Кейс задание по обж. Использование кейс-технологии для формирования культуры безопасности дошкольников

1. 14 июля 2011 года произошло извержение вулкана Локон, расположенного в индонезийской провинции. Управление по ликвидации последствий стихийных бедствий Индонезии объявило запретной зону в радиусе 3,5 километра от кратера. Число эвакуированных превысило 2,5 тысячи человек.

Установите соответствие между указанными природными явлениями и совокупностью факторов, характеризующих указанные явления.

Извержение вулкана

Землетрясение

Решение:

Извержение вулкана - процесс выброса вулканом на земную поверхность раскаленных обломков, пепла, излияние магмы (расплавленная масса преимущественно силикатного состава, образующаяся в глубинных слоях Земли). Достигая земной поверхности, магма изливается в виде лавы. В местах выхода магмы и газов на поверхность земли образуется один или несколько кратеров воронкообразной или котлообразной формы. Основными поражающими факторами вулкана являются: раскаленная лава, газы, дым, пар, горячая вода, пепел, обломки горных пород, взрывная волна.

Землетрясение - подземные толчки и волновые колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапного разрыва земной коры или верхней части мантии. Центр очага землетрясения называется гипоцентром. Его проекция на земной поверхности - эпицентром. Эпицентр и прилегающая к нему территория называются плейстосейсмовой зоной. Интенсивность землетрясения в России определяется шкалой сейсмической интенсивности MSK-64 - 12-балльной шкалой интенсивности землетрясения Медведева - Шпонхойера - Карника, основанной на внешних проявлениях подземного толчка (воздействие на людей, предметы, строения, природные объекты).

2. 9 августа 2012 года в результате ливневых дождей в Карелии произошло разрушение дамбы старого русла Маткожненского ручья. Вода затопила машинный зал Маткожненской ГЭС. Погибших и пострадавших нет. Без электричества остался поселок Сосновец Беломорского района, где проживает 1,5 тысячи человек.

Установите соответствие между указанными чрезвычайными ситуациями и совокупностью факторов, характеризующих указанные явления.


Гидродинамическая авария

Коммунальная авария

Решение:

Гидродинамическая авария - происшествие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его частей и последующим неуправляемым перемещением больших масс воды. Прорыв плотины - начальная фаза гидродинамической аварии, то есть процесса образования прорана и неуправляемого потока воды водохранилища из верхнего бьефа, устремляющегося через проран в нижний бьеф. Волна прорыва - волна, образующаяся во фронте устремляющегося в проран потока воды, имеющая значительную высоту гребня и скорость движения и обладающая большой разрушительной силой таранного действия. Основным последствием прорыва плотины является затопление местности.

В зависимости от его масштабов и последствий различают:

Катастрофическое затопление;

Прорывной паводок;

Некатастрофическое затопление.

Катастрофическое затопление - гидродинамическое бедствие, являющееся результатом разрушения плотины и заключающееся в стремительном затоплении ниже расположенной местности. Катастрофическое затопление распространяется со скоростью волны прорыва и приводит к затоплению обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и всего за 15-30 минут. При прорывном паводке и некатастрофическом затоплении эти параметры значительно меньше.

Коммунальная авария - авария, вызывающая сбой в обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами. К коммунальной аварии относятся аварии в системе канализации, водо-, газо-, энерго- и теплоснабжения.

Причинами коммунальных аварий являются:

Изношенность труб, ветхость, некачественная подготовка инженерной инфраструктуры к отопительному сезону (36%);

Несоблюдение правил технической эксплуатации оборудования, неквалифицированные действия обслуживающего персонала (32%);

Природные факторы и стихийные бедствия (21%);

Несанкционированное отключение электроэнергии, взрывы газа, пожары и т.д. (11%).

Коммунальная авария может привести к травмированию или даже гибели людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, создать помехи в работе городского транспорта, спровоцировать ДТП и т.д.

3. 8 февраля 2011 года на Калининградскую область обрушился ураган. Скорость ветра достигала 35 м/с. В результате стихия в десяти районах пострадали 54 тысячи человек.

Установите соответствие между описанными природными явлениями и совокупностью факторов, характеризующих указанные явления.

Решение:

Ураган (тайфун) - это ветер огромной разрушительной силы скоростью 120 км/час и более, продолжительностью несколько суток. Ураганы сопровождаются выпадением большого количества осадков и понижением температуры воздуха. Поражающим фактором урагана является аэродинамический фактор (скоростной напор). Ширина урагана составляет от 20 до 200 км.

Смерч - восходящий вихрь, состоящий из быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей. Смерч возникает в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяется вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота. Средняя ширина смерча составляет 300-400 м, средняя скорость перемещения - 50-60 км/ч, общая длина пути - от сотен метров до сотен километров.

4. 14 июля 2011 года произошло извержение вулкана Локон, расположенного в индонезийской провинции. Управление по ликвидации последствий стихийных бедствий Индонезии объявило запретной зону в радиусе 3,5 километра от кратера. Число эвакуированных превысило 2,5 тысячи человек.

11 ноября 2012 года в Мьянме произошло сильное землетрясение. Магнитуда подземных толчков составила 6,6, очаг землетрясения находился на глубине 10 километров. В результате землетрясения погибло пять человек.

Укажите правильные действия населения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана.

Включить радиоприемник, телевизор для получения информации от штаба гражданской обороны


закрыть окна, двери, чердачные люки, вентиляционные отверстия, резервуары с питьевой водой



взять необходимые вещи, документы и следовать на сборный эвакуационный пункт


вынесите из дома во двор или на балкон крупные, громоздкие предметы

Решение:

Предупредить об извержении вулкана может сигнал оповещения «Внимание всем!», услышав который, необходимо включить приемник, телевизор, прослушать сообщение, а затем действовать согласно полученной информации. Примерный вариант сообщения об извержении вулкана звучит следующим образом: «Внимание! Говорит Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! В связи с возможным извержением вулкана организуется эвакуация населения в безопасную зону.

Всем гражданам до 12 часов необходимо покинуть жилые дома и учреждения и собраться на сборном эвакуационном пункте у здания клуба на улице Меламеда, 6. Внимательно слушайте дополнительные сообщения». После этого необходимо закрыть окна, двери, чердачные люки, вентиляционные отверстия, резервуары с питьевой водой; защитить чувствительные приборы; закрепить мебель, тяжелые вещи перенести на пол; отключить газ, воду, электричество; взять необходимые вещи, документы и следовать на сборный эвакуационный пункт.

5. 9 августа 2012 года в результате ливневых дождей в Карелии произошло разрушение дамбы старого русла Маткожненского ручья. Вода затопила машинный зал Маткожненской ГЭС. Погибших и пострадавших нет. Без электричества остался поселок Сосновец Беломорского района, где проживает 1,5 тысячи человек.

26 декабря 2012 года в Саяногорске (Хакасия) жители шести домов Ленинградского микрорайона остались без холодного водоснабжения. Как объяснили корреспонденту ИА «Хакасия» в оперативной службе ГО и ЧС администрации Саяногорска, на улице Металлургов в районе бывшего общежития прорвало трубу водовода.


отключить газ, электричество и воду





Решение:

6. 9 августа 2012 года в результате ливневых дождей в Карелии произошло разрушение дамбы старого русла Маткожненского ручья. Вода затопила машинный зал Маткожненской ГЭС. Погибших и пострадавших нет. Без электричества остался поселок Сосновец Беломорского района, где проживает 1,5 тысячи человек.

26 декабря 2012 года в Саяногорске (Хакасия) жители шести домов Ленинградского микрорайона остались без холодного водоснабжения. Как объяснили корреспонденту ИА «Хакасия» в оперативной службе ГО и ЧС администрации Саяногорска, на улице Металлургов в районе бывшего общежития прорвало трубу водовода.

Укажите правильные действия населения при внезапном наступлении катастрофического затопления в случае гидродинамической аварии.


отключить газ, электричество и воду


взять необходимые вещи, документы, запас воды и продукты питания на 2-3 суток


подняться на верхние этажи прочных зданий, чердаки, крыши зданий


подавать сигналы спасателям: днем - размахивая ярким полотнищем, а ночью - световыми сигналами, подавая голос


укрыться в защитном сооружении, подвале

Решение:

При внезапном наступлении катастрофического затопления в случае гидродинамической аварии необходимо в доме отключить газ, электричество, воду, плотно закрыть окна, двери, вентиляционные и другие отверстия. Взять с собой документы, ценности, вещи первой необходимости, запас питьевой воды и продукты питания на 2-3 суток и подняться на верхние этажи прочных зданий, чердаки, крыши зданий. При этом нужно постоянно подавать сигнал бедствия: днем - размахивая ярким полотнищем, а ночью - световыми сигналами, подавая голос.

В случае подхода спасателей следует без паники, соблюдая меры предосторожности, перейти в плавательное средство.

Своими силами выбираться из затопленной местности следует только при продолжающемся подъеме уровня воды, необходимости медицинской помощи пострадавшим, угрозе затопления самых верхних этажей (чердака). В этом случае нужно обладать надежным плавательным средством, а также знать направление движения.

6. 8 февраля 2011 года на Калининградскую область обрушился ураган. Скорость ветра достигала 35 м/с. В результате стихия в десяти районах пострадали 54 тысячи человек.

22 мая 2011 года на американский штат Миссури обрушился мощный смерч (торнадо). Больше всех пострадал город Джоплин, где жертвами торнадо стали 116 человек. Торнадо снес целые кварталы. Обломки построек и транспорта смерч разбросал на территории радиусом в 100 км.

Укажите правильные действия населения при заблаговременном получении информации об угрозе урагана или смерча.


закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия


подготовить документы, деньги, продукты питания, воду, аптечку, необходимые вещи


отключить газ, воду, электричество


перейти из легких зданий в более прочные или убежища гражданской обороны


вынести на улицу или балконы травмо-, пожароопасные предметы

Решение:

При заблаговременном получении информации об угрозе урагана или смерча необходимо:

Включить радиоприемник для получения информации от штаба гражданской обороны;

Закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия;

Заклеить окна полосками бумаги крест-накрест, пластырем;

Укрепить крышу, печные трубы;

Освободить балконы от пожароопасных предметов и закрепить имеющиеся вещи;

Подготовить документы, деньги, продукты питания, воду, аптечку, необходимые вещи;

Отключить газ, воду, электричество;

Перейти из легких зданий в более прочные или убежища гражданской обороны.


Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1

1. 20 марта 2012 года из-за сильного снегопада и ледяной корки на участке трассы М-5 «Урал» (Самара – Уфа – Челябинск) образовалась гигантская 60-километровая автомобильная пробка. Для расчистки дорожного полотна от снежных заносов , оказания помощи застрявшим автомобилям , обеспечения водителей и пассажиров горячим питанием, питьевой водой и дозаправки автомобилей топливом на место происшествия были вызваны несколько отрядов спасателей. Всего в ликвидации последствий участвовали 101 человек, 50 единиц техники.

Слой бугристого льда, образующийся на поверхности земли после оттепели или дождя в результате наступившего похолодания, называется …

гололедицей

гололедом

обледенением

Решение:
Слой бугристого льда, образующийся на поверхности земли после оттепели или дождя в результате наступившего похолодания, называется гололедицей. В отличие от гололеда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы.

7 сентября 2011 года под Ярославлем в районе аэропорта Туношна потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-42. 44 человека погибло, 1 – пострадал. В самолете летел основной состав команды «Локомотив» (Ярославль). Официальное расследование катастрофы провел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названа ошибка пилотирования.

Уменьшение давления в салоне самолета называется …

декомпрессией

рекомпрессией

баротравмой

гипоксией

Решение:

Уменьшение давления в салоне самолета называется декомпрессией. Декомпрессия характеризуется разностью между начальным и конечным давлением, продолжительностью, скоростью изменения давления и кратностью (отношением начального давления к конечному). Изменение давления в высотных полетах может стать при определенном состоянии организма причиной высотных декомпрессионных расстройств (ВДР), в частности декомпрессионной высотной болезни. При выравнивании давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся внешним давлением возможны расстройства, характеризующиеся нарушением или ослаблением различных функций организма, наблюдающиеся даже на сравнительно небольшой высоте.

10 июля 2011 года в акватории Куйбышевского водохранилища около села Сюкеево (Татарстан) при плохих погодных условиях из-за технических неисправностей на глубине около 18 метров затонул теплоход «Булгария». В результате крушения теплохода погибло 122 человека, 79 удалось спастись.

Тип утопления, когда в дыхательные пути и легкие попадает большое количество жидкости , называется …

аспирационным

асфиктическим

синкопальным

смешанным

Решение:

Тип утопления, когда в дыхательные пути и легкие попадает большое количество жидкости, называется аспирационным (истинным, мокрым). Как правило, это случается с теми людьми, которые до последнего борются за жизнь. Встречается в среднем в 20% случаях. Различают также асфиктический (ложный, сухой, спастический), синкопальный (рефлекторный) и смешанный типы утопления.

11 июня 2009 года из-за сильных дождей на севере Приморья произошел резкий подъем воды в горных реках и ручьях Тернейского района. В результате была подтоплена часть улиц и домов в портовых поселках Пластун и Терней, повреждены многие участки дорог, подмыты три опоры линии электропередачи. Всего в зоне подтопления оказались 120 частных домов, в которых проживают 270 человек, в том числе 66 детей.

Быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей называется …

паводком

половодьем

водопольем

водоразливом

Решение:

Быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей называется паводком. Периодически паводки не повторяются, и в этом их отличие от половодья. Продолжительность паводка от нескольких долей часа до нескольких суток. Среднемесячные расходы в период половодья и паводков больше среднегодовых. В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года. Значительный паводок может вызвать наводнение. В процессе перемещения паводка по реке образуется паводочная волна.

8 марта 2010 года в Ловозерском районе Мурманской области на перевале Северный Тавайок в результате схода лавины погибли четверо туристов из Беларуси. Двум участникам группы удалось спастись. Их попытки самостоятельно откопать пострадавших оказались безуспешными. По данным МЧС, ориентировочно в горном массиве сошло 2,1 тыс. м 3 снега: ширина лавины составила 7 метров, глубина – 3 метра и длина – 100 метров.

Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях, называется …

асфиксией

декомпрессией

саркодиозом

альвеолитом

Решение:

Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях, называется асфиксией. Главной причиной гибели людей в лавинах является удушье (асфиксия). Во время движения лавины дышать в ней практически невозможно, снег забивает дыхательные пути, снежная пыль проникает в легкие. В литературе механическую асфиксию определяют как «кислородное голодание, развившееся в результате физических воздействий, препятствующих дыханию, и сопровождающееся острым расстройством функций центральной нервной системы и кровообращения…» или как «нарушение внешнего дыхания, вызванное механическими причинами, приводящее к затруднению или полному прекращению поступления в организм кислорода и накоплению в нем углекислоты».

В результате нарушений правил пожарной безопасности в ночном клубе «Хромая лошадь», повлекших за собой гибель людей , к руководству применена …

уголовная ответственность

материальная ответственность

дисциплинарное взыскание

административное взыскание

Решение:

В результате нарушений правил пожарной безопасности в ночном клубе «Хромая лошадь», повлекших за собой гибель людей, к руководству применена уголовная ответственность. Уголовная ответственность – это один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. По факту трагедии в ночном клубе «Хромая лошадь» возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 219 («Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») и частью 3 статьи 109 («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам») Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2

Укажите последовательность действий автомобилиста, если метель застала его в дороге.

установить автомобиль двигателем в наветренную сторону

укрыть двигатель со стороны радиатора

полностью закрыть окна и двери машины

периодически прогревать двигатель автомобиля

дать пострадавшему горячее питье, пищу

вызвать скорую помощь

Решение:

При сильном обморожении (обморожение II–IV степени) конечностей необходимо наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеенку или прорезиненную ткань). Быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Пораженные конечности фиксировать с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. Пострадавшему дать горячее питье, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, по 2 таблетки «Но-шпа» и папаверина. После оказания первой помощи необходимо вызвать скорую помощь и отправить пострадавшего в больницу.

5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми произошел крупнейший по числу жертв пожар. По основной версии, пожар был вызван неосторожным применением пиротехники в клубе. От пожара пострадало 234 человека, включая 156 погибших. По заключению следствия жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения, ожогов и давки.

Укажите последовательность осуществления первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.

вынести пострадавшего на свежий воздух

сделать непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких

на голову и грудь положить холодный компресс

вызвать скорую помощь

Решение:

При отравлении угарным газом необходимо немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух, уложить на спину, расстегнуть воротник, пояс. При отсутствии дыхания нужно немедленно приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких, дать понюхать вату, смоченную нашатырным спиртом. На голову и грудь положить холодный компресс. После оказания первой помощи необходимо вызвать скорую помощь и отправить пострадавшего в больницу.
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3

20 марта 2012 года из-за сильного снегопада и ледяной корки на участке трассы М-5 «Урал» (Самара – Уфа – Челябинск) образовалась гигантская 60-километровая автомобильная пробка. Для расчистки дорожного полотна от снежных заносов, оказания помощи застрявшим автомобилям, обеспечения водителей и пассажиров горячим питанием, питьевой водой и дозаправки автомобилей топливом на место происшествия были вызваны несколько отрядов спасателей. Всего в ликвидации последствий участвовали 101 человек, 50 единиц техники.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, называются ________ чрезвычайной ситуации. (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)

Решение:

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов, называются ликвидацией чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации их в лечебные учреждения. Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами , а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

Урок с использованием кейс-технологий

Практический - кейс урок.

Тема: «Взрыв и обрушение дома».

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений, навыков.

Цели : обобщить основные понятия по теме « Взрыв и обрушение дома »; закрепить основные правила безопасного поведения при террористическом акте и его угрозе; отработать навыки работы в группах; отработать навыки работы с текстом.
Задачи :
Образовательная : формирование понятий о террористической угрозе, террористических актах, и их последствиях, меры по уменьшению потерь от них.
Развивающая : формирование навыка самостоятельной работы с текстом, групповой работы, развивать навыки правильного безопасного поведения в ЧС.
Воспитательная : толерантное отношение друг к другу, умение принимать мнение другого человека, воспитание навыков общения.
Планируемые результаты:

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия террористический акт, террористическая угроза, взрывное устройство; уметь применять правила безопасного поведения при террористическом акте или его угрозе.

Личностные: формировать основы поведения при заблаговременном оповещении о возможности террористического акта, при внезапном терористическом акте и после него; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Метапредметные: развитие социальных компетенций при работе в группе; способность и готовность к оценке и принятию решения; практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор, компьютеры, лист заданий, карточки самооценивания, рефлексийный экран.

Класс делится на три группы и каждой группе выдается кейс.

Кейсы к уроку.

Ситуация – случай 1:

Предположите, что произошел взрыв дома. Взрыв произошел в соседнем подъезде Вашего дома. Во время взрыва вы находились дома, одни в квартире, которая находится на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьезные повреждения, частично разрушено. Вы попали под завал, и вам придавило ногу упавшей конструкцией. Ногу вы освободили, шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован упавшими конструкциями. Начинается дождь, темнеет.

Задание: Найти возможные проблемы (с чем связана, по каким причинам могло произойти разрушение здания), предложить свои пути решения данной проблемы (дальнейшие действия и их очередность).

Пути решения 1:

Стратегия «Идеал»

И – Идентифицируйте проблему (выделите в тексте проблему)

Д – Доберитесь до ее сути (опишите ее)

Е – Есть варианты решения (определить варианты подходов к решению проблемы)

А – А теперь – за работу! (решайте)

Л – Логический вывод.

Вариант решения ситуации 1:

И – Ребенок оказался в завале и у него повреждена нога

Д – Ребенок находится на 2-м этаже частично разрушенного дома и выход заблокирован. Нога повреждена, но перелома нет.

Е – 1 вариант: попробовать разобрать завал и выбраться наружу.

2 вариант: остаться на мести и ждать спасателей.

А – Выбран вариант 2. Осмотреть себя оценить свое состояние, оказать себе первую помощь. Укрепить завал подручными предметами (обломками древесины, бетона и мебели). Если есть возможность найти и одеть теплую одежду. Постараться найти продовольствие и воду. При помощи подручных средств и голосом подавать сигналы о своем пребывании спасателям. Спасатели регулярно объявляют «минуты тишины» и слушают руины.

Л – Лучше оставаться на месте, т.к. помните, что спасатели работают круглосуточно и без перерывов, пока не найдут всех пострадавших. Вас обязательно найдут!

Ситуация – случай 2:
…Вдруг раздался резкий, громкий хлопок, здание вздрогнуло, вылетели стекла, с полок упали книги, разбилась посуда. По городскому каналу радио стали передавать сообщение, что в городе на нашей улице произошел взрыв и частично разрушен соседний дом, возможна утечка газа. По улице бегут люди. Одни кричат, что нужно разбирать завалы, другие что надо уезжать из города. Я хотел позвонить родителям, но сотовый не работал. Переждав некоторое время, я …….

Задание: Выскажите предположения о причинах взрыва. Перечислите очередность действий при угрозе повторного взрыва. Предложите свой вариант последующих действий.

Пути решения 2:

Прием « SWOT - анализ»

Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.

Вариант решения ситуации 2:

Причиной взрыва может быть: утечка газа, террористический акт или случайный подрыв взрывного устройства, например времен второй мировой войны.

Наиболее безопасные места для укрытия в здании при угрозе повторного взрыва:

    дверные проемы;

    проемы в капитальных внутренних стенах;

    углы, образованные капитальными внутренними стенами;

    места под прочными столами.

Очередность действий при взрыве или угрозе взрыва:

    включить источники информации (радио и телевидение);

    укройтесь в безопасном месте в квартире;

    собрать документы, деньги и ценные вещи, теплые вещи, трехдневный запас воды и продуктов питания;

    оповестить соседей, позвонить родителям, родственникам.

    направиться в безопасное место (если пункт сбора объявят по СМИ).

Сильные сторон ы

    отсутствие телесных повреждений

    сработала система оповещения ГО и ЧС

    получена информация о пункте сбора или порядке действий

Слабые сторон ы

    отключение мобильной связи

    паника среди людей

Возможност и

    может собрать документы и ценные вещи, одежду, продукты питания.

    свободно покинуть квартиру

    оповестить соседей

    добраться до пункта сбора

Угроз ы

    взрыв газа

    обрушение здания

    получение телесных повреждений (переломы, трещины, ушибы, сдавливание).

Ситуация – случай 3:
Лиза К. 10 лет

Мы с мамой ехали в метро и заметили как один гражданин, выходя из вагона, оставил большую сумку у двери. Выйти за ним никто не успевал, т.к. гражданин выходил из вагона, когда двери уже закрывались.

Задание: Назовите возможные причины произошедшего. Предложите свой вариант последующих действий.

Пути решения 3:

Прием «Цветок лотоса». 8 способов решения проблемы.

Вариант решения ситуации 3:

Паника. Травмирование и гибель людей

Пожары

Техногенные ЧС

Последствия взрыва или угрозы взрыва

Транспортные аварии и катастрофы

Возможно дополнительно заражение (радиоактивными в-ми, АХОВ, и д.р.)

Повреждение и разрушение зданий

Нарушение функционирования систем жизнеобеспечения

Вопросы для обсуждения:

    Часто ли подобные ситуации происходят?

    Какова причина подобных ЧС?

    Чем опасны террористические акты, и каковы их последствия?

    Каков порядок действий при террористическом акте или его угрозе?

    Каков порядок действий при заблаговременном оповещении о террористическом акте или его угрозе?

    Каковы правила поведения для оказавшихся в завале?

    Назовите правила поведения после террористического акта?

    Каковы основные способы снижения ущерба от террористических актов?

    Возможно ли подобное в нашей местности?

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Урок дал мне для жизни…

Было интересно… Я научился…

Было трудно… У меня получилось …

Я выполнял задания… Я смог…

Я понял, что… Я попробую…

Теперь я могу… Меня удивило…

Я почувствовал, что… Мне захотелось…

Урок окончен. Спасибо за плодотворную работу.

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

Лукояновская средняя школа №2

Маркелова Н. В. –преподаватель-организатор ОБЖ

Кейс технологии на уроках ОБЖ

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А. Дистервег

На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»

Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод.

Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся
высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.

На уроках ОБЖ «Кейс - технология» в основе использует метод конкретных ситуаций имитационного моделирования и разработки конкретного примера. Кейс-технология использует следующие дидактические принципы: индивидуальный подход, информация о предмете изучения, активность обучения, успешность в обучении, проблемность, вариативность, прагматизм в обучении, умение работать с информацией.
При организации работы с учащимися следует опираться на характеристики функций кейса:

Функции кейса

Характеристика
функций кейса

Примеры

Тренинг

Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

Тренировка практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий

Обучение

Овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов

Изучение в сравнении, например: организм человека и животного.

Анализ

Выработка умений и навыков аналитической деятельности

Анализ явлений и объектов любой науки и практики

Исследова-

ние

Получение нового знания относительно развивающихся объектов

Исследовательский проект

Системати-

зация

Систематизация ситуационного знания

Разнообразные статистические материалы, например: анализ средних температур за определённый период времени в каком – либо регионе

Прогнази-рование

Получение сведений о развитии данной системы

Прогноз событий. Возможные последствия решения экологических проблем

Для реализации кейс – технологии на уроках ОБЖ используются различные виды ситуаций для кейса:

Иллюстративные ситуации (блиц - ситуации) ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс – технологии, общий объём не более одной страницы.

Функциональные ситуации характерны наличием проблем. Наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.

Нормативные ситуации (чаще с элементами ситуационных задач) позволяют провести анализ и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу.

Стратегическая ситуация не может иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций.

Какими же способами можно представить ситуации «кейс-технологии» на уроках ОБЖ:

1)Новая и сложная информация:
- Заострение внимания к новым объектам или их свойствам
- Поиск ответа на вопросы: «Что это значит?», «О чём говорит данная информация (факты) и т.п.?».
2) Противоречивая информация:
- Разные взгляды на один и тот же вопрос
- Необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3) Неполное представление содержания:
- Создание проблемной ситуации
- Обучающийся должен сам заняться поиском материала
- Учащийся должен выделить части проблемной ситуации и синтезировать их в единое целое.
4) Информация отсутствует:
- Построение своеобразных загадочных ситуаций
- Не указываются субъекты или объекты данной ситуации, но даны их
характеристики, условия, функции и т.п.
- Или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики.

На уроках ОБЖ используются различные варианты организации работы учащихся на основе кейс-технологии:

Первый вариант - учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной литературой, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым.

Второй вариант – учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Третий вариант – учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.

Четвёртый вариант - возможно использование кейса в дистанционном обучении.

Для успешного осуществления на уроках ОБЖ кейс-технологии необходимо использовать следующие методические рекомендации для составления технологической схемы создания кейса:

    Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

    Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над
    кейсом.

    Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели (ситуация:
    жизненная, учебная, научная).

    Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или
    науке.

    Определение источников и методов сбора информации.

    Выбор техник работы с данным кейсом.

    Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).

    Создание заданной модели.

    Апробация в процессе обучения.

Для организации работы с кейсом непосредственно на уроках ОБЖ я использую разные приёмы с целью активизации учащихся. Рассмотрим некоторые из техник анализа решений проблем на примере урока в 9 классе по теме: «В движении – жизнь» в практической части урока. Цель урока: выявление основных факторов двигательной активности человека, специфики мобилизации физических резервов и правильного их использования для сохранения здорового образа жизни на примере технологии обучения конкретных ситуаций.

1. Работа в группах (учащиеся класса заранее распределяются на 3 группы, по 7 человек, они являются экспертами; а главными в группе являются специалисты – это лучшие учащиеся по предмету, у них отличительные знаки, приколотые к форме - «эксперт»).
2. Для каждой группы учащихся свои заготовленные приёмы различных техник анализа решения проблем.

а) для 1-ой группы: определяется проблема: Движение – жизнь?
- используется приём «Софт- анализ», где учащиеся на большое поле записывают индивидуальные мнения всех членов группы, а на центральное поле – общее мнение группы (плакаты с данными приёмами заготавливаются заранее).

б) для 2-ой группы определяется следующая задача: Физическая культура это средство сохранения и укрепления здоровья?

Используется приём: «Цветок лотоса» (8 способов решения проблемы)

в) для 3-ей группы устанавливается проблема: Гиподинамия – это приговор?
- используется приём «Как?»
Учащиеся заполняют плакат по следующей схеме:

3. Учащиеся работают в группе, выявляют пути решения проблемы, заполняют шаблоны приёмов различных техник анализа решения проблем (можно использовать для работы учебник, дополнительные источники литературы, статистический материал, журналы ОБЖ, интернет - ресурсы, которые заранее приготовлены для каждой группы экспертов). Регламент работы 15 минут.

4. Далее учитель вызывает представителя одной группы экспертов, затем второй и третьей. Во время просмотра каждой работы выходят специалисты данной группы и делают (по очереди) краткий отчёт о решении проблемы (регламент 3 минуты).

5. Специалисты групп выставляют своим экспертам оценки (на заранее приготовленных списках групп экспертов), отдают списки учителю и учитель подводит итоги работы экспертов и специалистов групп.

6. В завершении выступления всех групп учащиеся делают вывод о значении двигательной активности для организма человека.

7. После сделанных выводов проводится рефлексия (метод пантомима). Учитель задаёт вопрос учащимся «Как вы оцениваете свою работу на уроке?»
(на доске висит плакат: Руки верх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично). Учащиеся показывают, таким образом, как они поработали на уроке.
Кейс-технология на уроках ОБЖ позволяет использовать различные методы и формы учебной деятельности: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые; репродуктивные, исследовательские методы, методы выступления учащихся, обсуждение решений проблем; запись основных положений, исследовательские умения (анализ, сбор информации), умение работать в команде, коммуникативные умения. В результате своей деятельности учащиеся осуществляют связь с другими школьными предметами: с биологией, физической культурой, историей, литературой. Наряду с кейс-технологией на уроках частично используются и другие технологии: информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, игровая технология.

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Использованная литература:

1.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпициной.СПб.: КАРО, 2006.- 176с.
2. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.
3. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой и др. СПб., 2002.
4. Луи И. Барнс, К. Роланд Кристенсен, Эбби Жд. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций.. М., 2000.
5. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М .: ТЦ « Сфера », 2002.
7. htth: // www. educ. sfu. ca/case
htth: // www. pace. edu/ CTR CaseStudies
htth: // www. worldbank. org/ wbi/cases/tips/html
htth: // www. e-xecutive.ru/workshop
ъ
htth: // www. casemethod.ru/base1. php?tbl=artikel@id=1

Ирина Граматкина
Использование кейс-технологии для формирования культуры безопасности дошкольников

Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания , которой практика воспитания, к сожалению, уделяет недостаточное внимание. Этому есть ряд объективных причин, однако работать по направлению нужно, ведь это – залог здоровья и безопасности детей . В соответствии с современными тенденциями развития теории и практики дошкольного образования , необходимо уйти от дидактизма и формализма , вести работу на уровне формирования культуры , в диалоге и игре с ребенком и группой детей, с ориентацией на практику, деятельность и опыт самого ребенка. Именно поэтому кейс -технология была отобрана нами как ведущая в работе по формированию культуры безопасности дошкольников .

Кейс – технология необыкновенно современная и актуальная технология интерактивного типа, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, и которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания , применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс .

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус» . Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс -технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. Кейсы - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

В практике работы по формированию культуры безопасности мы рекомендуем использование практических кейсов , среди которых выделяем ряд форм . Приведём составленную нами классификацию и некоторые примеры кейсов на выделенные виды .

I. Кейсы -инциденты – это группа кейсов , представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования культуры безопасности – ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Это, наверное, самый простой вид кейсов , когда ребенок наглядно сталкивается с событием и вовлекается в познавательную и коммуникативную деятельность на основе воспринятого. Мы применяем следующие кейсы :

1) Фото-кейсы и кейсы -иллюстрации – наиболее удобная и простая форма , представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения.

2) Кейсы -драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (в нашем случае – для опасности жизни здоровью) . Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы :

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш) ;

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь, сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.

3) Кейсы -наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием» , постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. Вид кейса необычный , позвольте привести пример его использования : «Ребята, сегодня я услышала, как папа – человек взрослый и умный, ругал своего сына. Послушайте, какие слова он говорил :

«Сын, ты меня сегодня очень расстроил. Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как правильный и воспитанный ребенок, дойдешь до зебры, дождешься зелёного сигнала светофора, перепроверишь, что машины остановились. И только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Что произошло, какие неправильные действия совершил мальчик?

Почему мальчик так повел себя на дороге? Что было этому причиной?

К чему приводит такое поведение на дорогах?

Как любой воспитанный человек переходит дорогу?

Придумайте правило, которое можно назвать «Правило правильного перехода дороги» .

4) Кейсы -варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение. Приведем пример такого кейса .

«Ребята, сегодня я вам принесла фотографию. Я сделала её на дороге, когда увидела неправильное поведение ребенка. Давайте вместе посмотрим и расскажем – что же такого опасного я увидела.

(Дети описывают картинку, заявляют об опасности) .

В. - Я расскажу вам, как мог бы поступить ребенок на велосипеде, чтобы его поездка стала безопасной и правильной . Я опишу вам несколько вариантов, а вы выберите самый лучший :

1-й вариант : для безопасности ребенок должен надеть каску и ехать по краю дороги

2-й вариант : ребенок должен был ехать только со взрослым. Взрослый обеспечит ребенку безопасность

3-й вариант : кататься можно только в специально отведенных местах, лучше в каске и защите.

А для того, чтобы вы сделали выбор, давайте ответим на вопросы :

Как случилось, что ребенок оказался один на дороге на велосипеде?

К чему могут привести такие опасные катания? А для окружающих?

Обсудите каждый из вариантов, которые вам рассказала, и выберите лучший.

- Сформулируйте правило безопасного поведения ребенка-велосипедиста на дороге».

При всём многообразии видов кейсов , все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.

1 этап –э то этап предъявления стимульного материала кейса . Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса . Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы , как «Что не правильно делает ребенок?» , «Что случилось с ребенком?»

2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы , как «Почему это могло случиться?» , «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения . Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?» , уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения , которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.

В настоящий момент вышла книга – методическое пособие «Кейс -технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста », подготовленное коллективом авторов нашего детского сада. Пособие содержит как теоретические сведения и методику работы, так и собственно кейсы по формированию культуры безопасного поведения в быту и на дороге.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: