Что значит заочное участие в конференции. Заочные конференции с публикацией научных статей – трудно найти, легко потерять и невозможно забыть


Для цитирования: Фадеев В.В. Йододефицитные заболевания // РМЖ. 2006. №4. С. 263

Йод относится к жизненноважным микроэлементам питания: суточная потребность в нем в зависимости от возраста составляет от 100 до 200 мкг (1 мкг – это 1 миллионная часть грамма), а за всю жизнь человек потребляет около 3-5 граммов йода, что эквивалентно содержимому примерно одной чайной ложки. Особое биологическое значение йода заключается в том, что он является составной частью молекул гормонов щитовидной железы: тироксина (Т4), содержащего 4 атома йода, и трийодтиронина (Т3), в составе которого 3 атома йода. Для образования необходимого количества гормонов требуется и достаточное поступление йода в организм. При недостаточном поступлении йода в организм развиваются йододефицитные заболевания (ЙДЗ). Вопреки бытующим представлениям, увеличение щитовидной железы (то есть зоб) является далеко не единственным и, более того, достаточно безобидным и относительно легко излечимым последствием йодного дефицита.

Йододефицитными заболеваниями (ЙДЗ), по определению ВОЗ, обозначаются все патологические состояния, развивающиеся в популяции в результате йодного дефицита, которые могут быть предотвращены при нормализации потребления йода. ЙДЗ развиваются в популяции при снижении потребления йода ниже рекомендуемых норм и являются естественным экологическим феноменом, который встречается во многих регионах мира.
Недостаточность поступления йода в организм приводит к развертыванию цепи последовательных приспособительных процессов, направленных на поддержание нормального синтеза и секреции гормонов щитовидной железы. Но если дефицит этих гормонов сохраняется достаточно долго, то происходит срыв механизмов адаптации с последующим развитием ЙДЗ. Этот термин был введен ВОЗ, которая тем самым подчеркивает тот факт, что заболевания щитовидной железы являются далеко не единственным и не самым тяжелым последствием дефицита йода (табл. 1).
ЙДЗ являются серьезной проблемой здравоохранения во многих регионах мира. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1570 млн. человек (30% населения земного шара) имеют риск развития ЙДЗ, в том числе более 500 млн. людей проживает в регионах с тяжелым дефицитом йода и высокой распространенностью эндемического зоба. Около 20 млн. человек имеют умственную отсталость вследствие дефицита йода.
Йододефицитные заболевания щитовидной железы
Йододефицитный гипотиреоз
Наиболее тяжелым последствием выраженного недостатка йода является йододефицитный гипотиреоз. Гипотиреозом обозначается клинический синдром, обусловленный дефицитом тиреоидных гормонов в организме. Здесь важно учитывать, что йододефицитный гипотиреоз в истинном понимании смысла этого термина, со всеми присущими ему феноменами (повышение уровня ТТГ) у взрослых может развиться лишь при достаточно длительном и крайне тяжелом (менее 20-25 мкг в сутки) дефиците йода в питании. При отсутствии каких-либо врожденных тиреоидных энзимопатий в условиях легкого и даже среднетяжелого йодного дефицита вероятность развития гипотиреоза вследствие йодного дефицита невелика. Основными причинами первичного гипотиреоза в регионах с легким и умеренным йодным дефицитом являются аутоиммунный тиреоидит и последствия оперативного вмешательства на щитовидной железе.
Отсюда следует важное положение: ЙДЗ не всегда связаны с развитием гипотиреоза, и эти два понятия не следует отождествлять. Как будет показано ниже, значительной проблемой для регионов с легким и умеренным дефицитом йода является не гипотиреоз, а высокая заболеваемость тиреотоксикозом в старшей возрастной группе, за счет формирования функциональной автономии щитовидной железы (табл. 2).
У новорожденных детей (вследствие значительно более высокого, чем у взрослых уровня обмена тиреоидных гормонов) умеренный и легкий дефицит йода, приводящий к уменьшению содержания этого микроэлемента в щитовидной железе, может обусловить развитие так называемой транзиторной неонатальной гипертиротропинемии (временное повышение уровня ТТГ). Этот феномен может выявляться при неонатальном скрининге на врожденный гипотиреоз, а его распространенность рассматривается, как один из показателей выраженности йодного дефицита в популяции.
Диффузный эутиреоидный зоб
Диффузный нетоксический зоб (ДНЗ) – самое известное заболевание, распространенность которого в прошлом рассматривалась в качестве основного маркера напряженности йодного дефицита. ДНЗ – это общее (диффузное) увеличение щитовидной железы (зоб) без нарушения ее функции. Существует множество этиологических факторов ДНЗ, однако наиболее частой его причиной (более 95% случаев) является йодный дефицит.
Патогенез увеличения щитовидной железы в результате йодного дефицита зоба достаточно сложен. По своей сути, формирование зоба является компенсаторной реакцией, направленной на поддержание постоянной концентрации тиреоидных гормонов в организме в условиях йодного дефицита. По современным представлениям, теория гиперпродукции или повышенной чувствительности тироцитов к ТТГ не может полностью объяснить патогенез йододефицитного зоба. Было показано, что ТТГ не является единственным стимулятором пролиферации тироцитов, а пролиферативные и трофические эффекты ТТГ зачастую опосредованы другими факторами. На протяжении последних 10-15 лет наиболее популярной стала теория, согласно которой снижение содержания йода в ткани щтовидной железы приводит к усиленной продукции местных тканевых факторов роста. Наиболее значимыми местными ростовыми факторами являются: инсулиноподобный ростовой фактор 1-го типа (ИРФ-1), эпидермальный ростовой фактор (ЭРФ), основной фактор роста фибробластов (ФРФ) и трансформирующий ростовой фактор b (ТРФ-b). Так, например, было показано, что рост изолированных фолликулов щитовидной железы, содержащих достаточное количество йода, не удается простимулировать введением ТТГ. Кроме того, оказалось, что при блокаде рецепторов ИРФ-1 специфическими антителами, ТТГ не способен оказать трофические эффекты на тироциты.
Клиническая картина ДНЗ, исходя из его определения, будет зависеть от степени увеличения щитовидной железы, поскольку ни о каком выраженном нарушении ее функции речи пока не идет.
Самым простым методом диагностики зоба является пальпация щитовидной железы. Что же позволяет выявить пальпация щитовидной железы? Во-первых, выявить само наличие зоба, во-вторых, оценить его величину (степень выраженности), а также наличие и размер узловых образований в щитовидной железе. В настоящее время во всем мире принята классификация зоба Всемирной Организации Здравоохранения (табл. 3).
Если на основании пальпации врач делает вывод о наличии у пациента увеличения щитовидной железы или пальпирует в ней узловые образования, пациенту показано более дифференцированное исследование – УЗИ щитовидной железы. УЗИ щитовидной железы позволяют определить ее объем, оценить структуру ткани, обнаружить и определить размеры узловых образований. Если объем щитовидной железы у женщины превышает 18 мл, у нее может быть диагностирован зоб. То же самое можно сказать и о мужчине, у которого объем железы превысил 25 мл. Нормативы объема щитовидной железы у детей являются предметом дискуссий, при этом в основном обсуждаются эпидемиологические аспекты этой проблемы, то есть нормативы, которые используются для оценки напряженности йодного дефицита, поскольку в эти исследования включаются именно дети препубертатного возраста. Использование эпидемиологических нормативов в клинической практике наталкивается на целый ряд проблем, особенно в ситуации, когда УЗИ проводится при отсутствии прямых показаний, то есть при отсутствии зоба по данным пальпации.
Наиболее оптимальным и этиотропным методом лечения зоба, связанного с йодным дефицитом, является назначение препаратов, содержащих физиологические дозы йода. В соответствии со схемой, представленной на рисунке 1, на первом этапе лечения подавляющему большинству детей, подростков и молодых людей (моложе 40 лет) показано назначение йодида калия в дозе 100-200 мкг в день («Йодбаланс», фармацевтическая компания Никомед). Назначение Йодбаланса приводит к достаточно быстрому подавлению гипертрофического компонента зоба (увеличение размеров тироцитов). Эффективность терапии контролируется при помощи УЗИ. При отсутствии эффекта через 6-12 месяцев к терапии может быть добавлен левотироксин (L-Т4; например, «Эутирокс») в дозе 75-150 мкг в день, либо же осуществляется переход на монотерапию L-Т4.
Существенным недостатком монотерапии L-Т4 является феномен «отдачи» – рецидив зоба после отмены препарата. Основным же плюсом комбинированного назначения йода и L-Т4 является более быстрое (по сравнению с монотерапией йодом) достижение уменьшения объема щитовидной железы (за счет L-Т4) и нивелировка феномена отмены L-Т4 (рецидив зоба) за счет йода.
Узловой и многоузловой эутиреоидный зоб
Узловой зоб - собирательное клиническое понятие, объединяющее все пальпируемые очаговые образования в щитовидной железе, имеющие различные морфологические характеристики. Другими словами, речь идет о предварительном диагнозе, который, по сути, лишь констатирует наличие в щитовидной железе некого образования. Этим образованием могут быть:
– узловой коллоидный пролиферирующий зоб (УКПЗ);
– опухоли щитовидной железы (доброкачественные и злокачественные).
Каким же образом йодный дефицит может способствовать формированию узлового (многоузлового) коллоидного пролиферирующего зоба (УКПЗ)? Дело в том, что исходно в щитовидной железе тироциты не являются идентичными по своей пролиферативной активности. Этот феномен обозначается как микрогетерогенность тироцитов. Другими словами, одни тироциты более активно захватывают йод, другие более активно продуцируют тиреоидные гормоны, третьи – более активно делятся, четвертые обладают исходно низкой функциональной и пролиферативной активностью. В условиях йодного дефицита щитовидная железа находится под влиянием хронической гиперстимуляции, основной причиной которой является снижение интратиреоидного пула йода. На первом этапе эта гиперстимуляция приводит к диффузному увеличению всей щитовидной железы – образуется диффузный эутиреоидный зоб. И действительно, если рассмотреть распространенность ДЭЗ в популяции, проживающей в йододефицитном регионе, последний будет чаще выявляться у молодых людей, а у детей будет встречаться практически только эта форма зоба.
В связи с тем, что йодный дефицит приводит к гиперстимуляции всей щитовидной железы, процесс узлоообразования, как правило, не ограничивается каким-нибудь одним участком или долей – в результате образуется многоузловой зоб. Важно отметить, что, несмотря на локальность проявлений (часто только один узел), УКПЗ у пациента, проживающего в йододефицитном регионе, по своей сути, является заболеванием всего органа. Это имеет большое клиническое значение. Именно этот факт и объясняет высокую частоту послеоперационных рецидивов узлового зоба при отсутствии профилактической терапии препаратами йода после хирургического удаления узлового образования.
Функциональная автономия щитовидной железы
Под функциональной автономией (ФА) щитовидной железы понимают независимое от регулирующих влияний гипофиза продукцию тиреоидных гормонов. На фоне микрогетерогенности тироцитов, в условиях хронической гиперстимуляции щитовидной железы, преимущественный рост получают клетки с наибольшим пролиферативным потенциалом. Активное деление этих клеток приводит к тому, что в генетическом аппарате клеток начинают запаздывать репаративные процессы, что приводит к образованию соматических мутаций. Мутации, приводящие к автономному функционированию тироцитов, обозначаются как активирующие. Среди активирующих мутаций тироцитов в настоящее время наиболее известна мутация рецептора ТТГ, приводящая к его стойкой активации даже в отсутствие лиганда, а также мутация a-субъединицы Gs-белка каскада ТТГ-цАМФ, которая также стабилизирует его в активном состоянии.
С годами, при условии сохраняющегося йодного дефицита, число автономно функционирующих тироцитов увеличивается. Чаще всего они группируются в узловые образования (монофокальная или мультифокальная форма ФА), но примерно в 20% случаев диссеминированно рассеяны по всей щитовидной железе. Крайним проявлением ФА щитовидной железы является узловой или чаще многоузловой токсический зоб (МТЗ).
Очевидно, что процесс развития ФА щитовидной железы значительно растянут во времени, поскольку должен пройти все эти стадии. В связи с этим многоузловой токсический зоб (как крайнее проявление функциональной автономии щитовидной железы), развивается почти исключительно у лиц старшей возрастной группы (после 60 лет).
Многие исследования показали, что одной из наиболее серьезных проблем даже легкого йодного дефицита является высокая распространенность тиреотоксикоза в старшей возрастной группе. Клинически эта проблема весьма актуальна тем, что у пожилых пациентов тиреотоксикоз труднее выявляется, поскольку имеет относительно скудную клиническую картину.
ЙДЗ в перинатальном периоде
Во время беременности под воздействием комплекса специфических факторов происходит значительная стимуляция щитовидной железы. Такими специфическими факторами являются гиперпродукция хорионического гонадотропина, эстрогенов и тироксинсвязывающего глобулина (ТСГ), увеличение почечного клиренса йода и изменение метаболизма тиреоидных гормонов беременной в связи с активным функционированием фетоплацентарного комплекса.
Каков же физиологический смысл гиперстимуляции щитовидной железы в первой половине беременности? Закладка щитовидной железы у плода происходит на 4-5-й неделе внутриутробного развития, на 10-12-й неделе она приобретает способность накапливать йод и синтезировать йодтиронины. Только к 16-17-й неделе щитовидная железа плода полностью дифференцирована и начинает активно функционировать. К этому моменту уже происходит закладка и дифференцировка основных структур центральной нервной системы (ЦНС). Вывод очевиден: формирование ЦНС у плода происходит под преимущественным влиянием тиреоидных гормонов матери. Именно в этом и состоит физиологический смысл гиперстимуляции щитовидной железы женщины в первой половине беременности.
Для адекватного развития нервной системы плода продукция тиреоидных гормонов матери с самых ранних сроков беременности должна возрасти на 30-50%. Йодный дефицит еще до беременности заставляет щитовидную железу женщины работать на пределе своих резервных возможностей. Дальнейшее повышение потребности в йоде может приводить к относительной функциональной гестационной гипотироксинемии (относительная по отношению к ожидаемому повышению уровня тироксина на ранних сроках беременности при адекватном поступлении в организм йода). Адекватное развитие головного мозга в неонатальном периоде во многом зависит от интрацеребрального уровня Т4, который напрямую коррелирует с уровнем свободного Т4 плазмы. При дефиците тиреоидных гормонов у плода наблюдается уменьшение массы головного мозга и содержания в нем ДНК, а также ряд гистологических изменений.
Все перечисленные механизмы гиперстимуляции щитовидной железы беременной носят физиологический характер, обеспечивая адаптацию эндокринной системы женщины к беременности, и при наличии адекватных количеств основного субстрата синтеза тиреоидных гормонов – йода, не будут иметь каких-либо неблагоприятных последствий. Сниженное поступление йода во время беременности (и даже непосредственно перед ней) приводит к хронической стимуляции щитовидной железы и формированию зоба как у беременной, так и у плода.
По данным бельгийского исследователя Д. Глиноэра в регионе с умеренным дефицитом йода объем щитовидной железы у женщин к концу беременности увеличивался на 30%, при этом у 20% всех беременных объем щитовидной железы составил 23-35 мл (нормальный объем щитовидной железы не превышает 18 мл). Зоб, развившийся во время беременности, подвергается лишь частичному обратному развитию после родов, а сама беременность является одним из факторов, обуславливающим повышенную частоту заболеваний щитовидной железы у женщин по сравнению с мужчинами.
Наиболее серьезным йододефицитным заболеванием, как об этом можно сделать вывод из таблицы 1, является нарушение интеллектуального развития населения, проживающего в регионе йодного дефицита. Показатели умственного развития населения (IQ-индекс), проживающего в таких регионах достоверно (на 10-15%) ниже таковых в регионах без дефицита йода. Причиной этого, как указывалось, является неблагоприятное воздействие даже умеренного йоддефицитного состояния в период формирования центральной нервной системы, в первую очередь – в перинатальном периоде.
Профилактика ЙДЗ
По рекомендациям ВОЗ, суточная потребность взрослого составляет 150 мкг йода в день. Беременные должны получать не менее 200 мкг йода в день (табл. 4).
Наиболее эффективным и дешевым методом является массовая йодная профилактика, которая заключается в йодировании пищевой соли. При помощи всеобщего йодирования соли проблему йодного дефицита можно ликвидировать в глобальном масштабе. ВОЗ и ряд других международных организаций регламентирует всеобщее йодирование соли как основной и достаточный метод массовой йодной профилактики. Эффективность всеобщего йодирования соли была многократно продемонстрирована во многих странах и регионах и имеет мощную научную базу.
В периоды наибольшего риска развития ЙДЗ целесообразно проведение индивидуальной йодной профилактики, которая подразумевает прием физиологических доз йодида калия. Поскольку периоды беременности и грудного вскармливания являются наиболее критическим в плане развития йоддефицитных заболеваний, беременным и кормящим женщинам показана более надежная индивидуальная йодная профилактика. Индивидуальная йодная профилактика подразумевает ежедневный прием йодида калия в дозе 200 мкг («Йодбаланс 200»).


Информационное письмо

ООО «Сетевой институт дополнительного профессионального образования» (СИДПО), г. Иркутск 25 сентября 2018 года проводит заочную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Наука. Образование. Общество»

В рамках конференции планируется издание сборника печатных работ.

Сборник статей, будет постатейно размещен в научной электронной библиотеке elibraru.ru и зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) по договору № 1582-06/2016K от 28.06.2016 г.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ

Участникам конференции высылается сертификат и сборник материалов научно-практической конференции.

По результатам проведения конференции будет издан сборник тезисов участников конференции с размещением в научной электронной библиотеке РИНЦ Elibrari.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ

Материалы представляются в оргкомитет в электронном виде. Публикуются в авторском варианте. Материалы, не соответствующие тематике конференции, оформленные не по правилам к публикации не принимаются.

Срок подачи материалов – по 25 сентября 2018 г . по электронной почте ([email protected]).

Телефон для справок 89148772358 Барашева Елена Викторовна — редактор сборника.

Текстовый редактор: MS Word for Windows. Имя файла – фамилия автора на русском языке.

Представляемая для публикации статья должна быть актуальной, обладать новизной, содержать постановку задач (проблем), описание основных результатов исследования, полученных автором, выводы; соответствовать правилам оформления. Статья должна содержать: заглавие (название), аннотацию, ключевые слова, основной текст статьи.

В представленной статье обязательно указываются:

— Название статьи пишется прописными буквами и располагается по центру – на русском и английском языках.

— Аннотация состоит из 2–3 предложений, в которых описываются цели и задачи проведенного исследования, а также возможности его практического применения – на русском и английском языках.

Ключевые слова – до 10 слов – отделяются друг от друга запятой, на русском и английском языках.

— В конце статьи – список литературы.

Объем представляемого в редакцию материала до 6 страниц формата А4.

Работа должна быть выполнена в текстовом редакторе Word; шрифт Times New Roman – 14 пт, межстрочный интервал 1,5; параметры страницы: поля – 2 см, нумерация страниц не выставляется; абзац 1,25 см. Рисунки и графики должны иметь четкое изображение, быть выполнены в черно-белой гамме. Фотографии и рисунки обязательно в формате *.tif или *.jpg должны иметь разрешение 300 dpi. Названия таблиц (над таблицей) и рисунков (под рисунком), ссылки на таблицы и рисунки, оформление списка литературы согласно ГОСТ.

Все аббревиатуры и сокращения при первом упоминании в тексте должны быть расшифрованы.

Наличие списка литературы обязательно. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Библиографическая ссылка. Источник приводимых в рукописи цитат, статистических данных и т. п. должен быть точно указан. Цитаты (знаки препинания, правописание и пр.) должны быть выверены. Когда ссылка делается на иностранный источник, библиографические элементы необходимо указывать в той же последовательности, что и для источников на русском языке. Ссылка делается на языке оригинала без сокращений и аббревиатур.

Материалы, не соответствующие указанным требованиям, а также опубликованные ранее или предложенные в несколько журналов или сборников к рассмотрению не принимаются. Автор несет личную ответственность за оригинальность текста, а также за достоверность приведенных данных и точность цитируемых текстов.

Перспективы развития туризма в Байкальском регионе

Prospects for the development of tourism in the Baikal region

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

К.э.н, доцент кафедры Экономика

ООО «Сетевой институт дополнительного

профессионального образования», г. Иркутск

Аннотация. В статье приведен SWOT- анализ туристического потенциала Байкальского региона, в котором определены: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития туризма в Байкальском регионе. На основе приведенного анализа определены направления туризма в Байкальском регионе комплексно, в том числе разработаны предложения для руководства региона и муниципалитетов для развития туризма.

Annotation. The article presents a SWOT- the tourist potential analysis of the Baikal region, which identified: strengths and weaknesses, opportunities and the development threats of tourism in the Baikal region. Based on the above analysis, identified areas of tourism in the Baikal region comprehensively, including developed proposals for the management of the region and municipalities for the development of tourism.

Ключевые слова: туризм, регион, муниципалитет, предпринимательство, туристический поток, бизнес, малый бизнес, субъект.

Keywords: tourism, region, municipality, tourist flow, business, small business, subject.

Байкальский регион богат различными красивейшими природными и историческими местами, самобытными традициями, ритуалами, обычаями. Знакомство с особенностями Байкальского региона, менталитетом местного населения — увлекательное и интересное занятие и для отечественных, и для иностранных туристов. В любом случае, тщательное знакомство со всеми вышеперечисленными факторами показывает, что это перспективный, доходный и интересный вид бизнеса, который под силу даже начинающим предпринимателям.

Библиографический список:

  1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 11.06.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»
  2. Ковальчук А.П.Анализ направлений развития внутреннего туризма в России // Экономика, предпринимательство и право. - 2014. - № 3 (24). - c. 24-29. - https://creativeconomy.ru/articles/60343/ [Дата обращения: 10.05.2017 г.]
  3. Чистякова О.В.Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа на Байкале: направления развития, специализации // Известия Иркутской государственной экономической академии . – 2012. — № 3. – с. 22-26.

Стоимость услуг фрилансера по размещению статьи в сборнике 450 рублей.

Для участия в конференции необходимо заполнить и прислать регистрационную форму и материалы докладов (объемом до 6 страниц) не позднее 25 сентября 2018 г . по электронной почте: [email protected] .

В срок до 10 октября 2018 г. будет производиться рассылка сборника по почтовому адресу, указанному в регистрационной форме.

Электронный пакет материалов конференции должен включать:

  1. материалы для публикации,
  2. заполненную регистрационную форму.

Уже давно и часто публикуются объявления о проведении «заочных» или «дистанционных» конференций, то есть с дистанционным участием, когда отсутствует необходимость куда-либо выезжать, выступать перед аудиторией и отвечать на каверзные вопросы. Фактически, участникам так называемых конференций с заочным участием предлагается просто оплатить оргвзнос, отправить тезисы доклада и получить через некоторое время по почте печатный сборник трудов или материалов конференции с ББК и ISBN . Так в чем же отличие дистанционной конференции от «классической», проводимой вузом или НИИ ?

Научная конференция (англ. academic conference ) - форма организации научной деятельности, при которой исследователи (в том числе учёные или аспиранты) представляют и обсуждают свои работы. Обычно заранее (в информационном письме, либо стендовом объявлении) сообщается о теме, времени и месте проведения конференции. Затем начинается сбор тезисов докладов и иногда оргвзносов.

Процесс проведения научно-теоретической или научно-практической конференци:

  • Регистрация участников с раздачей программы конференции (с указанием очередности выступлений)
  • Открытие и пленарное заседание с выступлением организаторов конференции
  • Работа по секциям или круглым столам с заслушиванием докладов и последующим обсуждением
  • Кофе-брейк в середине работы конференции и фуршет или банкет по её окончании
  • Культурные программы (экскурсии) для иногородних гостей
  • Публикация сборника научных трудов. Часто сборник выдается участникам конференции при регистрации.

Как вы понимаете, в случае проведения дистанционных или заочных конференций, все эти пункты, кроме последнего, отсутствуют. Такой подход существенно снижает организационные и финансовые расходы на проведение таких мероприятий и превращает их в финансово-выгодные. Впрочем, существуют и очно-заочные конференции, когда за деньги, вырученные от публикации трудов заочных участников, присутствующие на конференции организуют небольшой «междусобойчик» со скромным «алко-банкетом» .

Дистанционная конференция также отличается от распространенных с начала «нулевых» годов веб-конференций (размещения докладов на сайте организатора, их обсуждения в комментариях и публикации по итогам такой «дискуссии» ) и видеоконференций - общения удаленных участников с помощью обмена звуко- и видеоинформацией.

Весьма часто дистанционные конференции проводят не только различные негосударственные коммерческие «научные центры» , но и частные, а также государственные вузы. Причем очень часто при организации и проведении подобных мероприятий все они сотрудничают между собой. Ведь это прибыльное мероприятие, хотя и не такое уж сверхдоходное в последнее время. Еще одной «фишкой» дистанционных конференций является то, что их организаторы в печатном сборнике трудов не указывают никаких сведений об их «дистанционности» и «заочности» , т.е. тексты докладов издаются как материалы самой настоящей очной конференции.

Кто участвует в подобных мероприятиях? В основном графоманы и городские сумасшедшие, студенты для получения грантов или стипендии, те, кому нужно быстро и решительно подтвердить свои авторские права на тот или иной текст посредством публикации, а также аспиранты и докторанты, которым нужно заполнить пару строк в разделе «Апробация» в автореферате диссертации.

В чем, на мой взгляд, состоит «ущербность» заочных конференций? В том, что они ничем не отличаются от классических «сборников статей» , однако сборники формируются значительно дольше (до полугода или года). Автор тезисов на такой «конференции» не сталкивается с живой критикой специалистов, не осуществляется живое неформальное общение. Кроме того, многие заочные конференции проводятся только для осуществления «коммерческой прибыли» , на общую тематику, например, с такими названиями, как «Проблемы гуманитарных и технических наук» , «Актуальные события в бревнологии» . Фактически некоторые из них ориентированны на максимальный охват «клиентов-поциэнтов» и не несут никакой научной составляющей. Зачастую при формировании сборников отсутствует и адекватная научная редакция.

«Черный» список организаторов заочных конференций

Не так давно на сайте http://wwenews.esrae.ru/page/5 и на портале http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=13150 , а также в группе ВКонтакте http://vk.com/wall-61884344_313 был опубликован список конференций, не учитывающихся для рейтинга преподавателей НИУ Высшей Школы Экономики, по аналогии со списком журналов , в которых ВШЭ не рекомендует публиковаться своим сотрудникам:

1. Конференции, организованные Центром Научной Мысли (ИП Бобырев А.В.) (http://tagcnm.ru)
2. Конференции, организованные ООО «Центр Научного Сотрудничества “Интерактив Плюс”» (http://interactive-plus.ru)
3. Конференции, организованные Центром Развития Научного Сотрудничества (ИП Чернов С.С.) (http://www.zrns.ru)
4. Конференции, организованные Центром Научного Знания «Логос» (ИП Мовсесян Л.Н.) (http://центр-логос.рф)
5. Конференции, организованные ООО «СибАК» (http://sibac.info)
6. Конференции, организованные АНО «Центр Социально-политических исследований “Премьер”» (http://www.anopremier.ru)
7. Конференции, организованные Международным центром науки и образования и НаучФорумом (оба – ООО «МЦНО) (http://www.internauka.org, http://www.nauchforum.ru/)
8. Конференции, организованные АНО содействию развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение» (http://russian-science.info)
9. Конференции, организованные Научно-издательским центром ООО «Апробация» (г. Махачкала) (http://aprobacia.ru/)
10. Конференции, организованные ООО «Институт управления и социально-экономического развития» (http://iupr.ru/)
11. Конференции, организованные научно-популярным журналом «NovaInfo» (СМИ) (http://www.novainfo.ru/)
12. Конференции, организованные научным центром «Аэтерна» (ООО) (http://aeterna-ufa.ru/)
13. Международная научная конференция «Европейская наука и технологии» (http://sciencic.com)
14. Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (http://www.tezis.info)

Эти организации ни в коей мере не являются мошенниками , просто с точки зрения «корифеев Вышки» все они «недостаточно академичны» . Я уже отмечал ранее некоторую неадекватность при составлении «запрещенного списка журналов» , поэтому просто констатирую здесь, что конференции, проводимые «Международным центром науки и образования» и «НаучФорумом» ни на какую «высокую науку» и не претендуют, так как позиционирую себя преимущественно в качестве площадки для публикаций студентов и молодых ученых. Поэтому весьма странно, что преподаватели «Вышки» вообще публикуются там. Что касается таких организаций, как , и «Аэтерна» , то они зарекомендовали себя на протяжении уже многих лет как солидные организации, весьма часто проводящие научные конференции в сотрудничестве с государственными и частными вузами, публикующие весьма интересные коллективные монографии и т.д. Поэтом замечу, что и на этот раз «анти-рейтинг ВШЭ» весьма неоднозначен.

Научные конференции – один из основных форматов коммуникации между учеными. Он позволяет представить научной общественности результаты работы, получить обратную связь, посмотреть над чем трудятся коллеги. Личные контакты с учеными из вашей области науки, очень важны для развития карьеры: кто-то из новых знакомых сможет написать вам рекомендательное письмо, с кем-то будет возможна совместная работа над проектом.

Научные конференции по видам участия

Существуют научно-практические конференции по экономике, медицине, ИТ и другим сферам. Они посвящены обсуждению каких-либо практических задач. Похожую функцию выполняют научно-технические форумы.

Пример: на научно-практическом мероприятии «Современные научно-технические разработки и тенденции в сфере медицины и здравоохранения» можно ожидать:

  • представление конкретных медицинских устройств или их прототипов;
  • обсуждение способов решения технических проблем, связанных с разработкой новых аппаратов;
  • анализ основных потребностей и тенденций на рынке медицинской техники.

Такой формат научных встреч может быть стимулом для бурного развития конкретной области науки.

Так, для отечественного менеджмента и экономики важной вехой была Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, которая состоялась в 1921 году

Научно-теоретические конференции проводят для обмена фундаментальными знаниями, которые напрямую не связаны с практическими задачами.

Очные конференции

Мероприятие, на которое необходимо приехать и принять непосредственное участие, называется очным. Не менее чем за полгода до начала события, оргкомитет рассылает приглашения и программы конференций в организации и отдельным ученым. Если вы когда-либо публиковали результаты своей работы в научном издании, и указывали свой e-mail, вы должны регулярно получать такие приглашения.

Вы можете самостоятельно найти перечень ближайших конференций и научно-технических форумов по вашему направлению в интернете и самостоятельно отправить заявку на участие. На сайте конференции вы найдете план, программу, подробное описание направлений, список основных спикеров, дата, до которой принимаются тезисы докладов и требования к материалам конференции

Международная конференция по когнитивной науке (Biennial Conference on Cognitive Science) раз в два года проводится в одном из городов России (Москва, Казань, Новосибирск, Калининград). Данное мероприятие собирает ученых из многих стран, в том числе всемирно известных философов, психологов, биологов, педагогов. Очное участие в такой конференции полезно как для состоявшегося, так и для начинающего ученого.

При регистрации на сайте конференции вы должны выбрать формат вашего участия:

  1. устный доклад;
  2. постерный доклад;
  3. свободный слушатель.

Устный доклад

Выступление с устным докладом предполагает, что вы готовите презентацию и речь. Продолжительность обычно не превышает 20-30 минут. После доклада автору работы задают вопросы, ведется научная дискуссия. Поскольку устная презентация своей работы – самая статусная форма участия в конференции, обычно оргкомитет сам отбирает выступающих.

Основные критерии такого отбора:

  • соответствие темы работы общей направленности конференции;
  • научная новизна;
  • качество отправленных тезисов;
  • статус автора работы (наукометрические показатели, известность среди ученых).

Постерный доклад

Конференции для аспирантов и студентов содержат в программе постерные доклады. На листе формата А1 или А0 (конкретные размеры указываются на сайте конференции) необходимо привести основные данные по вашему исследованию, так, чтобы читатель мог понять суть без дополнительных объяснений.

Во время сессии, все участники размещают свои постеры на специальных стендах. Слушатели конференции свободно перемещаются от доклада к докладу и при желании задают свои вопросы авторам (которые должны всегда находиться около стенда со своей работой). Постерная сессия самый лучший способ завязать новые научные контакты, поскольку общение в таком формате более неформально.

Подготовьте заранее уменьшенный вариант вашего постера в формате буклета, обязательно укажите свои контакты. Раздавая такую продукцию заинтересованным слушателям, вы повысите вероятность общения с ними в дальнейшем

Формат участия с постерным докладом более всего подходит для первой конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.

По результатам публикуются материалы конференции. При защите диссертаций Высшая аттестационная комиссия (ВАК) зачтет ваши тезисы конференции как публикацию только в том случае, если сборник входит в специальный перечень изданий, рекомендованных ВАК. Но любая публикация доклада будет полезна, так как в диссертации есть раздел «Апробация результатов», где необходимо указать конференции, на которых соискатель представлял свою работу.

Участие в качестве свободного слушателя

Если вы еще только начинаете работать в данной теме и не имеете собственных результатов для представления на конференции, вы все равно можете принять участие. Являясь свободным слушателем, вы посещаете пленарные заседания, на которых уже состоявшиеся исследователи представляют устные доклады, общаетесь с авторами стендовых работ на постерных сессиях.

Даже пассивное участие в конференции полезно для молодого ученого:

  1. вы лучше разберетесь в теме;
  2. узнаете самые последние тенденции в вашем направлении;
  3. получите экземпляр тезисов конференции и информационные материалы;
  4. установите первые научные связи;
  5. успешная работа других людей мотивирует вас на собственные достижения.

Очные конференции чаще всего платные, однако для студентов и аспирантов существуют скидки, а иногда оргкомитет может полностью компенсировать молодым специалистам не только оргвзнос, но и затраты на дорогу и проживание.

Заочные конференции

Заочное участие не предполагает непосредственного присутствия на конференции. Участник должен зарегистрироваться в сети Интернет на сайте конференции, оплатить оргвзнос и направить в электронном виде тезисы в срок, указанный оргкомитетом. Если работа успешно проходит рецензирование, она публикуется в сборнике по итогам конференции и высылается почтовым отправлением или в электронном формате автору работы.

Пример заочной научно-практической конференции по экономике НИЦ «Социосфера», по результатам которой публикуется сборник: «Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты», 2018.

В Новосибирске проводится конференция по педагогике и психологии: «Современная психология и педагогика: проблемы и решения», сборник материалов конференции индексируется в РИНЦ.

Первая Международная научно-практическая конференция «Культурные ценности и традиции современного общества» заочно прошла в 2017 году в Новосибирске и собрала на форум участников из России и стран СНГ.

Заочный формат не позволяет расширить круг научных контактов и получить обратную связь от других ученых по поводу своего труда. Преимущество такого участия – скорость публикации тезисов в материалах конференций. Так как организация заочного мероприятия намного проще, чем очного, они проводятся гораздо чаще. От момента подачи тезисов до публикации вашей работы может пройти всего несколько недель.

Некоторые заочные форумы печатают свои материалы в журналах из Перечня ВАК. Такая публикация учитывается при защите кандидатской или докторской диссертации. Пример такой научной конференции – «Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура», г. Красноярск.

Важные результаты вашей работы и законченные исследования лучше представлять на очных мероприятиях. Результаты промежуточных этапов научной деятельности вполне подходят для публикации в сборнике заочного

Дистанционные

Дистанционные конференции проводятся в сети Internet на сайте мероприятия или организатора (Internet conferences). Крупные российские ВУЗы используют такой формат для установления новых научных связей с партнерами. Преимущество заключается в низких затратах на организацию мероприятия, при этом сохраняются многие достоинства очной конференции. Современные технологии видеосвязи позволяют проводить дистанционные конференции в формате живого общения.

Конференции по экономике, педагогике, социологии и другим гуманитарным дисциплинам могут проводиться научно-информационными центрами (НИЦ) в форме электронных рассылок через интернет и общения на форумах, что еще более удешевляет организацию

Сборник трудов дистанционной конференции в итоге не содержит указания о формате мероприятия. Он будет выглядеть как материалы обычной очной конференции, что является безусловным плюсом для авторов тезисов.

Пример: дистанционная конференция «Европейские научные исследования: инновации в науке, образовании и технологиях» проводится ежемесячно, и материалы конференции публикуются в виде статей РИНЦ.

Международные, Всероссийские и локальные конференции

Наиболее статусными являются международные научные конференции, в которых принимают участие исследователи со всего мира. Оргкомитет также состоит не только из российских, но и из иностранных ученых. Рабочий язык на такой конференции английский. Если встреча проходит в России, то, как правило, указываются два языка русский и английский.

Не стоит отказываться от участия в очной международной научной конференции из-за плохого знания иностранного языка. Обычно на крупных встречах есть аппаратура для синхронного перевода

Множество международных научных конференций публикуют сборники материалов на русском языке.

Например, на конференции НИЦ «Социосфера» Актуальные вопросы теории и практики филологических исследований рабочие языки: русский, английский, белорусский, узбекский.

Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» в Казани проходит на русском языке.

Всероссийские научные форумы собирают ученых только из Российской Федерации. Официальный язык мероприятия – русский. Участие в таких встречах связано с меньшими финансовыми затратами, по сравнению с международными

Локальные конференции привязаны к конкретным организациям. Это популярная форма представления небольших исследований. Школьные и вузовские мероприятия – являются локальными. На них приглашаются учащиеся и работники данного учебного заведения или организаций-партнеров со своими исследовательскими проектами.

Требования к докладам и тезисам на таких мероприятиях наименее жесткие, поэтому участие в них – хороший старт для начала научной карьеры школьника или студента

Платное и бесплатное участие в конференции

Любой формат может быть как платным, так и бесплатным. Проведение очной конференции наиболее затратно для организаторов. Участники должны оплатить оргвзнос, публикацию материалов конференции, проезд к месту проведения, проживание, экскурсии и т.п.

Заочное участие обойдется гораздо дешевле. Вы оплачиваете оргвзнос и затраты на пересылку материалов по почте. Обычно это сумма в пределах пары тысяч рублей.

Существуют и бесплатные формы проведения заочных конференций, однако их гораздо меньше, они проводятся реже и требования к публикуемым статьям намного серьезнее, чем при платном участии.

Публикация сборников тезисов и материалов конференции в РИНЦ

РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) национальная электронная база научных публикаций. РИНЦ содержит полную информацию о статье, аннотацию, список цитируемой литературы, а также цитирование данной работы другими авторами.

Такая база данных используется для оценки работы отдельных ученых: можно в поиске ввести данные конкретного человека и система выведет список всех его публикаций по годам, а также список цитирований его статей.

РИНЦ можно использовать и как инструмент поиска актуальной информации по конкретной научной теме, поскольку все серьезные издания подают данные о своей печатной продукции в РИНЦ.

По итогам конференций публикуются сборники статей или тезисов участников. Лучше выбирать конференцию РИНЦ. Особенно если это заочное мероприятие, и вы заплатили деньги за участие и публикацию в материалах конференции

Если тезисы вашего доклада на международной научной конференции попадают в РИНЦ, работа становится доступна для других исследователей, что отражается на количестве цитирований и ваших наукометрических показателях.

Участие в научных конференциях необходимая форма активности и планирования карьеры, как аспиранта, так и состоявшегося исследователя. Важно выбрать подходящий тип мероприятия, который позволит достичь поставленной цели.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: