккумулировать знания человечества, представляя их в электронной интероперабельной форме, обеспечить навигацию по этой базе знаний и средства ее актуализации. При этом использовать Wiki могут сообщества различного объема и тематической направленности, создавая базы знаний от глобальных Википедий и электронных энциклопедий крупных корпораций до легко обновляемых справочных систем небольших организаций, предприятий и учебных заведений. Wiki - это достаточно сложная система для сбора и структурирования информации. Ее основными характеристиками являются:

— обеспечивается поддержка многопользовательской работы;

имеется возможность многократного редактирования любого текста с помощью самой Wiki-среды (веб-сайта);

— появление изменений сразу же после их внесения;

— каждая статья Wiki имеет собственное уникальное имя;

— язык данной разметки достаточно прост и не требует специальных знаний;

— существует возможность возвратиться к предшествующей версии.

По сравнению с CMS (Content Management Systems) технология Wiki имеет следующие отличия:

— Название статьи одновременно является гиперссылкой для внешних систем.

— Статьи создаются и редактируются практически в любое время любым пользователем.

— Статьи, доступные для редактирования, находятся непосредственно в веб-браузере.

— Каждая статья предоставляет доступ к просмотру и редактированию хронологии/версий страницы, которая поддерживает поиск существующих расхождений.

— Каждая статья предоставляет пользователю доступ к странице обсуждения этой статьи.

Wiki предполагает более широкие права пользователей при редактировании контента, отсутствие иерархии и более свободный доступ к информации. Кроме того, страницы, создаваемые в технологии Wiki, обеспечивают интероперабельность и повторное использование знаний.

Движки Wiki

Движки Wiki - ПО, применяемое для создания Wiki-сайтов. Wiki-движок - набор программ, служащий для преобразования Wiki-разметки в удобочитаемое представление на языке HTML.

MediaWiki - программный механизм для создания веб-сайтов, работающих по технологии Wiki, разработанный специально для Википедии немецким студентом М.Манске. Это один из самых мощных Wiki-движков, написанный специально для Википедии и использующийся во многих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki написан на PHP и употребляет в своей работе реляционную базу данных (можно использовать MySQL, PostgreSQL); поддерживает программы memcached и Squid.

MediaWiki предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, а также следующие возможности:

— обрабатывать текст как в собственном формате, так и в форматах HTML и TeX (для формул)

— загружать изображения или другие файлы и пр.

Гибкая система расширений позволяет пользователям добавлять собственные возможности и программные интерфейсы. Сейчас продолжают разрабатываться сле-дующие версии MediaWiki. Например, среди новых возможностей, присутствующих в экспериментальной версии MediaWiki, - поддержка PostgreSQL и система утверждения законченных и про-веренных статей. В версии 1.7.0 убрана поддержка Oracle из-за отсутствия движения в разработке этого направления.

Существует много Wiki-движков, имеющих свои особенности и достоинства. В таблице на с. 59 представлен обзор современных Wiki-движков. Выбор Wiki-движка зависит от того, какой требуется набор функций и возможностей (контроль версий, ограничения доступа, RSS-ленты с информацией об изменении страниц, подписка на изменения конкретных страниц и т. д.), на какой платформе он будет базироваться и как все это будет работать и т. д. Прежде всего, надо определить, что будет использоваться: Wiki на собственном сервере или же Wiki-сервис, предоставляемый внешней организацией. Для созданий онлайн-энциклопедий многие рекомендуют именно MediaWiki. Для формирования баз знаний часто употребляют WackoWiki, Confluence и NPJ. Для персонального использования применяются WikidPad или deskDo. Использовать Wiki-технологии при отсутствии Интернета позволяют TiddlyWiki и deskDo.

Методика создания статей для Википедии

Существует теория «90-9-1», которая оценивает процентное соотношение пользователей Wiki, разделяя их на три группы: 1) читателей - 90 %; 2) тех, кто изредка вносит какой-то вклад, 9 % и 3) тех, кто активно работает над наполнением контента Wiki - всего 1%. Большую часть работы выполняет именно 1% пользователей, но и остальным полезно знать, как они могут присоединиться к этой группе.

Открытость технологии не привела, как опасались многие, к уничтожению и порче материалов: в Wiki сохраняются все изменения, произошедшие со всеми статьями с момента их создания, поэтому в любое время можно сравнить разные версии одной и той же статьи, откорректировать страницу снова или просто вернуться к старой версии. Таким образом, исправить нанесенный ущерб проще, чем его нанести. Кроме того, у администраторов всегда есть возможность заблокировать изменения отдельных страниц (в частности, наиболее спорных).

Страницы Wiki-сайта представляют собой статьи, содержимое которых - это обычный текст, где можно использовать теги HTML или особую Wiki-разметку, более удобную для текстовых документов, чем HTML. Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель Wiki-сайта может отредактировать и сохранить измененный вариант текста любой существующей страницы или создать новую. Процедура публикации текста в Википедии сведена к двум кнопкам - «Редактировать» и «Сохранить».

Правила создания статей Википедии, направленные на создание качественных текстов, достаточно просты, но необходимо выполнять несколько условий:

2. При написании какой-либо статьи следует стремиться к нейтральному изложению и отражать все известные точки зрения.

3. Необходимо указывать источники сведений для подтверждения достоверности информации.

Есть два рода статей, не соответствующих политике нейтральности: статьи, явно конфликтующие с требованиями нейтральности и статьи, описывающие не все мнения или недостаточно подробные. В первом случае статья должна быть помечена как пристрастная ({{POV}}). Ненейтральная часть информации такой статьи подлежит исправлению или удалению. Во втором случае статью следует лишь считать незавершенной, какими бы беспристрастными и подробными ни были уже имеющиеся в ней сведения.

Определенная часть статей в Википедии представляет собой созданные автоматически «заготовки». В Википедии существует три вида ссылок - на существующие статьи, на еще ненаписанные статьи и на внешние веб-ресурсы. Для того чтобы создать гиперссылку на статью, достаточно просто при внесении Wiki-разметки заключить название статьи, на которую требуется сослаться, в двойные квадратные скобки - [[Название статьи]]. Если статьи, на которую указывает ссылка, не существует, то ссылка таки создастся, но ее текст будет красного цвета, а не обычного синего. Активизировав эту ссылку, можно перейти к шаблону статьи и написать ее, фактически откорректировав шаблон.

Когда любой автор отмечает в тексте термин или выражение как ссылку на несуществующую статью, в Википедии автоматически генерируется новая статья-шаблон, содержащая текст: «Статья еще не написана, можете ее написать». Авторы, заходящие по этой ссылке, расширяют содержание «пустышки».

Почти любую страницу Wiki-сайта можно отредактировать. Для того чтобы внести правки в статью, необходимо:

— внести желаемые правки в текст статьи;

— с целью контроля просмотреть перечень внесенных правок (кнопка «Внесенные правки»);

— убедиться в корректности правок, просмотрев предварительно текст статьи (кнопка «Предварительный просмотр»);

— заполнить поле «Кратко опишите суть вашей правки» и нажать кнопку «Записать страницу».

Поиск в Википедии

Сегодня существует много национальных Википедий и проектов. Осуществить поиск в этом множестве информационных ресурсов вручную достаточно трудоемко. Qwika - это поисковая машина, ориентированная на обработку Wiki-сайтов. Ее задача - охватить все крупные Википедии на всех достаточно распространенных языках, перевести их и обеспечить быстрый поиск. На сегодняшний день система индексирует следующие ресурсы:

— Англоязычная Википедия и все области имен в ее составе (Чат, Изображение, Пользователь и т. д.).

— Англоязычные Википедии (машинный перевод популярных Википедий на других языках).

— Википедии на других языках.

— Туристический проект WikiTravel.

— Кешированные версии всех страниц на языке как оригинала, так и машинного перевода.l

Гладун Анатолий, старший научный сотрудник, кандидат технических наук Международного научно-учебного


центра информационных технологий


и систем НАНУ;


Рогушина Юлия, старший научный


сотрудник, кандидат физико-математических наук Института программных систем НАНУ

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Разноуровневое обучение;

Проектные методы обучения;

§2. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Стр 67

§4.

Варианты дифференциации.

Статическая пара . В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара.

Вариационная пара . В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой - опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельной технологии;

Как элемент педагогической технологии;

В качестве формы урока или его части;

Его внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В) тих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.

Игровые технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений - на уроках математики, драматизированные отношения героев - на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.

Игровые технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений – на уроках математики, драматизированные отношения героев – на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный. Включает разработку сценария - условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика
проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д. Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.
    «Единицей» учебного процесса является проблема -

скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Вопросы типа: «Каково количество жителей в Москве?» или «Когда была Полтавская битва?» не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Не является проблемой не представляющая трудности для ученика задача (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод - такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

§ 1. ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Методика развивающего обучения - это принципиально иное построение учебной" деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Стержневая идея развивающего обучения - опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и примитивным. Характерной чертой продуктивного мышления в сравнении с репродуктивным является возможность самостоятельного открытия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсутствии достаточного опыта.

Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Учитель постоянно побуждает ученика анализировать свои собственные мыслительные действия, запоминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил. На первых порах школьник лишь рассказывает, словесно воспроизводит свои действия, их последовательность и постепенно воспитывает в себе своеобразную рефлексию процесса учебной деятельности.

Отличительная особенность развивающего обучения - отсутствие традиционных школьных отметок. Учитель оценивает труд школьников по индивидуальным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью четких критериев, полученных от учителя. Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются не известным ребенку способом. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей.

Учебная деятельность изначально организуется в атмосфере коллективного размышления, дискуссии и совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение как между учителем и учащимися, так и между ними.

Взаимодействие сторон учебного процесса

По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме развивающего обучения можно дать следующие рекомендации.

1. Традиционный для современной школы вариантдидактического общения «учитель-ученик» используется лишь для постановки проблемы.

  1. Работа в паре «ученик-ученик». Она особенно важ
    на в сфере самоконтроля и самооценки.
  2. Групповая работа, в которой учитель выступает вроли консультанта. Постепенно коллективные действияспособствуют индивидуальному решению учебных задач.
  3. Межгрупповое взаимодействие, организуемое приобобщении, выведении общих закономерностей, формулировании фундаментальных положений, необходимых для последующего этапа работы.
  4. Обсуждение той или иной задачи учеником домас родителями, а на следующем занятии рассказ в классеоб этом, точки зрения учеников по проблеме.
  5. Индивидуальная работа ученика, включающая овладение приемами самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач.

Действия учителя в учебном процессе традиционной школы напоминают проводника по незнакомой местности. В развивающей школе акцент смещается на собственно учебную деятельность обучающихся, а главной задачей учителя становится своеобразное «сервисное обслуживание» учения школьников.

Функции учителя в развивающем обучении

1. Функция обеспечения индивидуального целеполагания, т.е. обеспечения понимания школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности учащихся.

  1. Функция сопровождения. Для того чтобы изнутринаправлять учение школьников, учитель должен статьнепосредственным участником общего учебного поискового действия.

Функция обеспечения рефлексивных действий учени
ков. Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать
основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, предвосхитить полученные результаты и др.

Как видим, в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат (знает или не знает ученик?), а отношение ученика к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл, т.е. блок занятий. Учебный цикл представляет собой систему задач, направляющих деятельность учеников, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.

Типовая схема учебного цикла состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического (применение результатов деятельности на предыдущих этапах) и рефлексивно-оценочного актов.

Ориентировочно-мотивационный акт включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.

В поисково-исследовательском акте педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.

Рефлексивно-оценочный акт предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

§ 2. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

Наиболее известны и популярны система развивающего обучения Л.В. Занкова, технология Д.Б. Элько-нина-В.В. Давыдова, технологии развития творческих качеств личности и др.

Для применения этих технологий нужна специальная подготовка учителя, готового работать в постоянном эксперименте, поскольку каждую из них приходится постоянно адаптировать не только к разному возрасту детей, но и разному первоначальному уровню их развития.

Рассмотрим пути реализации в учебном процессе названных технологий.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Ее основными принципами являются следующие:

  • обучение нужно вести на высоком уровне трудности;
  • в обучении ведущую роль должны играть теоретические знания;
  • продвижение в изучении материала обеспечивается быстрыми темпами;
  • школьники должны сами осознавать ход умственных действий;
  • добиваться включения в процесс обучения эмоциональной сферы;
  • преподаватель должен обращать внимание на развитие каждого учащегося.

Система Л.В. Занкова предполагает формирование у школьников познавательного интереса, гибкую структуру урока, выстраивание процесса познания «от ученика», интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей и др. в ситуации общения.

Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Доминирующее начало в этой системе - индуктивный путь. Посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения. Затем выделяют разные стороны и свойства явлений.

Методическая цель любого урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Особенностями урока являются:

  1. Организация познания - «от учеников», т.е. того,чего они знают или не знают.
  2. Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдсравнивают,группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
  3. Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием,которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
  4. Коллективный поиск, направляемый учителем,который обеспечивается вопросами, пробуждающимисамостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
  5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  6. Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости отназначения урока, его тематического содержания.

Технология Эльконина-Давыдова

В ней акцент делается на формировании теоретического мышления школьников. Они учатся и привыкают понимать происхождение вещей и явлений мате риального мира, абстрактные понятия, отражающие их взаимосвязь, словесно формулировать свое видение различных процессов, в том числе и самого теоретического мышления.

Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя, творца, способного к рефлексивному рассмотрению оснований собственных действий. Педагог на каждом уроке организует коллективную мыслительную деятельность - диалоги, дискуссии, деловое общение детей.

На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором - проблемное обучение. Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Особенности содержания обучения отражаются в специальном построении учебного предмета, моделирующем содержание и методы научной области, организующем познание ребенком теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть:

  • наиболее общие понятия науки, выражающие причинно-следственные связи и закономерности, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);
  • понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические);
  • теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Способы умственных действий, мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) и разумные, или диалектические (связанные с исследованием природы самих понятий).

Формирование у учащихся основных понятий учебного предмета строится как движение по спирали от центра к периферии. В центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается и наконец, превращается в сформулированное научно-теоретическое.

Рассмотрим это на примере. В основе обучения русскому языку лежит фонематический принцип. Буква рассматривается как знак фонемы. Для детей, приступающих к изучению языка, объектом рассмотрения служит слово. Оно и есть содержательное обобщение, представляющее сложную систему взаимосвязанных значений, носителями которых выступают морфемы, состоящие из определенных фонем. Овладев звуковым анализом слова (содержательная абстракция), дети переходят к учебным задачам, связанным с предложениями и словосочетаниями.

Выполняя различные учебные действия по анализу и преобразованию фонем, морфем, слов и предложений, дети усваивают фонематический принцип письма и начинают правильно решать конкретные орфографические задачи.

Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) отличается от других видов учебной деятельности прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. ЦУД - особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Методика обучения строится на проблематизации. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

При развивающем обучении, как уже отмечалось, качество и объем выполненной учеником работы оцениваются не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.

Список используемой литературы.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

Современные педагогические технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального

(словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Традиционная технология.

Положительные стороны

Отрицательные стороны.

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

Организационная четкость.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Шаблонное построение.

Нерациональное распределение времени на уроке.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2минуты в день).

Слабая обратная связь.

Отсутствие индивидуального обучения.

Даже размещение учеников в классе за партами в традиционной школе не способствует учебному процессу – дети целый день вынуждены видеть лишь затылок друг друга. Но все время лицезреть учителя.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Разноуровневое обучение;

Коллективную систему обучения;

Технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

Исследовательские методы в обучении;

Проектные методы обучения;

Технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии и др.

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Особенности личностно – ориентированного урока.

1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

1.Технология разноуровнего обучения.

Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

Малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

Талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

Около 90% ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы. Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном(творческом) уровнях.

Варианты дифференциации.

Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения.

Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.

2.Технология коллективного взаимообучения.

2. Технология коллективного взаимообучения.

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.

. Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;
  • в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

Каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

3. Технология сотрудничества.

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп. – общность ццели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

4. Технология модульного обучения

Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).

Технология перспективно - опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых во просов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

Другой особенностью этой технологии является



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: