Современная мышка. Компьютерная мышь или как её выбрать

Виды компьютерных мышей. Каких только компьютерных мышек нет. От такого разнообразия даже голова кружиться. А ведь еще совсем недавно выбора практически никакого не было. Казалось бы, что ещё можно придумать? Но оказывается можно. Каждая компания, выпускающая этих маленьких и таких необходимых «зверьков», находит всё новые и новые дизайны и функции и для них.

Какие виды компьютерных мышей существуют ?

Видов как раз не так уж много. Вот они:

  • Механические или шариковые (уже практически не используются);
  • Оптические;
  • Лазерные;
  • Трекбол-мыши.
  • Индукционные;
  • Гироскопические.

Механические или шариковые мышки

Механические или шариковые мышки можно встретить разве что у коллекционеров. Хотя еще каких-нибудь семь лет назад она была единственным видом. Работать с ней было не очень комфортно, но не имея других видов мы считали что это супер-мышь.

На вес она была тяжеловата и без коврика никак не хотела работать. И позиционирование у неё желало лучшего. Особенно это было заметно в графических программах и играх. И чистить её приходилось очень часто. Что только не наворачивалось под этот шарик? А уж если дома ещё живут животные, то этот процесс повторялся как минимум раз в неделю.

У меня постоянно лежал пинцет возле компьютера, т.к. мои мохнатые друзья всё время норовили спать возле компьютера, и пух их цеплялся за коврик, делая его мохнатым. Теперь у меня уже нет такой проблемы. На смену шариковому «грызуну» пришла более современная мышь – оптическая.

Оптическая светодиодная мышь

Оптическая светодиодная мышь – работает уже по-другому принципу. В ней используется светодиод и сенсор. Она работает уже как маленькая фотокамера, которая сканирует поверхность стола своим светодиодом и фотографирует её. Таких фотографий оптическая мышка успевает сделать около тысячи за секунду, а некоторые виды и больше.

Данные этих снимков обрабатывает специальный микропроцессор и отправляет сигнал на компьютер. Преимущества такой мыши налицо. Ей не нужен коврик, она очень легкая по весу и может легко сканировать почти любую поверхность.

Оптическая лазерная мышь

Оптическая лазерная мышь – очень похожа на оптическую, но принцип работы у неё отличается тем, что вместо фотокамеры со светодиодом уже используется лазер. Потому и называется она – лазерной.

Это более усовершенствованная модель оптической мыши. Ей требуется гораздо меньше энергии. Точность считывания данных с рабочей поверхности у неё гораздо выше, чем у оптической мыши. Она может работать даже на стеклянной и зеркальной поверхности.

Трекбол-мышь

Трекбол-мышь – устройство, в котором используется выпуклый шарик (трекбол). Трекбол представляет собой перевернутую шариковую мышь. Шар находится сверху или сбоку. Его можно вращать ладонью или пальцами, а само устройство стоит на месте. Шар приводит во вращение пару валиков. В новых трекболах используются оптические датчики перемещения.

Индукционные мыши

Индукционные мыши – используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета.

Гироскопические мыши

Гироскопические мыши – при помощи гироскопа, распознаёт движение не только на поверхности, но и в пространстве. Её можно взять со стола и управлять движением кисти в воздухе.

Вот такие виды компьютерных мышей пока существуют на наших рынках.

Сейчас очень большое разнообразие таких устройств. Некоторые дизайны заслуживают особого внимания. И я буду описывать их. Следите за обновлениями сайта.

Такая маленькая деталь как мышка значительно упрощает взаимодействие с компьютером. Но мало кому понравится прыгающий по тексту или в игре курсор мышки. О том как правильно выбрать это нехитрое устройство мы и поговорим в этой статье.

Для офисного компьютера (документы, интернет) достаточно будет самой простой мышки A4Tech, которые даже в нижнем ценовом диапазоне обладают хорошим качеством.
Мышь A4Tech OP-620D Black USB

Для длительной работы с документами, интернетом лучше взять мышку эргономичной формы. Также хорошо если будет широкое колесико, кнопка двойного клика и дополнительная клавиша «Office», помогающая в работе. Такие мышки нужно искать прежде всего среди брендов Logitech и Microsoft, но могут также попасться интересные модели среди более бюджетных брендов A4Tech, Sven и Genius.
Мышь Microsoft Basic Optical Mouse Black USB

Для таких задач как дизайн, архитектура, трехмерное моделирование существуют специализированные мышки с повышенной точностью позиционирования и дополнительными элементами управления (колесики, трекболы). Одними из лучших для этих задач являются мышки Logitech. Но их не всегда можно найти в продаже и стоят они не дешево, поэтому для этих целей можно использовать любую удобную лазерную мышку.
Мышь Logitech M500

Для ноутбука оптимальным вариантом будет беспроводная мышка. Оптимальными по соотношению цена/качество являются беспроводные мышки Logitech и Microsoft. Не рекомендую приобретать беспроводную мышку более дешевых брендов (A4Tech, Genius и т.п.), так как они в основном работают со сбоями (глючат).
Мышь Logitech Wireless Mouse M235 Grey-Black USB

2. Назначение мышки

– это недорогая мышка для обычной работы без каких-либо дополнительных кнопок и функций.

– имеет более удобную, естественную для руки форму, более удобное широкое колесико и дополнительные кнопки, расширяющие ее функциональность и делающие работу удобней.

– ориентирована прежде всего на использование в играх, обычно с более чувствительным сенсором, дополнительными клавишами и прорезиненными поверхностями для лучшего хвата и исключения проскальзывания.

– компактная мышка с коротким проводом, которую удобно носить с ноутбуком. Сейчас к ним на смену пришли еще более удобные беспроводные мышки.

– довольно удобная, но стоит дороже и менее надежна. Она плохо подходит для игрового компьютера, но идеальна для ноутбука.

Специализированные мышки – дорогие модели со специальными элементами управления (боковыми колесиками, трекболами) для использования, например, в дизайнерской сфере.

3. Тип сенсора

Современные мышки имеют оптический сенсор, который бывает светодиодным и лазерным. При этом мышки со светодиодным сенсором называются оптическими, а с лазерным – лазерными.

Оптические мышки стоят дешевле, но имеют не высокую точность позиционирования курсора, так как светодиодный сенсор менее чувствителен чем лазерный и неоднозначно работает на разных поверхностях (стола или коврика). Недорогая оптическая мышка хорошо подойдет для простой офисной работы.

Лазерные мышки более чувствительны, точно позиционируются и хорошо работают на различных поверхностях, но стоят в несколько раз дороже оптических. Если вы любите игры или занимаетесь графикой, то рекомендую приобретать лазерную мышку.

4. Форма мышки

Несимметричная – может иметь удобную эргономичную форму, но не подходит для левши.

Симметричная – подойдет для всех пользователей, как для правши, так и для левши. В последнем случае назначение левой и правой кнопки можно легко поменять в настройках операционной системы.

5. Размер мышки

Бытует мнение, что для удобного использования мышь должна занимать всю ладонь. Значит для большой руки нужна большая мышь, для средней ­– средняя по размеру, для маленькой (детской) – совсем маленькая. Однако, мой опыт показал, что это правило действует только в одном направлении. То есть, для маленькой руки будет неудобным использование мыши большого размера, а вот для большой руки маленькая мышь может быть довольно удобной. Я был удивлен, когда один мой знакомый с довольно крупной кистью руки похвастался приобретением довольно маленькой мышки для своего ноутбука, при этом восхищаясь ее удобством.

Дело все вот в чем. Когда мышка довольно большая и занимает всю ладонь – это конечно может казаться на первый взгляд удобным – рука лежит естественно, кисть меньше устает. Но когда дело доходит до точного позиционирования курсора (при работе с графикой или в играх), то оказывается, что сделать это не всегда легко, так как рука как бы немного висит над поверхностью стола и для перемещения мышки используются суставы локтя и кисти. Курсор часто промахивается мимо мелких деталей и его положение приходиться несколько раз корректировать.

Что касается мышки маленького размера, то безусловно для маленькой (детской) ладошки подойдет только она, так как в противном случае пальцы просто не будут дотягиваться до клавиш и к ним все время придется тянуться. А вот в большой ладони такая мышка способна творить чудеса, так как для ее передвижения не будет использоваться локоть, а только кисть и пальцы. При этом вам не придется держать кисть навесу или опирать ее на саму мышку, так как кисть будет лежать на мягком коврике. Позиционирование курсора в этом случае будет гораздо более точным и быстрым, а движения легкими.

Я уже не раз слышал отзывы людей о положительном опыте работы с маленькой мышкой и ощутил это на себе. Особенно чувствуется разница, когда всю жизнь пользовался большой «удобной» мышкой, а тут вдруг раз и прозрел

Тем не менее, это конечно тоже индивидуально и тут нужен некоторый опыт работы. Благо «качество» современных устройств дает нам возможность за довольно короткий период оценить опыт использования новых моделей ввиду быстрого выхода из строя старых… Хотя моя недорогая игровая мышка A4Tech X7 прожила 7 лет и я бы пользовался ей дальше, если бы мне не подарили новую

6. Клавиши и колесики

Левая и правая кнопки мыши могут быть как отдельными элементами конструкции, так и являться продолжением корпуса. Это не имеет большого значения, главное, чтобы они имели отчетливое нажатие.

Колесико – важный элемент управления. Желательно, чтобы оно было обрезинено и имело мелкие насечки. При прокрутке должны отчетливо чувствоваться деления. Нажатие на него должно быть в меру тугим и отчетливым. Для офисной мышки может быть удобно более широкое колесико. Некоторые мышки могут иметь дополнительное колесико для прокрутки в горизонтальном направлении, что может быть удобно если вы работаете с большими форматами документов или чертежами.

Клавиша двойного клика – присутствует на некоторых офисных моделях, позволяет выполнять двойной клик нажатием одной специальной клавиши, что в ряде случаев может быть довольно удобно.

Клавиша тройного клика – присутствует на многих игровых моделях и позволяет выполнять тройной клик нажатием одной специальной клавиши, что используется в играх. Иногда так приятно выпустить очередь из гранатомета во врага

Боковые клавиши – для игровых мышек крайне желательно наличие дополнительных боковых кнопок, на которые можно задать какие-то действия.

Клавиша офис – предназначена для вызова специального меню с ярлыками для запуска основных офисных приложений и используется совместно со специальной программой для мыши. Не является необходимой, но может быть полезна в офисной работе, если вы часто запускаете и закрываете много программ.

Клавиша изменения чувствительности – есть на большинстве игровых мышек. С ее помощью можно быстро менять скорость перемещения курсора, что очень полезно в играх. Обычно мышки имеют 4-5 уровней чувствительности. Если такая кнопка одна, то чувствительность меняется только в большую сторону и сбрасывается на минимум после достижения самого большого значения. Если таких кнопки две, то изменять чувствительность можно как в большую, так и в меньшую сторону, что удобнее.

Программируемые клавиши – на некоторых мышках есть дополнительные клавиши, на которые можно назначить различные сочетания с помощью специального программного обеспечения. Но это больше нужно заядлым геймерам, которые точно знают чего хотят.

7. Длина и толщина провода

Длина провода мышки должна составлять 1,7-2 м. Если длина провода 1,5 м и меньше, то он даже если и дотянется до системного блока стоящего далеко под столом, то будет внатяжку, что сделает использование мышки некомфортным. Обратите внимание, что некоторые, с виду обычные мышки, предназначены для ноутбуков и имеют очень короткий провод.

Что касается толщины провода, то чем он тоньше тем лучше, так как толстый провод будет более тяжелым и хуже скользить по поверхности стола, что будет для вас ощутимо и напрягать при работе мышью. Очень тонкий провод практически неощутим, как будто его и нет вовсе.

Игровые мышки часто имеют провод с оплеткой, что также улучшает эксплуатационные характеристики.

Длину кабеля вы можете посмотреть на сайте производителя, а толщину и наличие оплетки можно определить даже визуально по картинке или сходите посмотрите в живую в магазине.

8. Дополнительные функции

Некоторые, в основном игровые модели, имеют подсветку и программируемые или дублирующие клавиатуру клавиши. Это опять же для тех, кто знает зачем (MMO-RPG).

Некоторые игровые мыши (например, A4Tech Oscar) имеют возможность, с помощью специальной программы, программировать клавиши на выполнение любых клавиатурных комбинаций, что может быть востребовано в играх со сложной системой управления (MMO-RPG). Кроме того в них можно сохранять профили для разных игр и быстро переключать их. Поскольку эти настройки хранятся прямо во внутренней памяти мыши, то подключив ее к другому компьютеру можно сразу пользоваться всеми заданными комбинациями.

Некоторые игровые модели имеют съемные грузики, которые позволяют самым продвинутым геймерам управлять весом мышки. Тут могу сказать, что мышь не должна быть слишком легкой или слишком тяжелой. Игровая мышь должна весить в 2-3 раза больше чем офисная, примерно как современный смартфон 120-140 грамм. Сколько весит мышь можно найти на сайте производителя, поиском в интернете или пойти в магазин и подержать в руках разные модели.

Некоторые дорогие модели могут иметь регулируемую конструкцию, что вероятно оценят геймеры с очень прямыми руками

9. Интерфейс подключения

Старые мышки подключались к компьютеру через разъем PS/2.

Большинство современных мышек имеют разъем USB.

Если вы покупаете мышь для довольно старого компьютера, то лучше берите с разъемом PS/2, так как мышь USB может не работать при использовании дисков для установки, диагностики и восстановления системы. Но убедитесь, что на вашей материнской плате есть соответствующий разъем.

Старые материнские платы имели два разъема PS/2 – отдельно для клавиатуры и мыши.

Современные материнские платы могут не иметь таких разъемов или иметь один совмещенный, в который можно подключить либо клавиатуру, либо мышь.

Есть также специальные переходники, но они не всегда работают.

10. Беспроводные мышки

Беспроводная мышка работает от батареек, которые нужно менять раз в 6-12 месяцев и подключается по радиоканалу или Bluetooth.

Радиоканал – самый распространенный тип подключения беспроводной мыши. В этом случае к USB разъему компьютера подключается специальный приемник.

Отсутствие проводов – это удобно и эстетично, но менее надежно и стоит несколько дороже. Дело в том, что радиоприемник мыши работает на той же частоте, что и Wi-Fi (2,4 ГГц), поэтому никто не может гарантировать, что при наличии у вас или ваших соседей Wi-Fi роутера ваша мышь будет работать стабильно. Иногда наблюдаются кратковременные разрывы связи между мышью и приемником. Это не всегда можно увидеть при обычной работе, но сильно заметно в играх, когда вы часто теряете управление на время порядка 1 секунды, но это бывает фатально В принципе, если вы приобретете беспроводную мышь таких, зарекомендовавших себя брендов как Logitech или Microsoft, то вероятность возникновения таких проблем будет минимальна. Но для игр все же лучше использовать классический проводной вариант.

Bluetooth – честно говоря сомнительный способ подключения мыши. Во-первых, для него все равно потребуется приемник, во-вторых – эта технология еще менее надежна. Можно, конечно подключить такую мышку к ноутбуку, у которого уже имеется интегрированный Bluetooth адаптер, если нет свободного USB разъема для подключения дополнительного приемника.

11. Комплекты клавиатура с мышкой

Такие комплекты в первую очередь преследуют цель экономии, во вторую – единый дизайн. Это актуально как для офисных дешевых проводных вариантов, так и для беспроводных комплектов для домашних компьютеров и медиацентров.

Учтите одну особенность. Часто беспроводной комплект подключается одним приемником, что довольно удобно, но исключает возможность отдельного использования клавиатуры и мыши на разных устройствах.

Конечно, выбор таких комплектов меньше, чем отдельных устройств, но я себе приобрел такой комплект для телевизора всего за 25$. Отдельно это стоило бы на 40% дороже.

12. Материал и цвет корпуса

Все мыши массового производства изготавливаются из пластика, иногда с прорезиненными поверхностями.

Что касается пластика, то он может быть матовый и глянцевый. Матовый пластик более практичен и не так сильно царапается. Глянцевый пластик более подвержен царапинам, в результате чего поверхность быстро теряет вид. Для мыши, в отличии от клавиатуры, это еще и имеет дополнительное неудобство в том, что глянцевый пластик более скользкий и когда рука вспотеет, то пользоваться мышкой будет не очень комфортно.

Что касается цвета, то раньше мыши изготавливались преимущественно белого цвета, сейчас – черного, серебристого и множества других цветов радуги и оттенков. Поскольку большинство современных периферийных устройств компьютера (монитор, колонки, клавиатура) изготавливаются в черном и серебристом цветах, то более гармонично в эту гамму впишется мышь черного или черно-серебристого цвета. Но если ваш ноутбук имеет более веселый, не строгий цвет, то подбирайте мышь под него, будет смотреться красиво.

Учтите, что поверхности серебристого и других цветов могут быть окрашенными и краска со временем стирается, что сильно портит внешний вид и удовольствие от использования мыши. Рекомендуем выбирать мышь из однородного неокрашенного пластика нужного цвета.

13. Производители и гарантия

Мыши производит огромное количество производителей. Здесь я упомяну наиболее качественные, оптимальные по соотношению цена/качество и популярные.

Лучшие игровые мыши производят Razer, SteelSeries, Roccat, Mad Catz .

Довольно неплохим соотношением цена/качество обладают игровые мыши Hama , вроде побывавшей у нас на обзоре .

Из качественных беспроводные мышек могу порекомендовать Logitech и Microsoft .

Хорошим соотношение цена/качества обладают проводные мыши A4Tech , во всем своем широчайшем ассортименте – от офисных до геймерских.

Из недорогих офисных вариантов можно рассматривать еще Genius , о которых можно сказать только то, что они работают.

Заманчивые варианты можно найти у таких именитых брендов как Asus, Cooler Master, Corsair, Cougar, Zalman и популярных бюджетных Defender, Gigabyte, Oklick, Rapoo, Sven, Trust . Но очень внимательно отнеситесь к отзывам, так как среди них много некачественных моделей. В большинстве случаев лучше вместо них купить A4Tech .

От приобретения мышек указанных бюджетных и других непопулярных торговых марок я бы рекомендовал воздержаться.

Что касается гарантии, то для обычной недорогой мышки желательно, чтобы гарантия составляла не менее 1 года, для более дорогих игровых мышек – не менее 2 лет.

14. Цена

Мыши Logitech имеют достаточно широкий модельный ряд (около 80 моделей) и стоят от 7$ (офисные) до 110$ (профессиональные и игровые) и имеют высокое качество вне зависимости от цены.

Мыши Microsoft имеют высокое качество и эргономичность (около 50 моделей) и в среднем стоят несколько дороже – от 10$ до 90$.

Мыши A4Tech (около 230 моделей) и Genius (около 85 моделей) поделили средний ценовой сегмент и стоят от 4$ до 75$.

15. Настройка фильтров в интернет-магазине

  1. Зайдите в раздел «Мыши» на сайте продавца.
  2. Выберите рекомендуемых производителей.
  3. Укажите важные для вас параметры и функции.
  4. Просматривайте позиции, начиная с более дешевых.
  5. Выберете несколько понравившихся моделей и сравните их по удобству.
  6. Покупайте наиболее удобную модель.

Таким образом, вы получите оптимальную по соотношению цена/качество мышку, удовлетворяющую вашим требованиям за минимально возможную стоимость.


Мышь A4Tech Bloody A91
Мышь A4Tech Bloody Blazing A9

Манипулятор «компьютерная мышь» - это одно из указательных устройств ввода, обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером. Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В универсальных интерфейсах с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором. В дополнение к детектору перемещения мышь имеет от одной до трех (или более) кнопок, а также дополнительные элементы управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса). Компьютерная мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно - на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В универсальных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором - указателем - манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы: при помощи анализа движений мыши.

Виды компьютерных мышей

Оптомеханические (шариковые) мыши

В оптомеханических (шариковых) мышах шарик с резиновым покрытием "перекатывается" по поверхности и при своем движении вращает два ролика, отвечающие за перемещение курсора вдоль вертикальной и горизонтальной осей координат. Главным недостатком оптомеханических мышей является наличие движущихся частей в механизме регистрации перемещений. Другой недостаток шарового привода - загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема сглаживалась путём металлизации роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами датчиков. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.

Оптические мыши первого поколения

Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора. Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок). Недостатками таких датчиков обычно называют:

  • необходимость использования специального коврика и невозможность его замены другим. Кроме всего прочего, коврики разных оптических мышей часто не были взаимозаменяемыми и не выпускались отдельно;
  • необходимость определённой ориентации мыши относительно коврика, в противном случае мышь работала неправильно;
  • чувствительность компьютерной мыши к загрязнению коврика (ведь он соприкасается с рукой пользователя) - датчик неуверенно воспринимал штриховку на загрязнённых местах коврика;
  • высокую стоимость устройства.

Оптические мыши второго поколения

Второе поколение оптических компьютерных мышей имеет более сложное устройство. В нижней части мыши установлен специальный светодиод, который подсвечивает поверхность, по которой перемещается мышь. Миниатюрная камера «фотографирует» поверхность более тысячи раз в секунду, передавая эти данные процессору, который и делает выводы об изменении координат. Оптические мыши второго поколения имеют огромное преимущество перед первым: они не требуют специального коврика и работают практически на любых поверхностях, кроме зеркальных. Они также не нуждаются в чистке. Предполагалось, что такие мыши будут работать на произвольной поверхности, однако вскоре выяснилось, что многие продаваемые модели (в особенности первые широко продаваемые устройства) не так уж и безразличны к рисункам на коврике. На некоторых участках рисунка графический процессор способен сильно ошибаться, что приводит к хаотичным движениям указателя, не отвечавших реальному перемещению. Для склонных к таким сбоям мышей необходимо подобрать коврик с иным рисунком или вовсе с однотонным покрытием. Также выпускаются коврики для мышей, специально ориентированные на оптические мыши. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).

Недостатками данной мыши являются:

  • сложность её одновременной работы с графическими планшетами, последние ввиду своей аппаратной особенности иногда теряют истинное направление сигнала при движении пера и начинают искажать траекторию движения инструмента при рисовании. При использовании мышей с шаровым приводом подобных отклонений не наблюдается. Для устранения данной проблемы рекомендуется использовать лазерные манипуляторы;
  • Также, к недостаткам оптических мышей некоторые люди относят свечение таких мышей даже при выключенном компьютере. Поскольку большинство недорогих оптических мышей имеют полупрозрачный корпус, он пропускает красный свет светодиодов, который мешает уснуть в случае, если компьютер находится в спальне. Это происходит, если напряжение на порты PS/2 и USB подаётся от линии дежурного напряжения; большинство материнских плат позволяют изменить это перемычкой +5V +5VSB, но в этом случае не будет возможности включать компьютер с клавиатуры.

Оптические лазерные мыши

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер. В оптических лазерных мышах для подсветки поверхности используется лазер. Лазер, в отличие от светодиода, испускает узконаправленный пучок света, благодаря чему получаемые сенсором изображения более контрастны, а позиционирование курсора достигает высокой точности. Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора. Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок). Оптические мыши менее требовательны к рабочей поверхности, нет необходимости очищать движущиеся части устройства (они отсутствуют).

Индукционные мыши

Индукционные мыши используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета или собственно входят в комплект графического планшета. Некоторые планшеты имеют в своем составе манипулятор, похожий на мышь со стеклянным перекрестием, работающий по тому же принципу, однако немного отличающийся реализацией, что позволяет достичь повышенной точности позиционирования за счёт увеличения диаметра чувствительной катушки и вынесения её из устройства в зону видимости пользователя. Индукционные мыши имеют хорошую точность, и их не нужно правильно ориентировать. Индукционная мышь может быть «беспроводной» (к компьютеру подключается планшет, на котором она работает), и иметь индукционное же питание, следовательно, не требовать аккумуляторов, как обычные беспроводные мыши. Мышь в комплекте графического планшета позволит сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет). Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке, и т. п.).

Гироскопические мыши

Работа гироскопических мышей основывается на двуосном гироскопическом датчике, который отслеживает перемещения мыши в пространстве. Для работы таких мышей не требуется поверхность, их можно перемещать прямо в воздухе. Подобное решение может оказаться актуальным при недостатке пространства на рабочем столе, а также во время проведения презентаций, когда курсор мыши используется в качестве указки.

Компьютерная мышь. Производители

  • A4Tech
  • Apple
  • BLUETAKE
  • Belkin
  • COLORSit
  • Cellink
  • Cherry
  • Chicony
  • Codegen
  • Comep
  • Creative
  • Cyber Snipa
  • D.I.D.
  • Defender
  • Delux
  • Dialog
  • Espada
  • Elecom
  • Fellowes
  • Floston
  • Fujitsu Siemens Computers
  • Gembird
  • Genius
  • GreenWood
  • Gyration
  • Kensington
  • Logitech
  • Labtec
  • LinkWorld
  • Luxeon
  • MacAlly
  • Microsoft
  • Mitsumi
  • Mobidick
  • NeoDrive
  • Oklick
  • Porto
  • Razer
  • Samsung
  • SecuGen
  • Siemens AG
  • Targus
  • Thermaltake
  • Trust
  • Zboard
  • Zippy

Компьютерная мышь. Интерфейсы

  • первые мыши подключались к компьютерам x86 через последовательный коммуникационный интерфейс RS-232 (последовательные мыши; разъемом DB25F, и позднее DB9F) и с помошью своего адаптера.
  • в компьютере PS/2 фирма IBM предусмотрела для мыши специальный порт (c разъемом mini-DIN, точно таким же, как и для клавиатуры). Позднее, разъемы клавиатуры и мыши типа PS/2 были включены в современный стандарт материнских плат x86 - ATX. Такие мыши используются до сих пор, постепенно уступая свои позиции интерфейсу USB.
  • основная часть современных мышей имеет интерфейс USB, иногда - с адаптером для PS/2. USB и мыши с этим интерфейсом с некоторого времени также используются в компьютерах Apple.
  • ещё одним интерфейсом, через который можно подключить мышь, является универсальный беспроводной радиоинтерфейс Bluetooth, который поддерживается на многих платформах.

Устройство компьютерной мыши. Многие уже и представить не могут, как можно работать на компьютере без мышки. А ведь ещё недавно о компьютерной мыши и мечтать не могли. Зато те, кто работал на компьютере хорошо знали клавиатуру. А с приходом мышек многие даже не знают, как выйти из положения, если . А сейчас этих устройств такое разнообразие, что иногда не сразу и поймешь, что это компьютерная мышка. Но, несмотря на это, внутреннее устройство таких мышей мало чем отличается. Я не думаю, что кто-то задумывается о внутреннем устройстве компьютерной мышки, но для общего развития это все-таки надо знать.

Каково же устройство компьютерной мыши?

Компьютерная мышь представляет собой небольшую коробочку для ввода информации в компьютер, и легко умещающуюся в руке. Для манипуляции имеется как минимум две кнопки и колёсико прокрутки. Кто первый назвал её мышкой, сейчас уже не так важно.

Важно то, что это название хорошо подходит к этому устройству и хорошо за ним закрепилось. Даже у маленьких детей первая ассоциация на слово «мышь» связана в первую очередь с компьютером.

Читая сказку про мышку-норушку ребенок скорее всего представит себе компьютерную «зверушку», а не обыкновенную домашнюю мышь, которую он и в глаза то не видел.

А теперь поговорим про устройство компьютерной мыши. Как внешне выглядит это устройство, думаю, вам рассказывать не надо.

При перемещении мышки по столу курсор на экране монитора также перемещается. Для работы необходимо навести курсор на необходимый объект, и щелкнуть по нему одной из кнопок мыши, в зависимости от выбора действия.

Кнопки мыши предназначены для того, чтобы дать команду на ввод информации. Каждая кнопка выполняет свою определённую функцию. Их можно программно перенастроить как для правшей, так и для левшей.

Колёсико располагается посередине между кнопками и служит в основном для прокрутки страниц в текстовых редакторах и окнах браузеров интернета. Им также можно выполнять функцию третье кнопки, т.к. оно не только вращается, но и нажимается.

Раньше вместе с мышкой был обязательный атрибут – «коврик », т.к. на нижней части мышки находился шарик, который проскальзывал по поверхности стола. С приходом оптической мыши коврик уже не нужен. Мышки стали более компактными и «шустрыми». Тот, кто впервые берёт её в руки, первое время никак не может навести курсор на нужный объект.

В оптических моделях находится специальный миниатюрный оптический датчик с микропроцессором, и мышь представляет собой уже видеокамеру. Микропроцессор обрабатывает сигнал, поступающий с оптического датчика, и указатель на мониторе перемещается вслед за перемещением мыши.

Достоинства компьютерной мыши

  • Так, как рука находится не навесу в отличие от сенсорного интерфейса ввода, мышь пригодна для длительной работы;
  • Высокая точность позиционирования курсора;
  • Позволяет множество разных манипуляций, поэтому в одной руке концентрируется большое количество органов управления;
  • Самое главное достоинство мыши – очень низкая цена.

Сейчас на наших рынках простая сенсорная модель стоит не больше 150 рублей.

Достоинства и недостатки самых распространенных моделей компьютерных мышей мы рассмотрим в следующих статьях.

Как видите, устройство компьютерной мыши, не такое уж и простое.


9 декабря считается днем рождения компьютерной мыши - именно в этот день почти 50 лет назад, в 1968 году, на конференции по интерактивным устройствам в Сан Франциско Дуглас Энгельбарт представил публике компьютерную мышь. И все это время такой манипулятор был и остается самым массовым: даже сейчас, во времена повального распространения тачпадов, сенсорных экранов и голосовых помощников, мышка зачастую является неотъемлемой частью ПК и ноутбуков. Причин на то, в общем-то, хватает: тут и удобство использования (не нужно запоминать всякие жесты 3-4 пальцами; самое сложное, что нужно знать - двойной клик), и максимальная точность (при желании можно попасть в нужный пиксель монитора - сделать это на тачпаде и тем более на сенсорном экране - из разряда фантастики). В итоге мышь и не думает умирать - и хотя со временем потерялся ее хвост, она, как и VGA с 3.5 мм аудио разъемом, будут существовать еще долго (хотя достаточно компаний хотят их убрать с рынка). Но давайте все же начнем с самого начала - с истории создания первой мыши.

История появления компьютерной мыши

В 1961 году Энгельбарт, сидя на конференции по компьютерной графике (да, для суперкомпьютеров графика появилась на десятилетия раньше, чем для персональных компьютеров), задумался - а как можно удобно управлять графическими элементами на мониторе? Без графики (при текстовом выводе информации) клавиатуры хватало заглаза, но вот управлять элементами, разбросанными по всему экрану, с нее не очень-то удобно (хотя, в принципе, возможно даже сейчас - та же Windows 10 вполне сносно, но очень медленно, управляется только с клавиатуры). Идея, пришедшая ему в голову, была крайне простой: по сути любой дисплей представляет из себя двумерный массив пикселей, каждый из которых имеет свою координату на двух перпендикулярных осях (назовем их X и Y). На экране можно иметь метку-курсор, которая позволяет работать с объектом, находящимся на экране под ним. Но вот как управлять курсором? Да очень просто - мы сделаем два диска, каждый их которых будет отвечать за движение по каждой из осей. Снимать данные с каждого диска нетрудно (значение числа Pi можно округлить, тут это не особо важно), и в результате из двух колесиков и нескольких палочек с простейшим микропроцессором можно получить устройство, которое фигурирует в патенте как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Сама заявка на патент была подана в 1967 году, а сам патент был получен только в 1970ом.

Представленная в 1968 году мышь выглядела так:


С виду что-то отдаленно напоминающее современную мышку, правда тут было три кнопки и весила она как утюг. Но в те времена такое устройство не прижилось: во-первых, дабы не хромала точность, контроллер в мыши должен был обсчитывать движения хотя бы с десяток раз в секунду - в противном случае можно было легко промазать мимо кнопки (для сравнения, современные мыши имеют частоту опроса 125-1000 Гц, то есть 125-1000 раз в секунду). Но тут уже сдавался сам чип в мыши: напомню, что это был конец 60ых, и частоты микропроцессоров был даже не мегагерцы, а десятки или сотни килогерц. В итоге было решено пойти на хитрость: очевидно, что нам нужно раз в 100 мс получать данные о том, как сильно прокрутилось то или иное колесико. При этом начальная точка каждого движения по умолчанию является конечной точкой предыдущего. Тогда зачем нагружать контроллер вычислениями типа (координата конца) - (координата начала), если можно каждый раз обнулять начальную координату? В таком случае нам остается всего-то передвинуть курсор на экране на то количество пикселей, которое соответствует координате конца движения, а такие данные обсчитать контроллер мыши уже без проблем мог. Ну а самую первую координату после старта системы стали брать в центре экрана - именно поэтому даже сейчас после загрузки системы курсор мыши находится в центре дисплея.

Однако основная проблема энгельбартовской мыши была даже не в этом: колесики могли крутиться строго по горизонтали или вертикали, поэтому вы могли перемещаться по дисплею или вертикально, или горизонтально - никаких движений по диагонали не было. В итоге такая мышь, конечно, позволяла быстрее перемещаться по элементам на дисплее, чем клавиатура, но до удобной работы было еще далеко.

Исправить этот досадный недостаток смог Билл Инглиш, причем всего через 2 года после получения патента Энгельбартом - в 1972 году. Он, к слову, был ассистентом Энгельбарта, и предлагал ему воспользоваться шаровым приводом, который военные использовали еще с 1952 года: он представлял собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, и вращение шара вызывало смещение курсора на экране. Разумеется, тут не было никаких проблем с перемещением курсора по диагонали, но Энгельбарт признал такой способ неэффективным.

В итоге Инглиш, раздосадованный таким решением своего начальника, перешел работать в Xerox, где в 1972 году представил рабочую мышь с шаровым приводом. Решив, что управлять шаром напрямую неудобно, он расположил его внутри мышки, и два ролика снимают его вращение по обеим осям. Для определения угла поворота каждого ролика изначально использовался контактный энкодер (как и в военной схеме 1952 года) - это был диск с нанесенными на нем на равных расстояниях металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. При вращении ролика вращался диск, и контакт то пропадал, то появлялся - это позволяло отследить, в какую сторону и как сильно вращается ролик:


Основная проблема - передвижение только по двумя осям - была решена, зато появилась масса других. Во-первых, шарик катался по столу и быстро собирал грязь и пыль, что приводило к загрязнению и заеданию роликов. Во-вторых, контакты на энкодерах быстро окислялись и истирались, что опять же ухудшало точность. Ну а самыми основными проблемами была стоимость и то, что графических интерфейсов тогда как бы и не было, так что изобретение использовали лишь внутри компании, а в продажу первый ПК с мышью вышел лишь в 1981 году (это был Xerox 8010), причем мышь там стоила 400 долларов (больше 1000 долларов по текущему курсу). Разумеется, за такую цену манипулятор провалился - люди привыкли работать только с клавиатурой и не видели смысла в графических интерфейсах, особенно если для них нужен манипулятор с ценой, сравнимой со стоимостью всего ПК целиком.

Однако Стиву Джобсу этот манипулятор очень понравился, и в 1983 году Apple представляет мышь для своего компьютера Lisa. Отлично понимая, что даже за 100 долларов сей продукт провалится, инженеры в Apple сделали действительно невозможное: цена была уменьшена аж до 25 долларов! При этом, увы, пришлось пожертвовать кнопками - она осталась только одна (и это кстати до сих пор у Apple так). Продукт оказался удачным, и, вкупе с все большим распространением графических интерфейсов, мыши тоже стали развиваться и изменяться - так что об этом и поговорим.

Шаровой привод с оптическим энкодером

Итак, мировое сообщество решило, что мышь таки нужна. Но мышь Инглиша имела достаточно много проблем, о которых я писал выше. То, что загрязнялся шарик, особой проблемой не было - его можно было легко достать, почистить и забрать себе. А вот то, что со временем выходил из строя контактный энкодер, было существенной проблемой - ведь его просто так не заменишь, это был самый основной элемент мыши. В итоге решено было применить оптический энкодер. Суть его состоит в том, что теперь на диске были не контакты, а прорези, и напротив них были фотодиоды. Соответственно при вращении свет или проходил в прорези, или не проходил, что опять же позволяло оценить, в какую сторону и насколько повернулся ролик:


Так как трения теперь не было, то и проблема с истиранием и окислением контактов ушла, и мышь в таком виде существовала как минимум до начала нулевых (а кое-где используется и до сих пор).

Оптические мыши первого поколения

Многие думают, что оптические мыши - изобретение уже 21 века. На самом деле они всего на 10 лет старше мыши Инглиша - первая такая мышь появилась в 1982 году, но особого распространения не получила: проблема была в том, что для ее работы требовался специальный коврик с нанесенной на ней сеткой - именно от нее отражался свет от диода и принимался датчиком на мыши, ну а отследить перемещение по сетке особого труда не составляло. Вторая проблема была в большой стоимости - в разы выше, чем у шариковых мышей, которые к тому же еще и работали почти с любой поверхностью. Однако и плюсов у оптических мышек хватало: во-первых, это повышенная точность: если в случае с энкодерами было множество передач импульса (стол - колесо - ролик - энкодер), что достаточно сильно снижало точность и уменьшало максимальную скорость передвижения манипулятора, и в итоге если попасть по крестику или ссылку особого труда не составляло, то вот более точные (или быстрые) действия были затруднены, то в случае с оптическими мышками точность была уже на уровне пары пикселей, что позволяло более удобно работать с графикой. Ну и к тому же оптические мыши были все же более надежными - ничего чистить не надо, да и шансов поломки было меньше, так как нет механических элементов.

Оптические мыши с матричным сенсором

Вот мы и подобрались к современности: если вы пойдете в любой магазин электроники, то в дешевом сегменте вы встретите скорее всего именно такие мыши (их от лазерных отличает видимая подсветка сенсора, но об этом ниже). Как же такие мыши работают? Да очень просто: в мыши установлена сверхбыстрая видеокамера, способная делать сотни и тысячи снимков в секунду, и микроконтроллер, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Для упрощения работы камеры используется контрастная подсветка - обычно красная. Основной плюс в сравнении с первым поколением оптических мышей - не нужен специальный коврик, такая мышь в теории работает на любой, даже стеклянной, поверхности (хотя, конечно, максимальная точность достигается все же на ковриках).

Лазерная мышь

Ну и самыми современными и дорогими являются лазерные мыши. Их принцип действия схож с оптическими - все также есть сверхбыстрая видеокамера, однако для подсветки поверхности используется уже не светодиод, а полупроводниковый лазер, а сенсор настроен на улавливание только его длины волны:


Это позволяет добиться еще большей точности - до нескольких тысяч dpi. В общем-то, для обычных пользователей такие мыши не нужны, а вот геймеры их оценили, ибо они позволяют «стрелять в пиксель».

Индукционная мышь

Еще один тип мышей, который можно назвать псевдобеспроводными: они не требуют физического подключения к ПК, и, в отличии от обычных беспроводных мышей, не требуют еще и аккумуляторов - однако, для их работы обязателен специальный коврик, а сама мышь питается засчет индукции (внутри мыши есть катушка, и под действием переменного магнитного поля от коврика на этой катушке появляется электрический ток). Плюсы таких мышек очевидны - вы получаете и беспроводную мышь, и отсутствие проблем при разрядке аккумулятора или батареек. С другой стороны, работать вы сможете только на коврике, что тоже не всем удобно.

Гироскопические мыши

В общем-то, тут и так понятно - в данном случае манипулятор достаточно далек от обычных мышей, и имеет внутри себя гироскоп, который позволяет устройству ориентироваться в трехмерном пространстве. Для работы в системе, где все плоское, он, в общем-то бесполезен, зато при 3D-моделировании или играх позволяет управляться с объектами в пространстве без привлечения клавиатуры.

Эргономические мыши

Где-то с 90ых годов мыши особо не менялись по внешнему виду - это небольшие прямоугольные или овальные бруски с утолщением в центре, на верхнем крае расположены 1-2 кнопки и колесико - в общем-то, я мог этого не писать, и так все знают, как выглядят мыши. Однако не так давно стали появляться мыши, выглядящие как что угодно, но не как мышь - эдакие пирамидки с кнопками сбоку:

В чем их смысл? В том, что такой хват более удобен и привычен человеческой руке, что может позволить избежать для некоторых людей болей в кисти при длительном использовании мыши, ну и повысить точность. На деле, разумеется, все индивидуально, но попробовать стоить каждому - возможно, что именно вам такая нетрадиционная мышь понравится.

Ну а на этом, в общем-то, все по истории и устройству компьютерных мышей: удивительно, но за 50 лет человечество так и не придумало ничего более удобного и простого. Возможно, что все изменится в будущем, ну а пока что можете погладить своего хвостатого (или бесхвостого) зверька на столе и поздравить его с 49-летием.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: