Работа со скрытой информацией в начальной школе. Мастер-класс Работа с информацией.doc - Мастер-класс «Приёмы работы с информацией в начальной школе

Начиная преподавание информатики с начальной школы (2 класс) учитель знакомит своих учеников с элементарными понятиями и терминами на доступном для них языке.
В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);
  2. Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  3. Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  4. Проблемное обучение;
  5. Метод проектов;
  6. Ролевой метод.

В начальных классах наиболее часто применяются такие методы как словесные, наглядные. Например, на уроках по введению понятия «информация» дети на известных для них примерах узнают, что может быть источником и приёмником информации, что можно делать с информацией, что в зависимости от решаемой задачи необходимо производить отбор полезной (нужной) информации. Понятие «информация» - определяющее для предмета. Усвоив его, школьникам легче дается следующие понятия «обработка и кодирование информации», причём сначала они сами учатся обрабатывать информацию и знакомятся со всевозможными условностями, с помощью которых можно информацию сделать доступной не для всех.

На уроках по кодированию информации дети уже в начальной школе узнают основу довольно сложной системы устройства памяти и работы компьютера, что в последующих классах им должно помочь усваивать материал быстрее, т.к. будет продолжение темы на более высоком уровне, а у них уже есть начальный объем знаний по этой теме. Затем встает необходимость знакомства с фундаментальными знаниями о компьютере, причем именно теоретическими. Дети должны четко представлять, что входит в минимальный состав аппаратной реализации компьютера, назначение основных устройств. Только после этих уроков школьники, особенно у кого вообще не было возможности реально познакомиться с ПК вне занятий, будут работать за компьютером с большим пониманием происходящего и главное со смыслом, а не чисто механически, выполняя указания преподавателя.

Причем хочу отметить, что на сегодняшний момент у кого дома есть ПК, отношение к этой технике в домашнем интерьере большей части как к игрушке, особенно у детей, и редко кто из родителей с детства воспитывает другое, более серьезное отношение к этой технике. Поэтому ранее знакомство ведет к раннему формированию как информационно-технологического мировоззрения, так и более высоким навыкам работы на ПК.

Как же донести учебный материал до учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?

Во-первых, в начале каждой новой темы показывать её связь с предыдущими занятиями, использовать простой и ясный язык, делая логические переходы от одной посылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов – делать это четко, но только там, где это необходимо.

Во-вторых, по возможности включать в уроки, заранее подготовленные компьютерные презентации с последовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемым программным средством.

В-третьих, при работе за компьютером у каждого школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику. В-четвертых, в каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда ученики трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.

Тема урока: «Устройство компьютера. Оперативная память»

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

Логика построения урока:

  1. Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке
  2. Актуализация субъектного опыта учащихся, ценностных, личностных смыслов
  3. Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала
  4. Организация осмысления
  5. Первичная проверка понимания нового материала
  6. Синтез: организация первичного закрепления и самостоятельный анализ учебной информации
  7. Применение полученных знаний в практикуме
  8. Рефлексия
  9. Практикум

Триединая дидактическая цель :

а) познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися особенностей построения компьютера, визуального восприятия материала урока; принципа работы оперативной памяти и порядка следования устройств, входящих в состав аппаратной реализации ПК.
б) развивающий аспект: обеспечить развитие дивергентного мышления.
в) воспитательный аспект: обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся.

Цель

Слайд № 1.

  1. Повторить устройства, входящие в состав аппаратной реализации ПК.
  2. Познакомить детей с назначением и принципом работы оперативной памяти.
  3. Учить определять истинность высказываний.

Оборудование :

  1. Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова Учебник – тетрадь «Информатика. 2 класс». 1 часть.
  2. Компьютеры для учащихся и проектор на рабочем месте учителя.
  3. Компьютерные программы к учебнику «Информатика. 2 класс».

Слайд № 2

Повторение.

Учитель: Компьютер состоит из отдельных устройств.

Ученик: Это клавиатура. Служит для ввода в память ПК текста и др. символов.

Слайд № 3

Ученик: Это «мышь». Служит для ввода, но с указанием места ввода на экране монитора.

Слайд № 4

Ученик: Это монитор. Служит для вывода из памяти ПК на экран текстов и рисунков и др. информации.

Слайд № 5

Ученик: Это принтер. Необходим для вывода информации из оперативной памяти компьютера на бумагу.

Слайд № 6

Учитель: Это системный блок, где находятся такие составляющие компьютера, как известные вам с предыдущего занятия - системная плата и процессор, многое другое, с чем познакомимся немного позже.

Слайд № 7

Учитель: Таким образом, вы назвали ряд устройств, из которых аппаратно реализуется ПК.

Учитель: Назовите, что изображено на слайде №7?

Ученик: Системная плата.

Учитель: Какова её функция, для чего она предназначена?

Ученик: Системная плата объединяет все устройства, подключенные к ПК в единое целое.

Учитель: Давайте проверим правильность ваших рассуждений.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ».

Учитель : Молодцы, правильно.

Слайд № 8

Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что такое процессор и системная плата. О системной плате мы уже говорили. Давайте вспомним для чего нужен процессор, что он выполняет в ПК.

Ученик: Процессор обрабатывает информацию.

Учитель : Мы с вами повторили пройденный материал, а сейчас приступим к знакомству с новым.

Новая тема.

Учитель: Мы продолжаем с вами работу над высказываниями, учимся определять их истинность.

Учитель: Какие высказывания называют истинными?

Ученик: Высказывания, в которых содержится истина.

Учитель: Приведите примеры истинных высказываний.

Учитель: Задача сегодняшнего урока при работе с высказываниями – научиться определять истинность высказываний с оборотом «Если, . . . то»

Слайд № 9

Учитель: Откройте ваши тетради на с.43. Читаем 1-ое высказывание. Это высказывание истинное или нет?

Ученик: Истинное.

Учитель: Верно. Значит какую букву вы впишите в квадратик? /Букву И/

Учитель: Проверим правильность нашего решения и в этом нам поможет наш экран.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ».

Учитель: Как видите, мы сделали всё правильно. Идём дальше. Внимательно читаем следующее высказывание.

После каждого прочтения и вписывания соответствующей буквы.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ» (До последнего высказывания на текущем слайде ).

Учитель: А теперь продолжим наше путешествие по Компьютерной Долине, где собирают компьютеры, где много интересного мы узнаем и многому научимся.

Слайд № 10

Учитель: Переверните страницу вашей тетради. Здесь вы встретились с героями. Продолжая сборку компьютера робот хочет добавить следующий его элемент, который называется Оперативной памятью (далее ОП) и у ребят возник вопрос: а зачем нужна Оперативная память?

Слайд № 11

Учитель: А вы знаете зачем? Нет? Давайте попробуем в этом разобраться.

Слайд № 12

Учитель: Во-первых, в ОП хранится информация.

Учитель: А теперь внимание важная информация для запоминания !

Слайд № 13

Учитель: Информация хранится в ОП в её ячейках. Из ОП процессор берёт информацию и обрабатывает её.

Учитель: Как же выглядит элемент называемый оперативной памятью?

Учитель: Что содержит оперативная память (ОП) в своём составе?

Слайд № 14

Учитель: На этом слайде вы видите схематично – как выглядит элемент оперативной памяти и что включает в свой состав ячейки памяти, которых чем больше, тем больше информации можно поместить в ОП.

Учитель: Рассмотрим ячейку оперативной памяти.

Слайд № 15

Учитель: Как вы видите на слайде – ячейка памяти состоит из восьми переключателей, которые изображены знакомыми вам лампочками, так как принцип их работы напоминает работу лампочки («включено», «выключено»). Состоянию «включено» соответствует для переключателя хранение «1», «выключено» для переключателя хранение «0».

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ».

Учитель: Внимание правило : в одну ячейку памяти можно записать двоичный код одного символа .

Учитель: В соответствии с этим правилом выполним задание на с.44 под буквой а.

Учитель: Как ответим на поставленный вопрос: сколько ячеек памяти занимает слово МАК?

Ученик: Слово МАК занимает 3 ячейки, так как в этом слове 3 символа.

Слайд № 16

Учитель: Выяснив про ОП, её компоненты. Наша дальнейшая с вами задача познакомиться, как к системной плате подсоединить элементы ОП. На этом слайде вы видите, как уже установлен процессор и где находятся разъемы для установки элементов ОП.

Учитель: Давайте посетим с вами бюро по сборке компьютеров, и в этом нам поможет виртуальная лаборатория. Здесь, в лаборатории, мы повторим, как подключается процессор к системной плате; увидим принцип подключения к разъемам системной платы элементов ОП.

Слайд № 17

Закрепление изученного.

Учитель: А теперь, задание для выполнения на странице 45 ваших тетрадей, под буквой с) .

Слайд № 18

Учитель: Что изображено на странице и на слайде?

Ученик: Системная плата, с подключенным процессором.

Учитель: Что ещё есть, как называются эти элементы?

Ученик: Элементы ОП.

Учитель: Сколько их? /4 штуки/

Учитель: Сколько разъёмов вы видите на системной плате? /3 разъема/

Учитель: Значит один элемент ОП – лишний? /Да/ Будем его соединять с разъемом на системной плате? /Нет/

Слайд № 19

Учитель: Проводим в тетрадях линии, соединяющие элементы ОП с разъёмами на системной плате, тем самым, имитируя подключение элементов ОП к системной плате.

Учитель: Проверим правильность выполнения вами этого задания.

Слайд № 20

Учитель: С каким составляющим системной платы вы сегодня познакомились?

Ученик: С элементами оперативной памяти.

Учитель: Для чего служит ОП?

Ученик: ОП служит для хранения информации.

Учитель: Что за устройство забирает информацию из ОП для её обработки?

Ученик: Процессор.

Практическая часть.

Слайд № 21

Учитель: На этом теоретическая часть нашего урока закончена, переходим к практической части урока. Внимательно смотрим на нашу доску и слушаем, как вы будете работать за компьютером.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ».

Просмотр учащимися режима работыв окне программы «Сборка компьютера «Малыш»

Учитель : Первая группа учащихся идет работать за компьютеры, а вторая группа – выполняет задание в тетрадях на стр.46 №53. Прочитайте внимательно задание под буквой (а) и выполните его, руководствуясь теми сведениями, которые вы получили из предыдущего задания.

Учитель: Первая группа после завершения задания за компьютерами меняется со второй, которая садится работать с той же программой. Первая группа садится и выполняет задание в тетрадях на стр. 46 №53 под буквой (а) .

ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с ПК должно обеспечить школьное образование. Повышение эффективности использования ПК происходит вследствие того, что человек передает ПК большую часть своих рутинных действий и у него освобождается таким образом время для творческой работы, недоступной машине. И это творчество человека тем продуктивнее, чем больше у него развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами. В настоящее время имеется ряд разработок разных авторов , по которым в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики целесообразно включать приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты:

изучение алгоритмов;

развитие процессов мышления, рассуждений, логики;

изучение объектов и систем;

построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.

Это одна часть вопросов, с которыми полезно знакомить учащихся в начальной школе на уроках информатики. Но уроки информатики не будут для детей таковыми, если на них не предусмотрена работа на компьютере. Как показал опыт многолетней работы автора с детьми 8-10 лет - не важно какая вычислительная техника имеется в распоряжении детей. Важно то, что на уроках информатики они на ней работают: осваивают технику безопасности, работу на клавиатуре и т. д.

Итак, для курса информатики в начальной школы характерны цели, связанные как с освоением основных понятий информатики, так и с приобретением навыков работы на ПК. Начинать осваивать ПК и информационные технологии можно в начальной школе со второго класса.

Известно, что “Информатика” как наука включает семь направлений :

теоретическая информатика, использующая математические методы (математическая логика, вычислительная математика, системный анализ, теория принятия решений и т.д.) для построения и изучения моделей хранения, обработки, передачи информации;

вычислительная техника (ВТ);

программирование;

информация в обществе и природе;

кибернетика;

искусственный интеллект;

информационные системы.

В школьном курсе информатики для старших классов делается акцент на изучение первых четырех направлений. При этом наиболее полно изучаются ВТ и программирование. Начав изучение информатики в начальной школе, в старших классах можно больше уделить внимания другим направлениям информатики.

Таким образом, начальный курс информатики в общеобразовательной школе (2-5 классы) включает две компоненты:

Теоретические вопросы, освещающие основные понятия из области теоретической информатики и прикладной (информационных систем, искусственного интеллекта, ВТ);

Практические занятия, направленные на приобретение умений и навыков:

работы на ПК,

решения интеллектуальных и креативных задач.

Тематическое планирование курса

Курс информатики для трех классов начальной школы можно разбить на пять модулей, в каждом из которых изучаются:

информация,

алгоритмизация,

персональный компьютер,

элементы логики,

объекты и системы,

Эти модули изучаются в каждом классе. Знания по темам внутри каждого модуля расширяются и углубляются спиралеобразно. На каждом витке знания предыдущего являются основой для дельнейшего изучения. В таблицах 1-5 приводится тематическое содержание перечисленных выше модулей по классам. Таблица 1

Информация2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Понятие “информация”.

1. Характеристики информации по способу восприятия, объему, характеру.

1. Преобразование информации.

2. Виды информации (в зависимости от ее носителя).

2. Источники и носители информации.

2.Источники и приемники информации.

3. Способы восприятия информации об окружающем нас мире.

3. Способы передачи информации.

4. Информация о себе.

4. Кодирование информации.

5. Двоичное кодирование.

6. Единицы измерения информации.

7. Формы представления информации.

8. Представление информации в памяти ПК.

Таблица 2

Алгоритмизация2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Последовательность состояний в природе, последовательность действий.

1. Блок-схемы алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью блок-схем.

1. Алгоритмы с вложенными циклами.

2. Составление последовательности действий. Поиск и исправление ошибок в последовательности действий.

2. Ветвление в алгоритмах.

2. Алгоритмы с параметрами.

3. Понятие “алгоритм”.

Линейные алгоритмы.

3. Циклические алгоритмы.

3.ПК - Исполнитель алгоритмов. Команда присваивания.

4.Формы записи алгоритмов (словесная, с помощью геометрических фигур, рисунков).

4. Практика по составлению алгоритмов различного вида.

5. Понятие “Исполнитель”. Виды исполнителей. Работа в среде программных Исполнителей (“Закраска”, “Художн-ик”).

5. Координаты. Координатная плоскость.

Исполнение алгоритмов на координатной плоскости.

Исполнители алгоритмов. Система команд Исполнителя (СКИ). Работа с СКИ “Кенгу-ренок”.

Таблица 3

Персональный компьютер2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. ПК в жизни общества

Устройства ПК. Память. Виды памяти. Работа с разными видами памяти на ПК.

1. Устройства ПК. Устройство памяти. Адресация. Средства доступа.

2. Устройства, входящие в состав ПК. Компьютерные сети.

Практическая работа на ПК: ППС для развития внимания, памяти, мышления.

Работа с ППС учебного назначения по общеобразовательным предметам.

2. Устройство микроЭВМ: интегральные схемы, логические элементы.

3. Знакомство с клавиатурой. Набор информации о себе на клавиатуре.

3. Практическая работа с ППС по общеобразовательным пре-дметам (русский язык, математика и др.).

4. Компьютерные игры: логические, по управлению движущимися объектами.

4. Редактор текстов (система команд).

5. Операционная система ПК.

6. Файловая система на дисках.

Таблица 4

Элементы логики2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Установление закономерностей (задачи).

1. Высказывания. Отрицание высказываний. 1. Логические операции.

2. Понятие множества. Множества в природе. 3. Дерево возможностей.

2. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям.

3. Понятия: отрицания (не),

объединения (и), выбора (или).

3. Графы. Описание графов. Пути в графах.

4. Множество и его элементы. Задание множества. Операции над множествами.

Таблица 5

Объекты и системы2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Выделение признаков предметов.

1. Отдельные предметы и общие названия.

1. Составные объекты. Дерево состава.

2. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов.

2. Разные предметы с общим названием. 2. Адреса объектов.

3. Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

3. Состав и действия предметов с общим названием.

3. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент.

4. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков у разных отдельных предметов. Имена объектов.

Анализируя содержание модулей курса и обобщая опыт работы в таблице 6 приводится количество часов, необходимое для изучения каждого модуля в каждом классе.

Таблица 6 Количество часов

п/п Модули курса 2 кл.

Информация 4 4 8

Алгоритмизация 9 9 6

Персональный компьютер 6 8 12

Элементы логики 6 6 4

Объекты и системы 5 5 5

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

И Т О Г О: 34 34 34

Пункт 6 в таблице нацелен на развитие указанных качеств путем решения, составления разного рода развивающих задач, игр, работе с тестами, программными средствами учебного назначения по общеобразовательным предметам. В последнем случае с используемыми ППС необходимо познакомить учителя-предметника и согласовать время работы с ними (в качестве средства закрепления, повторения изученного учебного материала, самостоятельной работы учащихся работа).

Анализ таблиц 1-6 позволяет составить тематическое планирование трехгодичного курса с указанием часов, отводимых на изучение отдельных тем, а также указать средста обучения и организационные формы обучения. Ниже в таблицах 7-9 приводятся примерные тематические планы по курсу “Начала информатики” для 2, 3 и 5-ого классов общеобразовательной школы с указанием: тем, количества уроков для их изучения, форм организации занятий и используемых средств обучения (к которым относится и ВТ).

Таблица 7 Курс "Начала информатики” для 2-х классов. №

п/п Тема Средства обучения Форма

обучения К-во

1.1. Введение. Понятие "информация". Виды информации. Способы восприятия информации об окружающем нас мире. Информация о себе. Натуральные запа-хи. ощу-щения Беседа,

Подготовка к введению понятия алгоритма.

Последовательность действий; последовательность состояний в природе.

Составление последовательности действий.

Поиск и исправление ошибок в последовательности действий. Рисунки. Беседа,

Практические занятия. 2

Понятие алгоритма; линейные алгоритмы. Формы записи алгоритмов (словесная, с помощью рисунков, геометрических фигур). Рисунки. Беседа,

практи-ка. 4

Понятие “Исполнители”. Виды Исполнителей.

Работа в среде программных Исполнителей

("Закраска", "Художник"). Рисунки,

ППС Беседа,

работа на ПК. 1

Персональный компьютер.Его роль в повседневной жизни.

Составляющие устройства. Компьютерные сети. Знакомство с клавиатурой ПК.

Набор информации о себе по заданному образцу на клавиатуре ПК. Компьютерные игры Устройс-тва ПК Беседа с демонстрацией.

Работа на ПК 6

Элементы логики.

Задачи на установление закономерностей.

Понятия: отрицания (не), объединения (и), выбора (или).

Понятие множества. Множества в природе и вокруг нас Рисунки,задачи. Беседа,

практика. 6

Объекты и системы.

Выделение признаков предметов.

Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов.

Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

практические занятия. 5

6. ППС, задачи,

тесты. Тренинг, работа на ПК. 4

После первого года обучения по курсу “Начала информатики” учащиеся должны знать:

технику безопасности при работе на ПК, взаимодействия с устройствами: мышью, клавиатурой;

понятие об информации, способах ее восприятия;

характеристики информации по объему, содержанию, характеру;

общую структуру ПК (монитор, системный блок, устройства ввода/вывода информации);

об использовании ПК в повседневной жизни, профессиональной деятельности;

понятие “компьютерные сети” (локальные и глобальные);

понятие “множества” (вокруг нас, в природе, множество имен, подмножества);

необходимую информацию о себе и своих родителях;

понятия о линейных алгоритмах, способах его представления, исполнителях алгоритмов, системах команд исполнителей

Кроме того, учащиеся должны уметь:

работать с ППС для этого возраста при помощи мыши и через программное меню;

работать с играми по управлению движущимися объектами и с логическими играми;

переключать шрифты с русского на латинский и наоборот, набирать на клавиатуре простой текст с заглавными буквами, символами клавиатуры, с числами;

составлять последовательности действий для достижения поставленной цели;

рисовать геометрические фигуры в среде исполнителя “Художник”;

решать задачи на установление числовых, символьных, буквенных закономерностей и придумывать аналогичные;

выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам;

разбивать предметы на группы в соответствии с указанными признаками.

Таблица 8

Курс "Начала информатики” для 3-х классов.N п/п Тема Средства

обучения Форма

обучения Часы

1.2. Повторение. Характеристики информации по способу восприятия,объему,характеру.

Источники и носители информации. Рисунки.

Беседа с демонстрацией.

Формы представления алгоритмов.

Блок-схемы алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью блок-схем. Составление блок-схем известных алгоритмов.

Ветвление в алгоритмах,

Циклические алгоритмы.Условие окончания цикла.

Координаты. Координатная плоскость (к.п.). Исполнение алгоритмов на к.п.

Система команд Исполнителя. Работа в среде исполнителя “Кенгуренок”. Беседа с демонстрацией,

практика,

работа на ПК. 9

Устройства, входящие в состав ПК.

Память; виды памяти.

Работа с разными видами памяти. ПК. Беседа с

демонстрацией 3

Элементы логики.

Высказывания. Отрицание высказываний.

Дерево возможностей.

Графы. Описание графов. Пути в графах.

Множество и его элементы. Задание множества. Операции над множествами. Таблицы, задачи. Беседа,

практика, тренинг. 8

Объекты и системы.

Отдельные предметы и общие названия.

Разные предметы с общим названием.

Состав и действия предметов с общим названием. Отличительные признаки (атрибуты). Значения отличительных признаков у разных отдельных предметов. Имена объектов. Таблицы, рисунки, задачи Беседа,

практика, тренинг. 5

Развитие внимания, памяти, мышления.

Интегрированные занятия по курсу математики, русского и английского языков.

ППС, задачи, тесты, игры.

работа на ПК.

После второго года изучения курса “Начала информатики” учащиеся должны знать: понятие циклического алгоритма;

понятие о координатной плоскости, декартовой системе координат;

имена объектов;

понятие графа, дерева;

графическое представление алгоритмов (блок-схема);

виды памяти в ПК;

условную запись имен программ в системе Norton Commandor

При этом учащиеся должны уметь: составлять блок-схемы алгоритмов;

исправлять ошибки в алгоритмах;

исполнять алгоритмы на координатной сетке;

работать в среде исполнителя “Кенгуренок”;

выделять разные предметы с общим названием, определять состав и действия предметов с общим названием;

находить отличительные признаки у разных отдельных предметов;

находить программы в системе Norton Commandor по заданным именам.

Таблица 9

Курс "Начала информатики” для 5-х классов. №

п/п Тема Средства обучения. Форма

обучения Часы

Информация (повторение).

Преобразование информации.

Источники и приемники информации.

Способы передачи информации; кодирование информации.

Двоичное кодирование информации.

Единицы измерения информации.

Формы представления информации.

Представление информации в памяти ПК. Рисунки,

схемы. Беседа,

тренинг, опрос. 1

Алгоритмизация.

Алгоритмы с вложенными циклами.

Алгоритмы с параметрами.

ПК-исполнитель алгоритмов.Команда присваивания. Рисунки,

ПК. Беседа, тренинг,

рабоота на ПК. 4

Устройство памяти. Адресация. Средства доступа. Процессор. Назначение. Характеристики.

Интегральные схемы, логические элементы: принцип работы.

Операционная система ПК.

Файловая система на дисках.

Работа в текстовом и графическом редакторах. Беседа с демонстр. 10

Элементы логики. Повторение.

Логические операции.

Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. 4

Объекты и системы.

Составные объекты. Дерево состава.

Адреса объектов.

Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Рисунки. Беседа, практика. 4

Развитие внимания, памяти, мышления.

ППС, тесты, задачи. Интегрир. уроки по общеобр. предм. на

После третьего года изучения курса учащиеся должны знать:

способы преобразования информации;

источники и приемники информации;

способы передачи информации;

способы кодирования информации;

двоичное кодирование, представление информации в памяти ПК, единицы измерения информации;

работу процессора, дисковода;

понятие “вложенных алгоритмов”, “алгоритмов с параметрами”;

команду присваивания;

команды текстового редактора MS.

Учащиеся должны уметь:

кодировать информацию с помощью числовых, символьных и графических кодов, придумывать коды;

декодировать информацию,

оперировать с единицами измерения информации;

работать в текстовом редакторе MS;

строить графы, удовлетворяющие заданным критериям;

рисовать дерево состава сложных объектов;

обращаться к разным видам памяти компьютера.

Что касается первого класса, то здесь уместны интегрированные уроки по общеобразовательным предметам с использованием имеющегося программного обеспечения. Как показал опыт работы в 1999-2000 учебном году в гимназии № 5 Советского района (учитель- Потапова Ирина Владимировна, преподаватель информатики – Вяткина Анна Юрьевна) один раз в неделю дети с огромным желанием занимались русским языком на компьютерах, закрепляя и повторяя пройденный материал. При этом дети знакомятся только с необходимыми для работы клавишами на клавиатуре и все их внимание направлено на усвоение предлагаемого в программных средствах материала.

Мтодика проведения занятий

Содержание процесса обучения определяется требованиями жизни, заказом общества на уровень знаний учащихся после окончания школы. Внутренней организацией содержания является форма организации обучения. Урок - это основная форма организации обучения при поурочной системе образования, имеющей место в нашей стране. Как продуктивно использовать время на уроке? Наиболее приемлем комбинированный вид урока, на котором на разных фазах сочетаются несколько видов деятельности; при этом не исключаются другие виды уроков. На уроке выделяются четыре фазы. На заключительной фазе в конце каждого занятия учащимся предоставляется возможность поработать на компьютере. После установачной фазы урока идет его основная познавательная часть, определяемая доминантной целью урока. Затем следует его вариативная часть, когда вид деятельности определяется вспомогательными целями урока: развитие памяти, мышления, проверка домашнего задания, вопросы для закрепления нового материала и проверки качества его усвоения. При этом используются тесты, задачи, игры - деятельность, при которой требуется “пошевелить мозгами”. В таблице 10 представлена структура урока по описанным выше программам. Таблица 10

Структура урокаВид деятельности Познавательная. Развитие мышления, памяти, внимания; проверка усвоения познават. матер., дом. зад. Работа на компьютере

Средства

обучения.

Рисунки, таблицы, устройства ПК. Тесты, задачи, рисунки. ППС

Продолжит. 10-15 минут 10-15 минут 15-20 минут

В таблице 10 в первой строке указаны виды деятельности на трех фазах урока, кроме установочных 1-3 минут. Во второй строке указаны средства обучения, используемые на указаныых фазах урока. В третьей строке приведено время для работы в каждой фазе урока. Интересным видом деятельности на уроках информатики является игра “Эрудиты в информатике”. Проводить можно в конце года на параллеле классов. Можно и среди групп одного класса в течение учебного года. Например, в 1998 году в школе № 165 Советского района было шесть 5-х классов. Согласно жеребьевке определились три пары классов, из которых вышли три победителя в финал. Из них выявился победитель. Игра состоит из нескольких конкурсов, в которых участвуют представители команд (по одному учащемуся от команды) или группа учащихся от команды. В ходе игры ребята участвуют в следующих конкурсах:

Приветствие

Домашнее задание.

Игра “Пойми меня”.

Конкурс капитанов

Написать алгоритмы

Работа с ППС по математике, русскому языку.

Нарисовать рисунок.

Создать “Страшилку”

Набрать текст в простом текстовом редакторе.

Ответить на вопросы компьютера.

Приветствия команды готовят по-разному в соответствии со своими творческими возможностями. Это может быть просто речь или стихотворная речь, танец и т.д. Эмблема готовится также творчески.

Домашнее задание команды получают накануне конкурса. Им может быть любой вид деятельности: составление алгоритма, кодирование информации и т.п., но для всех команд однотипное.

Игра “Пойми меня” может содержать несколько заданий (по аналогии с телевизионной игрой). Но все задания касаются терминологии из курса Информатики.

Конкурс Капитанов призван показать эрудицию капитанов. Для них готовятся задания заранее на компьютере. Им дается какое-то время для его выполнения. Это могут быть: установление закономерностей, расшифровка или шифровка информации, придумывание пословиц и т.п. Оценивается скорость выполнения, оригинальность решения.

Представители команд работают на компьютере с программами по математике, русскому языку, набирают информацию в простом текстовом редакторе. Оценивается скорость работы

Другие представители команд рисуют на компьютере рисунки на заданную тему (оценивается дизайн, фантазия, скорость исполнения).

В конкурсе “Создание Страшилки” требуется из заданных фрагментов сконструировать наиболее страшное существо. Оценивают этот конкурс сами ребята.

Описанная игра подводит итог годового изучения курса. Некоторые ее фрагменты (начиная с пункта 4) желательно использовать в течение учебного года.

Поскольку в начальной школе у детей преобладает мышление наглядно-дейст-венное и наглядно-образное, то весь понятийный аппарат информатики следует сопровождать демонстрациями, опытами. Это относится к таким понятиям как информация, характеристики информации, кодирование информации и другие вопросы из таблицы 1. Игровая атмосфера при изучении этих вопросов во 2-3-их классах способствует лучшему восприятию, пониманию и запоминанию учебного материала.

Заключение

В результате изучения курса по описанной программе учащиеся получают знания и приобретают умения и навыки как из области теоретической информатики, так и из прикладных направлений. Полученные знания будут развиваться при изучении предмета в последующих классах.

К ППС, указанных в средствах обучения, относятся разработанные в Сибирском институте образовательных технологий РАО компьютерные курсы по математике для 2-ого, 5- 6-ого классов общеобразовательной школы, тесты для развития мышления, программные разработки фирмы “Никита” .

Программа описанного курса прошла апробацию в школах Советского района г. Новосибирска.

Литература

Ершов А.П. Концепция информатизации образования./Информатика и образование. -1988. -№ 6.- С. 3-22.

Давыдов В.В., Рубцов В.В. Тенденции информатизации образования./Сов. педагогика. -1990. -№ 2. -С. 20-43.

Энциклопедический словарь Информатика./Под общ. ред. Поспелова Д.А. М., “Педагогика-пресс”. -1994.-350 с.

Валединский В. Информатика для 5-6 классов. Основные понятия. М., “Открытый мир”. -1996. -64 с.

Валединский В. Информатика для 5-6 классов. Алгоритмы. М., “Открытый мир”. -1996. -62 с.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы “Информатика в играх и задачах”. (Пояснительная записка). /Вестник образования. М. -1996.- № 10. -С.63-70.

Валединский В. Информатика для 2 -х классов. М., “Открытый мир”. -1995. -48 с.

Тэтчел Дж., Беннетт Б., Фрейзер К., Смит Б.Р. Осваиваем микрокомпьютер. В 2-х кн. Пер. с англ. -М.: Мир, -1989. -128 с.

Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. Пер. с англ. М., “Мир”. -1989. - 254 с.

Оригинал: http://www.websib.ru/noos/it/method.htm

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Эффективные

методы и приемы

работы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

г. Усинск

2017 г.

Эффективные методы и приемы работы с информацией

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие , и представляется, как общеучебное умение .

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания. Часто приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому мы, как учителя, которые видим свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознаем важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

Важно отметить, что при выполнении любого задания и на любом уроке учащиеся должны ставить цель, принимать учебную задачу, отбирать, а затем «читать» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками. Поэтому необходимо включать в урок задания, направленные на понимание, осознание цели: будь то таблицы, схемы или вопросы на понимание прочитанного.

Кроме того, важно отметить, что эффективная организация внеурочной деятельности также способствуют формированию информационной компетенции школьников. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, выходящую за рамки урока, в детские объединения по интересам, реализация программ внеурочной деятельности и др.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Очевидно, что необходимо тщательно планировать работу на каждом уроке, использовать активные формы обучения. Кроме того, для формирования и развития информационной компетенции возможно использование методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде

всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с информацией составляет основу изучения и освоения любого предмета.

В начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Классификация приемов работы с информацией:

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

    Комментированное чтение.

    Пересказ, рассказ по опоре.

    Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

    Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

    Поиск ответов на поставленные вопросы.

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

    Составление вопросника к тексту.

    Составление плана текста.

    Составление таблиц.

    Анализ материалов СМИ.

    Составление кроссвордов.

    Составление карт (схем) по тексту.

    Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

    Составление мультимедиапрезентаций.

    Разработка виртуальных экскурсий.

    Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

    Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Комментирование.

Озвучивание.

Анализ (рецензирование).

Организация практических работ.

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы со статистическими материалами

    Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

    Построение графиков.

    Построение диаграмм.

    Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

    Сбор статистических данных.

Приёмы работы с картографическими материалами

    Чтение карты.

    Картографическое (топографическое) лото.

    Наложение карт.

    Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

    Путешествия по карте.

    Составление характеристик объектов, территорий по картам.

    Разработка маршрутов.

    Разработка тематических карт с новым содержанием.

    Составление пазлов.

    Работа с контурными картами.

Приёмы работы с тестами

    Контрольное тестирование.

    Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

    Развивающие тесты.

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Остановимся на некоторых эффективных приемах работы с информацией.

Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом . Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Маркировка текста . Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш . То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

«Инсерт» . При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.

Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз ). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

хз

Для заполнения таблицы учащимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.

Прием «Сводная таблица»

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:

Сравните строение споровых растений

Плауновидные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Корень

Стебель

Лист

Прием «Кластер». «Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация учебного материала – расположение текста в определенном порядке.

Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».

Этот прием можно использовать:

    Для работы в парах или группах;

    При дополнении ответов друг друга.

Прием Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

"Толстый и тонкий вопрос

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Использование на каждом уроке заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией», обогащает учебный процесс, делая его наиболее эффективным. Для ученика обучение станет творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность, что ведет к формированию информационной компетенции. А умение работать с информацией – интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Использованная литература:

    Савинов Е.С. - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Ковалева Г.С., Логинова О.Б. - Планируемые результаты начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Воронцова А.Б. – Проектные задачи в начальной школе, М.: «Просвещение», 2010 г.

«Процессы информации» - Клеточная инженерия. Вещество, хранящее информацию в клетке. Древние мудрецы о получении информации человеком и другими разумными существами. Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Затем круг увеличивается, и круг интересов, следовательно, расширяется. Изобретение устройств на основе физических явлений.

«Информация о команде» - Информация из упражнения 2.1. Сводка «Наилучший выбор». Оживите вашу презентацию! Обсуждение «Как стать грамотным покупателем». Информация из упражнения 2.4 и упражнения 3.3. Результаты изучения цен на продукт. Создайте гиперссылку на электронную таблицу Microsoft Excel. Сформулируйте выводы вашей команды на тему: «Как стать более грамотным покупателем?».

«Информация и её свойства» - Сигналы. Информатика. Информация. Сохранение в памяти систематизация. Лингвистика, социология, психология. Происхождение термина «Информация» (середина XX века). Актуальность (своевременность). Основные способы передачи информации в социотехнических системах. Сообщение. Полнота. Какой взгляд разделяете вы?

«Информация 10 класс» - Источник информации. Мультимедиа обучающий проект по курсу информатики. Естественные информационные методы бывают врожденными и приобретенными. Информационные процессы». Потребитель информации. Информационный процесс. Обработка – любое преобразование информации с целью решения определенных функциональных задач.

«Информация в презентации» - Анимационные эффекты. Расположение информации на странице. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Совершенно не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы, вывода. Советы постороннего. Основные недоработки презентаций исследования учащихся. Виды слайдов.

«Информация 5 класс урок» - Хранить. Свой домашний адрес. Что можно делать с информацией? Записные книжки. Хранение информации. Другие внешние хранилища информации. Касетный магнитофон. Катушечный магнитофон. Сиди правильно. Имена, адреса, телефоны близких родственников и друзей. Обрабатывать. Память человечества. Передавать. Запоминание правил; запись в записную книжку; заучивание таблицы умножения коллекционирование.

Согласно стандартам 2-го поколения впервые в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа “Чтение: работа с информацией”. Данная программа состоит из четырёх разделов: “Получение, поиск и фиксация информации”, “Понимание и преобразование информации”, “Применение и представление информации” и “Оценка достоверности получаемой информации”. Это значит, что чтение из цели обучения становится базовым навыком для дальнейшего образования.

Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Многие ребята ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения о прочитанном, определять тему и главную мысль текста.

Поэтому, проблему получения, понимания и применения информации мы поставили на первое место. От уровня сформированности данных умений зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.

Целью нашей работы является: изучение влияния использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на формирование у младших школьников универсального учебного действия – работа с информацией при работе с художественным текстом.

Для реализации поставленной цели была изучена методическая литература и передовой опыт использования современных технологий обучения. Нам показался интересным опыт работы педагогов начальной школы Иркутской области. В результате проведённой работы мы пришли к выводу: “Технология развития критического мышления через чтение и письмо” (ТРКМЧП) обеспечивает:

  1. формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  2. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

На основе вышесказанного, мы решили в традиционную систему обучения в комплект “Школа России” внедрить приёмы и методы технологии развития критического мышления. Что способствовало формированию умения работать с информацией, поддержанию интереса к обучению, а также учёту личностного опыта учащихся и стремлению к творчеству.

Авторы технологии – американские учёные и преподаватели Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. В России она появилась в 1997 году. Разные исследователи вкладывают в понятие “критическое мышление” разный смысл. Например, Д. Клустер в статье “Что такое критическое мышление?” предлагает такое определение : “Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю”. С точки зрения психологии , критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). Мы склонны к объяснению, данному И.О. Загашевым и С. И. Заир-Беком – “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”. Тем самым, через систему конкретных методических стратегий и приёмов, мы формируем следующие умения:

  • работать с увеличивающимся потоком информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • вырабатывать собственное мнение;
  • точно и полно выражать свои мысли;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;
  • сотрудничать и работать в группе;
  • решать собственные и социально значимые проблемы.

В основе принятой нами технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

1. Начало урока – это стадия “вызова , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова задают тон урока – поисковый, диалоговый, помогают заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Здесь важным для нас является правило: “Любое мнение учащихся ценно”.

Наиболее эффективен и продуктивен, на наш взгляд, на данной стадии приём “Кластер”. Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Вообще, кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой ста– дии урока.

2. Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Наша главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса. И здесь нами используется метод активного чтения “Чтение с остановками”, приём “Дерево предсказаний”. Подробнее остановимся на приёме “Сводная таблица”.

Тема 1 Тема 2 Линии сравнения Тема 3 Тема 4

Основной смысл использования приёма заключается в том, что “линии сравнения” формулируют сами ученики. Для этого предлагаем вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно “линий”. Затем просим определить наиболее важные. “Важность” необходимо аргументировать.

3. Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. С этой целью, нами используется приём “Синквейн” – это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – Тема – 1 слово (имя существительное).
  • 2 строка – Описание темы – 2 слова (имя прилагательное).
  • 3 строка – Описание действия – 3 слова (глагол).
  • 4 строка – Отношение к теме – фраза из 4-х слов (предложение, цитата).
  • 5 строка – Суть темы – 1 слово (синоним).

Применяя данный приём, мы сделали вывод: не всегда требуется придерживаться такого чёткого соблюдения правил написания стихотворения. Иногда ученику достаточно использовать в третьей строке 2 слова. При обучении написанию синквейна для выражения чувства в четвёртой строке ребёнок может использовать 1–2 слова.

В ходе использования технологии нами ведется мониторинг влияния методов и приемов технологии развития критического мышления на формирование навыков работы с текстом. За основу были взяты следующие критерии: уровень восприятия художественного произведения, уровень сформированности навыка осознанного чтения; применение навыков критического мышления в жизни. В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики, предложенные учителями г. Усть-Илимска :

  • Диагностика уровня восприятия художественного текста;
  • Диагностика уровня сформированности навыка осознанного чтения;
  • Участие во внеклассной работе.

С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками использовалась диагностика, которая решала задачи выявления умения отвечать на поставленные вопросы и умения ставить вопросы к тексту произведения.

Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Экспериментальной группой явились ребята 3 класса МОУ “Криволукская СОШ”, где используется технология критического мышления; контрольной группой – ученики МОУ “Старокавдыкская СОШ”, где такая технология в обучении не применяется.

Читательское восприятие предполагает оценку уровня ряда умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.

Результаты диагностики представлены в Диаграмме 1, они говорят:

  • о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах;
  • способности учащихся определять последствия поступков персонажей произведения;
  • наиболее сложным для некоторых ребят является выделение и понимание главной мысли произведения.

Диаграмма 1.

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим задавать вопросы к тексту.

Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с этим заданием. После двукратного прочтения текста учащимся было предложено поставить 5 вопросов. Анализ полученных результатов сведён в Диаграмму 2.

Диаграмма 2.

Уровень восприятия художественного произведения (в %)

По данным исследования можно сделать вывод: большинству учащихся контрольной группы сложно полноценно воспринимать текст художественного произведения. Большую долю вопросов составляют вопросы на воспроизведение событий.

В декабре 2009 года учащимся 4 класса были предложены тестовые задания по чтению с целью определения уровня сформированности навыка осознанного чтения. Проверка включала в себя следующие параметры:

  1. степень извлечения фактической информации, т. е. информации, заданной в явном виде;
  2. степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации;
  3. проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, понимать основную мысль текста.

Результаты работы показали, что 71% учащихся экспериментального класса справились с заданиями на высоком и достаточном уровнях. В контрольном классе эта цифра равнялась 57 %.

Одним из показателей развития критического мышления, на наш взгляд, является результативность участия ребят во внеклассной и исследовательской работе, в творческой деятельности. Эффективность применения приёмов и методов технологии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Эффективность применения приёмов и методов ТРКМ в работе с детьми.

Наименование конкурса Учебный год Результативность участия
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ “Портфолио” 2008–2009г. Мясников Григорий, Мясникова Александра – дипломы участников.
Областной конкурс исследовательских и творческих работ Креатив-фестиваль “Надежда” 2008–2009г. Мясникова Александра – сертификат участника
Районная научно-практическая конференция “Первый доклад” 2008–2009г. Сергеева Диана – 1-е место.
Лукашенко Елена – 2-е место.
Федюк Ксения – 3-е место.
Районная олимпиада младших школьников
  • русский язык
  • литературное чтение
2009–2010г. Мясникова Александра – 2 место;
Натальчук Наталья – 3 место

В результате применения технологии развития критического мышления мы убедились в её эффективности. Наши выводы изображены в схеме 1.

Схема 1.

Эффективность применения “Технологии развития критического мышления через чтение и письмо”

Таким образом, использование технологии развития критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на Стандарты второго поколения. Чтение рассматривается как универсальное учебное действие, от успешности формирования которого зависит дальнейшее обучение ребёнка и развитие его личности.

Литература.

  1. Алексеева Л. Л., С. В. Анащенкова С. В., Биболетова М. З . и др., Планируемые результаты начального общего образования, под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Браус Дж.А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. NAAEE, 1994
  3. Загашев И. О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически: пособие для учителя – СПб: Альянс “Дельта”, 2003. 192 с.
  5. Загашев И. О., Умение задавать вопросы // “Перемена” – 2001, № 4. – С. 12–13.
  6. Клустер Д., Что такое критическое мышление?// “Перемена” – 2001, № 4 – С. 5–7.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001 – 544 с.
  8. Ларина Н. Н. Технология развития критического мышления на уроках чтения в начальной школе, 2006.// http://www.it-n.ru
  9. Материалы программы “Методическая лаборатория”, 2009. // www.cerm.ru


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: