Бесконтактный тахометр на микроконтроллере. Цифровой тахометр на микроконтроллере PIC16F628

Летом 2016 года Министерство спорта Российской Федерации официально признало киберспорт отдельным видом спорта. Это значит, что соревнования по киберспорту в стране будут проводиться под эгидой министерства спорта РФ, а лучшие спортсмены теперь имеют возможность получить звание мастера спорта РФ или даже мастера спорта международного класса.

По данным аналитической компании Newzoo доход киберспортивного рынка в 2016 году превысил 400 миллионов долларов, а в 2017 году он достигнет 700 миллионов. Темпы роста рынка настолько высокие, что прогнозируется 1.5-миллиардный доход от киберспорта в 2020 году.

История развития киберспорта

Первое соревнование среди геймеров было организовано в Стэндфордском университете еще в 1972 году. Главным призом была годовая подписка на американский журнал Rollng Stone. Новая волна развития киберспорта пошла после выпуска японской игры Space Invaders. Уже в 1980 году в США игра привлекла более 10 тысяч человек, для которых она стала основным хобби.

Настоящий прорыв видеоигры совершили в 90-х годах прошлого века. Этому поспособствовало активное развитие Интернета. Созданная в 1988 году игра Netrek позволяла одновременно участвовать в ней до 16 игроков. Известная игровая компания Nintendo в 1990 году провела на территории США Чемпионат мира, а в 1994 году подобный турнир был проведен для консолей Super Nintendo.

Первое десятилетие 21 века ознаменовалось стремительным ростом популярности киберспорта в Юго-Восточной Азии (особенно в Южной Корее). Уже в 2000 году было проведено 10 турниров глобального уровня, а к 2010 году их число возросло до 260 турниров. В этот период были основаны такие крупные турниры, как Major League Gaming и World Cyber Games. Уже в это время призовые отдельных турниров превышали 1 миллион долларов США.

Примерно 10 лет назад киберспорт завоевал телевидение. Лучший охват аудитории киберспорт имел в Южной Корее, где он транслировался 24 час в сутки на кабельных телеканалах. Попытки закрепить киберспорт на телевидении делались также в странах Европы и в США, но интерес здесь к этому виду спорта не такой высокий.

В 2011 году появился сервис потокового видео Twitch.tv. На нем проводятся прямые трансляции турниров по киберспорту. Именно Twitch оттянул на себя основную аудиторию киберспорта. В 2016 году общая продолжительность трансляций в Twitch превысила 4,8 миллиарда часов, а число стримеров увеличилось до двух миллионов.

Виды ставок на киберспорт

  • на исход. Вы выбираете между победой одной или другой команды, в некоторых играх возможны ставки на ничью.
  • на исход в первой карте.
  • первая кровь в игре. Какая команда первая уничтожит игрока соперника.
  • тотал убийств. Ставки на общее количество убийств в игре или на определенной карте. Также конторы принимают ставки на индивидуальное количество убийств.
  • первые 10 убийств на карте (количество убийств может быть другим). Нужно выбрать команду, которая первая достигнет данной цели.
  • общее время игры или общее время игры на определенной карте (тотал больше или меньше).
  • тотал карт.
  • тотал раундов на определенной карте.
  • исход определенного раунда.
  • четное/нечетное количество убийств.
  • победа в турнире.

В каждой игре могут приниматься специфичные игры, которые свойственны лишь для нее.

Где делать ставки на киберспорт?

Изначально ставки на киберспорт стали принимать крупные зарубежные конторы, такие как Uinbet и William Hill. Они и сейчас дают обширную линию на киберспорт. Со временем появились букмекерские конторы, которые специализируются исключительно на киберспорте. В таких конторах значительно шире охват событий киберспортивного мира, кроме того они чаще предоставляют онлайн-трансляции событий и принимают Live-ставки. Плюс таких сервисов еще и в том, что они не блокируются Роскомнадзором, как большая часть зарубежных букмекеров.

Рассмотрим самые популярные сервисы ставок на киберспорт:

Egaming Bets

Адрес – www.gg3.bet

Это очень хорошая платформа для ставок на киберспорт, которая имеет русскоязычную версию сайта. Здесь принимаются ставки на события таких популярных игр, как League of Legends, Dota2, World of Tanks, Heroes of Newerth и.т.д. Маржа сервиса составляет 5-7%.

Контора в линии дает до 20 рынков ставок на событие, принимает Live-ставки и проводит онлайн-трансляции турниров. Операции со счетов в Egaming Bets проводятся с помощью карт MasterCard и Visa, с помощью электронных платежных систем Qiwi, WebMoney, Yandex Money, Skrill и другими популярными способами. Выплаты средств проходят в течение 48 часов после запроса.

Контора часто проводит бонусные акции. В данное время здесь предусмотрен 100-процентный бонус на депозит (до 5000 рублей) и бездепозитный бонус, в размере 300 рублей.

Адрес — r3.cybbet.com

CybBet – это еще одна популярная платформа для ставок на киберспорт, где при ставках используются обычные деньги и киберденьги (по курсу 1000 киберденег = 1 $). Здесь роспись менее обширная, чем в Egaming Bets, но сама линия более представительная, чем в обычных букмекерских конторах. В CybBet можно поставить на события LoL, CS:GO, Dota 2, Overwatch и других многопользовательских игр. Коэффициенты в конторе пониже чем в Egaming Bets, средняя маржа здесь составляет 8-10%. Ввод и вывод средств осуществляется с помощью платежных систем Payeer, Liqpay, WebMoney, Neteller, Yandex Money, Qiwi, а также посредством карт Visa и MasterCard.

CybBet — это не только платформа для ставок на киберспорт, но и хорошая информационная база. В разделе «Новости» вы найдете интересные статьи, полезные наблюдения и последние тренды в мире киберспорта.

Сочетайте ставки на киберспорт в вышеприведенных сервисах и в букмекерских конторах. В конторе Pinnacle Sports маржа на киберспорт составляет всего 3-6%.

Как ставить на киберспорт?

Залогом успеха в ставках на киберспорт является щепетильный анализ игроков и команд. В этом виде спорта невозможно играть в плюс, если ориентироваться только на букмекерские коэффициенты.

Попробуем обозначить моменты, которые необходимо учитывать при анализе событий киберспорта.

  1. Уровень команд
  2. Для каждой игры можно найти рейтинг команд, который нужно учитывать при сравнении соперников. В рейтинге указаны очки команд, их титулы и заработанные суммы призовых. Учитывайте не только позиции команд в рейтинге, но и их прогресс или регресс.

  3. Форма команд
  4. Три победы в крупном международном турнире – это огромное достижение для команды, но если последняя победа произошла уже 4 года назад, то не стоит придавать большого значения ей. При этом успешные результаты в последних турнирах говорят о том, что команда имеет хорошую сыгранность. Смотрите в первую очередь на процент побед команды в последнем сезоне, а не на ее общую статистику.

  5. Состав команд
  6. Как и в любом другом виде спорта, в киберспорте команды не имеют постоянный состав участников. Одни игроки идут на повышение в более успешные команды, другие заканчивают карьеру киберигрока, третьи покидают команду из-за слабого уровня игры.
    Новый игрок в команде – это надежда на более высокие результаты для нее, но учитывайте и то, что коллективу необходимо сыграться и получше «прочувствовать» друг друга.

    Средний возраст команды – это очень значимая деталь при анализе события. Ближе к 30 годам у спортсменов уже нет той реакции, которая была раньше. В играх, где нужно молниеносное реагирование на ситуацию, этот аспект зачастую является одним из самых важных.

  7. Мотивация
  8. В течение сезона команды выступают в различных турнирах, в каждом из которых у них может быть разная мотивация. Стоит посмотреть два разных финала, где в одном на кону стоит 100 тысяч долларов, а в другом 3 тысячи долларов, чтобы понять, насколько разный уровень настроя у игроков на них. Помимо призовых, есть другие факторы, которые могут повысить мотивацию спортсменов. Домашний турнир, непримиримый соперник, присутствие на игре знакомых и близких, — все это значительным образом мотивирует спортсменов.

  9. История личных встреч
  10. Некоторые ресурсы по киберспорту ведут статистику личных встреч команд. Она может о многом рассказать бетторам. У отдельных команд имеются неудобные соперники, которые ставят им палки в колеса вне зависимости от турнирных перспектив и нынешнего уровня игры.

  11. Специфика игровой дисциплины
  12. Для того чтобы суметь проанализировать рынки и сделать ставки, нужно хотя бы на любительском уровне знать эту игру.

  13. Ожидания публики

Как и в других видах спорта, в киберспорте имеются команды, которые болельщики поддерживают сильнее других, вне зависимости от их результатов. На такие команды букмекеры дают заниженные коэффициенты, тогда как на их соперников можно поставить с переоцененным коэффициентом.

Вывод

Хотя киберспорт и имеет свои особенности, для ставок на него можно применять те же стратегии, что и для других видов спорта. Большой плюс ставок на киберспорт в том, что ежедневно в линии можно найти десятки событий. Кроме того игрокам круглосуточно доступны трансляции поединков, которые можно изучать и подмечать для себя различные тренды.

Если раньше киберспорт называли спортом будущего, то сейчас это спорт настоящего. Популяризация киберспорта с каждым годом только набирает обороты, что сказывается и на объемах ставок в букмекерских конторах. Советуем вам выбрать одну игровую дисциплину, изучить ее досконально и специализироваться только на турнирах в данной дисциплине. В этом случае вы сможете бить маржу букмекеров, но все придет не сразу.

Тахометр измеряет частоту вращения деталей, механизмов и других агрегатах автомобиля. Тахометр состоит из 2-х основных частей — из датчика, который измеряет скорость вращения и из дисплея, где будет показать значения. Во основном тахометр градуируется в оборотах в минуту.

Сделать такой прибор самостоятельно конечно же можно, предлагаю схему с микроконтроллером AVR Attiny2313. С таким микроконтроллером можно получить 100 — 9990 об /мин. , точность измерения составляет +/-3 оборотов в минуту.

Характеристики микроконтроллера ATtiny2313

EEPROM 1 Кб
Аналоговые входы (АЦП) 0
Входное напряжение (предельное) 5,5 Вольт
Входное напряжение (рекомендуемое) 4,5-5 Вольт
ОЗУ 128 байт
Тактовая частота 20 МГц
Flash-память 2кБ

На выводе 11 установлен резистор с номиналом 4.7 кОм, не изменяйте номинал, а то датчик начнет работать нестабильно при включение по однопроводной схеме.

В отличие других схем, тут использовались 4 транзистора и 4 резистора, таким образом схему упростили.

Схема имеет 8 сегмента в каждом символе, по 5 мА каждый, общая сумма будет 40 мА, следовательно на порты нет большой нагрузки. Посмотрим графики работы устройства.

Из графики можно заметить что ток может достигнуть от 60мА до 80мА на выход пин. Для точной настройки нужно подбирать ограничительные резисторы с номиналом 470 оМ.

Выбор дисплея не критичен, выбирайте любой светодиодный индикатор на четыре цифры, либо собирайте из отдельных светодиодов. Используйте красный индикатор, чтобы на солнце было все хорошо видно. Тахометр питается от 12 вольт.

Кварцевый резистор выбран на частоту 8МHz, для точного и стабильного измерения. Входной фильтр используется для подключения к выводу катушки зажигания.

В прошивке в 17-й строке найдите следующее.

17. #define byBladeCnt 2 //1- две катушки, 2 — одна катушка, 4 — мотоцикл…

Этот параметр нужно менять, если у вас советский автомобиль то поставьте 2, если мотоцикл то 4, а если автомобиль с системой зажигания с двумя катушками то 1.



Это была не моя задумка. Просто друг попросил придумать такое устройство, чтобы без проводов можно было бы считать обороты вала двигателя, для подстройки дизельной аппаратуры. И чтобы можно было в любом месте им воспользоваться.

Посидев и поразмышляв, придумал следующее:

Принцип работы простой: включаем ИК-светодиод, а на фотодиод принимаем отражение. Считаем время между приемами сигнала, переводим в обороты в минуту и выводим на экран. Питание, значит, батарейное.

В общем, не буду тянуть кота за..... :)

Был у меня микроконтроллер на тот момент такой - PIC16F88. Вот что получилось.

Схема устройства:

Я не стал заморачиваться с датчиком ИК сигнала. Хотя при желании можно было (и это для любознательных может послужить стимулом для усовершенствования J) воткнуть вместо фотодиода датчик TSOP1736 (который, собственно, был у меня в наличии на тот момент). Подавать на него 36 кГц можно, в принципе, с генератора, собранного на 555 таймере. Запускать генератор можно как раз сигналом, включающим ИК светодиод. Вот так как то… Причем, эксперименты такие я проводил. При подаче света с частотой 36 кГц на TSOP, его выход давал 5 вольт. При закрытии луча света, выход TSOP сбрасывался в ноль. Но, так как стояла задача собрать автономное устройство с минимальным потреблением, то тратить энергию на датчик и генератор я счел расточительным. К тому же, расстояние до измеряемого объекта было не особо критично. Устраивало расстояние даже в сантиметр. В общем, получилось так.

Питание ЖКИ - прямо с порта PIC, так же, как и питание LM358, для уменьшения энергопотребления в режиме sleep.

Живой платы первого опытного образца, к сожалению не осталось:(. Это была плата без усиления сигнала с фотоприемника. Сигнал поступал сразу в МК.

Выглядела плата так:

Так как уровня сигнала с фотоприемника не всегда хватало микроконтроллеру, то пришлось дополнять схему. Я собрал усилитель на LM358. Теперь схема выглядит именно так, как выглядит.

Подобрав корпус, и адаптировав под него плату, было собрано такое симпатичное устройство:


Принцип работы такой:

На исследуемый объект наносится метка обычным канцелярским корректором. Около 5-7 мм в диаметре. Либо приклеивается метка из белой бумаги.

При включении питания в первый раз, PIC начинает считать длительность периода между импульсами, которые, отражаясь от метки, приходят на фотоприемник. Если импульсов нет в течение примерно 4 секунд, показания сбрасываются на ноль. Если импульсы отсутствуют примерно 20 секунд, прибор переходит в режим пониженного потребления. Выключается индикатор. Для следующего измерения нужно нажать кнопку, подключенную к порту RB0. и прибор "просыпается". Цикл начинается сначала.

Точность показаний - отличная, но не на всем диапазоне. На высоких оборотах показания "плавают”, но незначительно, не критично.

Единственный минус этого прибора - не очень большая дальность. Около сантиметра. Но это решаемо, как я писал выше, с помощью фотоприемника типа TSOP1736 или TSOP1738 и генератора на 555 таймере. Надобность в LM358 в этом случае отпадает.

Еще одно уточнение - материал исследуемого объекта должен быть темным.

Архив с файлом протеуса и исходник лежит .

Вот кстати, нашел старый исходник, в котором реализован принцип подсчета импульсов с помощью модуля захвата, но индикатор там светодиодный. Но под LCD нетрудно переделать, проще будет

Этот цифровой тахометр пригоден для подсчета количества оборотов практически любого типа двигателя внутреннего сгорания. Погрешность измерения тахометра составляет всего 50 оборотов/минуту. Для показа результата используется четырехразрядное светодиодное табло.
Для настройки режима работы необходимо использовать кнопку «Select». Первое нажатие выводит на табло текущий режим работы. Режимом работы по умолчанию является третий, когда датчик выдает два импульса за оборот маховика. Соответственно, на табло появится надпись Р-2,0.

Каждое последующее нажатие кнопки переключает режим работы тахометра на следующий. Всего их девять: 0.5, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 имп./оборот соответственно, они устанавливают количество импульсов выдаваемых датчиком за один оборот маховика. Чем выше количество импульсов, тем точнее производится измерение.

После выбора режима работы необходимо подождать 5-10 секунд. За это время тахометр произведет запись режима работы в память микроконтроллера и перейдет в рабочий режим. В дальнейшее тахометр будет сразу при подаче питания переходить в рабочий режим. Если возникает необходимость перенастроить тахометр, то надо нажать кнопку «Select» и произвести настройку тахометра еще раз.

Стоит обратить внимание на параметры и устройство входной цепи. Для конкретного типа зажигания возможны некоторые корректировки номиналов, из-за разных устройств зажигания в различных видах авто. Это необходимо, чтобы тахометр хорошо работал с основными гармониками и не реагировал на высшие гармоники. Без такой корректировки точная работа тахометра невозможна.

Обновленная версия прошивки включает в себя функцию проверки индикаторов. Это необходимо для проведения двухсекундного теста выявления неисправности датчиков.

Прикрепленные файлы:

Прошивка

Простой автоусилитель моноблок на TDA1560Q Автомобильный бездроссельный БП на IRS2153 для ноутбуков и мобильников Внешний USB-разъем в автомагнитоле


Основная задача тахометра в автомобиле – это помощь выбора правильной передачи, что положительно влияет на срок работы двигателя. В большинстве автомобилей уже имеется аналоговый тахометр и когда его стрелка приближается к красной отметке, необходимо переключиться на повышенную передачу.

Кроме того автовладельцы применяют для регулировочных работ, как на холостом ходу, так и для контроля частоты вращения вала двигателя во время движения.

Физический принцип работы тахометра заложен в подсчете числа импульсов, которые регистрируются датчиками, порядка их поступления, а также пауз между этими импульсами.

При этом подсчет количества импульсов можно выполнить различными методами: в прямом, в обратном и в обоих направлениях. Полученные результаты, обычно, трансформируются в нужные нам величины. Такой величиной можно считать часы, минуты, секунды, метры и тому подобное.

Конструкция всех тахометров позволяет обнулять полученные значения. Точность данных результатов измерений достаточно условна, около 500 об/мин, самые точные электронные тахометры измеряют с погрешностью до 100 об/мин.

Автомобильные тахометры бывают двух видов цифровые и аналоговые. Цифровой автомобильный тахометр состоит из следующих блоков:

Центральный процессор
АЦП 8 разрядов или более
Датчик температуры жидкости;
Электронный дисплей
Оптрон для диагностики клапана холостого хода
Блок сброса процессора.

На дисплей цифрового автомобильного тахометра, выводятся результаты измерений оборотов вала и двигателя. Цифровой тахометр очень полезен при регулировочных операциях с электронными блоками зажигания двигателя автомобиля, при точной установке порогов экономайзера и др.

Аналоговые автомобильные тахометры более распространены и понятны большему числу автолюбителей. Он показывает результаты измерений с помощью перемещающейся стрелки.

Обычно аналоговый тахометр состоит из :

микросхема
магнитная катушка
провода считывания информации с коленчатого вала
градуированная шкала
стрелка

Работает такой тахометр следующим образом. Сигнал от коленчатого вала поступает по проводам на микросхему, которая определяет положение стрелки по градуированному циферблату.

В автомобиле лучше всего иметь и тот и другой вид тахометра. Так цифровой отлично справляется с регулировкой холостого хода, проверки работы блока управления ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) и проверки штатного тахометра (т.к цифровой тахометр обладает гораздо более высокой точностью). Во время управления автомобилем гораздо удобнее использовать штатный аналоговый тахометром, т.к глаз и мозг человека лучше и быстрее анализирует аналоговую информацию, чем ее цифровое значение, а лучшая точность во время управления транспортным средством совсем не требуется.

Кроме того тахометры классифицируются также по способу установки. Существуют штатный и выносной автомобильный тахометр. Первый монтируется непосредственно в приборную панель автомобиля. «Он» более прост и используется в большинстве автомобилей. Выносной тахометр предназначен для установки его на торпедной панели. Они используются для придания автомобилю более тюнингового внешнего вида. В конструкция выносного тахометра имеется ножка для закрепления его на торпедной панели.

Ниже представлена схема квазианалогового электронного тахометра. Принцип ее работы следующий. Частота вращения коленвала двигателя отображается на упрощенной линейной шкале из светодиодов. Шкала цифрового тахометра состоит из девяти светодиодов. Каждый из них примерно соответствует 600 оборотам в минуту двигателя. На холостом ходу светится только первый светодиод. Регулировка тахометра осуществляется путем подбора сопротивления R6. В зависимости от него, можно настроить индикаторы на требуемое количество цилиндров. Можно поменять и цену деления.

В качестве источника импульсов для правильной работы цифрового тахометра может быть датчик Холла, который присутствует в электронной системе зажигания, датчик положения вала и другие. Главное чтоб датчик посылал на нашу схему импульсы, которые меняют сопротивление резистора R1.

Данная схема работает как простой частотомер. Импульсы, которые постоянно идут от датчика двигателя, поступают на счетный вход десятичного счетчика К561ИЕ8, и далее на светодиоды. Запитать схему можно от прикуривателя или .

Диод VD1 КД522 защищает схему от неправильного подключения полярности питания. Датчик оборотов коленчатого вала шлет импульсы на базу транзистора VT1. Сопротивление R1 выбираем в зависимости от датчика (на схеме сопротивление подобрано для датчика Холла в бесконтактной системе зажигания карбюраторного двигателя). С выхода VT1 импульсы попадают на триггер Шмитта, выполненный на элементах D1.1-D1.2. Он преобразует импульсы в требуемую прямоугольную форму. Конденсатор С2 фильтрует помехи, в паре с резистором R4 он составляет фильтр, срезающий импульсы высокой частоты. С Выхода D1.2 импульсы поступают на счетчик.

Мультивибратор собранный на элементах микросхемы D1.3 и D1.4 генерирует тактовые импульсы частотой зависящей от R6. Эти импульсы идут на цепочку C3-R7, что формирует импульс для обнуления счетчика D2. Сверхяркие светодиоды HL1-HL9 подключены непосредственно к выходам счетчика К561ИЕ8. С помощью R9 можно регулировать яркость индикации.

Светодиоды 1-4 на печатной плате подключаются монтажным проводом.

Наладку конструкции начинается с расчета значения резистора R1 в соответствии от размаха входящих импульсов. Затем заменяем R6 последовательно включенными переменными резисторами на 1 Ом и постоянным на 10 кОм. Далее подкручиваем переменный резистор на максимальное сопротивление. Затем крутим его так, чтобы на холостом ходу двигателя загорелись только два светодиода. Отмечаем это положение подстроечного резистора. Затем уменьшаем сопротивление, чтобы горел только один светодиод. Затем регулируем резистор в среднем положение. Далее измеряем мультиметром полученное сопротивление R8.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: