Доступность государственных услуг. Президент поручил правительству повысить качество оказания электронных услуг

Порядок оценки потребителями качества и доступности государственных услуг обнаруживается действенным методом исследования нынешнего состояние в области обеспечения услуг и разработки методов дальнейшего улучшения данных услуг с учетом надобностей и ожиданий самих получателей услуг.

Основные показатели качества и доступности государственных услуг:

Проект договора должен быть подписан подрядчиком или уставным органом подрядчика или другим лицом, уполномоченным выступать в качестве подрядчика. В этом случае Подрядчик должен составить проект договора, а также доверенность или другой документ для представления Подрядчика.

Предоставленные услуги будут выплачиваться поставщику на основании индивидуальных счетов-фактур - налоговых документов, которые поставщик имеет право выпустить как можно скорее при получении заявления организации-заказчика о том, что он принимает часть выполненных услуг. Принятие будет сообщено в письменной форме поставщику через электронную почту. Налоговый документ будет наложен на 30 дней с даты поставки договаривающейся организации.

1. Своевременность и оперативность;

В общем виде своевременность это время, затрачиваемое потребителем на получение услуги с момента обращения. Своевременность предусматривает, что уполномоченные органы и некоторые служебные лица осуществляют схваченные на себя обязательства проявлять услуги и осуществлять объединенные с ней сделки в найденные нормативными правовыми актами сроки.

Платежи будут производиться исключительно в чешских кронах, и все данные о ценах будут указаны в этой валюте. Другие условия работы и оплаты, включая договорные санкции, являются частью проекта контракта. Форма «титульного листа» предложения, образец декларации поставщика о выполнении основных квалификаций. Аннулирование заявки, отказ от всех поданных заявок, а не заключение какого-либо контракта с любым из участников торгов. Они боялись, что им будут предъявлены другие обязанности. Сейчас идет дискуссия о связанных с торговлей компаниях, принадлежащих государству или муниципалитетам.

2. Качество предоставления государственных услуг:

Показатели качества предоставляемой услуги могут включать: показатели точности обработки данных, точность оформления документов, качество обслуживания.

3. Доступность государственных услуг:

Доступность содержится в оценке рациональности процесса предоставления услуги, явственности и качества сведения, разъясняющей система и процедуры оказание услуг. В известный практике доступность обусловливается качеством документов, регулирующих процесс обеспечения услуги и эффективностью влияющей системы информирования, созданием договоров для людей с ограниченными возможностями. Доступность обусловливается разнообразными пространственно-временными параметрами. Главными показателями, разрешающими её оценить, приходят: число и удаленность пунктов сопровождения населения, график работы.

Они не хотят, чтобы их конкуренты видели в своих бизнес-стратегиях, и они не хотят подвергать опасности бизнес своего бизнеса. Теперь очевидно, что для всех государственных или общих предприятий закон о реестре контрактов не будет падать. Пока неясно, какой ключ представляет собой система исключений из обязательства знать контракт в Интернете. Однако основным параметром является то, что контракт не должен угрожать бизнесу бизнеса, работающего в рыночной среде.

Опираясь на такие договоры было бы необязательно - большинство поклонников были бы высокомерными. Реестр контрактов имеет те же правила, что и в информационном праве, поэтому в нем нет ничего, что противоречило бы защите личных дел, угроз коммерческой тайны или безопасности государства.

4. Процесс обжалования;

Значительную роль в процессе сопровождения населения относится четким и обработанным процедурам обжалование действий (бездействия) должностных лиц, непринужденно общающихся с потребителями.

Для отметки их действий и утверждения возвратной связи нужно предусмотреть соответствующие показатели, характеризующие: эффективность и оперативность процесса анализа и удовлетворения жалоб, степень удовлетворенности потребителей имеющимся распорядком и сроками рассмотрения жалоб.

В Словакии реестр контрактов действует с года А, и результат публичной инспекции не менее непрактичен. После Союза городов и муниципалитетов Федерация промышленности и транспорта приняла законные положения. Компании обеспокоены реестром контрактов, потому что неясно, кому нужно будет сообщать о них и какие данные. Могут быть ситуации, когда компании публикуют что-то, что угрожает им, - критиковал Зденк Лиска. Но какая информация может угрожать компании, не объяснил это.

В нынешней версии законопроекта все государственные учреждения, муниципалитеты, уезды, университеты, а также иезуиты и иезуиты, чешское телевидение или диспетчеры наводнений должны будут заключать контракты в Интернете. Между тем, депутаты Европарламента согласились удалить торговую палату, поскольку они в основном финансируются за счет взносов их членов, а не из государственных средств.

5. Культура обслуживания;

Вежливость отображает довольство потребителей отношением персонала в процессе предоставления услуги, готовность обнаружить действенную помощь в возникновении трудностей.

Нужно досконально анализировать отдельные из этих факторов, проявляющих отрицательное воздействие на свойство и доступность государственных услуг. Отсутствие административных регламентов оказание государственных услуг. Административные регламенты оказания государственных услуг приносят четкую и прозрачную характеристику процесса, какой ведет к запланированному результату.

Какие компании или контракты будут в конечном счете касаться закона, депутаты должны подумать в мае, а затем голосовать в июне. Мы не знаем, как мы устанавливаем исключения, но есть механизм, чтобы быть там. Эта норма должна начать применяться с января следующего года, при этом небольшим муниципалитетам дается двухгодичная остановка для подготовки к изменениям. В дополнение к исключениям для бизнес-компаний они не должны будут иметь такие счета-фактуры и контракты на акции до пятидесяти тысяч в Интернете.

Тогда Секретарю понадобится сто Членов, которые будут голосовать за вето Сената. Перед водной и сточной промышленностью существует ряд проблем, которые мы можем оптимально решить для данной общины или межмуниципальной ассоциации. На веб-сайте Государственного законодательного центра уже давно объявлен законопроект о внесении изменений в акт о коллективном водоснабжении и коллективном очистке сточных вод. Ключевым изменением является создание контрольного органа для выполнения задач в области коллективного водоснабжения и коллективного удаления сточных вод, которые до сих пор будут обладать рядом компетенций в области водоснабжения и канализации муниципалитетов.

Положительными итогами вступления административных регламентов является:

1) установка отношений между потребителями государственных услуг и органами власти;

2) ограничение произвольности в действиях чиновников;

3) повышение прозрачности взаимодействия бизнеса и власти;

4) введение четких и понятных процедур принятия решений органами власти с участием бизнеса;

В свете предлагаемых правил надзор должен включать заключение по проекту правил по водоснабжению и очистке сточных вод, утверждение тарифов, разрешение споров между службами и получателями, штрафы, сбор и обработку информации о компаниях по водоснабжению и очистке сточных вод, в частности расчет и публикация информации о средних ценах водоснабжение и сбор сточных вод, а также подготовка и публикация отчетов об условиях осуществления деятельности в области коллективного водоснабжения и коллективного удаления сточных вод.

Разрешение вышеуказанного орган, который должен облегчить выполнение возложенных на него задач, состоит в том, чтобы иметь возможность запрашивать у заявителя необходимую информацию или документы в течение не менее 7 дней, под угрозой непредставления информации, предоставления ложной информации или вводящей в заблуждение информации.

5) Отсутствие системного и регулярного мониторинга качества оказание государственных услуг на момент внедрения административных регламентов может быть критическим фактором, приведение в дальнейшем к пренебрежению их положений. Потому нужда в проведение системного и регулярного мониторинга делается очевидной. Система мониторинга, при удачном внедрении, может стать институциональным ключом хронического улучшения финансирования коллективных услуг, а также увеличения их качества и доступности жителю.

Недостатки действующей модели рынка воды и сточных вод. В свете обоснования проекта предлагаемые решения направлены на устранение текущих проблем, связанных с ненадлежащим функционированием рынка услуг водоснабжения и канализации. и нацелены на юридическую защиту интересов получателей услуг за счет создания независимого и специализированного надзорного органа. В свете представленной позиции такое решение может привести к неоправданному увеличению цен на услуги водоснабжения и канализации и возникновению конфликта интересов между местной энергосистемой, водопроводной и канализационной компанией и получателем услуг.

Невключенность итогов мониторинга в систему правления оказание государственных услуг. Итоги мониторинга содействуют наиболее эффективному утверждению заключения в порядке планирование и мотивации, задавая при этом вектор определенности, четкости и вящей структурированности. Мониторинг прибывает нужным элементом в течении государственного администрирования, в связи с тем что она разрешает обусловить как эффективность работы системы по оказанию государственных услуг, так и общее качество политического управления в стране. Множественное реакция (отсутствие системы «одного окна»). Ведение процедур по принципу «одно окно» одним из эффективных способов анализа обращение граждан. В этом эпизоде один орган или служащий вправе запрашивать, получать и «укрупнять» сведение от других органов, которые должны ее давать. При этом бывает концентрация документов и решений в одной организации и у одного служащего в результат на призыв гражданина. Множественное межведомственное взаимодействие доставляется менее эффективным и результативным. В пользу этого заверяет тот факт, что система «одного окна» интегрирует ход управления, централизуя ряд функций и устраняя, то есть дублирование. В итоге, эта система основывает предпосылки для уменьшение административных издержек, с другой - расширяет доступ граждан для участия в программах, действующих на территории региона. Главная позиция системы «одного окна» - однократность обращение и оперативность утверждения решений чиновником. Обращение в систему «одного окна» не обнаруживается обязательный и осуществляется по добровольному решению заявителя.

Вышеизложенное должно обеспечить необходимость большей стандартизации услуг в секторе коллективного водоснабжения и коллективного удаления сточных вод. По мнению промоутеров проекта, действующая рыночная модель предоставления вышеуказанных услуг не обеспечивает объективного и независимого контроля.

По мнению авторов проекта, органы местного самоуправления, несмотря на имеющиеся инструменты контроля, в частности в форме права на подтверждение тарифных заявок, часто не используют свои полномочия и, таким образом, не обеспечивают достаточной защиты пользователей услуг от систематического повышения цен. В качестве части представленных оговорок также указывалось отсутствие достаточной любознательности и решимости муниципальных советов в области контроля за предлагаемыми правилами, а также незнания юридическими вопросами в этом вопросе советниками, что часто противоречит положениям применимого права.

Таким образом, качеством конечного результата услуги считаются заявки к последнему итогу услуги с точки зрения корреспонденции услуги стандарту и регламенту в части полноты и своевременность её оказания (например, потребитель получает в установленный регламентом срок полный комплект, справедливо составленных и заполненных в соответствии со стандартом набор требуемых документов, справедливо сокращенное пособие и пр.).

По мнению авторов проекта, проблема также заключается в разрешении споров между респондентом и получателями услуг. Тарифы и правила для водоснабжения и очистки сточных вод в руках регулятора. Дефекты существующих правил в отношении водоснабжения и канализации, отмеченные промоутерами проекта, в частности представленные как существенные, отсутствие внешних, специализированных и независимых надзорных органов в области задач водоснабжения и очистки сточных вод, передали важнейшие надзорные полномочия в отношении мнений и правил утверждение тарифов государственному надзорному органу.

Рассмотрим показатели оценки качества и доступности государственных услуг:

1. Своевременность и оперативность

2. Качество предоставления государственных услуг

3. Доступность государственных услуг

5. Культура обслуживания

28 июля 2016 года Владимир Путин дал Дмитрию Медведеву ряд поручений, направленных на повышение качества госуслуг, оказываемых в электронном виде.

Из числа новинок следует в первую очередь указать положения, предусматривающие со стороны совета коммуны обязательство не разрабатывать проекты правил водоснабжения и удаления сточных вод, а также представлять проекты правил в надзорный орган. Надзорный орган рассмотрит проект правил и выносит заключение по проекту в форме решения в течение одного месяца с момента подачи проекта. При вынесении заключения надзорный орган будет указывать на недостатки в проекте, требующие соответствующего дополнения.

Согласно предложенным решениям, совет коммуны принимает положения только в том случае, если выданное мнение является положительным или орган не выносит решения в указанный месяц. Если мнение отрицательное, совет коммуны будет обязан представить проект правил в надзорный орган в течение 2 месяцев с момента получения вышеупомянутого отрицательное мнение. Каждый представленный проект будет подлежать соответствующему мнению в предполагаемом режиме.

Президент поручил премьеру усовершенствовать электронные госуслуги и не дублировать их на региональных порталах

Проще, дешевле, умнее

Электронные госуслуги, согласно поручениям, должны стать:

проще – для этого премьер-министру предстоит обеспечить сокращение количества документов, обязательных к представлению заявителем для получения услуг,

Административное решение регулирующего органа вместо решения совета коммуны об утверждении тарифов. В контексте запланированных изменений особенно важно упомянуть тарифы на коллективное водоснабжение и коллективные очистные сооружения. Во-первых, следует отметить, что квартира будет определять тариф сроком на 3 года, а не на 1 год, как и раньше. Согласно обоснованию проекта, продление периода тарифов позволит сбалансировать имеющиеся водные ресурсы в течение более одного года из-за возможности экстремальных явлений, оценки наличия этих ресурсов и определенности оценки для получателей водных услуг.

дешевле – за счет сокращения размера госпошлины для заявителей, не требующих выдачи результата предоставления услуги на бумажном носителе,

умнее – Единый портал госуслуг (ЕПГУ) должен научиться в проактивном режиме информировать пользователей о полагающихся ему услугах, предоставлять комплексные услуги на основании единого заявления при наступлении определенных событий (рождение ребенка, регистрация брака и других).

Кроме того, срок действия тарифов, продлеваемых до 3 лет, приведет к тому, что годовой тариф не должен будет определять размер тары и надзорный орган при его проверке. Несмотря на вышесказанное, передача компетенции совета коммуны на утверждение тарифов государственным надзорным органам следует рассматривать как ключевое изменение. В свете проекта правил тарифы на воду и сточные воды будут утверждаться надзорным органом посредством принятия соответствующего административного решения. В свете предлагаемых правил налоговый кредит в течение 120 дней до запланированной даты вступления в силу тарифов должен быть направлен в надзорный орган по проекту тарифов с обоснованной заявкой на их утверждение.

Результат предоставления услуги на бумажном носителе должен предоставляться только по желанию заявителя.

Единый стандарт, единая форма, единый портал

Один из пунктов документа касается исключения дублирования на региональных сайтах тех электронных госуслуг, которые выведены на Единый федеральный портал.

Орган надзора будет оценивать проекты тарифов и поданную заявку с точки зрения соблюдения положений Закона и положений Закона о водном праве. Если результат оценки будет положительным, орган одобрит тарифы путем принятия решения и передаст окончательное решение руководителю муниципалитета и водопроводной и канализационной компании. Если результат оценки отрицательный, орган будет отказывать, также путем принятия решения, утверждать тарифы и обязывать заявителя представить пересмотренный проект тарифа вместе с измененной заявкой на его утверждение.

Согласно поручению, премьер-министр должен утвердить перечень востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг. Порядок их оказания должен быть приведен к единому всероссийскому стандарту. Предоставляться они должны с помощью единых форм на ЕПГУ.

Типизация услуг приведет к существенному сокращению расходов региональных и муниципальных бюджетов за счет использования единых форм на ЕПГУ без дублирования их разработки на региональных порталах, пояснил TAdviser директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах .

Речь идет о том, что наиболее востребованные услуги должны оказываться по унифицированным правилам. Например, форма заявления должна быть единой независимо от региона. Тогда все эти услуги можно будет перевести на единый портал и убрать как ненужные с региональных порталов, - считает министр ИТ, связи и госуправления Московской области Максут Шадаев . - Централизация усиливается, что точно обоснованно. Сайтов должно быть меньше. Все это будет продвигать Единый портал

Для пользователя, по мнению Шадаева, чем меньше порталов - тем лучше.

Но есть и другой аспект - если всем регионам запретить заниматься своими порталами, а единый портал будет стоять на месте, то это ни к чему хорошему не приведет. В регионах в отсутствие конкуренции не смогут появляться ростки нового, опасается министр.

Директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев считает правильной часть поручения, касающуюся единых стандартов и единых форм для оказания социально значимых региональных услуг через ЕПГУ, а его продолжение об "исключении дублирования" – неоправданным и труднореализуемым.


Главное, по мнению эксперта, обеспечить на ЕПГУ единство обнаружения услуг (поиск и каталоги) и авторизации (ЕСИА), интерфейса подачи заявлений (использование унифицированных форм) и предоставления информации о ходе оказания услуги и о ее результате (личный кабинет), а если где-то есть дополнительные возможности доступа к услугам, например, на региональном портале или на условном "Яндекс.госуслуги" – это наоборот хорошо.

Еще одним важным пунктом поручения Брауде-Золотарев считает внесение изменений в законодательство для "формирования государственных информационных ресурсов в качестве источников сведений о результатах оказания услуг".

В связи с реализацией этого поручения правовые последствия будут возникать по результатам внесения данных в электронные реестры, а не вследствие выдачи бумажного документа, говорит он. Правда, срок до 1 февраля 2017 года, по мнению эксперта, нереален, т.к. изменить придется десятки федеральных законов и ведомственных информационных систем.

Порталы федеральных органов также ждет "исключение дублирования" с ЕПГУ

Представить меры для повышения качества оказания электронных госуслуг Владимир Путин поручил Минкомсвязи, Минэкономразвития и "Институту развития интернета" в январе 2016 года.

Тогда же Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфину и Росфиннадзору было поручено дать предложения по исключению дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде.

В поручениях от 28 июля 2016 года речь идет только об исключении дублирования при оказании региональных услуг. Таким образом, стоит ожидать появления аналогичных поручений, связанных с оказанием госуслуг через порталы федеральных органов и внебюджетных фондов.

Существующее законодательство позволяет некоторым федеральным ведомствам (например, Росреестр, ФНС, ПФР, ФССП) предоставлять госуслуги не через ЕПГУ, а через ведомственные интернет-порталы, фактически дублирующие функционал ЕПГУ, - объясняет TAdviser Владимир Авербах. - Считаем необходимым с целью исключения дублирования проанализировать расходы по созданию новых и развитию существующих электронных услуг на ведомственных порталах, а также расходы на эксплуатацию, чтобы сделать вывод о целесообразности предоставления госуслуг федеральных органов исключительно на ЕПГУ

Полный текст поручений

Поручение

Д.А.Медведеву

В целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг (далее – услуги) в электронной форме и исключения дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями (далее – органы и организации) при предоставлении таких услуг:

1. Обеспечьте внесение в законодательство изменений, направленных на дальнейшее совершенствование механизма предоставления услуг в электронной форме, предусмотрев в числе таких изменений:

а) формирование государственных информационных ресурсов в качестве источников сведений о результатах оказания услуг;

б) получение результата предоставления услуги на бумажном носителе только по желанию заявителя при однократном посещении им органа или организации и вне зависимости от адреса его регистрации по месту жительства;

в) определение в качестве государственной и муниципальной функции органов и организаций деятельности по формированию Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), установление ответственности за исполнение указанной функции.

2. Обеспечьте формирование условий качественного предоставления услуг в электронной форме за счёт реализации следующих мероприятий:

а) утверждения единых требований к порядку работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка заявлений на получение услуг в электронной форме;

б) утверждения перечня востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг, порядок оказания каждой из которых должен быть приведён к единому общероссийскому стандарту с помощью установления единой формы на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – единый портал) и исключения дублирования такой формы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах в сети интернет;

в) устранения ограничений на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме.

3. Подготовьте предложения по поэтапному улучшению качественных показателей процессов предоставления услуг в электронной форме, в том числе по сокращению:

а) количества документов, обязательных к представлению заявителем для получения услуг;

б) срока направления органами и организациями ответа на межведомственный запрос в электронной форме;

в) размера государственной пошлины для заявителей, не требующих выдачи результата предоставления услуги на бумажном носителе.

4. Представьте предложения по изменению принципов предоставления услуг в электронной форме, предусмотрев в числе таких изменений:

а) организацию посредством единого портала предварительного информирования заявителя (без обращения заявителя) о полагающихся ему услугах на основании сведений в государственных информационных ресурсах;

б) предоставление на основании единого заявления в электронной форме набора услуг при наступлении определённого события, дающего право на получение таких услуг (рождение ребенка, регистрация брака и других);

в) независимый контроль сроков оказания услуг в электронной форме органами и организациями, в том числе с использованием сведений, формируемых в инфраструктуре электронного правительства, а также сбор и предоставление официальной статистической информации о работе органов и организаций по предоставлению услуг в электронной форме с использованием такой инфраструктуры.

Постановление Правительства о требованиях к электронным госуслугам

26 марта 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства №236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг". Федеральные органы власти должны привести свои услуги к требованиям с 1 июля 2017 года. Регионам рекомендуется сделать это до конца 2018 года.

Комментарий разработчика: Что и насколько серьезно меняется?

По просьбе TAdviser, об основных изменениях в связи с появлением требований к электронным госуслугам рассказал один из разработчиков этого документа, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев .

Постановление правительства №236 называется «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» . Соответственно, первый вопрос - какие основные требования к услугам предъявлялись до сих пор и какие требования предъявляются теперь?

По большому счету раньше требований к электронным услугам не предъявлялось. Профильный Закон о госуслугах (210-ФЗ) определяет электронную форму услуг через «использование информационно-телекоммуникационных технологий» и декларирует «возможность» получения услуг в электронной форме, если это не запрещено законом. Закон неконкретен в отношении отдельных составляющих услуг, и позволяет выдавать электронные сервисы практически любого качества и полноты за перевод услуги в электронную форму.

При этом с одной стороны при добросовестном исполнении закона ответственные органы должны были без дополнительных норм относиться к электронным госуслугам не как к объекту отчетности, а как к полноценным услугам. Например, решить: нажатие заявителем кнопки «Получить услугу» в самом деле позволяет подать заявление в электронной форме, и тогда это должно автоматически запускать те же процессы, которые запускает традиционное бумажное заявление. Но если заявителю помимо подачи электронного заявления все равно надо идти в орган власти или МФЦ и подавать заявление на бумаге, лучше такую кнопку вообще убрать с Портала госуслуг и не вводить граждан в заблуждение.


Теперь же правительство воспользовалось ст. 10 Закона о госуслугах и определило требования к составляющим услуг в электронной форме. Например, сейчас не просто сказано, что заявителю обеспечивается формирование в электронной форме заявления (запроса) и иных документов, необходимых для предоставления услуги. Вводится обязанность органа их принять и зарегистрировать, а также запрет требовать повторное представление заявления на бумажном носителе. Казалось бы, так должно было быть и так, но на практике мы не раз сталкивались с позицией ведомств, что формально закон не требует от них рассматривать электронное заявление (!). Такие аргументы теперь, вероятно, больше звучать не будут.

Другой пример: появление требования, что заявитель может выбрать форму, в которой ему будет передан результат услуги, в том числе в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Справочные неподписанные сервисы, которых сейчас большинство, тем самым перестают быть «услугами в электронной форме».

Важным нововведением становится обязанность ведомства информировать заявителя о всех стадиях предоставления услуги в течение рабочего дня по мере их наступления по электронной почте или через единый личный кабинет. Неопределенность для заявителя текущего статуса предоставления услуги сегодня одно из самых слабых мест Портала госуслуг. Человек, например, подал заявление и считает, что через месяц ему пришлют результат. А никто его заявления даже не анализировал, как будто обязанности сообщить, что происходит с заявлением гражданина, у ведомств не было.


Еще пример: теперь установлено, что предоставление услуги начинается с момента регистрации органом электронных документов, необходимых для предоставления услуги, за исключением случаев, когда законодательство прямо требует его личную явку. Т.е. в целом серая зона, что именно считать «подачей заявления», теперь трактуется в пользу больших прав заявителя.

Если говорить о приоритетных федеральных услугах, насколько они соответствуют новым требованиям?

Чаще всего не соответствуют, причем что приоритетные, что все остальные услуги. Основные изъяны, которые выявляет мониторинг, проводимый нами совместно с Минэкономразвития России, показывает, что из 655 федеральных услуг отправить заявление можно было только по 315 (48%), а получить хотя бы какую-то обратную связь после отправки заявления по 240 услугам (37%). Формы заявлений были доступны для 224 услуг (34%), информирование о порядке получения услуги обеспечивалось для 241 услуги (37%), платежные квитанции были доступны для 11 из 301 платной услуги (4%).

Лучше всего, наверное, ситуация с информационными услугами: по 35 из 88 таких услуг результат можно получить в электронной, но, как правило, справочной форме, без электронной подписи, как уже говорилось выше. Процитирую для примера официальный сайт ФМС России в отношении проверки недействительных российских паспортов : «данный сервис является информационным, предоставляемая информация не является юридически значимой».

Аналогичная ситуация с региональными и тем более муниципальными услугами: характерные проблемы такие же, как и у федеральных услуг, но статистика хуже.

Что изменится для ведомств, предоставляющих услуги? Что им предстоит сделать?

Ведомства, предоставляющие услуги, раньше самостоятельно определяли, каким образом и какие фрагменты услуги они переводят в электронную форму. При этом любой результат, даже откровенно халтурный, рассматривалась некоторыми ведомствами и Минкомсвязи России формально как положительный. Логика тут, видимо, такая: раз имеет место «использование информационно-телекоммуникационных технологий», значит, услуга переведена в электронную форму.




Это потребует от органов, предоставляющих услуги, довольно обширной работы по правовому разбору своих услуг, уточнению правовых актов и доработке электронных сервисов и регламентов. Теоретически вся эта работа уже должна была быть проведена ранее, но фактически у некоторых, можно считать, еще не начиналась. Поскольку ведомству придется объяснять свою позицию на Правкомиссии (или подкомиссии), а те, рискнем спрогнозировать, будут считать, что гражданам по умолчанию должны быть доступны в электронной форме все составляющие услуги, позиция ведомств должна быть хорошо аргументирована.

Как вы оцениваете сроки, установленные в постановлении?

Сроки пугающие. Чтобы в самом деле обеспечить с 1 июля 2017 г. предоставление государственных услуг в электронной форме не как попало, а в согласии с требованиями Постановления №236, необходимо пройти все перечисленные выше этапы, в том числе успеть обновить административные регламенты. Так что, если планировать к лету 2017 года закончить, приступать надо сразу.

Теоретически, повторю, вся эта работа ведомствами уже должна была быть в большой степени проведена ранее.

Должно ли появление требований повлиять на статистику использования электронных госуслуг?

Само по себе принятие Постановления, конечно, статистику не изменит. Однако если оно будет хотя бы частично выполняться, число реальных пользователей электронными госуслугами увеличится. «Революции», конечно, не случится. У нас нет оснований ожидать полного выполнения норм законодательства, но формально закрывать поручения и отчитываться ведомствам станет сложнее.


Так что равновесие сместится в сторону повышения качества электронных услуг, и мы познакомимся с реальные лидерами по переводу услуг в электронную форму.

Минкомсвязи России, как ответственный за Единый портал услуг орган, должен наладить независимый от ответственных ведомств учет числа предоставленных в электронной форме услуг в разбивке по отдельным процедурам – от заполнения электронных форм и подачи заявления до получения результата. И этот учет должен быть интегрирован с учетом услуг, предоставляемых в традиционной форме.


Мы говорим об этом уже очень давно, и соответствующие требования даже включались в правовые акты Правительства, но, насколько я знаю, пока эта работа системно не проводилась.

Полный текст постановления правительства №236

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - требования).

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос":

а) обеспечить не позднее 1 июля 2017 г. предоставление государственных услуг в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

б) осуществлять предоставление государственных услуг в электроннойформе с использованием своих официальных сайтов дополнительно в случае, если в соответствии с федеральными законами или актами правительства Российской Федерации соответствующие государственные услуги могут предоставляться с использованием таких официальных сайтов.

а) обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 г.;

б) утвердить не позднее 1 января 2017 г. сводные планы по приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в 4-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с требованиями.

5. Реализация требований осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Требования к предоставлению электронных государственных и муниципальных услуг

1. Настоящий документ устанавливает требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - услуги) федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее - органы (организации).

2. При предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается:

а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;

б) запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос);

в) формирование запроса;

г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг);

е) получение результата предоставления услуги;

ж) получение сведений о ходе выполнения запроса;

з) осуществление оценки качества предоставления услуги;

и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

3. Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги.

4. В административный регламент предоставления услуги включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, а также требования к порядку их выполнения.

5. Состав действий, которые включаются в административный регламент предоставления услуги, одобряется:

а) решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности - в отношении услуг, включенных в примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти или государственными внебюджетными фондами, а также примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), в соответствии с приложением № 1 к Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р (далее - примерные перечни);

б) решением подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности - в отношении услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", не включенных в примерные перечни;

в) решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на организацию процесса перевода услуг в электронную форму в субъектах Российской Федерации, - в отношении услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не включенных в примерные перечни.

6. Информация о порядке и сроках предоставления услуги, основанная на сведениях об услугах, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", размещенная на едином портале, порталах услуг и официальных сайтах, предоставляется заявителю бесплатно.

7. Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также отказ в предоставлении услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления услуги, опубликованной на едином портале, порталах услуг и официальных сайтах.

8. Доступ к информации о сроках и порядке предоставления услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя или предоставление им персональных данных.

9. При организации записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр заявителю обеспечивается возможность:

а) ознакомления с расписанием работы органа (организации) илимногофункционального центра либо уполномоченного сотрудника органа (организации) или многофункционального центра, а также с доступными для записи на прием датами и интервалами времени приема;

б) записи в любые свободные для приема дату и время в пределах установленного в органе (организации) или многофункциональном центре графика приема заявителей.

10. При осуществлении записи на прием орган (организация) или многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.

11. Запись на прием может осуществляться посредством информационной системы органа (организации) или многофункционального центра, которая обеспечивает возможность интеграции с единым порталом, порталами услуг и официальными сайтами.

12. Формирование запроса осуществляется посредством заполнения электронной формы запроса на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме. На едином портале, порталах услуг и официальных сайтах размещаются образцы заполнения электронной формы запроса. Если на едином портале заявителю не обеспечивается возможность заполнения электронной формы запроса, то для формирования запроса на едином портале в порядке, определяемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, обеспечивается автоматический переход к заполнению электронной формы указанного запроса на портале услуг или официальном сайте.

13. Форматно-логическая проверка сформированного запроса осуществляется в порядке, определяемом органом (организацией), после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы запроса. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы запроса заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме запроса.

14. При формировании запроса обеспечивается:

а) возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

б) возможность заполнения несколькими заявителями одной электронной формы запроса при обращении за услугами, предполагающими направление совместного запроса несколькими заявителями;

в) возможность печати на бумажном носителе копии электронной формы запроса;

г) сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода значений в электронную форму запроса;

д) заполнение полей электронной формы запроса до начала ввода сведений заявителем с использованием сведений, размещенных в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), и сведений, опубликованных на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах, в части, касающейся сведений, отсутствующих в единой системе идентификации и аутентификации;

е) возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы запроса без потери ранее введенной информации;

ж) возможность доступа заявителя на едином портале, портале услуг или официальном сайте к ранее поданным им запросам в течение не менее одного года, а также частично сформированных запросов - в течение не менее 3 месяцев.

15. Сформированный и подписанный запрос и иные документы, необходимые для предоставления услуги, направляются в орган (организацию) посредством порталов или официальных сайтов.

16. Орган (организация) обеспечивает прием документов, необходимых для предоставления услуги, и регистрацию запроса без необходимости повторного представления заявителем таких документов на бумажном носителе, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предоставление услуги начинается с момента приема и регистрации органом (организацией) электронных документов, необходимых для предоставления услуги, а также получения в установленном порядке информации об оплате услуги заявителем, за исключением случая, если для начала процедуры предоставления услуги в соответствии с законодательством требуется личная явка.

17. Оплата услуг осуществляется заявителем с использованием единого портала, порталов услуг или официальных сайтов по предварительно заполненным органом (организацией) реквизитам.

Предоставление информации об оплате услуг осуществляется с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При оплате услуги заявителю обеспечивается возможность сохранения платежного документа, заполненного или частично заполненного в соответствии с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, в том числе в едином личном кабинете гражданина - информационной подсистеме единого портала, обеспечивающей отображение текущего статуса предоставления услуг и сохранение истории обращений за получением услуг, включая хранение результатов таких обращений и электронных документов (далее - единый личный кабинет). В платежном документе указывается уникальный идентификатор начисления и идентификатор плательщика. Кроме того, заявителю обеспечивается возможность печати на бумажном носителе копии заполненного платежного документа.

18. Заявитель, совершивший оплату услуг с использованием единого портала, порталов услуг или официального сайта, информируется о совершении факта оплаты услуг посредством единого портала, порталов услуг или официального сайта (в том числе в едином личном кабинете) с использованием информации, полученной в установленном порядке из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

19. Заявителю в качестве результата предоставления услуги обеспечивается по его выбору возможность получения:

а) электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

б) документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, направленного органом (организацией), в многофункциональном центре;

в) информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

20. В случае если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами не установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе, заявителю обеспечивается возможность выбрать вариант получения результата предоставления услуги в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, независимо от формы или способа обращения за услугой.

Возможность получения результата предоставления услуги в форме электронного документа или документа на бумажном носителе обеспечивается заявителю в течение срока действия результата предоставления услуги (в случае если такой срок установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации).

21. Заявителю обеспечивается доступ к результату предоставления услуги, полученному в форме электронного документа, на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах (в том числе в едином личном кабинете) в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации. Заявителю предоставляется возможность сохранения электронного документа, являющегося результатом предоставления услуги и подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, на своих технических средствах, а также возможность направления такого электронного документа в иные органы (организации).

22. Уведомление о завершении выполнения органами (организациями) предусмотренных настоящими требованиями действий направляется заявителю в срок, не превышающий одного рабочего дня после завершения соответствующего действия, на адрес электронной почты или с использованием средств единого портала, порталов услуг или официального сайта в единый личный кабинет по выбору заявителя.

Органы (организации), оператор единого портала, а также операторы порталов услуг и официальных сайтов вправе определить дополнительные способы получения сведений о ходе выполнения запроса путем размещения информации на порталах услуг или официальных сайтах.

23. При предоставлении услуги в электронной форме заявителю направляется:

а) уведомление о записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр, содержащее сведения о дате, времени и месте приема;

б) уведомление о приеме и регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о факте приема запроса и документов, необходимых для предоставления услуги, и начале процедуры предоставления услуги, а также сведения о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

в) уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги;

г) уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.

24. Оценка качества предоставления услуги осуществляется в соответствии с Правилами оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей".

Оценка заявителем качества предоставления услуги в электронной форме не является обязательным условием для продолжения предоставления органом (организацией) услуги.

25. Заявителю обеспечивается возможность направления жалобы на решения, действия или бездействие органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего в соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного, (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг".



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: