Базовая версия windows 7. Чем отличаются разные редакции Windows? Какая сборка лучше

Психология занимается изучением различных психических явлений, состояний и процессов. С рождением каждый из нас познает мир на всех его уровнях при помощи органов чувств. Мы вдыхаем, осматриваем, осязаем, пробуем, осознаем и т.д. Психологи подразделяют эти процессы на и ощущение.

Ощущение и восприятие в психологии

Ощущение является первым этапом обработки информации. Выделяют пять основных видов ощущений: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение. Без них сознательная жизнь просто невозможна. Субъект просто погрузился бы в сонное состояние. К примеру, ощущение позволяет узнать теплый предмет или холодный, яркий или тусклый, тяжелый или легкий и т.д. Все наши ощущения сиюминутны. Мы активно реагируем на происходящее вокруг, в результате чего у нас двигаются глазные зрачки, сужаются сосуды и напрягаются мышцы. Этот чувственный опыт позволяет получать знания об окружающем мире.

Чем отличается ощущение от восприятия?

Восприятие завершает картину и формирует целостный образ. Оно позволяет получить информацию о предметах и явлениях в целом, т.е. обрабатывает сумму ощущений и формирует результат. При этом восприятие включает информацию на основе прошлого опыта и даже представлений. Оно задействует мышление, внимание, память, моторную сферу, особенности личности. К примеру, если мы держим в руке духи, смотрим на упаковку и вдыхаем аромат, целостное впечатление будет называться восприятием. В данном случае будут задействованы такие ощущения как зрение, обоняние и осязание.

Взаимосвязь ощущения и восприятия

В результате возникновения ощущения порождается какое-либо ощущение, например, яркость, сладость или громкость. Восприятие формирует в нашей голове полный образ, что состоит из пазлов ощущений. Для того, чтобы научиться хорошо воспринимать информацию, необходимо уметь осознавать, синтезировать и анализировать признаки материального объекта. Таким образом, отдельные воспринимаемые детали комбинируются в одно целое, что служит источником нашего опыта. Нарушение ощущений и восприятия заключается в пороге чувствительности. Он может быть пониженным или повышенным по отношению к норме. Лечением подобных явлений занимаются невропатологи.

Каждое живое существо наделено способностью ощущать от рождения. Но восприятием обладают только некоторые животные и люди. Способность воспринимать совершенствуется с течением времени. Это помогает нам лучше понимать те или иные процессы, поэтому важно работать над своим развитием и улучшать восприятие.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия – предметность , целостность, структурность, константность и осмысленность .

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способностью воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный. – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.



Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

6. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, категориальность.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение . Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто наборам раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза).

  • 4. Теоретические положения и представители бихевиоризма.
  • 5.Теоретически положения и представители психоанализа.
  • 6. Теоретические положения и представители когнитивной психологии.
  • 7.Теоретические положения и представители гуманистической психологии.
  • 8. Понятие психики. Объективный критерий существования психики. Формы проявления психики.
  • 9. Эволюционное развитие психики. Качественная специфика психики человека по сравнению с психикой животного.
  • 10. Понятие сознания как высшей формы психического отражения, его соотношение с бессознательным.
  • 11. Понятие самосознания личности, этапы его развития. «я - концепция».
  • 12. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 13. Структура личности (по к.К. Платонову). Понятие направленности личности.
  • 14. Характеристика темперамента как индивидуальной особенности личности. Типы темперамента.
  • 15. Характер личности, черты личности.
  • 16. Способности как структурный компонент личности. Виды способностей. Соотношение задатков и способностей.
  • 17. Понятие ощущений. Свойства и виды ощущений. Роль ощущений в жизни человека.
  • 18. Понятие чувствительности. Пороги ощущений: абсолютный верхний, абсолютный нижний, дифференциальный. Компенсаторный и адаптационный механизмы.
  • 19. Понятие восприятия. Сходства и отличия восприятия и ощущений. Свойства восприятия.
  • 20. Понятие восприятия. Классификация видов восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения. Примеры.
  • 21. Понятие памяти. Процессы памяти.
  • 22. Классификация видов памяти. Особенности развития памяти.
  • 23. Субъективные и объективные причины, влияющие на продуктивность памяти.
  • 25. Понятие мышления, его виды. Основные мыслительные операции формы (продукты) мыслительной деятельности.
  • 26.Взаимосвязь мышления и речи. Виды речи. Функции и роль речевой деятельности.
  • 28. Виды внимания. Факторы, способствующие привлечению внимания. Рекомендации по организации и развитию внимания.
  • 29. Понятие воображения. Общее и различное в воображении и мышлении. Аналитико-синтетический характер воображения.
  • 30. Виды и функции воображения. Развитие воображения.
  • 31.Связь познавательных процессов. Их место в структуре личности.
  • 32. Понятие эмоций и чувств. Специфика чувств по сравнению с эмоциями. Функции эмоций и чувств.
  • 33. Виды эмоций и чувств. Формы эмоциональных состояний.
  • 34. Понятие воли: ее общая характеристика и функции. Волевые качества личности.
  • 35.Волевые действия человека. Этапы волевого действия. Развитие воли у человека; основные приемы и требования.
  • 36. Понятие деятельности человека, ее основные характеристики. Развитие деятельности.
  • 37. Анализ подходов к выделению структуры деятельности. Основные виды человеческой деятельности.
  • 38. Общение как один из видов человеческой деятельности, его структура (коммуникативный, интерактивный, перцептивный компоненты).
  • 39. Понятие группы. Ее основные характеристики и виды.
  • 40. Возникновение и развитие групп в концепции л.И. Уманского.
  • 41. Понятие группы. Виды межгрупповых отношений и их значение для жизнедеятельности группы.
  • 42. Понятие и особенности межличностных отношений.
  • 19. Понятие восприятия. Сходства и отличия восприятия и ощущений. Свойства восприятия.

    Восприятие - целостное отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира, в совокупности их свойств при непосредственном воздействии этих предметов на органы чувств.

    Сходство с ощущениями:

    1. оба они – познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир

    2. это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

    Различия:

    1. Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.

    2. Ощущения - простой процесс, Восприятие - сложный

    3. Ощущения – привязаны к отдельным анализаторам, Восприятие - работа нескольких анализаторов. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

    20. Понятие восприятия. Классификация видов восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения. Примеры.

    Восприятие - целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Классификация: 1) по органам чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное;2) по форме существования материи: восприятие пространства, времени, движения.

    Иллюзия восприятия – искажённое восприятие реальности предметов. Зрительная причина: 1)прошлый опыт человека 2) функциональная составляющая анализатора 3)психоэмоциональная составляющая человека 4)изменение условий восприятия. Примеры: 1)иллюзия стрелы 2)ваза и два профиля.

    21. Понятие памяти. Процессы памяти.

    Память - форма психологического отражения, заключающаяся в сохранении и закреплении восприятия и воспроизведения индивидом своего опыта. Существуют 4 процесса памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – накопление материала в памяти. Может быть механическим и осмысленным. Для механического характерно отсутствие понимания, логических связей между частями материала. Опирается на внешние связи. Осмысл запом связ осмыслением, связанностью материала. Включает ряд логических операций. Сохранение – процесс памяти направленный на удержание полученной информации. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение наблюдается в оперативной памяти, при этом информация мало изменяется. Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти – воспроизведение и воссоздание материала, воспринятого ранее. Характеристики: быстрота, точность. Виды: узнавание (повторяют - воспроизводят), припоминания (частично воспроизводят + волевые усилия), воспроизведение (извлечение информации из памяти без труда), воспоминание (события из жизни в прошлом), реминисценция (восприятие того, что казалось забытым), забывание - утрата информации, невозможность ее воспроизведения 1)невозможность вспомнить 2) вспомнил, но не верно. Забыванию способствует отсутствие интереса,нет потребностей, объем, утомление.

    Фактор края - лучше запоминается конец и начало, середина забывается.

    Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

    контрольная работа

    1.3 Сходство и отличие ощущений от восприятия

    Сходство ощущений и восприятий заключается в том, что:

    · во-первых, оба они - познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир;

    · во-вторых: это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

    В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

    Термин ощущение относится к первоначальному опыту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. Изучение ощущений обычно связано с устройством органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами, воздействующими на эти органы. С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы "переживаем" нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуляцию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям.

    В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличие от ощущений, называется объективацией.

    Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

    Влияние видеоигр на психологическое развитие

    Сегодня объем рынка компьютерных игр составляет 10 млрд долларов США. Количество игроков каждой из культовых компьютерных игр составляет более 10 миллионов человек. Люди все больше времени проводят в играх. Во время игры люди меняются...

    Динамика развития тревожности у детей с умственной отсталостью в условиях социальной депривации

    «Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью»...

    Нарушение восприятия

    В зависимости от того, какой орган чувств задействован в процессе восприятия, существуют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. Также выделяются более сложные формы восприятия такие...

    Ощущение и восприятие

    Ощущение и восприятие

    Ощущение, восприятие и представление

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь -- выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить потребности общаться, играть...

    Проблема гендерных различий в современном мире

    Существует много очевидных примеров, отличающих одного человека от другого, например: рост, цвет волос, вес. Но имеются два наиболее значимых, на которые люди в первую очередь обращают внимание...

    Проблема формирования личности

    Эрик Эриксон внес на раду с другими известными психологами крупнейший вклад в развитие психологии и в психоанализ в частности...

    Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста

    Опыт 1. Ощущения и восприятие. Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?»...

    Психология одаренности и гениальности

    “Гений - человек одержимый, но он творец...” Н. А. Бердяев Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен...

    Психофизиологические механизмы формирования ощущений

    Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений...

    поведение ощущение мышление воображение Ощущение - это психологический процесс отражения отдельных свойств и качеств объектов окружающего мира. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств...

    Регуляционная функция познавательных процессов

    Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления...

    Физиологические основы восприятия

    Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию...

    Формы и методы работы психолога с одаренными детьми

    Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к ЗУН способности выступают как некая возможность. Можно привести аналогию: брошенное в почву зерно...



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: