Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Тест на тему: "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"

Документы в архиве:

Название документа ВолковаОН.doc

ФИО полностью

Волкова Оксана Николаевна

Фото

Должность

учитель математики и инфоматики

Место работы (образовательное учреждение),

МБОУ Судиславская СОШ

Республика/край, город/поселение,

п. Судиславль Костромской области

Контактный для пользователей e-mail

[email protected]

Адрес сайта ОУ

‹ ›

Название документа КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА1 ПО ТЕМЕкомп.doc




Вариант 1.

    Драйвер - это:

    1. устройство компьютера;

      компьютерный вирус;

      программа, обеспечивающая работу устройства компьютера;

      антивирусная программа.

    При выключении компьютера вся информация теряется:

    1. на гибком диске;

      на жёстком диске;

      на CD- ROM диске;

      в оперативной памяти.

    В целях сохранения информации жёсткие магнитные диски необходимо оберегать от:

    1. Пониженной температуры;

    2. Ударов при установке.

    Процесс загрузки операционной системы представляет собой:

    1. Копирование файлов операционной системы с гибкого диска на жесткий диск;

      Копирование файлов операционной системы с CD -диска на жесткий диск;

      Последовательную загрузку файлов операционной системы в оперативную память;

      Копирование содержимого оперативной памяти на жёсткий диск.

    Разные файлы могут иметь одинаковые имена, если они:

    1. Имеют разные объёмы;

      Созданы в различные дни;

      Созданы в различное время суток;

      Хранятся в разных папках.

    Отличительной особенностью сетевых червей от других вредоносных программ является:

    1. Проникновение на компьютер по компьютерным сетям;

      Способность к размножению (самокопированию);

      Воровство информации;

      Сетевые атаки

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ПО ТЕМЕ
«КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

Вариант 2.

    Процессор обрабатывает информацию, представленную:

    1. в десятичной системе счисления;

      на языке программирования высокого уровня;

      на алгоритмическом языке;

      на машинном языке (в двоичном коде).

    Программа может управлять работой компьютера, если она находится:

    1. на гибком диске;

      на жёстком диске;

      на CD- ROM диске;

      в оперативной памяти.

    В целях сохранения информации оптические CD - и DVD -диски необходимо оберегать от:

    1. пониженной температуры;

      магнитных полей;

    2. загрязнений.

    Операционная система - это:

    1. программа, обеспечивающая управление базами данных;

      антивирусная программа;

      программа, управляющая работой компьютера;

      система программирования.

    Информационный объём файла на гибком диске не может быть меньше, чем:

    1. размер сектора диска;

    Отличительной особенностью компьютерных вирусов от других вредоносных программ является:

    1. проникновение на компьютер по компьютерным сетям;

      способность к размножению (самокопированию);

      воровство информации;

      сетевые атаки

Вариант 1.

Вопрос

Ответ

A:\Doc\Ref\C.doc

obar .txt

10. А:\Школа\11\Информатика\Урок2.doc




Информатика



Урок2.doc


Вариант 2.

Вопрос

Ответ

A :\Pic \D .bmp

hhelolo .cpp


10. А:\Школа\8\Информатика\Урок12.doc




Информатика



Урок1 2.doc


‹ ›

Название документа КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА2 ПО ТЕМЕ мод.doc

Вариант 1 .

    Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:

    1. Все признаки данного объекта;

      Некоторые признаки данного объекта;

      существенные признаки данного объекта;

      несущественные признаки данного объекта.

    Процесс построения моделей называется:

    1. Моделирование;

      Конструирование;

      Экспериментирование;

      Проектирование.

    1. анатомический муляж;

      макет здания;

      модель корабля;

      химическая формула.

    1. макет самолёта;

      карта;

      чертёж;

      диаграмма.

    1. компьютер - данные;

      компьютер - его функциональная схема;

      компьютер - программа;

      компьютер - алгоритм.

    Из скольких объектов, как правило, состоит система?

    1. из нескольких;

      из одного;

      из бесконечного числа;

      она не делима.

    Аэропорт вылета

    Аэропорт прилёта

    Время вылета

    Время прилёта

    06 :2 0

    05:15

    03:35

    05:40

    07:30

    11:30

    10:15

    12:45

    10:40

    15:05

    11:20

    13:25

    13:35

    17:25

    14:20

    16:20

    14:50

    16:30

    15:55

    18:10

    Между четырьмя крупными аэропортами, обозначенными кодами DLU , IGT , OPK и QLO , ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между этими аэропортами:

    Путешественник находится в аэропорту DLU в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может оказаться в аэропорту QLO .

  1. Таблица стоимости перевозок устроена следующим образом: числа, стоящие на пересечениях строк и столбцов таблиц, обозначают стоимость проезда между соответствующими соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то станции не являются соседними. Найдите путь, при котором стоимость проезда из А в Е будет минимальной. Какова эта минимальная стоимость? Запишите её в ответ. Стоимость проезда по маршруту складывается из стоимостей проезда между соответствующими соседними станциями.

    A

    B

    C

    D

    E

    A

    B

    C

    D

    E

    Н
    а соревнованиях по спортивному ориентированию участник должен пробежать от старта до финиша, преодолевая наименьшее число препятствий (их число на каждом отрезке пути указано на рисунке). Какое наименьшее число препятствий может преодолеть спортсмен?

    Решите логическую задачу с помощью таблицы.
    Жили три молодых человека: Андрей, Бронислав и Борис. Один из них аптекарь, другой - бухгалтер, третий агроном. Один живёт в Бобруйске, другой - в Архангельске, третий - агроном. Требуется выяснить, кто где живёт и кого какая профессия. Известно лишь, что:

    1. Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе.

      У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена.

      Жена аптекаря приходится Борису младшей сестрой.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ: «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ»

Вариант 2.

    Как называется упрощённое представление реального объекта?

    1. оригинал;

      прототип;

      модель;

      система.

    Результатом процесса формализации является:

    1. описательная модель;

      математическая модель;

      графическая модель;

      предметная модель.

    Материальной моделью является:

    1. анатомический муляж;

      техническое описание компьютера;

      рисунок функциональной схемы компьютера;

      программа на языке программирования.

    Информационной (знаковой) моделью является:

    1. карта;

      детская игрушка;

      глобус;

      макет здания.

    Какая пара объектов находится в отношении «объект - модель»?

    1. компьютер – процессор

      Новосибирск – город

      слякоть – насморк

      автомобиль – его техническое описание.

    Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?

    1. формула равноускоренного движения;

      формула химической реакции;

      формула химического соединения;

      второй закон Ньютона.

    Между четырьмя крупными аэропортами, обозначенными кодами ВОК, ЕDT , LAA и SAK , ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между этими аэропортами:

Аэропорт вылета

Аэропорт прилёта

Время вылета

Время прилёта

ВОК

ЕDT

03:10

05:15

ЕDT

03:35

05:40

ВОК

07:30

11:30

ВОК

10:15

12:45

ВОК

10:40

15:05

11:20

13:25

ВОК

13:35

17:25

ЕDT

ВОК

14:20

16:20

14:50

16:30

ЕDT

15:55

18:10

Путешественник находится в аэропорту ВОК в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может оказаться в аэропорту. SAK

10. Решите логическую задачу с помощью таблицы.
Три дочери писательницы Дорис Кей - Джуди, Айрис и Линда - тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств - пении, балете и кино. Все они живут разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

    Джуди живёт не в Париже, а Линда - не в Риме;

    парижанка не снимается в кино;

    та, кто живёт в Риме, певица;

    Линда равнодушна к балету.

Где живёт Айрис и какова её профессия?

Вариант 1.

Вопрос

Ответ

Аптекарь

Бухгалтер

Агроном

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Андрей

Бронислав

Борис

Вариант 2.

Вопрос

Ответ


Париж

Чикаго

пение

балет

кино

Джуди

Айрис

Линда

Айрис живёт в Париже и занимается балетом.

‹ ›

Название документа КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА3 ПО ТЕМЕбазы.doc


ВАРИАНТ 1 .

1. Информационную модель, позволяющую в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств называютнформационную модель, позволяющую в упорядоченном виде хранить данные ортировку) :

    1. электронной таблицей;

      базой данных;

      маркированным списком;

      многоуровневым списком.

  1. Основным объектом для хранения информации в реляционных базах данных является:

    1. отчёт;

      форма;

      запрос;

      таблица.

    Строка, описывающая свойства элемента таблицы, называется:

    1. полем;

      бланком;

      записью;

      ключом;

    В поле файла реляционной базы данных (БД) могут быть записаны:

    1. только время создания записей;

      как числовые, так и текстовые данные одновременно;

      только номера записей;

      данные только одного типа.

    Структура файла реляционной базы данных (БД) определяется:

    1. перечнем названий полей с указанием их типов;

      перечнем названий полей и указанием числа записей БД;

      числом записей в БД

    Имеется база данных. Сколько в ней полей, записей, текстовых полей, числовых полей?

Фамилия

Имя

Отчество

Дата
рождения

Класс

Школа

Сидоров

Павел

Ильич

12.05.1990

Смирнов

Станислав

Алексеевич

7.09.1991

Ефремов

Василий

Олегович

13.04.1990

Катин

Андрей

Никитич

12.12.1991

    2, 7, 4, 3;

    4, 7, 3, 3;

    6, 3, 2, 4;

    7, 4, 3, 2 .

7. Дан фрагмент базы данных:

Номер

Фамилия

Имя

Отчество

Класс

Школа

Иванов

Петр

Олегович

Катаев

Сергей

Иванович

Беляев

Иван

Петрович

Носов

Антон

Павлович

Какую строку будет занимать фамилия ИВАНОВ после проведения сортировки по возрастанию в поле КЛАСС?
Начертите отсортированную таблицу.

8 .Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных:

Страна

Столица

Площадь,
тыс. км 2

Численностьнаселения
млн. чел.

Бельгия

Брюссель

30,5

10289

Бурунди

Бужумбура

27,8

6096

Гаити

Порт-о-Пренс

27,8

7528

Дания

Копенгаген

43,1

5384

Джибудти

Джибути

22,0

0,457

Доминиканская
республика

Санто-Доминго

48,7

8716

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию: ((Площадь, тыс. км 2)>20) И (Численность населения, млн. чел.)>1500))

10. Для каждого файла в таблицу записывался исходный размер файла (поле РАЗМЕР), а также размеры архивов, полученных после применения к файлу различных архиваторов: программы WinZIP (поле ZIP ), программы WinRAR (поле RAR ) и программы Stuffit (поле SIT ). Вот начало этой таблицы (все размеры в таблице в килобайтах):

Имя файла

РАЗМЕР

ZIP

RAR

SIT

Аквариум.mv2

Муар. mv2

9. В первой таблице указаны разряды работников предприятия. Во второй - номера их цехов. В третьей- величина месячного оклада для каждого разряда. Каков суммарный месячный заработок работников 1-го цеха?

Фамилия

Цех

Иванов

Гаврилова

Коломенский

Захаров

Маркин

Хенкин

Фамилия

Разряд

Иванов

Гаврилова

Коломенский

Захаров

Маркин

Хенкин


Разряд

Оклад

5000

5500

6000

7000

8000

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 ПО ТЕМЕ «БАЗЫ ДАННЫХ. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД)»
ВАРИАНТ 2.

1. Система управления базами данных- это:

    прикладная программа для обработки текстов и различных документов;

    программа, позволяющая создавать базы данных, а также обеспечивающая обработку (сортировку) и поиск данных;

    оболочка операционной системы, позволяющая более комфортно работать с файлами;

    набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним.

2.Поле, значение которого не повторяется в различных записях, называется:

    составным ключом;

    именем поля;

    типом поля;

    ключевым полем.

3.Столбец однотипных данных в Access называется:

    записью;

    бланком;

    полем;

    отчётом.

4. В записи файла реляционной базы данных (БД) может содержаться:

    неоднородная информация (данные разных типов);

    исключительно однородная информация (данные только одного типа);

    только текстовая информация;

    исключительно числовая информация

5.Структура реляционной базы данных изменяется при:

    удалении одного или нескольких полей;

    удалении одной или нескольких записей;

    удалении всех записей базы;

    добавлении новых записей

6. Представлена база данных «Отделы». Сколько в базе данных записей, полей, текстовых полей, числовых полей?

Отдел

Кол_сотр

Нач_отд

310а

Шпак

101а

Антонов

Чеботарёв

101г

Ракитский

Кабанов

    1. 1, 3, 2, 5;

      2, 3, 1, 5;

      3, 2, 1,5;

      5, 3, 2, 1.

7. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных:

п/п

Наименование товара

Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

Монитор

7654

153080

Клавиатура

1340

34840

Мышь

7990

Принтер

2770

22620

Колонки акустические

7680

Сканер планшетный

2880

28800

Какую строку будет занимать товар «Сканер планшетный», если произвести сортировку данной таблицы по возрастанию столбца «Количество»? Начертите отсортированную таблицу.

8. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных:

Фамилия

Имя

Пол

Год рождения

Рост (см)

Вес (кг)

Соколова

Елена

1990

Антипов

Ярослав

1989

Дмитриева

Елена

1991

Коровин

Дмитрий

1990

Зубарев

Роман

1991

Полянко

Яна

1989

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию: «(Имя= «Елена») ИЛИ (Год рождения>1989)»?

10. Дана реляционная база данных, содержащая сведения воспитанниках спортивной школы.

Фамилия И.

Спорт

Пол

Возраст

Рост (см)

Масса (кг)

Фёдоров И.

Лыжи

Егоров В.

Биатлон

Смирнова А.

Теннис

Марков С.

Лыжи

Виктова Н.

Биатлон

9. В первой таблице указаны разряды работников предприятия. Во второй - номера их цехов. В третьей- величина месячного оклада для каждого разряда. Каков суммарный месячный заработок работников 2-го цеха?

Фамилия

Цех

Иванов

Гаврилова

Коломенский

Захаров

Маркин

Хенкин

Фамилия

Разряд

Иванов

Гаврилова

Коломенский

Захаров

Маркин

Хенкин


Разряд

Оклад

5000

5500

6000

7000

8000


Ответы:

Вариант 1.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

(РАЗМЕР>500) и (РАЗМЕР/RAR>4)

18500



Номер

Фамилия

Имя

Отчество

Класс

Школа

Носов

Антон

Павлович

Катаев

Сергей

Иванович

Иванов

Петр

Олегович

Беляев

Иван

Петрович

Вариант 2.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

(Спорт=Теннис) и (Возраст>13)

22000


п/п

Наименование товара

Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

Принтер

2770

22620

Сканер планшетный

2880

    Тема урока Контрольная работа

    Предмет Информатика и ИКТ

    Класс/группа 11 класс

    ключевые слова или опорные понятия через запятую (не менее 5 шт) , информатика, тематический, контроль, контрольная, работа, компьютер, моделирование, базы данных

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 11 КЛАССЕ

Вот уже несколько лет преподавание информатики в нашей школе в среднем и старшем звене ведётся с использованием учебно-программного комплекса (УМК) Угриновича Н. Д., включающего:

    учебники для основной школы: «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9»;

    учебники по профильному курсу для старшей школы на базовом уровне «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень» и «Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень»;

    учебники по профильному курсу для старшей школы на профильном уровне «Информатика и ИКТ-10. Профильный уровень» и «Информатика и ИКТ-11. Профильный уровень»;

    учебное пособие и CD -ROM по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;

    методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», к которому прилагаются:

    Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
    Visual Studio -CD (выпускается по лицензии Microsoft ), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic . NET , C #, Visual J #;
    Linux -DVD Alt Linux ), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
    TurboDelphi -CD (выпускается по лицензии компании TurboDelphi .

Одним из недостатков данного УМК, на мой взгляд, является отсутствие качественного методического пособия для учителей, содержащего тематический контроль. Последнее издание учебника «Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень» 2008 содержит тесты по темам курса «Информатика и ИКТ», но не отвечает современным требованиям тематического контроля, т. к. содержит только тестовую часть и практические работы. Современные тенденции в образовании заставляют педагогов ориентироваться на ЕГЭ, поэтому и тематический контроль должен соответствовать КИМам. В связи с этим возникла необходимость разработать собственный тематический контроль, который я и предлагаю вашему вниманию.

В соответствии с содержанием учебника «Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень» данное пособие содержит 3 контрольные работы, представленные в двух вариантах:

    «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

    Проверка усвоения определения драйвера и процессора.

    Проверка усвоения понятия оперативной памяти.

    Проверка усвоения условий хранения носителей информации..

    Проверка усвоения определения операционной системы и процесса её загрузки.

    Проверка усвоения понятий имя файла и информационный объём файла.

    Проверка усвоения понятия компьютерного вируса.

    Проверка усвоения сформированности навыка вычисления пропускной способности системной шины.

    Проверка усвоения сформированности навыка составления полного имени файла.

    Проверка усвоения сформированности навыка составления маски имени файла.

    Проверка усвоения сформированности навыка составления дерева каталогов.

    «Моделирование и формализация»
    Основные компоненты контрольной работы:

    Проверка усвоения понятия модель.

    Проверка усвоения понятий моделирование и формализация.

    Проверка усвоения видов моделей.

    Проверка усвоения отношения «объект - модель».

    Проверка усвоения понятий система и статическая модель.

    Проверка сформированности навыка работы с табличной моделью.

    Проверка сформированности навыка работы с моделью, представленной в виде графа.

    Проверка сформированности навыка составления табличной модели.

    «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)».
    Основные компоненты контрольной работы:

    Проверка знания определений базы данных и системы управления базами данных.

    Проверка усвоения понятий реляционной базы данных и ключевого поля.

    Проверка знания определений записи и поля.

    Проверка усвоения понятий поле и запись.

    Проверка усвоения понятия структуры реляционной базы данных.

    Проверка усвоения понятий поле, запись, текстовое поле, числовое поле.

    Проверка усвоения понятия сортировка в базе данных.

    Проверка сформированности навыка отыскания записей, удовлетворяющих заданному условию.

    Проверка сформированности навыка формулировки условия поиска данных в базе данных.

    Проверка сформированности навыка работы со связанными таблицами.

Цель каждой контрольной работы - контроль теоретических знаний и умений учащихся по данной теме.

Каждая контрольная работа выстроена по одной и той же схеме и состоит из 10 заданий в трёх частях:

    задания базового уровня 1-6 (тестовая часть, предполагает выбор одного верного варианта ответа из предложенных четырёх);

    задания среднего уровня 7, 8, 9 (предполагают только вариант ответа);

    задание повышенного уровня 10 (предполагает полностью всё решение).

Шкала оценок за выполнение контрольной работы может выглядеть так: за успешное выполнение заданий только первого уровня - оценка «3»; за успешное выполнение заданий первого уровня и хотя бы одного задания из второго уровня - оценка «4»; за успешное выполнение всех заданий - оценка «5». Во всех случаях рекомендую не снижать оценку за неверное выполнение одного задания в базовом уровне.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе:

· Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, .2009

Всего часов на изучение программы 34

Количество часов в неделю __1__

Уровень программы: базовый

Год разработки: 2011 г.

Срок реализации: 1 год

Составитель рабочей учебной программы: Никитина Е.Н.

Должность: учитель информатики и математики

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Учебная рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования. Содержание профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе).

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

№п/п Тема Часы
Теория Практика Всего
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. 5,5 5,5
Моделирование и формализация.
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)Практическая работа 2.11. 4,5 3,5
Информационное общество
Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» -
резерв - - -
Итог:

Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 11 часов

1.1. История развития вычислительной техники 1.2. Архитектура персонального компьютера 1.3. Операционные системы 1.3.1. Основные характеристики операционных систем 1.3.2. Операционная система Windows 1.3.3. Операционная система Linux 1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации 1.4.1. Защита с использованием паролей 1.4.2. Биометрические системы защиты 1.5. Физическая защита данных на дисках 1.6. Защита от вредоносных программ 1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы 1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них 1.6.3. Сетевые черви и защита от них 1.6.4. Троянские программы и защита от них 1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux Практическое задание 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи Практическое задание 1.8. Защита от компьютерных вирусов Практическое задание 1.9. Защита от сетевых червей Практическое задание 1.10. Защита от троянских программ Практическое задание 1.11. Защита от хакерских атак
Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа.
Информатика и ИКТ-11:Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №114

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ

ТЕМА: «КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

ДЛЯ 11 КЛАССА

Подготовила:

мастер производственного обучения

Медведева Юлия Алексеевна

г.Орехово-Зуево

2012-2013 учебный год

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от обычной игры педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

    дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

    развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

    воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

    социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

    обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    познавательные, воспитательные, развивающие;

    репродуктивные, продуктивные, творческие;

    коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Тип урока: обобщение знаний по изученным темам.

Цели урока:

Дидактические: в игровой форме повторить пройденный материал по предметам профессионального цикла.

Воспитательные: приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления; усиление личностной заинтересованности учеников; привитие ученикам навыков самообразования и самовоспитания.

Здоровьесберегающие: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, гимнастику для глаз, релаксацию.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Рабочая группа разбивается на 2 команды. Один из членов команды выбирается на роль капитана. Необходимо заранее пригласить 2-3 эксперта из числа учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему, следить за правильностью ответа и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.

Оснащение урока: ПК, проектор, интерактивная доска, система Verdict 2.0., презентация «Истина заключается в том, что истины не существует…», игровые ладошки (карточки двух цветов)

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и правильные ответы команды во время игры.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.

ХОД ИГРЫ

Добрый день ребята!

Сегодня наше занятие производственного обучения пройдет в игровой форме. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды (каждая команда садится за круглый стол таким образом, чтобы все учащиеся могли видеть задания на доске). В каждом задании ваша команда получит столько баллов, сколько правильных ответов вы сможете дать.

Цель нашего сегодняшнего урока – повторить пройденный материал по предметам профессионального цикла.

Чтобы начать игру, нам необходимо придумать названия наших команд. Вам дается минута, чтобы придумать название, но учитывайте условие – название должно быть связано с вашей профессией. (команды придумывают название, играет фоновая музыка)

Итак, в нашей сегодняшней игре встречаются две команды: … и … Поприветствуем участников!

Задание №1 «Детектор лжи»

Наша игра начинается с необычного задания. В этом задании нам понадобятся игровые ладошки (командам выдаются игровые ладошки – красная с одной стороны и зеленая с другой).

Сейчас я буду зачитывать вам высказывания, относящиеся к нашей профессии. Вы должны принять решение – верно ли мое высказывание или ложно.

Внимание! Если ваша команда считает что высказывание верно – вы должны поднять зеленую ладошку, если считаете что высказывание – ложь, то смело поднимайте красную ладошку.

Итак, верите ли вы:

    Страх перед компьютерами или работой за компьютером называется неофобия. (Нет, неофобия – это боязнь нового, боязнь перемен, а страх перед компьютерами — киберфобия).

    Современный PC имеет в 10 раз больше компьютерной мощности, чем потребовалось для отправления и посадки человека на Луну. (Да, это действительно так)

    Если Билл Гейтс будет платить 1$ каждый раз, когда у кого-то зависает операционная система Windows , то компания Microsoft станет банкротом через 50 лет. (Нет, на самом деле при таком положении, компания разорится через 3 года)

    Расстояние между записывающей головкой дисковода и крутящимся диском составляет 500 микродюймов. Для сравнения, ширина человеческого волоса составляет 4 тысячи микродюймов. (Нет, это не верно, расстояние составляет 1 микродюйм)

    По мнению ученых из канадского университета Карлтона, пользователю хватает 1 минута времени, чтобы составить первое впечатление о сайте и решить для себя, будет ли он изучать его дальше или закроет и перейдет на другой. (Нет, это не верно, время составляет все лишь 1/20 секунды)

    В Китае запрещено играть в игры, где практикуется убийство других людей. (Да)

    Глава Microsoft получает более 5 миллионов электронных писем в день. (Да)

    Датские инженеры разработали компьютер, который позволяет корове доить саму себя. (Да, это действительно так. К загривку животного подключают компьютерный чип, который определяет, когда корова не доена в течение определенного времени. Он подает сигнал вакуумным устройствам, которые и получают из коровы молоко. Автоматическая дойная система стоит 250 тысяч долларов и повышает производство на 15%.)

    50% американцев используют интернет и проводят в среднем 3 часа онлайн. (Нет, 75% американцев использует сеть Интернет)

    Трое из 6 самых богатых людей на планете заработали свое состояние, работая в IT-сфере. (Да, это Ка́рлос Слим Элу́ — финансовое состояние основано на коммуникационной индустрии; Уи́льям Ге́нри Гейтс III — американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft ; Ло́уренс Джо́зеф Э́ллисон — американский предприниматель, сооснователь и глава корпорации Oracle , крупнейший акционер компании NetSuite Inc. , начальный инвестор компании Salesforce.com .)

По материалам сайта: http://www.livejournal.ru/tech/themes/id/3090

Задание №2. «Кроссворд команды MS —DOS »

Во втором задании вам необходимо разгадать кроссворд, вспомнив команды MS —DOS . Кроссворд содержит 30 слов. Каждой команде выдается кроссворд и вопросы к кроссворду. (команды разгадывают кроссворд, звучит музыка, жюри подсчитывает количество правильных ответов в первом задании)

Кроссворд разработали учащиеся группы — Зеленов Андрей Игоревич и Абысов Аартем Валентинович.

    Отображение и изменение атрибутов файлов.

    Форматирование диска для работы с Windows.

    Передача управления в отмеченную строку пакетного файла.

    Конфигурация системных устройств.

    Перемещение одного или нескольких файлов из одной папки в другую.

    Включениевыключение режима обработки комбинации Ctrl+C.

    Вызов одного пакетного файла из другого.

    Графическое отображение структуры папок заданного диска или заданной папки.

    Вывод сведений о версии Windows.

    Назначение заголовка окна для текущего сеанса интерпретатора командных строк CMD.EXE

    Вывод и установка системного времени.

    Копирование содержимого одного гибкого диска на другой.

    Сравнение содержимого двух гибких дисков.

    Изменение содержимого (сдвиг) подставляемых параметров для пакетного файла.

    Сравнение содержимого двух файлов или двух наборов файлов.

    Приостановка выполнения пакетного файла и вывод сообщения.

    Удаление одного или нескольких файлов.

    Вывод сообщений и переключение режима отображения команд на экране.

    Установка цвета текста и фона, используемых по умолчанию.

  1. Переименование файлов и папок.

    Запуск программы или команды в отдельном окне.

    Восстановление читаемой информации с плохого или поврежденного.

    Удаление папки.

    Создание папки.

    Преобразование дисковых томов FAT в NTFS.

    Изменение приглашения в командной строке Windows.

    Вывод, установка и удаление переменных среды Windows .

    Последовательный вывод данных по частям размером в один экран.

    Конфигурирование системных устройств.

Кроссворд «Кроссворд команды MS DOS »

Ответы:

Задание №3. «Разгадай ребус»

Сейчас вы увидите различные ребусы, как только ваша команда разгадала ребус, вы поднимаете ладошку и говорите свой вариант ответа. В случае если ваш ответ оказался правильным, команде засчитывается от 2 до 4 баллов, в зависимости от количества изображений в ребусе.

Правила разгадывания ребусов – вам нужно определить что изображено на картинке, затем отбросить буквы в следующем порядке – если запятая внизу перевернутая, то значит нужно убрать букву в начале слова, если запятая вверху, это означает что нужно убрать букву в конце слова. Сколько запятых установлено, столько же букв нужно отбросить.

    Принтер – при(з), (E )nter

    Шина – ши(ло), (охра)на

    Сканер – (о)ска(р), не(бо), р(оза)

    Ноутбук – (доми)но, ут(ка), бук(варь)

    Модем – мо(ре), де(рево), до(м)

    Монитор – (ли)мо(н), нит(ь), (х)ор

    Планшет – план, (ми)ше(нь), т(ок)

    Процессор – про(вод), (зая)ц, (л)ес, (му)сор

    Винчестер – вин(т), ч(ас), (т)ест(о), (п)ер(о)

    Разрешение – раз(мер), ре(мень), (ми)шен(ь), ие(роглиф)

Физкульминутка

Следующее задание будет достаточно сложным, поэтому прежде чем перейти к нему, нам необходимо сделать физкультпаузу.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево — вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх — вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)

Задание №4 «Компьютерное тестирование»

Это задание поможет нам проверить ваши знания по пройденным темам. Сейчас вы будете отвечать на вопросы теста с помощью системы опроса Verdict 2.0. (возможно также использование программы MyTestX )

Результаты участников будут суммироваться и в конечном итоге команда получит количество баллов, которые в сумме получили участники тестирования каждой из команд.

Материал включает в себя вопросы по различным темам предметов профессионального цикла, которые были изучены ранее. Вопросы будут высвечиваться в произвольном порядке, вам необходимо на пульте нажать кнопку с ответом, который вы считаете правильным.

Внимание! На каждый вопрос отводится 1 минута времени. В случае, если вы не успеете выбрать нужный ответ, вам автоматически зачтется 0 баллов за этот вопрос.

    Кристаллы какого химического элемента используют при создании процессора?

    Согласно протоколу каждого компьютера, входящего во Всемирную сеть, есть свой уникальный:

    1. В каких единицах измеряется громкость звука?

      Определите доменную зону 1 уровня по адресу: www.table.print.info

      Качество изображения определяется количеством точек, из которых оно складывается и это называется:

      1) разрешающая способность

      2) точечное кодирование

      3) графическая развертка

      4) цветовая способность

    1. Передатчик в виде светодиода и приемник в виде фотодиода, работающих в инфракрасном диапазоне — это:

      При выключении компьютера вся информация стирается:

    1) в оперативной памяти

    2) на жестком диске

    3) на гибком диске

    4) на CD —ROM диске

      Что означает MS-DOS?

      Для создания презентаций используется программа:

      Как называются металлические дорожки, по которым данные передаются в виде байтов?

      Когда появилась первая ЭВМ?

      Как называется устройство, выполняющее арифметические и логические операции и управляющее другими устройствами компьютера?

      Выберите строку, в которой указаны две наиболее важные технические характеристики персонального компьютера:

      Вид кабеля связи, который представляет собой одну или несколько пар изолированных проводников, скрученных между собой, покрытых пластиковой оболочкой называется:

      Как назвали линейку, помогающую счету?

      Web-страницы представляют собой обычные текстовые файлы с расширением:

      Что означает? в шаблоне файла?

      Для создания и редактирования баз данных используется программа:

      Принцип работы этого монитора — электронная пушка, испускающая пучок электронов, высвечивающих на экране картинку, состоящую из точек:

      Термин «акустика» впервые использовал в 1701 году французский ученый:

      Что такое USB?

    Ответы:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    Задание №5 «Обычная история…»

    Теперь снова возьмем наши игровые ладошки. Правила те же самые, вам нужно определить верно ли сказанное мной утверждение, а затем мы узнаем правильный ответ и историю, о которой шла речь. Напомню, зеленый цвет ладошки –правда, красная ладошка – ложь.

    Давайте посмотрим на истории из жизни, о которых мы даже никогда не догадывались.

    История 1.

    Верите ли Вы, что название игры Тамагочи, созданной в 1996 году, в переводе с японского обозначает «Домашний питомец»?

    Это ложь! В 1996 году одной из главных сенсаций в Японии стало появление Тамагочи — простенькой видеоигры с тремя кнопками, целью которой является воспитание и забота об электронном питомце. Название в переводе с японского звучало как «требующее любви яйцо», а автором идеи стала 31-летняя японка Аки Маита, продавшая свою концепцию электронного зверька крупнейшему в Японии производителю игрушек Bandai Corporation. Релиз тамагочи состоялся 23 ноября 1996 г., продажи новинки в Азии и США принесли компании более 240 миллионов долларов.

    История 2.

    Верите ли Вы, что некоторые современные принтеры печатают свой серийный номер, а также дату и время печати на каждом листе?

    Это правда! Значительная часть современных цветных принтеров печатает на каждом листе бумаги свой серийный номер, а также дату и время печати в закодированном виде жёлтыми точками, едва видимыми невооружённым глазом. Эти данные были опубликованы правозащитной организацией Electronic Frontier Foundation в 2005 году, после чего производители принтеров признали, что такая мера была внедрена по соглашению между ними, крупнейшими банками и правительством США для борьбы с фальшивомонетничеством. Из крупнейших производителей только принтеры Samsung не печатают жёлтые точки.

    История 3.

    Верите ли Вы, что в ходе судебного разбирательства виновным может быть признан компьютер и штраф накладывается тоже на компьютер?

    Это правда! Одна американская супружеская пара в 1992 году прошла процедуру банкротства, однако из банка снова пришло напоминание о долге. Банк извинился, списав ошибку на автоматическую программу компьютера, но после извинений рассылка напоминаний не прекратилась. Рассмотрев жалобу супругов, судья по банкротству вынес решение оштрафовать компьютер, изъяв 50 МБ постоянной и 10 МБ оперативной памяти. В этом же решении было сказано, что штраф может быть отменён, как только компьютер прекратит выписку новых напоминаний.

    История 4.

    Верите ли Вы, что единственным основателем популярной компании Apple является Стив Джобс?

    Это ложь! Известно, что компанию Apple основали Стив Джобс и Стив Возняк. Однако был ещё и третий основатель по имени Рональд Уэйн, который владел 10% долей, но продал её Стивам за 800 долларов.

    История 5.

    Верите ли Вы, что при разработке название поисковой системы Google авторы задумывали математическое число из единицы со ста последующими нулями?

    Это правда! Когда Ларри Пейдж и Сергей Брин придумывали название новой поисковой системы, они захотели выразить в нём огромное количество информации, которое система способна обрабатывать. Их коллега предложил слово «гугол» - так в математике называется число из единицы со ста последующими нулями. Тут же он проверил доменное имя на занятость и, обнаружив, что оно свободно, зарегистрировал. Причём в написании слова он сделал ошибку: вместо правильного ‘googol.com’ ввёл ‘google.com’, но Ларри свежеизобретённое слово понравилось и утвердилось в качестве названия.

    История 6.

    Верите ли Вы, что в пользовательское соглашение, которое необходимо читать перед установкой программы, по статистике читают примерно 10% человек?

    Это правда! 1 апреля 2010 года британский онлайн-продавец компьютерных игр GameStation внёс в пользовательское соглашение, которое покупатели должны прочитать перед совершением оплаты, пункт, согласно которому покупатель также отдаёт свою душу в вечное пользование магазину. В результате 7 500 человек, или 88% от общего числа пользователей, согласились с данным пунктом. Это показало, как легко подавляющее большинство пользователей, что не читают подобные документы, могут юридически согласиться с самым безумным требованием продавца.

    История 7.

    Верите ли Вы, что создатель ОС Linux выбрал в качестве талисмана пингвина потому что его фамилия в переводе означает «пингвин»?

    Это ложь! Однажды Линуса Торвальдса, ещё до того, как он создал операционную систему Linux, в зоопарке укусил пингвин. Это стало одной из причин выбора талисмана Линукса - пингвина Такса.

    История 8.

    Верите ли Вы, что в Windows нельзя создать папку с именем «con »?

    Это правда! В Windows нельзя обычным способом создать папку с именем ‘con’. Многие сайты утверждают, что это личное желание Билла Гейтса, которого в детстве дразнили таким словом (что якобы означает «ботан»). На самом деле всё проще: это ограничение восходит ещё к временам операционной системы MS-DOS. Там ‘con’ наряду с другими подобными обозначениями (prn, aux, nul) было зарезервировано для обозначений устройств ввода-вывода, поэтому и нельзя создать папки с такими именами.

    История 9.

    Верите ли Вы, что название программы для записи дисков Nero связывают с римским императором Нероном?

    Это правда! Компьютерная программа для записи дисков («прожига») Nero Burning ROM получила своё название неслучайно. Это каламбур, в буквальном переводе «Нерон, жгущий Рим», напоминающий о римском императоре Нероне. Ему приписывали поджог, приведший к Великому римскому пожару.

    История 10.

    Верите ли Вы, что слово SPAM появилось в 1936 году и не было связано с компьютером?

    Это правда! Слово SPAM появилось в 1936 году - под такой маркой американская компания выпустила острые мясные консервы («SPiced hAM»). Чтобы сбыть их запасы не первой свежести после второй мировой войны, была проведена массированная рекламная кампания, ставшая эталоном назойливости после скетча труппы «Монти Пайтон». В 1986 году в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Кто-то провёл аналогию между такой рассылкой и консервами, и с тех пор слово спам закрепилось в новом значении.

    История 11.

    Верите ли Вы, что официальный сайта фильма «Хакеры» был взломан?

    Это правда! По иронии судьбы, официальный сайт фильма «Хакеры» был взломан неизвестными хакерами, а оригинальная версия сайта была утеряна.

    История 12.

    Верите ли Вы, что при создании CD дисков учитывался вопрос «Уместится ли 9-я симфония Бетховена на CD ?»?

    Это правда! Именно вопросом «уместится ли 9-я симфония Бетховена на CD?» по легенде задавались лучшие умы компаний-изобретателей компакт-дисков – Sony и Philips. Легенда гласит, что вице-президент корпорации Sony Норио Ога настоял на том, что компакт-диск должен быть в состоянии вместить 9-ю симфонию Бетховена (вроде как самое популярное музыкальное произведение в Японии в 1979 году согласно опросу), т.к. тогда на CD можно будет записать до 95 % классических произведений. За ориентир взяли наиболее продолжительное исполнение симфонии (под руководством Вильгельма Фуртвенглера) – 74 минуты.

    По материалам сайта:

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Вот и всё, наша игра подошла к концу, давайте подсчитаем количество баллов для каждой из команд и определим победителя нашей сегодняшней игры. Победители и проигравшие получают сладкие призы. По результатам тестирования выставляются оценки за урок.

»

Вариант 1

А1. Как называется устройство ввода графических изо­бражений в компьютер?
1) джойстик 2) микрофон 3) сканер 4) клавиатура

А2. К ак называется устройство вывода любой визуальной информации от ПК?
1) колонки 2) монитор 3)принтер 4) плоттер

А 3. Поименованная информация на диске:
1) дисковод 2) папка 3) файл 4) каталог

А4. Укажите расширение файла proba.docx.
1) нет расширения 3) рrobа 2) .docx 4) docx

А5. Укажите тип файла fact.exe.
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4) Web-страница

А6. Имя С: имеет:

А7. Операционная система - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляю­щих работой компьютера и обеспечивающих про­цесс выполнения других программ
3) программыдля обеспечения работы внешних устройств

А8. Выберите прикладные программы для обработки гра­фической информации.
1) МiсrosоftWord, StarOfficeWriter
2)Mu1tip1an, Quattro Рro, SuperCalc
3) Adobe Photoshop, Core1 PhotoPaint, Macromedia Freehand
4) Мicrоsоft Power Point, StarOffice Impress

А9. Выберите определение компьютерного вируса.
1) прикладная программа
2) системная программа
3)программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия
4) база данных

В1. Дайте определение.

Форматирование – это…

В2. Назовите средства защиты от вирусов.

Тест «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Вариант2

А1. Как называется устройство, используемое только для управления курсором по экрану монитора?
1) мышь 2) клавиатура 3)трекбол 4) сканер

А2. Как называется устройство, используемое для вывода чертежей на бумажные носители?
1) плоттер 2) принтер 3)колонки 4) монитор

А3. Файл - это:
1) единица измерения информации
2)программа в оперативной памяти
3)программа или часть памяти, имеющая имя
4) текст, напечатанный на принтере

А4. Укажите расширение файла primer .а vi .
1) primer.avi . 2) .primer 3) аvi 4) .аvi

А5. Укажите тип файла fact.jpeg .
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4)Web-страница

А6. Имя А: имеет:
1) дисковод для гибких дисков 2) жесткий диск 3) дисковод для DVD-дисков 4) папка

А7. Драйвер - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих про­цесс выполнения других программ
3) программы для обеспечения работы внешних устройств
4) программы для работы с файлами

А8. Выберите наиболее правильное описание этапов дей­ствия программного вируса.
1) размножение, вирусная атака
2) запись в файл, размножение
3) запись в файл, размножение, уничтожение программы
4) размножение, запись в файл, удаление программы

А9. Выберите антивирусные программы .
1) AVP, DrWeb, NortonAntiVirus
2) MS- DOS, MSWord, АVP
3) MSWord, MSExcel, NortonCommander
4) DrWeb, AVP, NortonDiskDoctor

В1. Дайте определение.

Антивирусник – это…

В2. Напишите как бороться с троянскими программами, хакерскими утилитами


1.История развития ВТИстория развития ВТ 2.Архитектура ПКАрхитектура ПК 3.Операционные системыОперационные системы 4.Защита от несанкционированного доступаЗащита от несанкционированного доступа 5.Физическая защита данных на дисках 6.Защита от вредоносных программ


История развития вычислительной техники






Вычисления в доэлектронную эпоху Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические времена. Древнейший метод счета предметов заключался в сопоставлении предметов некоторой группы (например, животных) с предметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах). Расширяющиеся потребности в счете заставили людей употреблять другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке и т. д.). 6


Каждый школьник хорошо знаком со счетными палочками, которые использовались в качестве счетного эталона в первом классе. В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у большинства народов десяти) стали применять новый знак, например зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал применяться этот метод, стал абак. 7 Вычисления в доэлектронную эпоху


Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая десяткам и т. д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующий разряд. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками 8


Вычисления в доэлектронную эпоху По мере усложнения хозяйственной деятельности и социальных отношений (денежных расчетов, задач измерений расстояний, времени, площадей и т. д.) возникла потребность в арифметических вычислениях. Для выполнения простейших арифметических операций (сложения и вычитания) стали использовать абак, а по прошествии веков счеты. В России счеты появились в XVI веке 9


Вычисления в доэлектронную эпоху Развитие науки и техники требовало проведения все более сложных математических расчетов, и в XIX веке были изобретены механические счетные машины арифмометры. Арифмометры могли не только складывать, вычитать, умножать и делить числа, но и запоминать промежуточные результаты, печатать результаты вычислений и т. д. 10


Вычисления в доэлектронную эпоху В середине XIX века английский математик Чарльз Бэббидж выдвинул идею создания программно управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати. Чарльз Бэббидж. Charles Babbage. () 11


Вычисления в доэлектронную эпоху Аналитическую машину Бэббиджа (прообраз современных компьютеров) по сохранившимся описаниям и чертежам построили энтузиасты из Лондонского музея науки. Аналитическая машина состоит из четырех тысяч стальных деталей и весит три тонны. 12


Вычисления в доэлектронную эпоху Вычисления производились Аналитической машиной в соответствии с инструкциями (программами), которые разработала леди Ада Лавлейс (дочь английского поэта Джорджа Байрона). Графиню Лавлейс считают первым программистом, и в ее честь назван язык программирования АДА. 13


Вычисления в доэлектронную эпоху Программы записывались на перфокарты путем пробития в определенном порядке отверстий в плотных бумажных карточках. Затем перфокарты помещались в Аналитическую машину, которая считывала расположение отверстий и выполняла вычислительные операции в соответствии с заданной программой. 14


В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычислительных машин, в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения больших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных экземплярах, стоили очень дорого и устанавливались в крупнейших научно- исследовательских центрах. 15 ЭВМ первого поколения






ЭВМ первого поколения ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду, последовательность выполнения которых задавалась программами. Программы писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков: 1 и 0. Программы вводились в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент, причем наличие отверстия на перфокарте соответствовало знаку 1, а его отсутствие – знаку 0. Результаты вычислений выводились с помощью печатающих устройств в форме длинных последовательностей нулей и единиц. Писать программы на машинном языке и расшифровывать результаты вычислений могли только квалифицированные программисты, понимавшие язык первых ЭВМ. 18


ЭВМ второго поколения В 60-е годы XX века были созданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой элементной базе транзисторах, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значительно меньшую электрическую мощность, чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях. 19






ЭВМ второго поколения В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно- цифровые печатающие устройства для вывода результатов вычислений. Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использованием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.). 22


ЭВМ третьего поколения Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса. 23








Персональные компьютеры Первым персональным компьютером был Аррle II («дедушка» современных компьютеров Маcintosh), созданный в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров IВМ РС («дедушек» современных IВМ- совместимых компьютеров). 27


Персональные компьютеры Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами (могут выполнять несколько миллиардов операций в секунду). Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя. Персональные компьютеры могут быть различного конструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные (наладонники). 28






Доэлектронная эпоха I поколениеII поколениеIII поколение Временные рамки Середина XIX – 40-е XX 40-е XX – 60-е XX 60-е XX – 70- е XX 70-е XX – по настоящее время Элементная база Механическое устройство Электрические лампы транзисторы Устройство хранения перфокартаПерфокарта, перфолента Магнитная лента Дискета (магнитный диск), лазерный диск, винчестер, flash- память Язык записи программ Последователь ность отверстий на карте Машинный (0, 1)Ассемблер, позже языки высокого уровня Языки высокого уровня, объектно- ориентированные языки и др. Степень распростране нности Единичные экземпляры Малые серииОбщедоступны РазмерБольшой (несколько тонн) Несколько залов, здание Часть комнаты Компактный (настольный)


Архитектура ПК


Операционные системы




Основные характеристики операционных систем (ОС)




Файловая система Управление файловой системой выполняют программные модули. Файловая система – способ организации, хранения и именования данных на носителях информации Кластер – минимальный адресуемый элемент носителя информации Каталог (папка) – файл, содержащий список файлов находящихся в нем 37


Командный процессор Наиболее часто над файлами производятся следующие операции: копирование (копия файла помещается в другую папку); перемещение (файл перемещается в другую папку); удаление (запись о файле удаляется из папки); переименование (изменяется имя файла). Командный процессор – специальная программа, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их. 38


Драйверы устройств Драйверы устройств – специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяют производить настройку некоторых их параметров. В процессе установки операционная система определяет тип и конкретную модель установленного устройства и подключает необходимые для их функционирования драйверы. При включении компьютера производится загрузка драйверов в оперативную память. Пользователь имеет возможность вручную установить или переустановить драйверы. 39


Графический интерфейс Графический пользовательский интерфейс создают программные модули. В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды с помощью диалоговых окон. Диалоговые окна могут включать в себя разнообразные элементы управления: вкладки текстовые поля флажки кнопки счетчики списки контекстные меню переключатели ползунки 40








Загрузка ОС Диск, на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется Системным 44 Загрузка ОС: 1.Самотестирование 2.Поиск загрузчика ОС 3.Загрузка ОС в операционную память с системного диска Информации для начала загрузки ОС хранится в микросхеме BIOS






Операционная система Windows


Работа с учебником Задание Составить конспект по плану Файловые системы: FAT12, FAT16, FAT32, NTFS Графический интерфейс: Рабочий стол, панель задач, значок, ярлык. Основные элементы окна: строка заголовка, кнопки сворачивания, закрытия. Строка меню, полоса прокрутки, границы и узлы, элементы управления Безопасность компьютера Системный реестр. 48


Системный реестр Windows Системный реестр ОС Windows является иерархической базой данных, в которой хранится информация о конфигурации Windows. В реестре содержатся сведения об оборудовании системы, установленных программах и параметрах настройки. В ОС Windows входит редактор реестра – программа regedit.exe. Программа regedit.exe Категорически не рекомендуется изменять параметры реестра без четкого понимания производимых действий. 49


Системный реестр Windows Если повреждена информация об устройствах, то соответствующий раздел реестра можно исправить или восстановить в том виде, который он имел в момент последнего удачного запуска компьютера. Для этого необходимо перезагрузить компьютер, а процессе загрузки нажать клавишу {F8} и выбрать вариант загрузки Загрузка последней удачной конфигурации. 50




OC Linux




Файловая система Используется иерархическая файловая система Корневая папка одна (!). Съемные носители и локальные диски объединяются процедурой монтирования Точка монтирования – пустая папка, в которую помещается содержимое подключаемого носителя ext3 - журналируемая файловая система, используется по умолчанию в операционных системах на ядре Linux 54




Установка программ Программное обеспечение – набор компонентов (программных пакетов) Менеджер пакетов – поддерживает целостность системы, устанавливает удаляет и обновляет программы Репозиторий хранилище, место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные (для ALT Linux - Сизиф) 56




Вход в систему Linux – многопользовательская система Регистрация: – Системное имя (login name) – Пароль (password) У каждого зарегистрированного пользователя своя папка Все пользовательские папки собраны в папку /home У пользователя нет доступа к системным файлам 58





2. СТАБИЛЬНОСТЬ Надежность операционных систем Windows довольно низкая: часты различные сбои, в результате которых теряются ценные данные. Linux зарекомендовал себя как весьма надежная система, способная обеспечивать бесперебойную работу в течение нескольких лет без переустановки. 62







7. СВОБОДА В соответствии с лицензией ОС Windows вы не имеете права: делать копии, передавать другим людям, использовать более чем на одном компьютере. ОС Linux свободна. Это означает, что каждый может копировать ее, каждый имеет право скачать исходный код, модифицировать и переиздать его, до тех пор, пока продукт остается под лицензией GPL. 67


Биометрическая система защиты Биометрические системы идентификации часто используют для защиты от несанкционированного доступа К ним относят идентификацию по: Отпечаткам пальцев Характеристикам речи Радужной оболочке глаза Изображению лица Геометрии ладони руки 73









Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: